Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция IV. Генезис и онтогенез знаковых систем -|21





ным бесцельным движениям и к издаванию различных звуков. Мы ви­дим это на примере наших маленьких детей, когда они громко смеются, хлопают в ладоши и прыгают от радости» (Дарвин [1872] 1953, 739). Что-то близкое к описанным Дарвином проявлениям радости (но, конечно, без «хлопков в ладоши») крестьяне видели в поведении молодых домаш­них животных: ср. пословицу Не к лицу корове телячьи козлы ('прыжки') (Даль, IV, 396), идиому телячий восторг 'слишком бурный или беспри­чинный, бессмысленный восторг' (MAC, IV, 350). Однако к непроиз­вольным у обрадованных детей «хлопкам в ладоши» (о которых пишет Дарвин) восходят аплодисменты — принятый у разных народов (но, конечно, не у всех) знак одобрения.

Почесывание головы при умственном затруднении (ср. фразеологизм чесать затылок (или в затылке) 'о жесте, выражающем раздумье, недо­умение, размышление' (MAC, IV, 671), англ. scratch one's head), прису­щее и обезьянам и людям, Дарвин объяснял как «полезное действие», направленное на уменьшение неприятного, но некогда привычного зуда в голове. Еще один вид чисто биологической обусловленности тех движе­ний, которым впоследствии приписали вполне определенную семанти­ку, Дарвин назвал «принципом антитезы»: «Некоторые в высшей степе­ни выразительные движения возникли в результате попытки сдержать другие выразительные движения или воспрепятствовать их обнаружению; так, наклонное положение бровей и опускание углов рта возникает в результате усилия помешать приближающемуся приступу крика или сдер­жать его, когда он уже наступил» (Дарвин [1872] 1953, 912 — 913).

Социоэтологическое сходство в организации жизни так назы­ваемых «общественных животных»1 и человека объясняется уни­версальными для мира животных и мира людей закономерностя­ми организации сообществ (обязательностьсоциальной иерар­хии; элементы кооперации в добывании корма; обучение молод­няка; у высших животных также наличие стандартных сигнальных поведенческих актов, так называемых «ритуалов», в социобиоло-гическом смысле).

Ритуализованные позы и движения обезьян, закреплявшие ста­тусные взаимоотношения особей в стадной иерархии и унаследо­ванные человеческим сообществом, сохранились в древнейших формах этикета, таких как восседание на троне главного жреца или монарха и запреты сидеть в присутствии монарха; рассажива­ние во время еды согласно той или иной «табели о рангах»; вста­вания, поклоны, коленопреклонения; обнажение головы в знак приветствия; ритуальные приветственные поцелуи; обмен подар­ками; «тихое поведение» низших в иерархии или младших по воз­расту и др. (см.: Байбурин, Топорков 1990).


 


От греч. kinesis — 'движение'. Термин используется в работах У. Эко (см.: Эко 1998, 395), Г.Е. Крейдлина и др. (см. очерк Крейдлина «Кинесика» в издании Григорьева, Григорьев, Крейдлин 2001, 166—254).


Термин биологии и социоэтологии. Общественные животные объединяются в скопления, сообщества (стаи, стада, косяки, колонии, рои); это одна из форм их приспособления к условиям среды.


122 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ _____________________

Таким образом, природные и культурные семиотики образуют континуум. Вообще, как писал Дарвин, различия между умствен­ными способностями низших рыб (минога, ланцетник) и выс­шей обезьяны больше, чем различия между интеллектом обезья­ны и человека. «Это громадное различие сглаживается бесчислен­ными переходными ступенями. <...> Качественного различия не существует» (Дарвин [1871] 1953, 187).

 

Градуальный характер противопоставления естественных и искусственных семиотик. Согласно определению культурных (неприродных), но при этом естествен­ных семиотик (см. п. 18) для них характерно «стихийное», никем не спланированное возникновение, т. е. самозарождение. Таковы этнические языки; поведение, одежда, этикет; религии; искусст­ва. Следует подчеркнуть, что речь идет о естественности («стихий­ности») истории каждой отдельной из названных семиотик в ка­честве особой системы возможностей общения и позна­ния, находящейся в распоряжении человечества. Процессы фор­мирования и развития названных систем, никем не спланирован­ные и не управляемые, — это слагаемые истории культуры чело­вечества, которая, как и история в целом, является стихийным процессом. Однако стихийность сложения названных семиотик не означает, что в той же мере стихийно создаются конкретные произведения, в которых реализуются возможности той или иной семиотики, — в виде сонаты, рисунка, стихотворения и т.д. Соотношение «плана», «расчета», т.е. «искусственности», с од­ной стороны, и «стихии», «вдохновения», «спонтанности», с дру­гой, в каждом отдельном творческом акте может быть любым, вплоть до произведения, которое было создано целиком «искус­ственно» — как чертеж или служебная записка, благодаря одно­му рассудку и расчету умелого и методично компонующего автора. Однако такие факты не меняют стихийной, «самозарождающей­ся» природы данного искусства в качестве исторически сложив­шейся и постоянно эволюционирующей системы возможностей (определенного типа общения и познания), находящейся в рас­поряжении человечества.

Искусственные семиотики сознательно и целенаправленно со­здавались и создаются людьми. Таковы алфавиты; римские и араб­ские цифры и другая математическая символика; географическая или астрономическая карта; алхимические и химические знаки; системы записи танца, музыки, шахматной игры; знаки родов войск и воинских различий (и все прочие условные знаки, кото­рыми униформа отличается от «цивильной», или «приватной», одежды); фамильные гербы, гербы цехов, городов, государств; флаги, вымпелы, штандарты государств, армий, флотов, компа-


Date: 2015-07-25; view: 621; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию