Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет, определение
Теоретико-методологические вопросы и предмет социальной работы как деятельности, продолжают обсуждаться и еще значительное время, будут оставаться одной из наиболее актуальных проблем в области обществознания и человекознания. Тем более что ход развития научного знания в современном обществе предъявляет особые требования к наукам, изучающим человека и общество. Все чаще перед представителями таких наук как социология, психология, социальная педагогика встают общие вопросы, связанные с индивидом, группой, обществом, которые не могут быть разрешены разрозненными усилиями. Для специалистов по социальной медицине близкими являются взгляды группы ученых, работающих под руководством С.И. Григорьева, в частности их трактовка предмета социальной работы. По их мнению, «предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации». Нам представляется, что такое определение предмета социальной работы позволяет наиболее полно и органично сформулировать и обосновать особенности ее основных направлений, в том числе и медико-социального. Практика социальной работы включает в себя множество видов деятельности, проявляющихся в широком спектре ее применения, и предполагает множество определений понятия социальная работа”. Так, авторы отечественного “Общедоступного словаря по социологии, психологии и социальной работе” характеризуют ее как разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельностного существования личности. Н.Г. Стойко рассматривает социальную работу как область активной деятельности человека, направленной на создание системы мер социальной защиты населения от различного рода социальных отклонений; Н.С. Данакин — как содействие людям в решении их личных проблем. Ю.Е. Растов считает, что центральной системообразующей категорией в понятии «социальная работа» является категория «социальное благополучие», понимаемое как такое состояние взаимодействия жизненных сил человека и социальных систем, которое обеспечивает конструктивность разрешения социальных конфликтов, а поэтому выступает мерилом эффективности социальной работы. Категория “социальное благополучие”, с одной стороны, сопоставима с экономическим понятием “благосостояние (человека, группы, народа, общества)”, а также с “благополучием” в психологическом, педагогическом, этическом и иных аспектах; с другой — оно явно неадекватно им, значительно “богаче” и в отмеченном значении используется только в социальной работе. Из предлагаемой автором схемы можно заключить, что медико-социальную работу следует рассматривать как одно из направлений социальной работы, характеризующейся “собственными” формами организации и методами развития. Отметим, что в соответствии с Государственным образовательным стандартом для выделения специализации определены два признака: первый — предмет или объект деятельности; второй отраслевой признак. Приведем пример рекомендованных направлений специализации, представляющих для нас особый интерес:
Как видно, даже в направлениях специализации присутствуют два понятия: “медико-социальная работа” и “медико-социальная помощь”. Нам представляется, что первое понятие значительно шире второго и требует дополнительного толкования. С одной стороны, медико-социальную работу следует рассматривать как разновидность социальной работы, направленной на охрану и поддержку физического и психического здоровья (индивида, коллектива, населения), а с другой — это вид деятельности, направленной на достижение “социального благополучия”. Более точно это можно оценить как достижение удовлетворенности или в определенной степени позитивного взаимодействия жизненных сил (жизненных потребностей) человека и социального института (семьи, медицинского учреждения, производственного коллектива, общества). Задача здесь заключается лишь в выборе форм, методов и средств измерения этого взаимодействия. Представляется особенно важным выбор средств объективизации процесса оценки. Английские ученые Ш. Рамон и Т. Шанин определяют социальную работу как “организацию личностной службы помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить эти проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством”. Роберт Л. Беркер считает, что практика социальной работы состоит из профессионального применения ценностей, принципов и техники (методов) социальной работы к одному (или более) из следующих пунктов:
Американская национальная ассоциация социальных работников определяет социальную работу как профессиональную деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели. В “Глосарии терминов по медико-социальной помощи” Европейского регионального бюро ВОЗ дано следующее определение социальной работы: “Организованное социальное обслуживание, охватывающее широкий круг социальных проблем людей путем исследования конкретных случаев и использования других специализированных методов”. При этом принципиальным положением такого вида социального обслуживания — собственно профессиональной социальной работы — является наличие развитых социальных служб различных специфических направлений. В том же глоссарии медико-социальная работа определяется как “организованное социальное обслуживание в больнице или вне ее, с особым упором на связанные со здоровьем социальные проблемы”. Предметом изучения социальной работы некоторые авторы считают социальные отношения, функционирующие в социальной сфере жизни общества и рассматриваемые в контексте всей совокупности общественных отношений. Такой подход исключает сведение задач социальной работы только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты определенных слоев населения, к некоей совокупности суждений и рекомендаций по данной проблеме. Такое понимание упрощает ее сущностное содержание. Несомненно, что социальная помощь, равно как и социальная защита населения, является важной составляющей социальной работы как практической деятельности. Однако ее социальная суть значительно глубже и шире. Целью социальной работы некоторые специалисты называют «улучшение функционирования клиента и его лучшая адаптация к условиям социального окружения» (Холлис и Вудс); “осуществление благоприятных перемен в жизни клиента” (Бернлер); «ограничение, уменьшение болезненности различных проблем, возникающих в жизни» (Сведнер). В качестве средств достижения указанных целей предлагаются: “высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения” (основной тезис социальных работников в Англии); “освобождение, развитие и изменение” (Бернлер); “различные, методы осуществления социальных перемен” (Сведнер); “изменения условий жизни и способа жизни человека” (Юнссон). Интегрируя подходы отечественных и зарубежных авторов к определению сущностного содержания социальной работы, А.М. Панов выделяет три аспекта этого вида деятельности: 1. Оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, путем реабилитации, консультирования, использования других видов социальных услуг. 2. Развитие потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. 3. Влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности человека, создание системы поддержки нуждающимся лицам. При этом первые два аспекта составляют микроуровень, а третий — макроуровень социальной работы. На наш взгляд, данная обобщенная характеристика полностью отражает доминирующие на Западе представления, являясь своего рода «парадигмой» социальной работы. Нам представляется, что указанные три позиции составляют основу и медико-социальной работы как качественно определенного направления медико-социальной помощи. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медико-социальная помощь предусматривает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Многие отечественные и зарубежные исследователи (Бернлер; Юнссон; Зимняя; Сведнер; Вагkег и др.) разделяют точку зрения, согласно которой социальная работа реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимопомощи, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных социальных субъектов и социальной практики в целом. Первоначально социальная работа как деятельность возникла именно в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся на уровне обыденной психологии. По мнению С.И. Григорьева и других авторов, возникновение различных видов социальной работы как профессиональной деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования. Цели и функции социальной работы формулируются отдельными авторами по-разному, в зависимости от их принципиального понимания сущности этого вида деятельности. Длительное время на практике доминировали патерналистские подходы, ориентированные на конкретные формы помощи и опеки (материальные, организационные, лечебные и т.д.), когда субъект социальной работы (клиент, пациент) “благодетельствовался”, получая то или иное конкретное вспомоществование. Такой подход порождал у “клиентов” иждивенчество, пассивность, провоцировал отказ разрешить проблемную ситуацию собственными усилиями даже в случаях, когда те или иные возможности ее преодоления объективно, реально, существовали. На смену такому подходу пришел конструктивно-стимулирующий, ориентированный на динамическое взаимодействие с субъектом социальной помощи и его окружением, на поощрение и формирование его личной ответственности и активности и активности его микросреды в процессе выхода из кризисного положения. При этом подходе цели социальной работы определяются следующим образом: 1. Совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться с трудностями. 2. Помогать клиентам в обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам. З. Способствовать повышению эффективности этих источников. Функции социальной работы аналогичны ее целям и в обобщенном плане могут быть представлены в следующем виде:
Для разработки основных положений медико-социальной работы представляет интерес американская классификация базовых систем организации социальной работы (социальной практики): o Система проводников перемен — это социальные работники в агентстве, выполняющие функции непосредственных помощников своих клиентов в обеспечении перемен в их сознании, поведении и взаимоотношениях с микросредой (после тщательного анализа ситуации и причин ее возникновения). o Система клиентуры — это люди, которые обратились к социальному работнику с просьбой о помощи в решении их проблем и затруднений: оформили с ним контракт или устное соглашение о сотрудничестве в разборе сложившейся ситуации. o Система мишеней - это люди, на которых нацелено воздействие. o Система действия - это люди, объединившиеся для воздействия на систему мишеней. Такой комплексный подход позволяет объемно подойти к проблемной ситуации в целом, определить в ней место самого клиента, реальные мишени воздействия, направленного на позитивную динамику ситуации в целом, а также конкретные пути, способы и приемы действия. Однако предлагаемые виды систем выглядят чрезмерно обобщенными и в определенной степени взаимопересекающимися (первая с четвертой, вторая с третьей). Концепция социальной работы в целом, и медико-социальной работы в частности, может учитывать выделенные группы факторов, но основанием для нее должны стать помимо этого другие базовые элементы (нормативно-правовая база, место среди смежных видов деятельности, принципы организации, характеристика контингентов и ряд других). Практическая социальная работа дифференцируется с различных точек зрения. С точки зрения направленности, выбора функциональной цели существуют: социальное обеспечение детей; семейная социальная работа; социальная работа в здравоохранении и т.д.; в зависимости от "объектного" контингента или проблемной группы - работа с бедными, инвалидами, психически больными, безнадзорными детьми, больными алкоголизмом или наркоманией и т.д. В рамках современной социальной практики все направления - и методологическое, и целевое, и ориентированное на группы или контингенты - тесно переплетаются, их объединяет общий приоритетный принцип - подход к "человеку в окружающей среде". Общая перспектива для работников, практикующих в разных областях конкретной социальной работы, реализуется, в частности, в экосистемном подходе Ю.В. Валентика, О.В. Зыкова, М.Г. Цетлина. В его рамках взаимоотношения между человеком и окружающей средой рассматриваются с социально-функциональных позиций, при этом прицельно анализируются и прогнозируются возможности адаптации человека к условиям существования. Главной задачей при применении экосистемной методики является установление взаимосвязей между отдельными переменными элементами, которые в своей совокупности составляют данный случай. Такой системный анализ берется в основу плана целесообразных действий социального работника, клиента и всех заинтересованных лиц. Дифференциация специалистов-практиков социальной работы идет также на основе дихотомии "клиницисты'/'генералисты". "Клиницисты" ведут конкретную непосредственную работу, пользуясь при этом определенным набором психолого-психотерапевтических методов. "Генералисты" имеют дело с отдельными личностями, семьями и группами населения, но не ограничивают себя конкретными сферами работы, постоянно занимаются аналитической, административной и научной работой. В любом случае "социальная работа сегодня - это динамичная, развивающаяся профессия, опирающаяся как на достижения социальных наук, так и на исследования и практический опыт самих социальных работников. Деятельность последних регулируется этическим кодексом, а также правилами, относящимися к каждой конкретной специальности в социальной работе. Единые официально установленные программы подготовки социальных работников различных профилей дают возможность соединить благородный порыв помочь нуждающимся с навыками и знаниями, необходимыми для претворения этого порыва в жизнь". Под "этическим кодексом" имеются в ввиду этические профессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники в своих действиях, сформулированные в виде принципов поведения и обязательств, принимаемых на себя, например кодекс Национальной ассоциации социальных работников США, принципы и стандарты этики социальной работы Международной федерации социальных работников. Date: 2015-07-25; view: 842; Нарушение авторских прав |