Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств





 

Глобальные процессы интеграции различных сфер жизнедеятельности общества явились причиной не только значительного роста преступности, но и приобретения ею интернационального характера. В этих условиях борьба с ней становится важной социальной проблемой как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. Успешно решить эту проблему можно только путем объединения усилий различных государств в рамках международного сотрудничества.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является, с одной стороны, условием, а с другой - средством укрепления и гарантии внутригосударственной и международно-правовой законности и правопорядка. Основной целью такого сотрудничества является выработка единой стратегии и согласованности действий государств в предупреждении преступности и непосредственной борьбе с ней, а также в исполнении наказаний.

Определение целей и задач, средств, форм и методов совместной борьбы с преступностью происходит на федеральном и региональном уровнях. Национальная уголовная политика государств должна строиться с учетом требований и рекомендаций международного права. Соотношение норм международного и национального права регулируется стандартами в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, разработанными ООН и содержащимися в документах других международных организаций (Совета Европы, Содружества Независимых Государств и др.).

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью базируется на общих и специальных принципах международного права. Первые сформулированы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), и включают принципы неприменения силы и угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела; межгосударственного сотрудничества; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения государствами международных обязательств.

К специальным принципам относятся: невыдача политических эмигрантов (политических преступников); неотвратимость ответственности и наказания; гуманность; защита прав граждан за границей.

В международно-правовых актах определен круг лиц, на которых не распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания, основным из которых является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.). Российское уголовное право вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации решает в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ). Процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся только по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ.

До принятия УПК РФ правовую базу международного сотрудничества российского государства в области уголовного судопроизводства составляли международные договоры. Изменение политического курса России, расширение международных связей, приобретение преступностью транснационального характера потребовали нормативного урегулирования вопросов оказания правовой помощи в национальном законодательстве. В результате в настоящее время взаимодействие между Россией и иностранными государствами по оказанию правовой помощи по уголовным делам осуществляется на основе международных договоров и норм УПК РФ. При этом нормы УПК РФ не заменяют положения соответствующих межгосударственных договоров России. Они нацелены в первую очередь на обеспечение выполнения международных обязательств, вытекающих из этих договоров.

Различают многосторонние и двусторонние договоры, регулирующие отдельные аспекты оказания помощи по правовым вопросам.

Международное право, как и УПК РФ, допускает осуществление взаимодействия между компетентными органами различных государств на основе принципа взаимности. В этих случаях уполномоченный орган одного государства обязуется принять надлежащие меры в ответ на обязательство соответствующего органа другого государства осуществить аналогичные действия. Принцип взаимности применять недопустимо, если ответные акции сопряжены с нарушением международно-правовых норм или общепринятых норм морали.

Значительное число международных договоров по уголовным делам было заключено СССР. Они продолжают действовать для России как государства-правопреемника. В то же время Россия уже также заключила ряд соответствующих договоров либо ратифицировала принятые ранее международно-правовые акты, касающиеся борьбы с преступностью.


В Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации объявлены составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в различных формах. К сфере уголовного судопроизводства относится выполнение поручений о проведении отдельных процессуальных действий (производство допросов, обысков, судебных экспертиз и др.); осуществление по требованию иностранных учреждений уголовного преследования против собственных граждан, совершивших преступление за границей; выдача преступников; признание и исполнение приговоров иностранных государств (передача лица, осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является); предоставление информации о действующем законодательстве государств и др.

В разделе о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства подробно будут рассмотрены первые четыре из названных форм оказания правовой помощи по уголовным делам.

В юридической практике нередко возникают ситуации, когда для расследования или рассмотрения в суде уголовного дела судебно-следственным органам одного государства приходится прибегать к помощи компетентных органов другого государства. Оказание правовой помощи по уголовным делам, заключающейся в производстве отдельных процессуальных действий, - одна из традиционных форм сотрудничества государств в области борьбы с преступностью.

Многосторонними договорами, на основании которых осуществляется взаимодействие судов, прокуроров и следователей с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, являются Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам государств - участников СНГ 1993 г. (с протоколом 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г. Россией заключены соответствующие двусторонние договоры с Канадой в 1997 г., США в 1999 г., Республикой Индия в 1998 г., Республикой Корея в 1999 г. и др.

Кроме договоров о правовой помощи исполнение поручений о производстве следственных действий в отношении отдельных видов преступлений предусмотрено рядом многосторонних конвенций: Конвенцией о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г. (ст. 13), Конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (ст. 10), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1985 г. (ст. 9), Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и др.

Международными правовыми актами определяются органы, компетентные осуществлять правовую помощь по различным вопросам. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. в качестве органов, через которые направляются запросы о производстве следственных действий, называет министерства юстиции запрашиваемой и запрашивающей стороны. Одновременно допускается использование государствами других каналов, о которых они должны уведомить Генерального секретаря Совета Европы во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении (ст. 15). Российская Федерация в качестве органов, правомочных оказывать такую помощь, называет Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральную прокуратуру РФ. Это позволяет наиболее полно учитывать компетенцию и полномочия различных государственных органов в процессуальной сфере, что позволяет ускорить решение вопросов о выполнении просьб, содержащихся в запросах иностранных государств.


В случаях, не терпящих отлагательства, международное право допускает направление запроса непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам запрашиваемого государства. Ответы на них вместе с соответствующими документами возвращаются через компетентные органы (ст. 15 Конвенции о взаимной правовой помощи 1959 г.). Российской Федерацией предусматривается в этих случаях направление копии поручения в центральный компетентный орган, а в качестве судебных органов называются суды и органы прокуратуры.

Результаты исполнения запроса могут использоваться только в соответствии с указанными в нем целями. Для другого применения необходимо письменное согласие компетентного органа запрашиваемой стороны. Использование в иных целях, чем указывалось в запросе, а также разглашение результатов его исполнения допускается, если законодательством запрашивающей стороны предусмотрена обязанность действовать таким образом. Однако об этом компетентный орган запрашивающей стороны уведомляет другую сторону заранее.

Содержание и форма запроса должны соответствовать требованиям, установленным международно-правовыми документами и УПК РФ. Запрос составляется в письменном виде, подписывается направляющим его должностным лицом, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа.

Точность и срок исполнения запроса зависят от той информации, которую предоставляет иностранное государство по поводу каждого процессуального действия. В выполнении запроса, направленного от органа иностранного государства, не имеющего такого полномочия, может быть отказано. В связи с этим для подтверждения легитимности запроса необходимо указывать наименование органа, от которого он исходит.

Во избежание задержки в выполнении изложенной в запросе просьбы указываются наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос. При получении соответствующим органом запроса об оказании содействия в производстве процессуальных действий, проведение которых входит в его компетенцию, определяется лицо (или орган), которое будет непосредственно исполнять содержащуюся в запросе просьбу. Если орган, получивший просьбу о взаимной помощи, не имеет права ее оказать, то он передает запрос компетентному органу РФ с уведомлением запрашивающей стороны либо по прямым каналам, если запрос получен таким образом, либо через соответствующий компетентный орган.


В запросе должно быть указано, в связи с каким уголовным делом он направлен, изложена суть исходящей от запрашивающей стороны просьбы. В зависимости от вида процессуального действия, о производстве которого просят, он может содержать конкретные указания о том, что хотела бы выяснить запрашивающая сторона. Так, если необходимо допросить лицо, то запрос может содержать перечень вопросов, которые ему следует задать. Для производства обыска указывается точное описание места или лица, подлежащего данному процессуальному действию, для выемки - точное описание предмета и т.д.

В запросах, касающихся юридических или физических лиц, указываются, соответственно, наименование и местонахождение первых или информация о вторых. Она должна включать в себя данные о дате и месте рождения физического лица, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания. С целью получения наиболее полной информации о лицах, в отношении которых направляется запрос, в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ 1998 г. указывается, что по возможности следует сообщать клички, а при необходимости - особые приметы лица.

В запросе излагаются фактические обстоятельства совершенного преступления, его квалификация. Некоторыми международными договорами предусматривается возможность приложения к запросу копии уголовного дела. Обязательно указывается текст статьи УК РФ, по которой квалифицируется деяние и осуществляется производство по делу. Сведения о размере вреда, причиненного преступлением, включаются в запрос в случаях необходимости (например, если Российская Федерация просит о наложении ареста на имущество в целях обеспечения возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем, или возмещения причиненного преступлением вреда).

Нормы международного права допускают направление государству просьб и прилагаемых документов с переводом на его государственный язык или на один из официальных языков Совета Европы, или на один из указанных ею языков (ст. 16 Конвенции о взаимной правовой помощи 1959 г.). Направляемые в РФ запросы и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык. Исходящие из РФ запросы переводятся на официальный язык того государства, в которое они направляются.

Согласно международным договорам и УПК РФ поручения, указанные в запросе, запрашиваемая сторона выполняет в соответствии со своим законодательством. Однако по просьбе запрашивающей стороны может быть применено ее законодательство, если это не противоречит законодательству или международным обязательствам запрашиваемой стороны.

Запрашиваемая сторона может передавать заверенные копии или заверенные фотокопии материалов или документов, если РФ специально не укажет, что ей необходимы оригиналы. В последнем случае запрашиваемая сторона должна приложить все усилия для выполнения такой просьбы.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи (1959 г.) не требует какого-либо удостоверения подлинности свидетельских показаний или иных передаваемых по запросу документов. В двусторонние договоры включаются положения о правилах заверения и удостоверения документов. Основная задача этих правил - соблюдение предусмотренных законодательством запрашивающей стороны требований, предъявляемых к доказательствам, с целью придания им юридической силы.

УПК предусматривается, что доказательства, полученные на территории иностранного государства в ходе исполнения поручения или направленные в РФ в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, соответствующим образом заверяются и передаются в установленном порядке. При соблюдении указанных условий они обладают такой же юридической силой, как и полученные на территории РФ в соответствии с требованиями УПК. Кроме того, на документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя, распространяется действие Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 1961 г.) для государств, ратифицировавших эту Конвенцию или присоединившихся к ней.

В случае необходимости российская сторона может вызвать свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами России, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации. Указанные лица вызываются в РФ только с их согласия. Отказ лица от явки на территорию РФ не влечет применения к нему санкций или принудительных мер в запрашиваемом государстве.

Международные правовые акты и уголовно-процессуальное законодательство РФ гарантируют вызываемым лицам независимо от их гражданства иммунитет от уголовного преследования или иного ограничения личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые предшествовали их пересечению Государственной границы РФ. Если такая гарантия не может быть предоставлена по каким-либо причинам, то, как подчеркивается в двусторонних договорах, "компетентный орган запрашивающей Стороны указывает это в запросе с целью проинформировать приглашенное лицо и позволить ему принять решение о явке с учетом данных обстоятельств" (ч. 2 ст. 11 Договора с США).

Вызванное лицо должно покинуть территорию Российской Федерации в течение установленного в законе непрерывного срока в 15 суток с момента, когда отпадет необходимость в его присутствии. Если же, имея такую возможность, вызванное лицо не сделало этого или добровольно возвратилось в РФ после отъезда, действие иммунитета на него уже не будет распространяться.

Для оказания содействия в проведении расследования или даче показаний может быть вызвано лицо, находящееся под стражей в иностранном государстве. Такое лицо передается Российской Федерации с его согласия и при отсутствии обстоятельств, препятствующих передаче. На основании соответствующего решения компетентного органа иностранного государства оно остается под стражей на все время пребывания на территории России. На указанное лицо распространяются положения закона об иммунитете от привлечения к уголовной ответственности или исполнения наказания за деяние, совершенное до того, как оно покинуло территорию РФ.

Каждое государство - участник многостороннего или двустороннего международного соглашения имеет право ограничить объем оказываемой помощи, отказав в исполнении каких-либо действий. Основываясь на предоставляемой нормами международного права возможности, Россия оставила за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу. Российская Федерация может также отказать в исполнении всего запроса. Без исполнения возвращается запрос, если он противоречит законодательству РФ или если РФ придет к выводу, что исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности. Некоторые международно-правовые акты включают в перечень объектов, которые могут пострадать в результате исполнения запроса, общественный порядок или иные существенные интересы государства.

Понимая важность сотрудничества в области борьбы с преступностью, международное право старается предоставить государствам максимальные возможности по осуществлению уголовного преследования лиц, совершивших преступления. С этой целью в международные договоры включается положение, согласно которому при принятии решения об отказе в исполнении запроса о правовой помощи запрашиваемая сторона должна рассмотреть вопрос о том, может ли правовая помощь быть оказана на тех условиях, какие запрашиваемая сторона сочтет необходимыми. Если запрашивающая сторона сочтет для себя оказание правовой помощи на таких условиях приемлемым, запрос об оказании правовой помощи должен быть исполнен с соблюдением данных условий.

При производстве указанных в запросе следственных действий допускается присутствие официальных и заинтересованных лиц запрашивающей стороны. С целью обеспечения их своевременного прибытия по специальной просьбе запрашивающей стороны другая сторона указывает место и дату проведения соответствующего следственного действия.

Иностранный гражданин, совершив преступление на территории РФ, может впоследствии покинуть ее территорию и оказаться либо в стране своего гражданства, либо любой другой стране. В первом случае иностранное государство может осуществлять уголовное преследование своего гражданина на основании норм международного права, предусматривающих такую возможность. В Конвенции о выдаче 1957 г. упоминается об осуществлении уголовного преследования граждан своего государства по просьбе другой стороны, но только если государство гражданства лица сочтет это необходимым (ч. 2 ст. 6). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. обязывает договаривающиеся стороны по поручению стороны, на территории которой совершено преступление, осуществлять уголовное преследование собственных граждан (ч. 1 ст. 72). Аналогичные положения содержатся в двусторонних договорах РФ*(140) либо включаются в национальное законодательство государств. В Российской Федерации, например, такая норма закреплена в ч. 1 ст. 12 УК РФ.

При наличии у иностранного государства полномочия на привлечение своего гражданина к уголовной ответственности за преступление, совершенное на территории Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ направляет соответствующий запрос в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования такого лица. Вопрос о направлении просьбы иностранному государству Генеральной прокуратурой РФ решается на основе материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела, которые передаются ей органами или лицами, в производстве которых это дело находилось. Указанный запрос направляется в случаях, когда производство процессуальных действия с участием данного иностранного гражданина на территории РФ невозможно (ввиду его нежелания добровольно вернуться в РФ; невозможности принудительного возвращения во исполнение запроса о выдаче при запрете государством выдачи своих граждан; болезни, затрудняющей передвижение, и других обстоятельств).

Если нормами права иностранного государства не предусматривается возможность привлечения своего гражданина к уголовной ответственности за преступление, совершенное на территории другого государства, Российская Федерация может потребовать его выдачи для уголовного преследования на основании норм международных договоров России и гл. 54 УПК РФ.

Основываясь на нормах института выдачи, следует также решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности иностранного гражданина, совершившего преступление на территории РФ и оказавшегося впоследствии не в государстве своего гражданства. Такую возможность следует использовать, если законодательством государства пребывания лица не допускается привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов их территории.

В Российской Федерации при совершении иностранным гражданином преступления вне ее пределов уголовная ответственность в соответствии с российским уголовным законодательством для него может наступить, если совершенное деяние направлено против интересов Российской Федерации либо предусматривается международным договором РФ (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Следуя универсальному принципу действия уголовного закона в пространстве, Россия включила в уголовное законодательство нормы об ответственности за преступления, указанные в международных актах (например, ст. 211 "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 227 "Пиратство" УК РФ). Если же содеянное иностранным гражданином, оказавшимся на территории третьей страны, квалифицируется не как преступление международного характера, а национальное законодательство этого государства содержит только нормы, аналогичные приведенным выше статьям Уголовного кодекса РФ, то для привлечения такого лица к уголовной ответственности необходимо будет прибегнуть к институту выдачи.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Запрос об оказании правовой помощи может быть направлен иностранным государством по поводу лица, в отношении которого уголовное дело возбуждено, либо касаться гражданина РФ, который возвратился в Россию до возбуждения против него уголовного преследования по месту совершения преступления. В последнем случае российская сторона не только осуществляет уголовное преследование, но и возбуждает уголовное дело по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ с соблюдением требований закона.

Возбуждение уголовного преследования, предварительное расследование и судебное разбирательство, осуществляемые по запросу иностранного государства в отношении российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, производятся в порядке, установленном УПК РФ.

При направлении поручения об осуществлении уголовного преследования после вступления в силу приговора или принятия компетентным органом запрашиваемой стороны иного окончательного решения уголовное дело не может быть возбуждено учреждениями запрашивающей стороны, а возбужденное ими дело подлежит прекращению.

 







Date: 2015-08-15; view: 940; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию