Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция III. Семиотический континуум и способы его образа щцепции). — Н.М.]; это реакции на физические условия, а не на сам объект. Опознание объекта и реагирование на него появляются гораздо позднее» (Грегори 1972, 10—11). 4А. Тактильные знаки в коммуникации животных. Примеры: 1) забота, ласка или взаимное расположение у обезьян и некоторых других животных может выражаться помощью в «личной гигиене» или во взаимной такой помощи — например, обезьяна-самка удаляет из шерсти детеныша или подруги насекомых-паразитов; иногда две обезьяны «ищут» друг у друга в шерсти1; 2) тот, кто по собственному опыту знает, как верный пес норовит в хорошую минуту лизнуть хозяина в лицо, с доверием прочтет свидетельства натуралистов, наблюдавших за африканскими обезьянами, о их поцелуях, объятиях и близких к ним движениях. Приветственный «поцелуй» мы впервые увидели, когда Фиган (имя, которым исследователи между собой называли конкретную особь. — Н. М.) еще подростком возвратился к матери после дневной отлучки. Он подошел к Фло с обычной для него самоуверенностью и прикоснулся губами к ее лицу. Как это походило на тот небрежный поцелуй в щеку, которым часто одаривают матерей повзрослевшие сыновья! Пожалуй, самое эффектное из приветствий — это объятия двух шимпанзе. Гуго и я наблюдали однажды классическую встречу, продемонстрированную Давидом и Голиафом. Голиаф сидел, когда появился Давид. Он устало брел по тропе. Увидев друг друга, приятели побежали навстречу один другому. Они постояли лицом к лицу, слегка переминаясь с ноги на ногу, а затем обнялись, тихонько вскрикивая от удовольствия. Это было восхитительное зрелище (цит. по: Акимушкин 1999, 47). 4В. В сфере жестикуляции и мимики тактильные знаки и жесты иногда слиты: ритуальный поцелуй — это и жест (он видим глазом) и касание (находящиеся в контакте ощущают его тактильно). 4С. Тактильные знаки в поведении и этикете. Примеры: 1) приветствия и прощания, включающие тот или иной непосредственный контакт (рукопожатие, в некоторых культурах похлопывание по плечу, целование руки, щеки или плеча и т.д.); 2) рукопожатие в знак договоренности (ср. выражение ударить по рукам 'договориться') или, наоборот, при споре, пари; иногда рукопожатие 1 «В народном этикете искание вшей воспринималось как полезное и даже богоугодное занятие: например, в знак гостеприимства было принято искать вшей у гостя, у странствующих старцев — Божьих людей» (Гура 1995, 447). В словаре Даля в иллюстрациях к слову искать есть и такие примеры (среди прочих): Искать друг у друга в голове, а говоря о животных в шерсти. Собаки ищутся (Даль, II, 49). Судя по отсутствию пояснений, в середине XIX в. это были общепонятные сочетания. Еще в начале XX в. в Новгородской губернии существовало ироническое присловье о соседках: Подружки: вместе ищутся. 116 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
5D. Знаки, связанные с приемом пищи, в религиозных практиках: ритуальные еда и питье в составе некоторых обрядов, в том числе самых важных, таких как причастие в христианстве; ритуальные жертвоприношения, включавшие самые основные продукты питания (вспомните обычай встречать дорогого гостя «хлебом-солью»); посты и разговения; ритуальные блюда на праздниках, свадьбах, поминках. 5Е. Вкусовые знаки в искусстве не используются. 5F. Вкусовые знаки в естественном языке невозможны по определению, зато они широко отразились в лексике и фразеологии: рус. Хлеб и соль! —• слова, которые говорил вошедший людям, сидящим за столом с едой; в ответ звучало Хлеба кушать!, что было приглашением к столу (см. подробно: Топорков 1999, 177); хлебосольный, братина 'кружка, большой бокал, который обходит пирующих вкруговую', круговая наша или пить (за) здоровье, пить на брудершафт, поминальная трапеза, поминки и многие другие). 5Н -— 51. Вкусовые знаки в искусственных семиотиках отсутствуют.
|