Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






решению задач





В связи с тем, что задачи по ныне действующим программам располагаются не по отдельным видам, а вперемешку, большую помощь в формировании умения решать задачи оказывают различные методические приемы. При обучении решению задач используется целый ряд методических приемов:

1. Наиболее универсальный прием - фронтальная беседа.

Беседа может использоваться практически на каждом этапе работы над задачей. Она позволяет включить в работу весь класс и оказывает помощь детям в уяснении наиболее существенных моментов в решении задачи.

2. Приемы, объединяемые общим названием " наглядная интерпретация задачи ".

Под ней понимается использование различных средств, с помощью которых ученики уясняют суть содержания задачи. В качестве таких средств используются предметные картинки, рисунки учебника или специально приготовленные таблицы (фабричные, самодельные), схемы, чертежи, рисунки, сделанные самими учащимися, краткая запись.

Краткую запись задачи необходимо рассматривать, как одно из средств, которое помогает ученику разобраться в содержании задачи, помогает установить связи, заложенные в условии задачи, найти путь решения задачи.

Задача учителя - научить детей пользоваться этим средством.

 

3. Сравнение задач и их решений. Чаще всего этот прием используется для рассмотрения сходных в каком-то отношении задач, чтобы предупредить их смешение.

Пример. Можно предлагать для сравнения задачи 1) и 2), 1) и 3).

1) На клумбе расцвели 8 тюльпанов, а нарциссов на 2 меньше. Сколько нарциссов расцвели на клумбе?

2) На клумбе расцвели 8 тюльпанов, а нарциссов в 2 раза меньше. Сколько нарциссов расцвели на клумбе?

3) На клумбе расцвели 8 тюльпанов, а нарциссов на 2 больше. Сколько нарциссов расцвели на клумбе?

 

4. Преобразование задач. Этот прием может выражаться:

а) в составлении задачи, обратной данной;

Пример. На полке стояло 5 красных кружек и 3 зеленых. Сколько всего кружек стояло на полке?

Составьте задачу, обратную данной. Сколько обратных задач можно составить?

б) в дополнении задачи недостающими данными;

Пример. На спортивной площадке были мальчики и 5 девочек. Сколько детей было на спортивной площадке?

Можно ли ответить на вопрос задачи? (Нет)

Дополните условие задачи и решите ее.

в) в изменении какого-то элемента задачи (одного из данных или вопроса);

Пример. Книга стоит 12 рублей, а блокнот на 7 рублей меньше. Сколько стоит блокнот?

Измените, условие задачи так, чтобы задача решалась действием сложения.

Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.

5. Составление задач учащимися.

а) по краткой записи;

Пример. Составьте задачу по краткой записи.

Было – 7 шт.

Подарили – 2 шт.

Осталось -?

б) по рисунку, чертежу, таблице;

Пример. Составьте задачу по чертежу.

 

6 м.? м.

|----------------- |---------|

___________________

10 м.

 

Рис.

 

в) по вопросу;

Пример. Составьте задачу, в которой надо узнать, на сколько больше времени длятся зимние каникулы, чем осенние?

г) по аналогии;

Пример. В троллейбусе ехали пассажиры. После того, как на остановке вышли 7 пассажиров, в троллейбусе осталось 12 пассажиров. Сколько пассажиров было в троллейбусе? Составьте аналогичную задачу.

д) по решению;

Пример. Составьте задачу, которая решается так: 12:3=4.

е) на определенное действие.

Пример. Составьте задачу, которая решается действием сложения.

6. Рассмотрение задач с недостающими и лишними данными.

Он способствует воспитанию у детей осознанно и вдумчиво анализировать текст задачи.

Пример. 1.За два дня ученик прочитал 37 страниц книги. Сколько страниц прочитал ученик во второй день?

2.За три дня ученик прочитал 57 страниц книги. В первый день он прочитал 19 страниц, во второй на 5 страниц больше, чем в первый, а в третий на 5 страниц меньше, чем в первый. Сколько страниц прочитал ученик во второй день, если в третий день он прочитал 14 страниц?

7. В практике работы учителя начальных классов с целью формирования умения решать задачи используют памятки.

Памятка - это краткое описание деятельность учащихся при решении задач.

Приведем пример одной из возможных памяток.

1. Читай задачу и представляй себе то, о чем говориться в задаче.

2. Подумай, как сделать краткую запись задачи. Выполнит ее.

3. Объясни, что показывает каждое число и назови вопрос задачи.

4. Подумай, какое число получится в ответе: больше или меньше, чем данное число.

5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что можно узнать сначала, что потом. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

8. Подумай, могло ли получиться в ответе число больше или меньше? При каких условиях?

При работе с памяткой учитель должен организовать работу так, чтобы у каждого ученика был ее текст. Затем он добивается ее осмысления, усвоения и умения работать с нею. Вначале учитель при решении задачи показывает, в чем состоит деятельность, соответствующая каждому пункту.

Выглядит это примерно так.

После чтения задачи и повторения ее содержания учитель сообщает детям, что они работали по первому пункту памятки, и предлагает детям зачитать ее. Также поступает с другими пунктами. Некоторое время спустя учитель дает задание работать по определенным пунктам памятки (Работаем по первому пункту. Что мы делаем? и т.д.). И, наконец, учащиеся начинают работать с памяткой самостоятельно.

 

Date: 2015-08-15; view: 837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию