Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция III. Семиотический континуум и способы его образа щ





цепции). — Н.М.]; это реакции на физические условия, а не на сам объект. Опознание объекта и реагирование на него появляют­ся гораздо позднее» (Грегори 1972, 10—11).

4А. Тактильные знаки в коммуникации животных. Примеры: 1) забота, ласка или взаимное расположение у обезьян и некото­рых других животных может выражаться помощью в «личной ги­гиене» или во взаимной такой помощи — например, обезьяна-самка удаляет из шерсти детеныша или подруги насекомых-пара­зитов; иногда две обезьяны «ищут» друг у друга в шерсти1; 2) тот, кто по собственному опыту знает, как верный пес норовит в хо­рошую минуту лизнуть хозяина в лицо, с доверием прочтет сви­детельства натуралистов, наблюдавших за африканскими обезья­нами, о их поцелуях, объятиях и близких к ним движениях.

Приветственный «поцелуй» мы впервые увидели, когда Фиган (имя, которым исследователи между собой называли конкретную особь. — Н. М.) еще подростком возвратился к матери после дневной отлучки. Он подо­шел к Фло с обычной для него самоуверенностью и прикоснулся губами к ее лицу. Как это походило на тот небрежный поцелуй в щеку, которым часто одаривают матерей повзрослевшие сыновья! Пожалуй, самое эф­фектное из приветствий — это объятия двух шимпанзе. Гуго и я наблю­дали однажды классическую встречу, продемонстрированную Давидом и Голиафом. Голиаф сидел, когда появился Давид. Он устало брел по тропе. Увидев друг друга, приятели побежали навстречу один другому. Они постояли лицом к лицу, слегка переминаясь с ноги на ногу, а затем обнялись, тихонько вскрикивая от удовольствия. Это было восхититель­ное зрелище (цит. по: Акимушкин 1999, 47).

4В. В сфере жестикуляции и мимики тактильные знаки и же­сты иногда слиты: ритуальный поцелуй — это и жест (он видим глазом) и касание (находящиеся в контакте ощущают его так­тильно).

4С. Тактильные знаки в поведении и этикете. Примеры: 1) при­ветствия и прощания, включающие тот или иной непосредствен­ный контакт (рукопожатие, в некоторых культурах похлопывание по плечу, целование руки, щеки или плеча и т.д.); 2) рукопожа­тие в знак договоренности (ср. выражение ударить по рукам 'дого­вориться') или, наоборот, при споре, пари; иногда рукопожатие

1 «В народном этикете искание вшей воспринималось как полезное и даже богоугодное занятие: например, в знак гостеприимства было принято искать вшей у гостя, у странствующих старцев — Божьих людей» (Гура 1995, 447). В словаре Даля в иллюстрациях к слову искать есть и такие примеры (среди прочих): Ис­кать друг у друга в голове, а говоря о животных в шерсти. Собаки ищутся (Даль, II, 49). Судя по отсутствию пояснений, в середине XIX в. это были общепонят­ные сочетания. Еще в начале XX в. в Новгородской губернии существовало иро­ническое присловье о соседках: Подружки: вместе ищутся.


116 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

 

5D. Знаки, связанные с приемом пищи, в религиозных прак­тиках: ритуальные еда и питье в составе некоторых обрядов, в том числе самых важных, таких как причастие в христианстве; риту­альные жертвоприношения, включавшие самые основные про­дукты питания (вспомните обычай встречать дорогого гостя «хле­бом-солью»); посты и разговения; ритуальные блюда на праздни­ках, свадьбах, поминках.

5Е. Вкусовые знаки в искусстве не используются.

5F. Вкусовые знаки в естественном языке невозможны по оп­ределению, зато они широко отразились в лексике и фразеоло­гии: рус. Хлеб и соль! —• слова, которые говорил вошедший лю­дям, сидящим за столом с едой; в ответ звучало Хлеба кушать!, что было приглашением к столу (см. подробно: Топорков 1999, 177); хлебосольный, братина 'кружка, большой бокал, который обходит пирующих вкруговую', круговая наша или пить (за) здо­ровье, пить на брудершафт, поминальная трапеза, поминки и мно­гие другие).

5Н -— 51. Вкусовые знаки в искусственных семиотиках отсут­ствуют.

 

Date: 2015-07-25; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию