Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежный опыт медико-социальной работы





 

В "Глосарии терминов..." Европейского регионального бюро ВОЗ, как было сказано выше, медико-социальная работа опреде­ляется как "организованное социальное обслуживание в больни­це или вне ее, с особым упором на связанные со здоровьем соци­альные проблемы". "Классической" триадой в орга­низации социальной работы в области проблем, связанных с ме­дициной и здравоохранением, являются службы, нацеленные на все виды профилактики - первичной, вторичной и третичной. Речь идет о работе по предупреждению аномальных явлений, лежащих в основе заболевания, по предотвращению ослож­нений и негативных последствий болезни, по реадаптации и реабилитации больных, оказанию им социальной помощи и т.д. Именно в таком комплексном подходе строится медико-социаль­ная работа во многих зарубежных странах.

В большинстве стран Европы после Второй мировой войны были созданы специальные структуры для осуществления соци­альной политики и программ социального обеспечения, под­держки различных социальных групп, в которых в настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное ме­сто занимают и социальные работники. Так, в Великобритании к учреждениям, оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся не только больницы, но и дома для престарелых (находящиеся в ведении органов управления соци­альных служб, добровольных организаций, частных агентств), дома сестринского ухода государственного и частного секторов, дома для инвалидов, приюты-общежития гостиничного типа для лиц с нарушением психики или инвалидов. Распространение по­лучили бригады по оказанию помощи пожилым людям, в рабо­те которых участвуют социальный работник (руководитель группы), медицинская сестра общей психиатрической службы, врач общей практики, геронтолог, патронажная сестра, органи­затор помощи на дому, психолог-клиницист, районная медицин­ская сестра. Авторы комплексного ретроспективного исследова­ния Н. Симонова и Е. Михайлова отмечают, что работа бригады строится на основе детального обсуждения каждого конкретного случая; разрабатывается индивидуальный план, учитывающий потребности пациента и включающий перечень факторов, мешающих оказанию помощи; изучаются поведенче­ские характеристики для определения степени социальной и пси­хологической уязвимости клиента.

В Великобритании проблема медико-социального обслужи­вания инвалидов и престарелых на местном уровне становится все более актуальной. Основная ответственность за меди­ко-социальную помощь возлагается на местные власти, кото­рым передается большая часть финансовых средств. Многие по­требители до получения медицинских и социальных услуг обра­щаются к своим врачам общей практики, от которых и будет за­висеть успех коммунального обслуживания. Для улучшения ко­ординации деятельности практикующих врачей в ходе реформы в сфере социальной помощи была учреждена должность "менед­жер по обслуживанию", которая соответствует должности фондодержателя у общепрактикующих врачей. Такой специалист координирует процесс оказания помощи, дает советы по воз­можным услугам и организовывает службы по мере необходи­мости. Менеджерами по обслуживанию, как правило, являются социальные работники.

Ряд сложных проблем не только медицинского, но и органи­зационного, экономического, правового, социального и этиче­ского характера связан с безнадежно больными пациентами. Вследствие возрастающей стоимости медицинского обслужива­ния, особенно больничного, большинство зарубежных специали­стов предлагает введение альтернативных форм помощи тяже­лобольным с неблагоприятным прогнозом, главным образом по программам медико-социального обслуживания на дому много­профильными бригадами. Сложившейся формой обслуживания умирающих являются хосписы как специализированные медико-социальные учреждения. Существует три основных формы ор­ганизации такой помощи: отделения в больницах или специали­зированные стационарные учреждения, выездные бригады на базе клиник, бригады оказания помощи на дому. В хосписах ис­пользуются услуги социальных работников, служителей церкви, медицинского персонала, психологов, членов благотворитель­ных обществ.

Социальные работники широко представлены в медицин­ских учреждениях США, по существу, во всех областях здравоох­ранения, включая медико-хирургическую, педиатрическую, акушерско-гинекологическую помощь, службу интенсивного лече­ния, реабилитации и неотложной помощи. Они выполняют свои функции в общих и специализированных больницах, оказываю­щих неотложную медицинскую помощь и консультации; в психи­атрических лечебницах для кратковременного и долгосрочного лечения; в реабилитационных центрах, учреждениях, осуществ­ляющих долговременный уход за больными и немощными (част­ные лечебницы, приюты, стационары для взрослых); в учрежде­ниях, оказывающих первичную помощь, например в амбулато­риях, центрах охраны здоровья, кабинетах врачей; в случае ме­дицинской помощи на дому. Б. Брекманом задачи социальных работников здравоохранения сформулированы следующим об­разом:

  1. Оценивать психосоциальные стрессы и стрессы, вызыва­емые воздействием факторов внешней среды, с которыми стал­киваются физически больные пациенты и их семьи, и оказывать непосредственную социально-терапевтическую поддержку.
  2. Помочь пациентам и их семьям получить максимальную пользу от социальных программ здравоохранения.
  3. Создать социальные программы по охране здоровья, включая действенные и приемлемые профилактические про­граммы для населения.
  4. Гуманизировать программы лечебных учреждений в инте­ресах пациентов и поставить их на службу обществу.
  5. Способствовать всестороннему лечению пациентов в тес­ном сотрудничестве с врачами и другими медицинскими работ­никами.
  6. Участвовать в анализе сложившегося положения и в раз­работке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения и планировать ее развитие.
  7. Привлекать население к участию в социальной помощи и способствовать повышению уровня его информированности.
  8. Оценивать и улучшать социальную медицинскую под­держку, беря на себя инициативу и ответственность".

Во многих больницах социальные работники объединяют пациентов, имеющих проблемы, в группы самопомощи, нередко создаются группы защиты с целью образования соот­ветствующих служб поддержки и реабилитации больных или расширения прав клиентов на получение услуг.

В странах Европы и Америки существуют дома квалифици­рованного сестринского ухода. Особенно широка их сеть в США: общее число достигает 18 тыс., общий коечный фонд в них - 1,3 млн. Дома сестринского ухода становятся центрами универсальных услуг, включая не только удовлетворение соци­альных и бытовых нужд пожилых людей, но и достаточно квали­фицированное медицинское обслуживание. Ежегодно уходом персонала этих домов пользуется более 1 млн. человек.

Скандинавские страны достигли высокого уровня обеспече­ния нуждающихся в медико-социальном обслуживании с дли­тельным уходом на общественные деньги. Вопросы медицинско­го и социального обслуживания в Швеции относятся к компетен­ции муниципальных и областных властей. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муници­палитет, на территории которого гражданин постоянно прожи­вает.

В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, при необходимости он может организовывать районные комитеты. Работа указанных муниципальных и районных комитетов ведется в трех основных направлениях: 1) улучшение социальной сферы путем планирова­ния коммунального обслуживания, работы с соседями, изыскательских проектов в этой области; 2) улучшение социальных ус­ловий конкретных групп населения (дети, престарелые, одино­кие, инвалиды и т.д.); 3) индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам (забота о детях и подростках, работа с алкоголиками и наркоманами, помощь в налаживании семейных отношений, экономическая помощь).

Вопросы медицинского обслуживания относятся к компетен­ции областных советов. Следует отметить, что расходы на здра­воохранение составляют 75-80% бюджета большинства област­ных советов. Советы определяют размер ассигнований, необхо­димых на медобслуживание населения, и устанавливают величи­ну областного подоходного налога, часть которого идет на фи­нансирование медицинской помощи.

В больницах Швеции хорошо развиты службы помощи при кризисных ситуациях. Здесь специалисты по социальной работе решают целый ряд задач. В частности, оказывают по­мощь больному в его адаптации к условиям стационара и режи­му лечения; ведут подготовку больных к операции и организуют помощь после нее; оказывают поддержку родителям, родствен­никам, дети или близкие которых неизлечимо больны; инфор­мируют врачей по поводу обстановки в семье больного, возмож­ной помощи ему со стороны близких родственников; работают с родителями, дети которых умерли, с близкими родственниками умерших в клинике; составляют программы работы с родителя­ми, дети которых тяжело больны, и др.

Традиционной для Германии областью социальных мер явля­ются службы здоровья. В настоящее время такие службы имеют в своем распоряжении обширную систему социальной помощи и охраны здоровья, отвечающую сравнительно высокому стандар­ту. В рамках общественной системы здравоохранения службы здоровья решают специфические дополнительные задачи. К та­ковым относятся выявление, предотвращение и контроль за ин­фекционными заболеваниями, включая заболевания, передавае­мые половым путем; внедрение гигиенических мер; представле­ние интересов по охране здоровья в организациях по защите ок­ружающей среды и защите от радиации. В других секторах об­щественные службы здоровья (местные органы управления здравоохранением) обеспечивают оказание помощи матерям, уход за младенцами и детьми грудного возраста, создают служ­бы здоровья в школах, организуют консультации по вопросам здоровья для инвалидов, помогают лицам с психическими забо­леваниями, оказывают помощь туберкулезным больным.

Службы здоровья и социальные службы в Германии являют­ся двумя радикально разделенными секторами. Там, где они в своей работе взаимно пересекаются, в частности, в сфере соци­альной медицины, социальные мероприятия образуют звено для создания необходимого единства. Поэтому общественные служ­бы здоровья являются важной рабочей средой для штата соци­альных служб, в частности, для работников в социальной сфере.

Социальные мероприятия в виде медико-социальной помо­щи играют значительную роль в социопсихиатрических служ­бах, т.е. в области, в которой организации, ведающие службами здоровья, считают необходимым значительное расширение дея­тельности. Одной из функций таких социопсихиатрических служб является организация ухода за больными, страдающими психическими заболеваниями, или немощными людьми.

Вопросами управления и финансирования социального обес­печения и здравоохранения в Дании (кроме тех, которые отно­сятся к сфере деятельности врачей общей практики и специали­стов) занимаются местные органы власти. Для нас представляет интерес система оказания помощи пожилым людям в этой стра­не. Для обеспечения доступности социальных и медицинских ус­луг жителям муниципальные власти учредили так называемые центры здоровья для пожилых. В таких центрах, имеющихся в каждом микрорайоне, решаются все вопросы социального обес­печения и здравоохранения, предоставляются все услуги по ухо­ду и лечению пожилых людей. При центрах организуются сове­ты, которые решают, какие виды услуг должны оказываться в их центре. В Дании стремятся, как можно реже помещать пожи­лых людей в дома престарелых, а используют сеть домов днев­ного и ночного ухода. В 1989 г. две трети муниципальных учре­ждений создали такую сеть, располагающую медсестрами, рабо­тающими на дому, и помощниками по хозяйству. Тогда же была организована так называемая единая служба домашнего ухода, при этом сотрудники домов престарелых получили право обслу­живать клиентов и на дому. Реабилитационные услуги для пожи­лых людей обычно оказывают в домах престарелых или центрах дневного ухода.

В Финляндии для всего населения доступны услуги по плани­рованию семьи. Они включают предоставление информации и консультативной помощи, которую оказывают различные служ­бы планирования семьи: муниципальные, общественные, созданные в составе Федерации по проблемам семьи, частные. В последние годы эту помощь стали также оказывать семейные врачи, что сделало ее более приближенной и доступной для на­селения. В итоге удалось добиться очень широкого охвата жен­щин контрацепцией (79% в 1994 г.).

Финляндия относится к числу стран, где успешно реализуют­ся программы профилактики болезней, передаваемых половым путем, включающие как широкое информирование населения по вопросам защиты от этих болезней, так и осуществление ши­роких кампаний по распространению презервативов. Профилак­тика болезней, передаваемых половым путем, проводится в рамках, как самостоятельных программ профилактики этих заболе­ваний, так и в рамках программ планирования семьи. Одна из крупнейших - программа социального маркетинга презервати­вов, осуществляемая Федерацией по проблемам семьи, реализа­ция которой способствовала распространению использования презервативов и снижению числа болезней, передаваемых поло­вым путем.

В этой стране проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа рассмат­ривается с позиций не только профилактики, но и обеспечения жизнедеятельности ВИЧ-инфицированных и членов их семей. Государство финансирует общественную организацию по проб­лемам СПИДа, которая оказывает ВИЧ-инфицированным и их семьям различные виды социальной помощи, психологическую поддержку, анонимное консультирование и др.

Анализируя зарубежный опыт профессиональной социаль­ной работы с целью использования его в российских условиях, необходимо учитывать специфику теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным явлениям и процессам, технологию оказания социальной помощи на индивидуальном, личностном уровне, а также методы деятельности по формиро­ванию благоприятных условий бытия социального субъекта, ну­ждающегося в помощи. Прежде всего, обращает на себя внима­ние противоречивость и разноплановость теоретических подхо­дов к социальной работе в целом и медико-социальной работе, в частности. Представляется, что последняя наименее разработа­на в зарубежных исследованиях, а работы отечественных уче­ных в данном направлении единичны.

В то же время Россия располагает большим собственным опытом социальной работы и медико-социальной помощи, отли­чающимся своими традициями, тесно связанными с имеющимися социальными институтами и возможностями здравоохранения.

 

Date: 2015-07-25; view: 6116; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию