Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности менталитета российского работника
Характерные особенности россиян важны для последующего анализа, поскольку в качестве одного из основных компонентов организационной культуры были определены базовые представления членов организации о типичном и идеальном работнике. Эти представления, с одной стороны, определяются национальной культурой, а с другой – характерными особенностями организации. Имея в виду всю совокупность основных компонентов организационной культуры (ценности, принципы, цели и базовые представления), можно утверждать, что поиск особенностей российского работника должен состоять в определении а) основных ценностей, б) типичных поведенческих характеристик, в) представлений о них россиян. Как правило, в имеющихся исследованиях поведенческие характеристики и ценности не различаются, а представления о себе изучаются как аутостереотипы. З.В.Сикевич, используя результаты проведенных под ее руководством исследований, выделяет три модальные ценности русских: а) эгалитаризм – ценность равенства, сочетающаяся с ориентацией на коллективизм; б) патернализм – ожидание отеческой заботы со стороны государства; в) этатизм – «державность», отношение к государству как к самостоятельной ценности. (Сикевич З.В., 1999). Проводя анализ работ, представляющих характерные особенности русских, З.В.Сикевич обращает внимание на то, что русские, как правило, отдают приоритет культуре духа, в результате чего страдает культура быта. При этом автор отмечает и специфику этических ценностей русских: в отличие от европейцев, ориентированных на ценности протестантской этики (ценности индивидуальной самореализации, самосовершенствования), русские ориентированы на православные добродетели – коллективизм, скромность и трудолюбие. В связи со значимостью такой характерной особенности русских, как коллективизм, важным кажутся признаки коллективизма в восприятии россиян, выявленных в исследовании, проведенном под руководством З.В.Сикевич. В качестве наиболее существенных признаков коллективизма определились следующие: совместный труд, взаимопомощь, взаимное доверие (наиболее существенные признаки), уважение особенностей и индивидуальности каждого, дружба и теплота отношений (Петербуржцы, 1997). Сходные характеристики русских (выделяемые в форме представлений о себе) определились в исследовании Л.Г.Почебут: коллективистическая ориентация; ориентация на духовные ценности; ориентация на справедливость, которая больше связана с моралью, чем с правом и законом; ориентация на лучшее будущее; ориентация на быстрое решение жизненных проблем (Почебут Л.Г., 2002). С этими характеристиками согласуются и ценности, характерные для русских: здоровье, защита семьи, защита общечеловеческой и национальной общностей; самодостаточность (благосостояние, свобода, интеллект, независимость); альтруизм (дружба, верность, честность), уважение родителей (Там же). При этом одной из ведущих жизненных ценностей для россиянина выступает работа (см. напр. Журавлева Н.А., 2006). На основе опроса горожан России, проведенного в 2004 году, социологи под руководством М.К.Горшкова пришли к выводу о том, что потомственные жители мегаполисов и провинций выделяют сходные ценности ( Мегаполисы и провинции, 2004). В качестве основных ценностей россияне отмечают наличие семьи и детей, надежных друзей и интересной работы, уважение окружающих, возможность быть самому себе хозяином и честно прожитую жизнь. Единственное отличие в распределении этих ценностей проявилось в том, что жители провинции большее значение уделяют ценности честно прожитой жизни, в то время как жители мегаполисов – возможности быть самому хозяином собственной жизни. При этом авторы отмечают существенный в нашем контексте факт, что на представления жителей в значительной степени оказывают влияние средства массовой информации. Таким образом, обсуждая такую важную для культуры характеристику, как коллективизм-индивидуализм, можно с уверенностью утверждать, что для русских более характерен коллективизм, несмотря на возрастание индивидуалистических тенденций в последние годы. При этом коллективизм русских имеет больше духовную, а не дефицитарную направленность и проявляется в альтруизме, стремлении оказать помощь, в доверии и уважении.
Для характеристики российских работников целесообразно обратиться к результатам исследования, проведенного Институтом общественного проектирования, который обследовал около 18 тысяч россиян в период 2004-2006 г.г. (Проект «Социальная стратификация, 2006). В рамках этого проекта определилось, что человеческие качества, выделенные работниками в виде ценностей, разделяются на две группы – а) качества, проявляющие отношение к труду – интеллект, трудолюбие, воля и б) качества, определяющие отношение к людям - порядочность, доброта и милосердие. Показательно и то, что чем ниже уровень группы в социальной иерархии (прежде всего - по уровню доходов), тем больше присутствие ценностей взаимоотношений, причем не прагматических, а духовных, приобретающих форму милосердия. Значимость ориентации работников на общение подтверждается результатами многих современных исследований (Темницкий А.Л., 2002; Чернина Н.В., 1992; Тощенко Ж.Т., 2001). При этом значимость хороших отношений с товарищами по работе отмечается и в России, и за рубежом (Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л., 1996; Магун В.С., 1996). А.Л.Темницкий отмечает, что обследование рабочих Москвы и области в 1990-е годы показало ведущую роль четырех трудовых мотивов (в порядке значимости) - ориентации рабочих на заработок, на общение, на реализацию своих способностей, на гарантированную занятость (Темницкий А.Л., 2002). А.Л.Темницкий считает, что общение для рабочего не только соответствует его естественной потребности в общении, но и компенсирует дефицит общественных организаций на промышленных предприятиях. Поэтому удовлетворенность рабочих общением, в отличие от удовлетворенности оплатой, на протяжении ряда лет не опускалась ниже ¾, несмотря на усиление индивидуалистической ориентации. А.Л.Темницкий отмечает, что на отношение рабочего к товарищам по работе влияет уверенность в получении от них помощи: более удовлетворены отношениями те, кто рассчитывает на помощь. Такую же высокую значимость имеют и так же высоко оцениваются рабочими и отношения с руководителями, несмотря на существующие проблемы в этой сфере. Важное замечание по этому поводу делает А.А.Русалинова, которая в качестве значимого фактора, определяющего отношение работника к труду выделяет не просто общение, а включенность работника в трудовой коллектив, наделенный определенными характеристиками. Особую значимость при этом имеет понятие образа жизни коллектива, которое вводит автор (Русалинова А.А., 1987). Это понятие позволяет ввести в рассмотрение не только внутренние характеристики коллектива, но и условия, в которых он существует. Интересно выделение типичных групп российских работников, которое осуществил А.Л.Журавлев. В своем исследовании он выделил 5 групп работников, различающихся по их ориентациям на основные компоненты труда (Журавлев А.Л., 1998): а) ориентация на напряженный труд при высоком материальном доходе; б) ориентация на высокий материальный доход при ненапряженных (комфортных) условиях труда; в) ориентация на низкую напряженность труда в сочетании с готовностью принять низкий материальный доход; г) ориентация на напряженный труд, а оплата – как получится; д) ориентация на среднюю напряженность труда в сочетании с готовностью принять средний материальный доход. Он установил, что первая и вторая группы составляют более половины работающих. При этом для 3-5 групп важны взаимодействие, отношения, рост, содержание работы. А.И.Кочеткова, опираясь на результаты социологических исследований середины 90-х годов, отмечает характерное для российских работников деградированное трудовое сознание, высказывая при этом уверенность в положительных изменениях в будущем – к 2000 г. (Кочеткова А.И., 1999). В 2001-м году она провела развернутый анализ результатов исследования психологических особенностей российского работника, в котором к 2001 году приняли участие 5,5 тыс. российских работников, входящих в организации разных форм собственности и имеющих разные организационные структуры (Кочеткова А. И., 2001). Она отмечает, что исследования психологического портрета российского работника могут служить основой для формирования стратегии управления людьми в организации. Все особенности российских работников А.И.Кочеткова делит на две группы – негативные и позитивные черты. К негативным чертам она относит: искаженное трудовое сознание (иждивенчество), гипертрофированное самомнение, наличие в психике элементов маниакально-депрессивного синдрома, неспособность принимать стратегически важные решения и нести ответственность, пассивность (нежелание действовать), супергибкость, зависимость от мнения окружающих. К позитивным чертам относятся: активизированное антикризисное сознание, коллективизм и взаимопомощь, навыки автономной психокоррекции, умение полагаться только на себя, склонность к риску, супергибкость (имеет как позитивный, так и негативный аспекты), стремление к комфортному морально-психологическому климату в организации. В.А.Хащенко отмечает, что современные российские работники показывают более высокую ориентацию на личные ценности, среди которых большой вес имеют ценности материальные (Хащенко В.А., 1999). Однако Н.А.Журавлева отмечает, что в последние годы у россиян, несмотря на возросшую ценность прагматической, деловой активности, обнаруживается тенденция возрастания значимости альтруистических ценностей (терпимость, счастье других, чуткость) (Журавлева Н.А., 2006). При этом она обнаруживает различия в ценностях работников в зависимости от формы собственности: работники государственных предприятий более ориентированы на духовные ценности. Интересна специфика отношения к труду российских работников по сравнению с другими странами. С этой целью можно обратиться к результатам развернутых исследований трудовых ценностей россиян, проведенных под руководством В.С.Магуна (Магун В.С., 2001, 2006). Кратко результаты его работы можно сформулировать таким образом: 1. Работа у россиян занимает (так же, как и во многих других странах) второе место после семьи по значимости среди жизненных ценностей. Однако для российского работника разница между значимостью семьи и работы существенно больше, чем для западного. 2. Наиболее значимая рабочая ценность - ценность высокого заработка. 3. У российских работников в период 90-х годов возросли достижительные ценности труда – стремление к высоким стабильным вознаграждениям (денежным и моральным) в обмен на результативный труд. 4. Несмотря на это, у российских работников по сравнению с западными а) больше выражено стремление минимизировать свои трудовые усилия при одновременном стремлении к высокому заработку, б) меньше – ответственность, инициатива, собственно мотивация достижения, стремление оказывать помощь конкретным людям, значимость интереса к работе (с преобладанием пассивно-гедонистического аспекта). Здесь же обратим внимание на результаты исследования, проведенного А.Н.Занковским, сравнившим отношение к труду российских, японских и немецких менеджеров (Занковский А.Н., 1998). Он обнаружил, что, в отличие от обыденного мнения, российские менеджеры проявляют не меньшую, а большую приверженность ценностям труда, чем их зарубежные коллеги. Обнаружился и общий для всех менеджеров фактор – ориентация на добросовестный труд как фактор общего жизненного благополучия. Date: 2015-08-15; view: 1095; Нарушение авторских прав |