Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Социальные отношения в античном полисе





Отношения индивида и полиса в классическом греческом полисе.Самосознание и самоутверждение свободной человеческой личности как важнейшая историческая предпосылка греческой демократии.

Греция как родина индивидуальности. Черты индивидуальности в скульптуре и эпосе. Представление об идеальном герое. Пробуждение «агонального духа». Соединение ярко выраженного индивидуализма или обостренного чувства собственного достоинства с постоянной оглядкой на общественное мнение. Распад микенских дворцовых государств и создание условий для свободы личности. VII в. до н.э. и мощный всплеск интереса к конкретной человеческой личности.

Семья и воспитание в Древней Греции. Права и положение женщины в греческом мире. Ведение женщиной домашних дел. Гинекей как основное место проведения досуга женщины. Гетеры. Положение женщины в Спарте. Брак как договор между двумя главами семей в целях продления рода у большинства греков. Церемония бракосочетания. Разница в возрасте невесты и жениха. Приданое. Возможность развода для мужчины и женщины. Права отца на ребенка. Отсутствие семьи у рабов. Наречение имени. Запись в список детей свободных граждан. Воспитание в гинекее. Воспитание девочек и их занятия. Воспитание мальчиков. Надзор педагога. Государственные и частные школы. Занятия гимнастикой в палестрах. Школы философов. Пребывание в эфебах и обучение военному делу. Обучение философии и красноречию. Посещение гимнасиев. Воспитание в Спарте. Подчинение воспитания военному делу. Детские лагеря – агеллы. Педономы. Образование. Физические упражения и воспитание выносливости. Переход в разряд взрослых. Воспитание девушек в Спарте. Посещение девушками гимнасиев. Совместные состязания девушек и юношей.

Социальный строй Спарты Структура общества в спартанском полисе. Понятие лакедемоняне – спартиаты вместе с периэками. Спартиаты как высшее сословие, потомки дорийцев, жители города Спарты, полноправные граждане, из которых формировались органы власти. Освобождение от физического труда. Спартиаты как военная прослойка. Периэки, свободная неполноправная часть населения в Спарте - потомки коренного населения, покорённого дорийцами и оттеснённого к окраинам Лаконики. Ограниченное самоуправление периэков и отсутствие у них политических прав. Хозяйственная деятельность периэков.

Илоты. Илоты как низшее и наиболее многочисленное сословие, зависимые земледельцы, содержавшие своим трудом спартиатов. Происхождение слова «илот». Илотия как результат порабощения ахейцев, населявших Лаконию до завоевания ее дорийцами. Сравнительно самостоятельное положение большей части илотов как крестьян с собственным хозяйством. Илотия как коллективная форма рабства и как коллективная собственность Спартанского государства. Двойственная зависимость илотов как от государства, так и от их собственных индивидуальных владельцев. Илоты как безусловная собственность спартанского полиса как коллективного сообщества граждан и условная собственность их реальных владельцев. Илоты как обязательный атрибут земельных участков. Возможность для илотов иметь жен и вести семейную жизнь. Ограниченное владение илотами предметов, фактически являющихся их собственностью. Религиозная гарантия, данная илотам – право убежища в храме Посейдона на Тенаре. Надзор государства за экономическими взаимоотношениями илотов и их хозяев. Фиксированный оброк. Масштабный психологический прессинг, применяемый спартанцами по отношению к илотам. Огромная численная диспропорция между илотами и спартиатами. Средства для морального и физического подавления илотов. Криптии.

Социальные отношения в Афинах. Реформы Солона.Сисахфия. Политика экономического протекционизма. Новая система мер и весов. Деление граждан на имущественные разряды. Пентакосиомедимны. Всадники. Зевгиты. Феты.

Социальная структура Аттики. Численность гражданского коллектива. Имущественные разряды и роль их представителей в экономической и политической жизни. Пентакосиомедимны и всадники. Практика литургий. Зевгиты и феты. Негражданское население полисов. Метеки. Классическое рабство: характерные черты, источники.

Индивид и римская цивитас. Семья и воспитание в Древнем Риме. Положение женщины в римском обществе. Весталки. Культ домашних богов на попечении женщин в доме. Посещение римлянками общественных мест и представлений, участие в общественной жизни. Участие женщин в агитации за выборы того или иного магистрата. Собрания знатных женщин. Присутствие женщин на пирах и императорских приемах. Обручение в дестком возрасте. Возраст для замужества. Формы заключения брака. Падение нравов в эпоху поздней Республики. Законы об обязательном вступлении в брак лиц высших сословий. Штраф за безбрачность и бездестность, налагаемый на женщин и мужчин. Воспитание дома под наблюдением родителей. Обучение греческому языку. Совместное обучение мальчиков и девочек в школах. Частные школы. Государственные начальные школы. Школы учителей-грамматиков. Высшее образование в школе риторов. Школы греческих риторов. Школы латинских риторов. Школы, где изучали естественные науки, геометрию. Льготы для детей бедных граждан при обучении в специальных технических и строительных школах. Вступление во взрослый возраст. Обучение на форумах. Женское образование и высокообразованные женщины конца Республики – императорского времени.

Общественная организация Рима в этрусскую эпоху. Роды, курии, трибы.

Римское общество в царский период. Патриции и плебеи. Патронат и клиентелла. Патриархальное рабство. Политический строй. Власть царя. Сенат. Комиции. Реформы Сервия Туллия. Имущественные разряды. Военная реформа. Территориальные трибы.

Социальное развитие ранней Римской Республики. Социальная структура Рима. Теории происхождения патрициев и плебеев в историографии. Экономическое и политическое положение патрициев и плебеев. Патриархальное рабство. Борьба плебеев с патрициями. Право на землю, кассация долгов, доступ к государственным должностям как объекты борьбы патрициев и плебеев. Требования плебеев. Методы и формы борьбы плебеев за свои права. Этапы сословной борьбы. Исторические последствия победы плебеев. Складывание новых сословий: сенаторское, всадническое и плебс. Понятие «нобилитет».

Социальное развитие поздней Римской республики. Сельский и городской плебс. Люмпен-пролетариат. Нобилитет. Всадники. Вопрос о праве римского гражданства.

Социальное развитие Римской империи эпохи принципата. Свободные земледельцы и колоны. Городские ремесленники. Торговцы. Римская армия. Социальные противоречия.

Социальное развитие Римской империи эпохи домината. Городская верхушка: владельцы небольших рабовладельческих поместий в окрестностях города, собственники ремесленных мастерских, оптовые торговцы. Крупные магнаты. Колоны. Ремесленники. Варваризация армии. Обострение социальной обстановки в империи.

Date: 2015-07-27; view: 1179; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию