Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование условий для взаимодействия работников в процессе труда





Значимость взаимодействия в процессе труда имеет все возрастающее значение. Даже практики-управленцы, производя прием персонала, теперь обращают внимание не только на специализированные профессионально важные качества, но и на коммуникативные характеристики будущих работников, поскольку в наше время зачастую субъектом труда выступает не только личность, но и группа.

Увеличение «степе­ни совместности» деятельности как замечает Б. Ф. Ломов, не только обогащает эту деятельность, но и детермини­рует межличностные отношения, которые «раскрываются прежде всего... в соотношении целей и мотивов людей, объединенных деятельностью» (Ломов Б.Ф., 1981, с.14).

В этой связи важно то, что это взаимодействие детерминировано не только необходимостью организа­ции трудового процесса, производственной деятельности, но и потребностью в общении, которая относительно самостоя­тельна и выражена наряду с потребностью в труде (Ананьев Б.Г., 1968). Таким образом, взаимодействие человека с другими людьми, выступающее условием трудовой деятельности и формой удовлетворения потребности в общении, можно оха­рактеризовать как компонент производственной среды жиз­недеятельности и делать объектом социального управления.

В организационной психологии особое значение придается информационной составляющей взаимодействия. Так, А.Л. Свенцицкий отмечает, что совместная деятельность людей предполагает обмен необходимой информацией, поэтому вся деятельность по управлению организацией представляет собой постоянные коммуникационные акты (Свенцицкий А.Л., 1999).

А.Н.Занковский, рассматривая информационные потоки в организации, определяет нисходящие, восходящие и горизонтальные информационные потоки, утверждая, что оптимальное управление организацией предполагает выраженность и того, и другого, и третьего (Занковский А.Н., 2002).

Исходя из положений психологического проектирования организации, необходимо определить такие характеристики взаимодействия, которые отражали бы не только значимость этого взаимодействия для организации, но и (в первую очередь) жизненные ориентации членов организации.

В соответствии с тремя основными жизненными ориентациями можно говорить о трех типах взаимо­действия.

1. Дефицитарное взаимодействие. Оно связано с дефицитарной ориентацией и описывается в терминах полезности для человека ("взаимодействую настолько, нас­колько мне это выгодно").

2. Самореализующее взаимодействие основано на самореализации и предполага­ет раскрытие человека в этом процессе. Такая ориентация приводит к то­му, что взаимодействие в этом случае совершается в форме общения в уз­ком смысле слова. При этом человек раскрывает себя не только в речевой форме, но и в любой другой.

3. Духовное взаимодействие определяется ориентацией работника на общечеловеческие идеалы, что выносит результаты этого процесса вовне и превращает это взаимо­действие в служение общечеловеческим ценностям. С одной стороны, такие формы взаимодействия обсуждаются в социальной психологии, когда гово­рится о коллективе в узком смысле этого слова, а с другой - в философской этике, где одним из основных понятий выступает понятие соборности. В соответствии с этим можно выделить общие требования к взаимодействию человека в организации и специфические требования к каждому из трех типов взаимодействия.

Общие требования: взаимодействие должно быть выраженным; основной язык взаимодействия – решения проблем; основная форма взаимодействия – сотрудничество; во взаимодействии должны быть реализованы все три жизненные ориентации человека.

Требования к дефицитарному взаимодействию: материально выгодное; безопасное; принимающее (поглаживания); признающее (дающее высокую оценку); оптимальное по доминантности-подчиненности.

Требования к самореализующему взаимодействию: безоценочность; полная растворенность, чувство себя; открытость, искренность, проявление себя таким, какой есть; легкость, отсутствие препятствий; Другой – как я (близость).

Требования к духовному взаимодействию: эмпатия, принятие Другого; способность встать на точку зрения Другого; способность удовлетворить интересы Другого (отдать себя).

С учетом этих особенностей можно определить и требования к организационной среде: стабильность и предсказуемость действий руководителя, коллег; отсутствие угрозы со стороны руководителя, коллег; возможность высказать свое мнение во взаимодействии с руководителем, коллегами; возможность получить помощь со стороны руководителя, коллег; проявление положительных эмоций, высокая оценка со стороны руководителя, коллег; выраженное неформальное взаимодействие с руководителем, коллегами, открытость, искренность, безоценочность; взаимодействие с руководителем, коллегами в форме сотрудничества и на языке решения проблем; решение вместе с руководителем, коллегами сложных, но посильных производственных задач; наставничество, помощь со стороны руководителя, коллег.

36. Оптимизация социальной значимости результатов труда







Date: 2015-08-15; view: 285; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию