Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Запись решения задачи. Решение задачи может выполняться устно или письменноПри устном решении называются арифметические действия и даются соответствующие пояснения к ним. В начальных классах примерно половина задач решается устно. При письменном решении действия записываются, а пояснения к ним учащиеся либо записывают, либо проговаривают устно. В начальных классах могут быть использования в основном две формы записи решения: 1. Запись решения в виде отдельных действий: Задача 6. а) без записи пояснений: 1) 37+4=41 (пл.) 2) 37+41=78 (пл.) 3) 78-60=18 (пл.) Ответ: 18 платформ осталось разгрузить
б) с записью пояснений: 1) 37+4=41 (пл.) - во втором составе. 2) 37+41=78 (пл.) - в двух составах. 3) 78- 60 = 18 (пл.) - осталось разгрузить. Ответ: 18 платформ.
в) С записью пояснений в вопросительной форме 1) Сколько платформ было во втором составе? 37+4 = 41 (пл.) 2) Сколько платформ было всего? 37+41=78 (пл.) 3) Сколько платформ осталось разгрузить? 78-60=18 (пл.) Ответ: 18 платформ Первые две разновидности этой формы записи используются довольно часто, начиная со второго класса. Третья практически не используются, но детей следует знакомить с этой формой записи.
2. Запись решения в виде выражения. Эта форма записи имеет также три разновидности: Задача. Саша принес 6 морковок, а Оля 4 морковки. 8 морковок они отдали кроликам. Сколько морковок осталось? а) Постепенная запись выражения без записи пояснений: 6+4 (м.) (6+4)-2=2 (м.) Ответ: 2 морковки осталось. б) Постепенная запись выражения с записью пояснений: 6+4 (м.) – принесли Саша и Оля (6+4)-2=2 (м.) - осталось Ответ: 2 морковки. в) Запись окончательного выражения: (6+4)-2=2 (м.) Ответ: 2 морковки осталось. Запись решения задачи в виде выражения начинает применяться в первом классе при решении составных задач. Проверка решения задачи. В начальной школе используют четыре способа проверки решения задачи. 1. Предварительная прикидка. 2. Составление и решение задачи, обратной данной. 3. Установление соответствия между числами, полученными в ре- зультате решения задачи, и данными в условии задачи. 4. Решение задачи различными способами. Остановимся на каждом из них подробнее. 1. Предварительная прикидка – установление границ искомого числа. Суть этого способа состоит в том, что еще до решения задачи устанавливают, какое число должно получится при ответе на вопрос задачи: больше или меньше какого-то из данных чисел. Этот способ следует применять уже в первом классе. Он ценен тем, что помогает детям сориентироваться в выборе правильного решения задачи. Прикидка результата позволяет предупредить или заметить неправильность рассуждений ребенка. Этим способом хорошо проверять простые задачи, а также и составные. Следует отметить, что вычислительные ошибки при применении этого способа проверки могут остаться незамеченными. Поэтому применение этого способа не исключает применение и других способов проверки. Пример. Задача. Из стопки дежурный взял сначала 10 тетрадей, а потом 6 тетрадей. Сколько тетрадей взял дежурный? Чтобы уточнить, как дети вникли в смысл задачи и правильно ли выбирают нужное действие, учитель ставит вопрос: «Дежурный за 2 раза взял тетрадей больше, чем 10 или меньше?». 2. Проверка решения задачи способом составления и решения задачи, обратной данной заключается в том, что после решения задачи составляется обратная по отношению к данной задача. Если при ее решении в ответе получится значение величины, которое было задано в условии данной задачи, то можно считать, что она решена правильно. Прежде чем ввести этот способ проверки, происходит знакомство с задачей, обратной данной. Дети упражняются в составлении и решении задач, обратной данной. Этим способом можно проверить любую простую, но не всякую составную задачу, т.к. обратная задача может оказаться трудной для детей. Этот способ проверки применяется в начальных классах для проверки всех простых задач, задач на нахождение четвертого пропорционального, задач на движение и некоторых других. При выполнении проверки решения задачи этим способом следует предостерегать детей от формального его применения и приучать их осуществить при этом ряд последовательных действий: 1) подставить найденное число в задачу; 2) выделить новое искомое в задаче; 3) составить новую задачу; 4) решить составленную задачу; 5) соотнести полученный результат с тем данным, которое исключили, то есть приняли за искомое; 6) сделать вывод. Пример. В бочке было 90 л воды. 56 л израсходовали на полив. Сколько литров воды осталось в бочке? Решение: 90-56=34(л) Проверка. Составляется обратная задача. - Сколько здесь можно составить обратных задач? (Две). Учитель предлагает составить одну, указав, новое искомое – количество воды. Задача составляется устно. Задача. В бочке было несколько литров воды. После того как на полив израсходовали 56 л, в ней осталось 34 л. Сколько литров воды было в бочке? Решение: 56+34=90 (л). Верно. Ответ: 34 литров воды осталось. 3. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными в условии задачи. Суть этого способа проверки заключается в следующем: числовые значения искомой величины, полученные в ответе на вопросы задачи, вводятся в текст задачи, и устанавливается, не возникает ли при этом противоречия, выполняются арифметические действия, согласно их связям между собой, которые заданы в условии задачи. Если при этом получаются числа, данные в условии задачи, делается вывод о верном решении задачи. Этот способ можно использовать, начиная со второго класса. Практически он применяется только в третьем классе при решении задач на пропорциональное деление и на нахождение неизвестных по двум разностям. Пример. В двух кусках 8 метров одинаковой ткани. Один кусок стоил 15 рублей, другой - 9 рублей. Сколько метров ткани в каждом куске? 1) 15+9=24(р.) 2) 24:8=3(р.) 3) 15:3=5(м) 4) 9:3=3(м) Проверка: 3+5=8 (м). 4. Решение задач различными способами. Напомним, что задача считается решенной различными способами, если ее решения отличаются связями между данными и искомыми, положенными в основу решений, или последовательностью использования этих связей. Получив при решении задачи различными способами один и тот же результат, делают вывод о том, что задача была решена, верно. Пример. От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15ч. Катер шел со скоростью 19 км в час. С какой скоростью шла моторная лодка? 1 способ 1) 510:15=34(км/ч) 2) 34-19=15 (км/ч) 2 способ 1) 19×15=285 (км) 2) 510-285=225 (км) 3) 225:15=15(км/ч) Ответы одинаковые - задача решена верно.
|