Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция III. Семиотический континуум и способы его образа цз





пых) и распознаются пальцами слепого при чтении. Во Франции первая книга по системе Брайля вышла в 1837 г., в России — в 1885 г.

Тактильные ощущения оказываются той единственной перцеп­тивной базой, на которую может опереться воспитатель слепоглу­хонемых детей. И.А. Соколянский (1889—1960), выдающийся пе­дагог-практик и ученый, жертвенно посвятивший свою жизнь воспитанию слепоглухонемых детей, показал, что главное в со­циализации слепоглухонемого ребенка — быть в постоянном так­тильном контакте с родителями или воспитателями1.

Ребенок должен держаться за руку или за полу юбки матери, сопро­вождать ее, когда она выполняет простые действия, ощупывать те пред­меты, с которыми, хлопоча на кухне или убирая дом, возится мать. Жестовые осязательные образцы этих предметов и жесты самих действий с ними составляют тот первый и основной язык, которому на ощупь обу­чается слепоглухонемой (Иванов 1978, 55).

Этот первый тактильный язык слепоглухонемого — иероглифи­ческий: отдельный тактильный знак передает целое представление (об­раз предмета). Например, 'коромысло' обозначалось знаком, который имитирует движение матери, надевающей коромысло с ведрами себе на плечи. Мозговые механизмы иероглифического языка локализованы в правом полушарии. На основе таких иероглифов педагог учит слепоглу­хонемого ребенка тактильной пальцевой азбуке — системе прикос­новений, с помощью которых кодируется каждая отдельная буква алфа­вита (соответствующие операции над дискретными знаками управляют­ся левым полушарием).

Главным в это время является усвоение жеста, означающего тожде­ство по значению двух знаков (например, «иероглифического» обозна­чения коромысла и побуквенной «записи» соответствующего слова с помощью тактильной пальцевой азбуки. — Н.М.). В системе обучения И.А.Соколянского это был жест двух вытянутых ладоней, повернутых боком, которые имитируют по форме знак равенства (=). После усвое­ния на нескольких конкретных примерах знака тождества по значению дети быстро выучиваются многим словам, закодированным в пальцевой азбуке, тем самым они овладевают и ее элементами — буквами. С этого начинается лавинообразное усвоение ребенком грамматики естествен­ного языка (на что требуются те же 2 — 3 года, что и в норме «от двух до пяти») и всей той информации, которая на нем может быть передана... Соколянскому удавалось обучать детей и звуковому языку — для этого надо было поставить каждому тактильному жесту пальцевой азбуки в соответствие те движения органов речи, которые нужны для произнесе­ния звуков...

1 Далее идеи И.А.Соколянского представлены в изложении Вяч.Вс.Ивано­ва, который знал его лично и не раз писал о нравственном и научном подвиге Соколянского, а также о значении его работ для понимания человека.

 

 
 

114 Часть вторая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

Отождествление знаков-иероглифов и знаков, состоящих из элемен­тов пальцевого или буквенного алфавита, означает установление соот­ветствий между информацией, уже полученной в ходе раннего обучения правым полушарием, и генетически заложенной в левом полушарии информацией, позволяющей <...> пустить в ход тот генетически предоп­ределенный механизм, который ведет к чрезвычайно быстрым темпам обучения (Иванов 1978, 54 — 56).

См. также работы воспитанников И. А. Соколянского (О. И. Ско-роходовой, С. А. Сироткина) и его последователя в тифлопедаго­гике А.И.Мещерякова (Мещеряков 1971).

4G — 31. Тактильные знаки в искусственных семиотиках почти отсутствуют. К данному редкому классу семиотических феноме­нов следует отнести дактилоскопический автоматический пропуск­ник в особо секретные помещения: на входе человек прикасается к специальному пульту, компьютер преобразует тактильный след прикосновения в дактилоскопический рисунок, сличает его с об­разцами дактилоскопии людей, имеющих допуск в помещение, и принимает решение пропустить или не пропустить входящего.

 

Date: 2015-07-25; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию