Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные работы (ст. 49 УК)





 

Общественные работы как мера уголовного наказания не были известны ранее действующему уголовному законодательству. Подобное наказание предусмотрено и эффективно практикуется во многих странах мира: Швеции, Норвегии, Италии, Франции, России («обязательные работы»). В Англии данная мера наказания носит название «предоставление услуг обществу» и заключается в выполнении бесплатных работ (от 40 до 240 часов).

В иерархии видов наказаний законодатель поставил общественные работы на первое место (п. 1 ч. 1 ст. 48 УК), определяя, таким образом, рассматриваемый вид наказания как самый мягкий. Материальным основанием назначения наказания в виде общественных работ являются нормы уголовного права (п. 1 ч. 1 ст. 48; ст. 49 Общей части УК и санкции норм Особенной части УК, предусматривающие названный вид наказания).
Условия исполнения и отбывания этого вида наказания определяются
ст. 23 – 28 УИК.

Уголовно-правовая сущность данного вида наказания и его карательное содержание заключаются в том, что:

а) осужденный принудительно (вопреки его воле)

б) в свободное от основной работы или учебы время по месту своего жительства (ограничивается время осужденного на отдых)

в) привлекается к выполнению бесплатных (неоплачиваемых) физических в пользу общества общественно полезных работ, не требующих специальной подготовки или квалификации,

г) вид и место выполнения которых определяется не самим осужденным (вопреки его воле и интересам), а местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Закон не определяет, у субъектов хозяйствования какой формы собственности (частной, государственной) должен исполняться рассматриваемый вид наказания. В Германии, например, общественные работы исполняются в больницах, детских домах, домах престарелых и других «учреждениях общественной пользы».

К таким работам можно отнести, например, следующие виды общественно полезной деятельности: сельскохозяйственные, работы по приведению в порядок лесов, мест общего пользования, благоустройству населенных пунктов, уход за больными и т.д.

В статье 8 международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 содержится запрет для государств, подписавших его, привлекать граждан к принудительному или обязательному труду. Однако в этой же статье имеется и оговорка, что термин «обязательный или принудительный труд» не применим к ситуациям, когда работа или служба выполнятся заключенным и не входит в обыкновенные гражданские обязанности. Статья 23 Конституции РБ устанавливает, что «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц».

Так как осужденный не может быть лишен средств к существованию, а также из-за того, что общество заинтересовано в продолжении основной работы или учебы осужденного, в соответствии с ч. 2 ст. 49 УК (изм. от 9.06.2006 г.) наказание осужденными, обучающимися в учреждениях образования либо имеющими постоянное место работы, исполняется именно в свободное от основной работы или учебы время. Отпуск по основной работе не прерывает исполнение наказания, что ограничивает гарантированное ст. 43 конституции право на отдых. Это обусловливается тем, что лица, привлекаемые к общественным работам на основании судебного приговора, являются осужденными, а не работниками.

В рассматриваемом наказании исправительную функцию выполняет прежде всего сам труд, а точнее, его характер. Не любой труд способствует исправлению преступников, а только обладающий определенными качествами: он должен быть нелегким и не доставлять осужденному радости, может даже причинять нравственные страдания, переживания, быть не престижным при всех условиях, но в то же время общественно полезным.

Общественные работы могут назначаться:

а) в качестве основного наказания, если этот вид наказания предусмотрен в санкции статьи, по которой квалифицировано преступление,

б) а так же по усмотрению суда в качестве дополнительного наказания, но только –

в) к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, так как назначение общественных работ к другим видам наказания в качестве дополнительного не представляется возможным прежде всего по организационно-экономическим основаниям (ч. 3 ст. 48 УК). Последнее условие показывает, что в силу своего содержания данное наказание фактически связано и с ограничениями материального содержания.

Общественные работы носят срочный характер, поскольку «…устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов…» и отбываются обучающимися в учреждениях образования либо имеющими постоянное место работы «…не свыше четырех часов в день…» (ч. 2 ст. 49 УК). Следовательно, минимальный срок этого наказания – 15 дней, а максимальный – 60 рабочих дней.

Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы «… с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день» (ч. 2 ст. 49 УК).

В части 4 ст. 49 УК определен перечень осужденных, которым общественные работы не могут быть назначены в качестве наказания. Это:

1) лица, не достигшие 16-летнего возраста;

2) женщины в возрасте свыше 55 и мужчины в возрасте свыше 60 лет;

3) беременные женщины;

4) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалиды I и II группы;

6) военнослужащие.

В этой же статье (ч. 5) законодатель закрепил положение, что если обстоятельства, перечисленные в части четвертой, возникли в период отбывания общественных работ, по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, суд освобождает такое лицо от дальнейшего отбывания наказания.

Осужденные к общественным работам обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка предприятий, учреждений и организаций, в которых они отбывают наказание, добросовестно относиться к труду, выполнять другие условия, своевременно ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

УИК предусмотрено, что за нарушение осужденным условий и порядка отбывания наказания (невыход на работу, а равно нарушение трудовой дисциплины во время их выполнения) уголовно-исполнительная инспекция объявляет осужденному официальное предупреждение об уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Уголовное законодательство за невыполнение условий отбывания наказания не предусматривает изменение этого вида наказания на более строгий. Задокументированный надлежащим образом факт злостного уклонения от отбывания общественных работ осужденным образует состав самостоятельного преступления, предусмотренного ст. 419 УК. Особенности назначения наказания в виде общественных работ несовершеннолетним регламентируются ст. 110 УК.

Общественные работы включены в санкции в основном преступлений, не представляющих большой общественной опасности. В качестве основного наказания они предусмотрены в санкциях 54 статей Особенной части УК, что составляет 8,3 % от общего количества санкций. Анализ норм Особенной части УК показывает, что законодатель не включил общественные работы в качестве дополнительного наказания ни в одну санкцию статей Особенной части УК.

Для иллюстрации распространенности в судебной практике применения общественных работ как уголовного наказания приведем некоторые статистические данные. Рассматриваемый вид наказания стал применяться с даты введения УК 1999 г. в действие, т.е. с 1 января 2001 г. Общественные работы в 2005 г. были назначены в качестве наказания 1762 осужденным (3,4 % от общего количества). В предыдущие годы (2002, 2003 и 2004) общественные работы были назначены соответственно 2857 (5,3 %), 3330 (5,1 %) и 3177 (4,3 %) осужденным.

Date: 2015-07-25; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию