Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационного обеспечения деятельности руководителя
Основы управления и содержание деятельности руководителя
Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация нуждается в рациональном и эффективном управлении. Понятие «организация» может употребляться в широком смысле и иметь много значений. Поэтому в работе под организацией будут пониматься различные общественные образования: промышленные предприятия, коммерческие фирмы, государственные учреждения и др. Учитывая, что информационное обеспечение управления их деятельностью осуществляется по одним и тем же принципам, употребление в тексте термина «организация» будет означать справедливость приводимых утверждений и для предприятия, фирмы, учреждения, и наоборот. Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его в качественно новое состояние: управление – это наука, искусство, функция, люди управляющие организацией и аппарат[12]. Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия, предприятие в целом, а также различные информационные системы и пр. Различие между субъектом и объектом заключается в том, что субъект является источником управляющего воздействия, а объект подчинен этому воздействию. Отсюда следует, что руководитель является субъектом, осуществляющим управление. Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур[13]: —сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта; —анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым; — выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние; — передача управляющего воздействия объекту. Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т. е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие. Наибольший интерес представляет рассмотрение управленческих процессов в экономике, а именно применительно к конкретным организациям. На этом уровне организация управления включает в себя операции: — выявление функций управления; — установление рационального количества уровней управления; — распределение функций, прав и ответственности между различными уровнями; — определение профессионального и численного состава кадров; — разработка нормативно-методической базы. Функция управления представляет собой относительно самостоятельный и обособленный вид деятельности руководителя. Функции управления имеют структуру, содержание и механизм реализации. Специалисты выделяют следующие основные функции управления: —планирование; —календарно-плановое руководство; —оперативное управление; —контроль. Некоторые специалисты выделяют также такие функции, как мотивация, регулирование и др. С точки зрения исследуемого вопроса, выделенные функции являются наиболее важными[14]. Планирование представляет собой процесс создания планов и определение необходимых ресурсов для их реализации. Планирование включает в себя: — определение целей и задач; — разработку стратегий, программ и планов для достижения поставленных целей; — определение необходимых ресурсов; — доведение планов до конкретных исполнителей, ответственных за их реализацию. Планы должны носить обязательный характер для всех сотрудников и подразделений предприятия. Необходимо обеспечить сочетание и взаимосвязь различных видов планов (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных). Планы должны быть конкретными. Это означает четкое определение целей и задач, а также рациональных путей, методов и способов их достижения. Также следует установить ответственность конкретных лиц за организацию и выполнение плановых мероприятий. Должны быть определены оптимальные и реальные сроки исполнения планов и выделены необходимые для этого ресурсы. Планы должны быть гибкими, т. е. иметь возможность корректировки при возникновении новых неучтенных обстоятельств. Таким образом, планирование позволяет организовать работу предприятия по решению первостепенных, наиболее важных вопросов в конкретный период времени, а также повысить ответственность исполнителей за порученную им работу и улучшить контроль за выполнением плана. Календарно-плановое руководство заключается в слежении за выполнением плана. Данная управленческая функция реализуется в двух направлениях: регулирование и координация. Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых. Координация добивается согласованности действий во времени и пространстве структуры управления и внешней среды. Содержание функции календарно-планового руководства можно выразить совокупностью следующих обобщенных задач: — формирование и поддержание условий для выполнения плановых заданий; — слежение за ходом выполнения плана и анализ полученной информации; — анализ и оценка изменений в условиях и ходе выполнения плана; — выработка вариантов корректирующих воздействий; — разработка, документальное и организационное оформление принятых корректирующих мер. Оперативное управление заключается в осуществлении следующих процессов: — непрерывное распознавание ситуации относительно элементов системы управления; сбор и обработка оперативной информации о состоянии системы и ее элементов, создание банков данных; — анализ и прогнозирование развития ситуации; — принятие решения по оперативному вмешательству в функционирование системы; — разработка предложений по корректировке плановых решенийпо функционированию системы; — оформление соответствующих отчетных документов. Неотъемлемой частью оперативного управления является процесс принятия управленческих решений. Принятие решений играет важную роль и при выполнении других функций управления. Так, например, на этапе планирования принимаются важные стратегические решения, касающиеся перспектив развития организации. Однако наибольшее значение процесс принятия решений имеет на уровне оперативного управления – то есть непосредственного руководства. Контроль, основной задачей которого является определение допустимых отклонений, фиксирование и быстрое их устранение, можно разделить на два этапа: слежение за выполнением намеченных планом работ и корректирование всех значительных отклонений от плана. Специалисты выделяют три стадии контроля: предварительная, текущая и заключительная. Предварительный контроль осуществляется до начала плановых работ, когда тщательно оценивается выполнение функций подразделениями и должностных обязанностей исполнителями. Текущий контроль заключается в оценке деятельности подразделений и конкретных исполнителей. В ходе заключительного контроля осуществляется анализ ошибок и определение мер поощрения или наказания исполнителей. Эта стадия дает руководству информацию, необходимую для дальнейшего планирования. Основные инструменты контроля — наблюдение, проверка, учет и анализ. В процессе управления контроль является элементом обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов. Правильно поставленный контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на конечный результат, быть своевременным, объективным и достаточно простым. В основе каждого элемента управленческой деятельности лежит процесс принятия решений. Управленческое решение представляет собой целенаправленное воздействие на объект управления, осуществляемое в соответствии с ранее составленным планом на основе специально собранной информации руководителем. Принятие управленческого решения является адекватной реакцией на сложившуюся в ходе работы объекта ситуацию — проблему. Понятие «проблема» означает такое состояние объекта управления, при котором какие-либо показатели его функционирования отличаются от запланированных. Проблемная ситуация требует вмешательства в работу системы, которое реализуется путем оказания на объект соответствующего управляющего воздействия. Проблемные ситуации могут быть: — стандартные, т. е. иметь четкие структуру и причинно-следственные связи; — хорошо структурируемые, в которых можно выделить отдельные блоки вопросов со своими наборами решений; — слабо структурируемые, в которых не прослеживаются причинно-следственные связи в развитии ситуации и нечетко формулируется сама задача принятия решения; — неструктурируемые (нестандартные), т. е. не имеющие аналогов ситуации, для которых практически невозможно сформулироватьзадачу принятия решения. Любые управленческие решения должны отвечать требованиям: — обоснованность и конкретность; — своевременность; — согласованность с ранее принятыми решениями; — оптимальность и гибкость; — достаточная компетентность руководителей, принимающих решение. В процессе принятия решения часто возникает необходимость в выборе приоритетности характеристик, т. е. поступиться одной, например срочностью, с тем, чтобы получить выигрыш в другой, например в затратах. Кроме того, количество рассматриваемых вариантов зависит от имеющихся в распоряжении ресурсов и информации. Работа по сбору, обработке и анализу информации идет на всех этапах процесса принятия решения. Таким образом, под деятельностью руководителя можно понимать принятие управленческих решений при осуществлении планирования, календарно – планового руководства, оперативного управления, и контроля, с учетом необходимой информации для выбора из множества альтернатив оптимальной. Date: 2015-07-25; view: 805; Нарушение авторских прав |