Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия развития малого и среднего предпринимательства





Традиционное изучение феномена предпринимательства связано с анализом фирмы. Однако представляется, что те вызовы, которые стоят перед ноябрьской экономикой в прогнозный период, требуют иного подхода – в центре внимания должен находиться сам предприниматель-житель города или недавний мигрант. В этом случае зримее связь между мерами муниципальной политики, которые осуществляют власти города в сфере малого и среднего бизнеса, и реакцией на них в поведении предпринимателей. Как показывает проведенный нами анализ, ноябрьский предприниматель чутко реагирует на те возможности и барьеры, которые существуют в городе и определяются факторами экономико-географического положения, сложившейся специализации местной экономики, накопленным здесь запасом знания и его перетоками; различными блокировками развития, которые созданы в Ноябрьске ввиду его драматичной недавней экономической истории, а также современного институционального контекста деятельности малого и среднего бизнеса.

Оценка ситуации. Ключевой парадокс ноябрьского предпринимательства состоит в том, что по всем объективным обстоятельствам он должен быть лидером в округе: Ноябрьск имеет выгодное южное положение, беспрецедентную для городов Ямала транспортную доступность, более емкий рынок сбыта по сравнению со многими другими городами российской Арктики. И тем не менее, по уровню развития малого и среднего бизнеса (число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения) Ноябрьск отстает и от меньшего по размерам Губкинского, от сопоставимого с ним Нефтеюганска, и от более крупного Сургута.

Современное городское развитие дает немало примеров явного недоиспользования предпринимательского капитала для назревшей инновационной трансформации местной экономики. Например, отсутствие частных детских садов (при остром дефиците мест для дошкольников); слабое развитие платных медицинских услуг, недостаточное местное производство свежих овощей, молочных продуктов и др.

При этом нельзя сказать, что местное сообщество города не предприимчиво. Новейшая его история знает случаи деструктивного (например, политического) предпринимательства, поиска бюджетной ренты и др. Современная структура вознаграждений предпринимательских усилий в Ноябрьске недостаточно стимулирует к занятиям производительным предпринимательством и энергичные люди перераспределяются по другим направлениям деятельности[46] или уезжают.

Но даже в тех направлениях городской экономики, которые уже охвачены предпринимательскими усилиями, от них не возникают позитивные экстерналии[47] - благотворные эффекты не «проливаются» в другие секторы экономики, не вызывают каскадные позитивные эффекты подхватывания другими придуманных новшеств, массового «заражения» новой технологией, производственным навыком или приемом в процессе работы. Например, в городе есть талантливые изобретатели в технологиях энергосбережения. Однако дело не идет дальше единичных экспериментов, процесс тиражирования инноваций не обретает масштаб, адекватный стотысячному городу, остается в ограниченных локализованных рамках отдельной фирмы или предприятия.

Особенность местного предпринимательского капитала может быть лучше понята при сопоставлении Ноябрьска с близким (во всех смыслах) городом-аналогом Новым Уренгоем. В соответствии с методологией Г. Хофстеда проведем это сравнение по четырем срезам: иерархическая или плоская структура местной власти; индивидуализм или коллективизм местного сообщества; распределение гендерных ролей; склонность или избегание риска в местном сообществе[48].

По первому критерию (где больше вовлеченность местного сообщества в управление городом? где более неравномерное распределение власти и богатства?) нам не удалось выявить значимых различий между городами: в обоих городах есть показатели, которые могут свидетельствовать и об очень демократичных процедурах муниципального управления, и о недостаточной вовлеченности местного сообщества в соуправление городом (например, малое число общественных советов при Администрации города и др.). В целом, видимо, у обоих городов здесь сопоставимые позиции.

По второму критерию (индивидуализм против коллективизма) в Ноябрьске существенно больше число индивидуальных предпринимателей – они составляют три четверти всех предпринимателей; в Новом Уренгое лишь чуть более половины (табл. 19). Представляется, что вот это различие в предпринимательском профиле двух городов имеет фундаментальный характер.

В Ноябрьске больше и сам пул городских предпринимателей – людей, мотивированных на создание своего бизнеса, и существенно больше среди них атомарных, индивидуальных предпринимателей. С другой стороны, в Новом Уренгое значительно больше число малых предпринимателей. Таким образом, близкие значения числа занятых в предпринимательском секторе городской экономики – в Ноябрьске 14,2 тыс. чел., в Новом Уренгое – 15,9 тыс. чел. – при детальном рассмотрении обнаруживают глубокие качественные различия в организационной структуре предпринимательского движения двух городов. Нельзя объяснить его только общими различиями в структуре занятости (в Новом Уренгое больше занято в промышленности, соответственно в предпринимательстве больше малых фирм; в Ноябрьске больше занято в услугах всех видов, соответственно больше индивидуальных предпринимателей). Но даже если признать, что этот фактор оказывает влияние, все равно в результате мы имеем абсолютно разный профиль предпринимательства двух во многом сопоставимых (нефтегазовых) городов Ямала.

Эти различия подчеркивает еще один выявленный ноябрьский парадокс, проистекающий из особенностей организационной структуры местного предпринимательского сектора: город является аутсайдером по уровню муниципальной поддержки на одно предприятие малого и среднего бизнеса, но лидером по уровню поддержки на одного жителя. Все дело в меньшем размере (но многочисленности) ноябрьских фирм.

 

Таблица 19

 

Общий пул работающих в 2010 году городских предпринимателей (всего) [49]

 

  Всего предприни-мателей Из них микро-предпри-ниматели Индивидуа-льные предприни-матели- малые фирмы Малые фирмы Средние фирмы Индивидуа-льные предприни-матели- средние фирмы
Ноябрьск 2269 (64,1%) 2053 (90,5%) 1719 (75,8%) 534 (23,5%) 14 (0,6%) 2 (менее 0,1%)
Новый Уренгой 1878 (53,9% от зарегистрированных) 1655 (88,1%) 1067 (56,8%) 775 (41,3%) 36 (1,9%) -

 

Можно утверждать, что в ноябрьском сообществе сегодня больше, чем в новоуренгойском, людей, готовых к производительному предпринимательству, к созданию новых индивидуальных предприятий. Тем важнее для местной власти использовать этот конструктивный потенциал в интересах экономического развития города – создавая адекватные стимулы для занятий производительным, а не деструктивным предпринимательством.

По третьему критерию (распределение гендерных ролей) оба города также различаются абсолютно четко. В местном сообществе Нового Уренгоя доминируют мужчины, Ноябрьска – женщины. Это является следствием и структуры представленных здесь профессий и видов деятельности: в Новом Уренгое мощнее представлен промышленный сектор (занятость в добывающей промышленности выше в два раза – 12,5 против 6 тысячи человек в 2010 году, в строительстве в шесть раз – 13,7 и 2,2 тыс. чел.), в Ноябрьске – социальные, жилищно-коммунальные, производственные услуги. И в предпринимательском движении, которое всегда является калькой от всей структуры местной экономики, продолжаются те же тенденции. В Новом Уренгое существенно выше доля предпринимателей в промышленности и строительстве; в Ноябрьске – в транспортных и коммуникационных услугах (табл. 20). Резкое доминирование предпринимателей в строительстве в Новом Уренгое связано с кратно б о льшими ежегодными объемами инвестиций в этом городе по сравнению с Ноябрьском.

 

Таблица 20

 

Date: 2015-08-15; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию