Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зарубежный опыт медико-социальной работы
В "Глосарии терминов..." Европейского регионального бюро ВОЗ, как было сказано выше, медико-социальная работа определяется как "организованное социальное обслуживание в больнице или вне ее, с особым упором на связанные со здоровьем социальные проблемы". "Классической" триадой в организации социальной работы в области проблем, связанных с медициной и здравоохранением, являются службы, нацеленные на все виды профилактики - первичной, вторичной и третичной. Речь идет о работе по предупреждению аномальных явлений, лежащих в основе заболевания, по предотвращению осложнений и негативных последствий болезни, по реадаптации и реабилитации больных, оказанию им социальной помощи и т.д. Именно в таком комплексном подходе строится медико-социальная работа во многих зарубежных странах. В большинстве стран Европы после Второй мировой войны были созданы специальные структуры для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место занимают и социальные работники. Так, в Великобритании к учреждениям, оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся не только больницы, но и дома для престарелых (находящиеся в ведении органов управления социальных служб, добровольных организаций, частных агентств), дома сестринского ухода государственного и частного секторов, дома для инвалидов, приюты-общежития гостиничного типа для лиц с нарушением психики или инвалидов. Распространение получили бригады по оказанию помощи пожилым людям, в работе которых участвуют социальный работник (руководитель группы), медицинская сестра общей психиатрической службы, врач общей практики, геронтолог, патронажная сестра, организатор помощи на дому, психолог-клиницист, районная медицинская сестра. Авторы комплексного ретроспективного исследования Н. Симонова и Е. Михайлова отмечают, что работа бригады строится на основе детального обсуждения каждого конкретного случая; разрабатывается индивидуальный план, учитывающий потребности пациента и включающий перечень факторов, мешающих оказанию помощи; изучаются поведенческие характеристики для определения степени социальной и психологической уязвимости клиента. В Великобритании проблема медико-социального обслуживания инвалидов и престарелых на местном уровне становится все более актуальной. Основная ответственность за медико-социальную помощь возлагается на местные власти, которым передается большая часть финансовых средств. Многие потребители до получения медицинских и социальных услуг обращаются к своим врачам общей практики, от которых и будет зависеть успех коммунального обслуживания. Для улучшения координации деятельности практикующих врачей в ходе реформы в сфере социальной помощи была учреждена должность "менеджер по обслуживанию", которая соответствует должности фондодержателя у общепрактикующих врачей. Такой специалист координирует процесс оказания помощи, дает советы по возможным услугам и организовывает службы по мере необходимости. Менеджерами по обслуживанию, как правило, являются социальные работники. Ряд сложных проблем не только медицинского, но и организационного, экономического, правового, социального и этического характера связан с безнадежно больными пациентами. Вследствие возрастающей стоимости медицинского обслуживания, особенно больничного, большинство зарубежных специалистов предлагает введение альтернативных форм помощи тяжелобольным с неблагоприятным прогнозом, главным образом по программам медико-социального обслуживания на дому многопрофильными бригадами. Сложившейся формой обслуживания умирающих являются хосписы как специализированные медико-социальные учреждения. Существует три основных формы организации такой помощи: отделения в больницах или специализированные стационарные учреждения, выездные бригады на базе клиник, бригады оказания помощи на дому. В хосписах используются услуги социальных работников, служителей церкви, медицинского персонала, психологов, членов благотворительных обществ. Социальные работники широко представлены в медицинских учреждениях США, по существу, во всех областях здравоохранения, включая медико-хирургическую, педиатрическую, акушерско-гинекологическую помощь, службу интенсивного лечения, реабилитации и неотложной помощи. Они выполняют свои функции в общих и специализированных больницах, оказывающих неотложную медицинскую помощь и консультации; в психиатрических лечебницах для кратковременного и долгосрочного лечения; в реабилитационных центрах, учреждениях, осуществляющих долговременный уход за больными и немощными (частные лечебницы, приюты, стационары для взрослых); в учреждениях, оказывающих первичную помощь, например в амбулаториях, центрах охраны здоровья, кабинетах врачей; в случае медицинской помощи на дому. Б. Брекманом задачи социальных работников здравоохранения сформулированы следующим образом:
Во многих больницах социальные работники объединяют пациентов, имеющих проблемы, в группы самопомощи, нередко создаются группы защиты с целью образования соответствующих служб поддержки и реабилитации больных или расширения прав клиентов на получение услуг. В странах Европы и Америки существуют дома квалифицированного сестринского ухода. Особенно широка их сеть в США: общее число достигает 18 тыс., общий коечный фонд в них - 1,3 млн. Дома сестринского ухода становятся центрами универсальных услуг, включая не только удовлетворение социальных и бытовых нужд пожилых людей, но и достаточно квалифицированное медицинское обслуживание. Ежегодно уходом персонала этих домов пользуется более 1 млн. человек. Скандинавские страны достигли высокого уровня обеспечения нуждающихся в медико-социальном обслуживании с длительным уходом на общественные деньги. Вопросы медицинского и социального обслуживания в Швеции относятся к компетенции муниципальных и областных властей. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого гражданин постоянно проживает. В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, при необходимости он может организовывать районные комитеты. Работа указанных муниципальных и районных комитетов ведется в трех основных направлениях: 1) улучшение социальной сферы путем планирования коммунального обслуживания, работы с соседями, изыскательских проектов в этой области; 2) улучшение социальных условий конкретных групп населения (дети, престарелые, одинокие, инвалиды и т.д.); 3) индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании семейных отношений, экономическая помощь). Вопросы медицинского обслуживания относятся к компетенции областных советов. Следует отметить, что расходы на здравоохранение составляют 75-80% бюджета большинства областных советов. Советы определяют размер ассигнований, необходимых на медобслуживание населения, и устанавливают величину областного подоходного налога, часть которого идет на финансирование медицинской помощи. В больницах Швеции хорошо развиты службы помощи при кризисных ситуациях. Здесь специалисты по социальной работе решают целый ряд задач. В частности, оказывают помощь больному в его адаптации к условиям стационара и режиму лечения; ведут подготовку больных к операции и организуют помощь после нее; оказывают поддержку родителям, родственникам, дети или близкие которых неизлечимо больны; информируют врачей по поводу обстановки в семье больного, возможной помощи ему со стороны близких родственников; работают с родителями, дети которых умерли, с близкими родственниками умерших в клинике; составляют программы работы с родителями, дети которых тяжело больны, и др. Традиционной для Германии областью социальных мер являются службы здоровья. В настоящее время такие службы имеют в своем распоряжении обширную систему социальной помощи и охраны здоровья, отвечающую сравнительно высокому стандарту. В рамках общественной системы здравоохранения службы здоровья решают специфические дополнительные задачи. К таковым относятся выявление, предотвращение и контроль за инфекционными заболеваниями, включая заболевания, передаваемые половым путем; внедрение гигиенических мер; представление интересов по охране здоровья в организациях по защите окружающей среды и защите от радиации. В других секторах общественные службы здоровья (местные органы управления здравоохранением) обеспечивают оказание помощи матерям, уход за младенцами и детьми грудного возраста, создают службы здоровья в школах, организуют консультации по вопросам здоровья для инвалидов, помогают лицам с психическими заболеваниями, оказывают помощь туберкулезным больным. Службы здоровья и социальные службы в Германии являются двумя радикально разделенными секторами. Там, где они в своей работе взаимно пересекаются, в частности, в сфере социальной медицины, социальные мероприятия образуют звено для создания необходимого единства. Поэтому общественные службы здоровья являются важной рабочей средой для штата социальных служб, в частности, для работников в социальной сфере. Социальные мероприятия в виде медико-социальной помощи играют значительную роль в социопсихиатрических службах, т.е. в области, в которой организации, ведающие службами здоровья, считают необходимым значительное расширение деятельности. Одной из функций таких социопсихиатрических служб является организация ухода за больными, страдающими психическими заболеваниями, или немощными людьми. Вопросами управления и финансирования социального обеспечения и здравоохранения в Дании (кроме тех, которые относятся к сфере деятельности врачей общей практики и специалистов) занимаются местные органы власти. Для нас представляет интерес система оказания помощи пожилым людям в этой стране. Для обеспечения доступности социальных и медицинских услуг жителям муниципальные власти учредили так называемые центры здоровья для пожилых. В таких центрах, имеющихся в каждом микрорайоне, решаются все вопросы социального обеспечения и здравоохранения, предоставляются все услуги по уходу и лечению пожилых людей. При центрах организуются советы, которые решают, какие виды услуг должны оказываться в их центре. В Дании стремятся, как можно реже помещать пожилых людей в дома престарелых, а используют сеть домов дневного и ночного ухода. В 1989 г. две трети муниципальных учреждений создали такую сеть, располагающую медсестрами, работающими на дому, и помощниками по хозяйству. Тогда же была организована так называемая единая служба домашнего ухода, при этом сотрудники домов престарелых получили право обслуживать клиентов и на дому. Реабилитационные услуги для пожилых людей обычно оказывают в домах престарелых или центрах дневного ухода. В Финляндии для всего населения доступны услуги по планированию семьи. Они включают предоставление информации и консультативной помощи, которую оказывают различные службы планирования семьи: муниципальные, общественные, созданные в составе Федерации по проблемам семьи, частные. В последние годы эту помощь стали также оказывать семейные врачи, что сделало ее более приближенной и доступной для населения. В итоге удалось добиться очень широкого охвата женщин контрацепцией (79% в 1994 г.). Финляндия относится к числу стран, где успешно реализуются программы профилактики болезней, передаваемых половым путем, включающие как широкое информирование населения по вопросам защиты от этих болезней, так и осуществление широких кампаний по распространению презервативов. Профилактика болезней, передаваемых половым путем, проводится в рамках, как самостоятельных программ профилактики этих заболеваний, так и в рамках программ планирования семьи. Одна из крупнейших - программа социального маркетинга презервативов, осуществляемая Федерацией по проблемам семьи, реализация которой способствовала распространению использования презервативов и снижению числа болезней, передаваемых половым путем. В этой стране проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа рассматривается с позиций не только профилактики, но и обеспечения жизнедеятельности ВИЧ-инфицированных и членов их семей. Государство финансирует общественную организацию по проблемам СПИДа, которая оказывает ВИЧ-инфицированным и их семьям различные виды социальной помощи, психологическую поддержку, анонимное консультирование и др. Анализируя зарубежный опыт профессиональной социальной работы с целью использования его в российских условиях, необходимо учитывать специфику теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным явлениям и процессам, технологию оказания социальной помощи на индивидуальном, личностном уровне, а также методы деятельности по формированию благоприятных условий бытия социального субъекта, нуждающегося в помощи. Прежде всего, обращает на себя внимание противоречивость и разноплановость теоретических подходов к социальной работе в целом и медико-социальной работе, в частности. Представляется, что последняя наименее разработана в зарубежных исследованиях, а работы отечественных ученых в данном направлении единичны. В то же время Россия располагает большим собственным опытом социальной работы и медико-социальной помощи, отличающимся своими традициями, тесно связанными с имеющимися социальными институтами и возможностями здравоохранения.
|