Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Общая оценка ситуации





Калининградская область – сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% – горожане).

Калининградская область – регион уникальный по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. С другой стороны, Калининградская область отличается крайним западным положением и, следовательно, близостью к промышленно развитым странам Европы – потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.

Калининградская область – единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 г. называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации.

До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с федеральным законом от 22.01.1996 г. №13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», предусматривавший для всех хозяйствующих субъектов региона существенные таможенные льготы.

Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех предприятий промышленности и торговли региона существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении «Калининградская область – остальная часть Российской Федерации», а также обратно, через территории Литвы и Белоруссии, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе.

Существенные проблемы у предпринимателей Калининградской области формируются из-за отдельных действий Федеральной таможенной службы Российской Федерации, которые выражались в издании ведомственных документов, парализующих деятельность той или иной отрасли экономики региона (сборка автомобилей, сборка бытовой техники и электроники и др.), а, прежде всего, нарушали основной принцип благоприятного инвестиционного климата – стабильность действующей законодательной базы.

Таким образом, затруднен любой товарообмен и перемещение граждан между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, что вынуждает местный бизнес устанавливать экономические контакты с зарубежными партнерами и ведет к ослаблению внутрироссийских экономических связей Калининградской области на федеральном и межрегиональном уровне, делая практически невозможным внедрение региона в межрегиональное разделения труда.

В 2006 году был принят Федеральный закон от 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем, отдельные положения Федерального закона № 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года. Действие переходного периода предусматривалось до 1 апреля 2016 года.

В соответствии с логикой нового закона в регионе создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом старые предприятия должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.

Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учетом того обстоятельства, что «Балтийский пояс роста» – наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.

Развитие территории на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации.

Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов также стал серьезным рубежом в развитии региональной экономики.


На сегодняшний день экономика региона полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке, 8%.

Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.

В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.

Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует, в общих чертах, стабильное развитие региона. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует, как показано в таблице 1, о постепенном сокращении разрыва по основным показателям между Калининградской областью и Российской Федерацией, а также Калининградской областью и европейскими странами.

 

Таблица 1. Динамика темпов роста ВВП (ВРП), в % (2000=100)

Страна                    
Германия                    
Дания                    
Латвия                    
Литва                    
Нидерланды                    
Польша                    
Финляндия                    
Швеция                    
Эстония                    
Россия 105,1                  
Калининград-ская область 103,2   123,5             205,5

 

При этом, однако, целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.

Так, относительно низкий (ниже среднероссийского) показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда и столь же низкой инновационной составляющей в экономике области.

Несмотря на восстановление объемов и хорошие темпы роста в 2010-2011 годах, валовой региональный продукт Калининградской области на душу населения существенно уступает среднероссийскому. В 2011 году валовой региональный продукт на душу населения в регионе был 240,6 тысяч рублей, при среднероссийском уровне в 381,8 тысяч рублей, то есть составил 63 процента от среднероссийского значения.


В таблице 2 продемонстрированы изменения доли отдельных отраслей экономики региона в структуре ВРП и количестве занятых в экономике, а также изменение производительности труда по секторам экономики и темп роста каждой отрасли в 2005-2011 годах.

 

Таблица 2. Показатели развития секторов экономики региона в 2005-2011 гг.

Отрасли Показатели             2011 (оцен.)
ВРП Общий Объем, м.р.              
темп роста, % 103,6 115,3 119,9 104,7 91,5 107,6 108,0
кол-во занятых, тыс. 446,8 464,8 475,9 475,8 458,6 471,4  
произод-сть, т.р. 183,2 221,9 302,4 376,8 369,6 413,8  
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство темп роста, % 99,5 107,1 86,4 128,7 107,0 102,1 100,2
доля в ВРП, % 5,9 6,5 3,7 4,8 5,8 5,1 4,8
доля в занятых, % 10,0 8,4 8,0 7,9 7,8 7,5  
произод-сть, т.р. 108,5 171,5 139,8 227,6 272,8 282,4  
Рыболовство, рыбоводство темп роста, % 98,4 127,8 111,9 107,0 125,2 153,8 112,3
доля в ВРП, % 2,2 2,3 1,8 1,1 1,6 2,1 2,2
доля в занятых, % 1,0 1,0 1,0 1,0 0,9 0,8  
произод-сть, т.р. 409,2 504,7 539,7 410,8 644,9 1091,8  
Добыча полезных ископаемых темп роста, % 124,2 110,1 128,8 130,3 97,1 75,3 96,6
доля в ВРП, % 14,7 12,7 12,2 8,6 7,3 5,9 5,4
доля в занятых, % 0,7 0,7 0,6 0,5 0,8 0,8  
произод-сть, т.р.   3969,3 5853,1 5929,6 3534,4 3050,1  
Обрабатывающие производства темп роста, % 83,2 101,8 126,8 119,9 77,3 113,4 109,0
доля в ВРП, % 17,3 14,1 17,2 18,0 16,5 16,8 17,2
доля в занятых, % 15,6 20,2 20,0 20,0 20,0 18,5  
произод-сть, т.р. 203,1 154,7 260,3 338,9 305,4 376,7  
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды темп роста, % 92,5 104,2 101,1 114,5 88,0 118,5 125,0
доля в ВРП, % 2,6 2,3 2,6 2,4 2,3 2,6 3,1
доля в занятых, % 2,4 2,4 2,4 2,3 2,4 2,3  
произод-сть, т.р.   209,9 334,1 387,6 350,0 465,5  
Строительство темп роста, % 110,3 111,3 153,0 121,6 80,0 86,6 122,0
доля в ВРП, % 5,6 5,5 8,8 10,1 7,7 6,5 7,4
доля в занятых, % 7,3 7,3 7,6 7,8 7,8 7,6  
произод-сть, т.р. 137,9 166,8 350,8 486,7 362,7 355,4  
Оптовая и розничная торговля; ремонт темп роста, % 101,5 134,0 119,9 118,4 92,6 118,5 103,0
доля в ВРП, % 17,1 19,5 17,8 19,6 20,9 21,7 20,4
доля в занятых, % 16,5 15,9 16,1 16,4 16,5 16,9  
произод-сть, т.р. 189,9 272,9 334,0 449,3 468,0 531,3  
Гостиницы и рестораны темп роста, % 108,2 113,2 108,3 121,2 94,1 107,6 111,0
доля в ВРП, % 1,4 1,4 1,1 0,9 0,9 0,9 1,0
доля в занятых, % 2,3 2,0 2,0 2,0 1,9 2,1  
произод-сть, т.р. 111,2 152,0 168,4 169,8 174,2 188,5  
Транспорт и связь темп роста, % 125,8 109,2 102,1 121,2 75,9 142,7 107,5
доля в ВРП, % 11,6 10,6 8,3 9,2 6,6 9,6 9,5
доля в занятых, % 10,5 9,1 9,0 9,0 8,4 8,7  
произод-сть, т.р. 202,8 258,5 279,1 383,5 288,5 458,0  
Финансовая деятельность темп роста, % 111,8 83,1 91,3 115,5 185,2 70,2 105,0
доля в ВРП, % 0,3 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1
доля в занятых, % 1,3 1,4 1,5 1,7 1,6 1,6  
произод-сть, т.р. 42,8 30,8 20,3 22,1 42,5 32,2  
Операции с недвижимым имуществом, аренда и т.д. темп роста, % 107,8 144,2 134,6 117,3 113,6 112,5 117,0
доля в ВРП, % 6,5 8,2 9,1 8,5 11,5 12,3 13,4
доля в занятых, % 7,0 7,1 7,1 7,1 7,3 8,1  
произод-сть, т.р. 170,5 257,1 388,6 453,5 580,0 626,9  
Государственное управление и обязательное социальное обеспечение темп роста, % 116,1 118,2 113,6 122,4 110,3 99,7 103,0
доля в ВРП, % 6,4 7,8 6,9 6,8 8,0 7,5 7,2
доля в занятых, % 7,9 7,4 8,2 7,5 8,0 8,6  
произод-сть, т.р.   232,5 254,6 343,4 373,5 362,6  
Образование темп роста, % 117,5 104,5 100,9 117,6 94,4 93,6 103,0
доля в ВРП, % 3,4 3,7 3,6 3,4 3,8 3,1 3,0
доля в занятых, % 7,3 7,2 7,0 7,1 7,0 6,9  
произод-сть, т.р. 79,3 114,3 154,7 181,4 198,3 187,1  
Здравоохранение и предоставление социальных услуг темп роста, % 105,6 102,0 104,7 125,9 94,9 94,1 105,0
доля в ВРП, % 4,0 4,1 4,2 4,3 4,8 4,2 4,1
доля в занятых, % 5,8 5,8 5,7 5,8 5,8 5,6  
произод-сть, т.р. 125,9 156,0 223,1 281,3 307,0 314,0  
Предоставление прочих коммунальных, социальных и др. услуг темп роста, % 67,5 148,7 264,0 112,2 87,8 66,2 103,0
доля в ВРП, % 1,0 1,1 2,6 2,2 2,2 1,3 1,3
доля в занятых, % 3,9 3,9 3,8 3,8 3,8 4,1  
произод-сть, т.р. 46,8 62,3 204,5 216,7 217,2 134,2  

 


Вышеприведенные данные показывают, что в регионе в 2006 – 2011 годах, несмотря на ввод в действие с 1 апреля 2006 года новой редакции Федерального Закона об Особой экономической зоны и преобладание среди резидентов Особой экономической зоны предприятий обрабатывающей промышленности, ее темп рост за этот период был несколько ниже роста ВРП в целом (147,9% и 153,9% соответственно).

Вместе с тем, лидерами роста по итогам шести лет стали сектора операций с недвижимостью и аренды (340,4%), предоставления прочих социальных и коммунальных услуг (263,7%), оптовой и розничной торговли (215%). При этом резкий рост сектора операций с недвижимостью и аренды объясняется широко используемыми в настоящее время схемами оптимизации налогообложения, когда организации, становясь резидентами Особой экономической зоны и получая, тем самым, налоговые льготы, сдают в аренду свое имущество аффилированным компаниям, имеющим права на беспошлинный ввоз комплектующих на территорию региона и работающим в режиме сборки в обрабатывающих производствах.

Соответственно, добавленная стоимость в секторе аренды прирастает, а в секторе обрабатывающих производств падает. Этим отчасти можно объяснить крайне низкий уровень добавленной стоимости в секторе производства автомобилей (5,77% от выпуска в 2010 году) и производства электронных устройств для приема и передачи изображения (14,79% в 2010 году). Это объясняет факт того, что производительность труда в секторе обрабатывающих производств в 2010 году была на 9% ниже среднеобластного уровня.

В то же время, показатели производительности труда остаются крайне низкими в секторах гостиниц и ресторанов, образовании и предоставлении прочих коммунальных и социальных услуг она более чем в 2 раза ниже среднеобластной.

Невысокая продолжительность жизни является одним из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории, что является одним из решающих факторов принятия решений о средне- и долгосрочных инвестициях на территории.

Существенной проблемой региона является значительная разница в показателях уровня и качества жизни между жителями восточных и западных муниципальных образований области, что приводит к фактической депопуляции отдельных населенных пунктов и способствует сокращению сельского населения региона.

В условиях становления рыночной экономики кардинально новые требования предъявляются к сектору профессионального образования, который должен обеспечивать экономику региона востребованными квалифицированными высокопроизводительными кадрами. В этой части важнейшим вопросом является установление прямого контакта бизнеса и образовательных учреждений в целях формирования обоснованного заказа на работников тех или иных отраслей.

По-прежнему высока (хотя и сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что (1) представляет угрозу для социальной стабильности и, с другой стороны, (2) может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики.

Блок названных проблем формирует реестр первоочередных мероприятий, без которых стратегическая и программная работа становится затруднительной.

 







Date: 2015-08-15; view: 423; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию