Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Общая оценка ситуации
Калининградская область – сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% – горожане). Калининградская область – регион уникальный по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. С другой стороны, Калининградская область отличается крайним западным положением и, следовательно, близостью к промышленно развитым странам Европы – потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций. Калининградская область – единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 г. называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации. До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с федеральным законом от 22.01.1996 г. №13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», предусматривавший для всех хозяйствующих субъектов региона существенные таможенные льготы. Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех предприятий промышленности и торговли региона существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении «Калининградская область – остальная часть Российской Федерации», а также обратно, через территории Литвы и Белоруссии, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе. Существенные проблемы у предпринимателей Калининградской области формируются из-за отдельных действий Федеральной таможенной службы Российской Федерации, которые выражались в издании ведомственных документов, парализующих деятельность той или иной отрасли экономики региона (сборка автомобилей, сборка бытовой техники и электроники и др.), а, прежде всего, нарушали основной принцип благоприятного инвестиционного климата – стабильность действующей законодательной базы. Таким образом, затруднен любой товарообмен и перемещение граждан между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, что вынуждает местный бизнес устанавливать экономические контакты с зарубежными партнерами и ведет к ослаблению внутрироссийских экономических связей Калининградской области на федеральном и межрегиональном уровне, делая практически невозможным внедрение региона в межрегиональное разделения труда. В 2006 году был принят Федеральный закон от 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем, отдельные положения Федерального закона № 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года. Действие переходного периода предусматривалось до 1 апреля 2016 года. В соответствии с логикой нового закона в регионе создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом старые предприятия должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот. Область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России, с учетом того обстоятельства, что «Балтийский пояс роста» – наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики. Развитие территории на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации. Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов также стал серьезным рубежом в развитии региональной экономики. На сегодняшний день экономика региона полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке, 8%. Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности. В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства. Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует, в общих чертах, стабильное развитие региона. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует, как показано в таблице 1, о постепенном сокращении разрыва по основным показателям между Калининградской областью и Российской Федерацией, а также Калининградской областью и европейскими странами.
Таблица 1. Динамика темпов роста ВВП (ВРП), в % (2000=100)
При этом, однако, целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития. Так, относительно низкий (ниже среднероссийского) показатель ВРП на душу населения косвенным образом может свидетельствовать о низкой производительности труда и столь же низкой инновационной составляющей в экономике области. Несмотря на восстановление объемов и хорошие темпы роста в 2010-2011 годах, валовой региональный продукт Калининградской области на душу населения существенно уступает среднероссийскому. В 2011 году валовой региональный продукт на душу населения в регионе был 240,6 тысяч рублей, при среднероссийском уровне в 381,8 тысяч рублей, то есть составил 63 процента от среднероссийского значения. В таблице 2 продемонстрированы изменения доли отдельных отраслей экономики региона в структуре ВРП и количестве занятых в экономике, а также изменение производительности труда по секторам экономики и темп роста каждой отрасли в 2005-2011 годах.
Таблица 2. Показатели развития секторов экономики региона в 2005-2011 гг.
Вышеприведенные данные показывают, что в регионе в 2006 – 2011 годах, несмотря на ввод в действие с 1 апреля 2006 года новой редакции Федерального Закона об Особой экономической зоны и преобладание среди резидентов Особой экономической зоны предприятий обрабатывающей промышленности, ее темп рост за этот период был несколько ниже роста ВРП в целом (147,9% и 153,9% соответственно). Вместе с тем, лидерами роста по итогам шести лет стали сектора операций с недвижимостью и аренды (340,4%), предоставления прочих социальных и коммунальных услуг (263,7%), оптовой и розничной торговли (215%). При этом резкий рост сектора операций с недвижимостью и аренды объясняется широко используемыми в настоящее время схемами оптимизации налогообложения, когда организации, становясь резидентами Особой экономической зоны и получая, тем самым, налоговые льготы, сдают в аренду свое имущество аффилированным компаниям, имеющим права на беспошлинный ввоз комплектующих на территорию региона и работающим в режиме сборки в обрабатывающих производствах. Соответственно, добавленная стоимость в секторе аренды прирастает, а в секторе обрабатывающих производств падает. Этим отчасти можно объяснить крайне низкий уровень добавленной стоимости в секторе производства автомобилей (5,77% от выпуска в 2010 году) и производства электронных устройств для приема и передачи изображения (14,79% в 2010 году). Это объясняет факт того, что производительность труда в секторе обрабатывающих производств в 2010 году была на 9% ниже среднеобластного уровня. В то же время, показатели производительности труда остаются крайне низкими в секторах гостиниц и ресторанов, образовании и предоставлении прочих коммунальных и социальных услуг она более чем в 2 раза ниже среднеобластной. Невысокая продолжительность жизни является одним из интегральных показателей, демонстрирующих качество жизни на территории, что является одним из решающих факторов принятия решений о средне- и долгосрочных инвестициях на территории. Существенной проблемой региона является значительная разница в показателях уровня и качества жизни между жителями восточных и западных муниципальных образований области, что приводит к фактической депопуляции отдельных населенных пунктов и способствует сокращению сельского населения региона. В условиях становления рыночной экономики кардинально новые требования предъявляются к сектору профессионального образования, который должен обеспечивать экономику региона востребованными квалифицированными высокопроизводительными кадрами. В этой части важнейшим вопросом является установление прямого контакта бизнеса и образовательных учреждений в целях формирования обоснованного заказа на работников тех или иных отраслей. По-прежнему высока (хотя и сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что (1) представляет угрозу для социальной стабильности и, с другой стороны, (2) может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики. Блок названных проблем формирует реестр первоочередных мероприятий, без которых стратегическая и программная работа становится затруднительной.
Date: 2015-08-15; view: 423; Нарушение авторских прав |