Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция IV. Генезис и онтогенез знаковых систем -|21ным бесцельным движениям и к издаванию различных звуков. Мы видим это на примере наших маленьких детей, когда они громко смеются, хлопают в ладоши и прыгают от радости» (Дарвин [1872] 1953, 739). Что-то близкое к описанным Дарвином проявлениям радости (но, конечно, без «хлопков в ладоши») крестьяне видели в поведении молодых домашних животных: ср. пословицу Не к лицу корове телячьи козлы ('прыжки') (Даль, IV, 396), идиому телячий восторг 'слишком бурный или беспричинный, бессмысленный восторг' (MAC, IV, 350). Однако к непроизвольным у обрадованных детей «хлопкам в ладоши» (о которых пишет Дарвин) восходят аплодисменты — принятый у разных народов (но, конечно, не у всех) знак одобрения. Почесывание головы при умственном затруднении (ср. фразеологизм чесать затылок (или в затылке) 'о жесте, выражающем раздумье, недоумение, размышление' (MAC, IV, 671), англ. scratch one's head), присущее и обезьянам и людям, Дарвин объяснял как «полезное действие», направленное на уменьшение неприятного, но некогда привычного зуда в голове. Еще один вид чисто биологической обусловленности тех движений, которым впоследствии приписали вполне определенную семантику, Дарвин назвал «принципом антитезы»: «Некоторые в высшей степени выразительные движения возникли в результате попытки сдержать другие выразительные движения или воспрепятствовать их обнаружению; так, наклонное положение бровей и опускание углов рта возникает в результате усилия помешать приближающемуся приступу крика или сдержать его, когда он уже наступил» (Дарвин [1872] 1953, 912 — 913). Социоэтологическое сходство в организации жизни так называемых «общественных животных»1 и человека объясняется универсальными для мира животных и мира людей закономерностями организации сообществ (обязательностьсоциальной иерархии; элементы кооперации в добывании корма; обучение молодняка; у высших животных также наличие стандартных сигнальных поведенческих актов, так называемых «ритуалов», в социобиоло-гическом смысле). Ритуализованные позы и движения обезьян, закреплявшие статусные взаимоотношения особей в стадной иерархии и унаследованные человеческим сообществом, сохранились в древнейших формах этикета, таких как восседание на троне главного жреца или монарха и запреты сидеть в присутствии монарха; рассаживание во время еды согласно той или иной «табели о рангах»; вставания, поклоны, коленопреклонения; обнажение головы в знак приветствия; ритуальные приветственные поцелуи; обмен подарками; «тихое поведение» низших в иерархии или младших по возрасту и др. (см.: Байбурин, Топорков 1990).
От греч. kinesis — 'движение'. Термин используется в работах У. Эко (см.: Эко 1998, 395), Г.Е. Крейдлина и др. (см. очерк Крейдлина «Кинесика» в издании Григорьева, Григорьев, Крейдлин 2001, 166—254). Термин биологии и социоэтологии. Общественные животные объединяются в скопления, сообщества (стаи, стада, косяки, колонии, рои); это одна из форм их приспособления к условиям среды. 122 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ _____________________ Таким образом, природные и культурные семиотики образуют континуум. Вообще, как писал Дарвин, различия между умственными способностями низших рыб (минога, ланцетник) и высшей обезьяны больше, чем различия между интеллектом обезьяны и человека. «Это громадное различие сглаживается бесчисленными переходными ступенями. <...> Качественного различия не существует» (Дарвин [1871] 1953, 187). Градуальный характер противопоставления естественных и искусственных семиотик. Согласно определению культурных (неприродных), но при этом естественных семиотик (см. п. 18) для них характерно «стихийное», никем не спланированное возникновение, т. е. самозарождение. Таковы этнические языки; поведение, одежда, этикет; религии; искусства. Следует подчеркнуть, что речь идет о естественности («стихийности») истории каждой отдельной из названных семиотик в качестве особой системы возможностей общения и познания, находящейся в распоряжении человечества. Процессы формирования и развития названных систем, никем не спланированные и не управляемые, — это слагаемые истории культуры человечества, которая, как и история в целом, является стихийным процессом. Однако стихийность сложения названных семиотик не означает, что в той же мере стихийно создаются конкретные произведения, в которых реализуются возможности той или иной семиотики, — в виде сонаты, рисунка, стихотворения и т.д. Соотношение «плана», «расчета», т.е. «искусственности», с одной стороны, и «стихии», «вдохновения», «спонтанности», с другой, в каждом отдельном творческом акте может быть любым, вплоть до произведения, которое было создано целиком «искусственно» — как чертеж или служебная записка, благодаря одному рассудку и расчету умелого и методично компонующего автора. Однако такие факты не меняют стихийной, «самозарождающейся» природы данного искусства в качестве исторически сложившейся и постоянно эволюционирующей системы возможностей (определенного типа общения и познания), находящейся в распоряжении человечества. Искусственные семиотики сознательно и целенаправленно создавались и создаются людьми. Таковы алфавиты; римские и арабские цифры и другая математическая символика; географическая или астрономическая карта; алхимические и химические знаки; системы записи танца, музыки, шахматной игры; знаки родов войск и воинских различий (и все прочие условные знаки, которыми униформа отличается от «цивильной», или «приватной», одежды); фамильные гербы, гербы цехов, городов, государств; флаги, вымпелы, штандарты государств, армий, флотов, компа-
|