Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отечественный исторический опыт
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отечественный исторический опыт.
В генезисе социальной работы лежат традиции милосердия и благотворительности в общественной и духовной жизни России. Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь “бедным, дряхлым, хворым, неимущим”. Социальный феномен благотворительности характеризуется, прежде всего, проявлением целенаправленного внимания к лицам, не способным в силу субъективных или объективных причин своими собственными силами обеспечить себе условия выживания, оказанием им помощи в сохранении и организации жизнедеятельности. Традиционно объектами благотворительности и милосердия являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы. В ходе исторического развития благотворительность включала достаточно широкий спектр значений: от милостыни до системы актов различных ведомственных учреждений и законов, принятых государством. Известный историк С.М. Соловьев отмечал, что наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным. На протяжении многих веков средоточием социальной помощи “сирым и убогим, увечным и больным” являлась церковь. Киевский князь Владимир Церковным уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив «десятину» на содержание монастырей, больниц и богаделен. Монастыри содержали больницы, богадельни и детские приюты. Оказываемая монастырскими целителями медицинская помощь была «безмездной» - бесплатной, в то время как светские вольные врачи лечили за деньги. С давних времен вплоть до ХVIII в. церковный приход в России объединял прихожан не только на основе культовых обрядов, но был и административной единицей с гражданскими и земскими функциями. Писцовые книги свидетельствуют о существовании богаделен едва ли не при всех церквях. С середины ХVI в. в общественном сознании зрела идея перехода от благотворительности к системе общественного призрения, которая должна была включать не только помощь бедным милостыней и содержание их в богоугодных заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка. Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551 г.), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы, чтобы создать приюты для всех нищих и убогих. В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ — высший административный орган, в ведение которого вошло медицинское и аптечное дело. Таким образом, происходит формальное разделение медицины и религии. Однако медицина еще долго несла на себе печать духовности. Уместно вспомнить, что еще во второй половине ХVIII в. первые русские врачи — выпускники медицинского факультета Московского университета — имели два образования: медицинское и духовное. Первая в России гражданская «правильно устроенная» больница была открыта в 1650 г. стараниями боярина Федора Ртищева, члена кружка «ревнителей благосердия». При “больничных палатах” находился постоянный врач, лекарства по его рецептам выдавались из царской аптеки. Развитие мер общественного призрения в определенную систему явилось заслугой Петра 1. Его распоряжения охватывали все важнейшие вопросы призрения. В них указывалось на предупреждение нищеты, нищие делились по категориям, виды оказываемой помощи ставились в зависимость от нужд, устанавливались органы призрения и определялись средства для их развития. В 1712 г. Петр 1 требует повсеместного устройства госпиталей «для увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискать пропитание трудами», а городским магистратам вменяет в обязанность изыскивать меры для оказания помощи и выделения пособия бедным, а также заботиться о предупреждении нищеты. При Петре 1 была создана сеть социальных заведений, имеющих специальное назначение — «смирительных домов», «прядильных домов», «гошпиталей». То, что было заложено Петром 1, продолжила Екатерина II. В 1775 г. императрицей была основана государственная система общественного призрения. Законодательным актом, получившим название “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи”, на каждой самоуправляемой территории создавались особые административные органы — Приказы общественного призрения. Таким Приказам вверялись народное образование, здравоохранение и общественная благотворительность: “1) попечение и надзирание об учреждении и прочном основании народных школ; 2) учреждение и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без попечения; 3) учреждение и надзирание гошпиталей или больниц для излечения больных; 4) учреждение и надзирание богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных, престарелых, кои пропитания не имеют; 5) учреждение и надзирание особого дома для неизлеченных больных; 6) учреждение и надзирание дома для сумасшедших; 7) учреждение и надзирание работных домов для обоего пола; 8) учреждение и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей”. Наряду с государственными службами разрешалось создание аналогичных служб частными лицами. Таким образом, параллельное развитие получали как государственная, так и частная системы призрения. В 1776 г. Екатерина II основала больницу на 150 коек, в которую “безденежно” принимались “отставные на свое пропитание солдаты, приказные духовного чина, неимущие и жены их”, получившую название Екатерининской (ныне Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского). После эпохи Екатерины II знаменательной вехой в развитии общественного призрения послужило назначение именным указом Павла 1 его супруги Марии Федоровны руководителем всеми социальными учреждениями, а затем — главой опекунского совета Воспитательного общества благородных девиц. К концу ХIХ в. было образовано более 1000 материнских благотворительных обществ. В середине прошлого столетия широкое распространение получило в России движение общинных сестер милосердия, задачей которых являлась подготовка опытных сестер милосердия и помощь в обслуживании раненых и больных. Начало такому движению было положено великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезией Ольденбургской, которые в1844 г. организовали в Петербурге первую общину сестер милосердия. При этой Свято-Троицкой общине функционировало несколько самостоятельных учреждений: отделение сестер милосердия, больница, богадельня, детский приют, исправительная детская школа и так называемое отделение кающихся. В период Крымской войны 1853—1856 гг. особенно остро ощущался недостаток медицинского персонала. В это время в Петербурге была учреждена первая в Европе община сестер милосердия, специально предназначенная для работы в действующей армии. Организация и деятельность этой общины проходила под руководством великого русского хирурга Н.И. Пирогова. Вступая в члены общины, сестры милосердия брали на себя тяжелый труд и высокую нравственную ответственность. Они не получали зарплаты, пенсии, работали без выходных и отпусков, возлагали на себя все трудности ухода за больными. К концу ХIХ столетия в России образовалось несколько крупных обществ, занимающихся приютом, воспитанием и образованием детей бедных родителей и сирот. Наиболее известным из них было Ведомство учреждений императрицы Марии, в состав которого входили институты благородных девиц, мещанские училища, воспитательные дома и другие учреждения. По завещанию князя Д. М. Голицына все денежные капиталы и доходы с его имений были направлены “на устройство в столичном городе Москве учреждения, Богу угодного и людям полезного”. Больница была открыта в 1802 г. (ныне Голицынский корпус 1-й городской клинической больницы им. Н. И. Пирогова). В больницу должны были приниматься “бедные люди всякого звания, а господские и достаток имеющие люди только тогда, когда уже за помещением первых останутся свободные места”. Содержание и попечительство передавалось в роду Голицыных по наследству и считалось почетной обязанностью. Памятником благотворительности является Странноприимный дом графа Шереметева, в настоящее время — Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Центральный музей медицины. Странноприимный дом состоял из больницы на 50 коек и богадельни на 100 мест. В больнице ежегодно находились на лечении 900—1250 больных, а отделение для приходящих при больнице принимало за год от 46 до 60 тыс. больных. Особый интерес представляла медицинская касса при больнице, целью которой являлось оказание денежного пособия неимущим больным. Благотворительная помощь кассы заключалась в обеспечении одеждой больного при выписке в зимнее время, оплате дороги из больницы домой, снабжении больного при выписке костылями или бандажом, выдаче пособия семьям во время пребывания больных на лечении или после их смерти. Острейшей проблемой второй половины прошлого века являлось оказание помощи детям. В 1876 г. была открыта первая детская больница, построенная на пожертвования промышленника П.Г. фон-Дервиза, получившая название Владимирской (ныне Московская городская детская клиническая больница 2 им. Н.В. Русакова). При больнице действовало благотворительное общество, на средства которого для бедных детей в летнее время организовывались так называемые летние колонии в подмосковных имениях. Общество выдавало ежемесячные пособия на улучшение содержания детей, на одежду, белье и обувь для детей из бедных семей при выписке из больницы, приобретало учебные пособия и игрушки, оплачивало проезд бедных матерей с детьми домой, устраивало в больнице детские праздники. В соответствии с призывом международной конвенции в 1867 г. было создано Российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1876 г. в Российское общество Красного Креста. В задачу общества входило содействие администрации в уходе за ранеными и больными воинами во время войны, оказание им медицинской и другой помощи. Согласно уставу, объектом благотворительной деятельности общества являлись воины отечественной и союзных армий, а также раненные и больные неприятельской армии, как во время боевых действий, так и в послевоенное время. В сферу деятельности общества входило также оказание помощи пострадавшим от землетрясений, пожаров, эпидемий, неурожаев. Отряды общества оказывали разностороннюю медицинскую и социальную помощь пострадавшему населению: открывали лазареты, приюты, ночлежные дома, столовые. В каждой административной территории России, начиная с уезда, были созданы местные отделения Российского общества Красного Креста. Во второй половине ХIХ в. в Москве создаются многочисленные общества врачей различных специальностей. Неотъемлемой частью их работы была благотворительная деятельность. Одним из таких объединений являлось Общество русских врачей, созданное под руководством замечательного хирурга и терапевта, профессора Московского университета Ф.И. Иноземцева. Желание обеспечить медицинской помощью и бесплатными лекарствами беднейшее население города побудило членов Общества к созданию лечебницы для приходящих больных, в которой члены Общества русских врачей дежурили бесплатно. Благотворительной деятельности посвятил большую часть своей жизни врач-гуманист Ф.П. Гааз, безвозмездно лечивший больных в богадельных домах. Будучи главным врачом московских тюрем, он проводил линию на справедливое, без напрасной жестокости, отношение к виновному, деятельное сострадание к несчастному и призрение больного. Как известно, в то время за виновным отрицались почти все человеческие права и потребности, больному отказывалось в действенной помощи, несчастному — в участии. По ходатайству Ф.П. Гааза были отпущены средства на устройство тюремной больницы на Воробьевых горах. Здесь он, оставляя ссылаемых на некоторое время в Москве “по болезни”, разрешал снимать с них оковы и обязывал обращаться с ними как с людьми, прежде всего несчастными. В 1883 г. было организовано Русское общество охранения народного здравия. В числе активных его членов — А.П. Доброславин, Н.Е. Введенский, Ф.Ф. Эрисман, Д.И. Менделеев. Целью общества являлось содействие улучшению общественного здоровья и санитарных условий. Обществом было образовано отделение по оздоровлению населенных мест, общественных, частных и промышленных предприятий. В обязанности отделения по гигиене образования и воспитания вменялось устройство яслей, бюро для кормилиц, изыскание средств призрения и т.п. Общество выступало инициатором устройства детских лечебных колоний для борьбы с детской смертностью. В 1902 г. обществом была организована первая в России миссия “Капля молока”, в рамках которой производилась не только раздача молока, но и создавались первые детские консультации. В 1913 г. для борьбы с голодом Обществом была создана Пироговская врачебно-продовольственная комиссия для оказания помощи пострадавшим от неурожая, как пожертвованиями, так и личным участием. В пострадавшие районы направлялись врачебно-продовольственные отряды, которые оказывали врачебную и продовольственную помощь: амбулаторный прием, устройство временных больниц, столовых, пекарен, яслей. Одним из наиболее крупных благотворительных обществ того времени, имевших свои отделения во многих городах России, было Императорское человеколюбивое общество. Цель его заключалась в доставлении бедным людям пособий разного рода. Для этого предполагалось проявлять старания “об учреждении сословий и заведений: 1) для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работе неспособных; 2) для доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая отработанные ими изделия и сбывая оные в свою пользу; 3) для воспитания сирот и детей бедных родителей”. Важно отметить, что в этот период появляются новые принципы социальной помощи. Происходила децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, сами люди настраивались на использование своих внутренних ресурсов для решения собственных проблем. Подтверждением тому явилось создание домов трудолюбия, специализированных мастерских для женщин, воскресных профессиональных школ и т.д. Новую волну благотворительности в различных слоях общества вызвала война 1914—1916 гг. Обществом «Помощь» было организовано оказание материальной помощи жертвам войны и пострадавшему от войны населению, поиск работы для способных к труду инвалидов войны, потерявших заработок, предоставление возможности медицинской помощи лицам, нуждающимся в ней и потерпевшим от войны, устройство домов призрения, профессионально-технических и сельскохозяйственных школ. Приведенный краткий исторический обзор помогает убедиться в том, что Россия имеет богатые традиции милосердия, сложившиеся на основе сочетания гуманистических устремлений отдельной личности и усилий общественных и благотворительных организаций государства. Бадя, Нещеретный, Сорвина, Холостова и другие авторы выделяют несколько этапов развития социальной помощи в России, которые в целом можно представить следующим образом: I этап — IХ—ХVI вв. За этот период пройден путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности. II этап — от начала ХVII в. до реформы 1861 г. Зарождаются государственные формы призрения, предпринимаются попытки создания социальных учреждений двух типов: закрытых (богадельни, приюты, служебные дома и т.д.) и открытых (пособия, обеспечение земельными наделами и т.д.). Осуществляются нововведения в социальной сфере — создаются благотворительные общества. III этап — 60-е годы ХIХ в. — начало ХХ в. Возникают новые подходы к выработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частные формы социальной помощи, благотворительности и меценатство. Начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело. Исторический анализ свидетельствует о том, что изначально медико-социальная направленность занимала большое место и была характерной чертой во всем длительном процессе становления социальной работы в нынешнем ее профессиональном понимании. Советский период истории государства с точки зрения, интересующей нас проблемы, занимает свое определенное место. После социалистической революции 1917 г. была узаконена передача больничным кассам лечебных учреждений, принято Положение о страховании на случай болезни. Медицинские учреждения больничных касс составили основу сформировавшейся в первые месяцы советской власти, по существу, новой системы здравоохранения. Во многих больничных кассах были созданы специальные отделы. Они руководили перешедшими в собственность касс больницами, амбулаториями, лабораториями, аптеками и взяли на себя организацию всей медицинской помощи рабочим и членам их семей. В то время сложились фактически две системы здравоохранения: государственная (советская) и страховая (рабочая). Однако после образования Наркомздрава РСФСР было принято постановление Совнаркома о передаче всей лечебной части бывших больничных касс Наркомздраву, а затем и о ликвидации больничных касс (март 1919 г.). После введения новой экономической политики в здравоохранении наметился возврат к медицинскому страхованию. В 1921—1923 гг. были введены для работодателей страховые взносы по отдельным видам страхования: на временную нетрудоспособность, на инвалидность, вдовство, сиротство, на безработицу, на лечебную помощь. Взносы на лечебную помощь взимались органами социального страхования и передавались органам здравоохранения, которые были обязаны оказывать все виды медицинской помощи застрахованным. В тот период фонды социального страхования разделялись на местные, губернские и всесоюзные. Фондами управляли вновь созданные страховые кассы, которые стремились взять на себя организацию медицинской помощи застрахованным. В начале 30-х годов, когда социальное страхование в СССР было передано профсоюзам, страховые кассы и все связанное с медицинским страхованием, было ликвидировано. Последующий период — укрепление государственной системы здравоохранения. Была создана разветвленная сеть учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помощи, признанная на международном уровне. Этот опыт представляет интерес для многих стран и сегодня. Его изучают и используют многие организаторы социальной работы.
Date: 2015-07-25; view: 731; Нарушение авторских прав |