Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика процесса гражданского воспитания





 

Гражданское воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью формируемой личности по овладению социально-политическим, правовым, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений. Целью гражданского воспитания как важнейшей части общего процесса воспитания является формирование готовности человека к овладению культурой, ее социальной полезности, направленной на достижение частных социально значимых интересов в условиях демократического общества и правового государства, мировой социальной и культурной интеграции, создание с учетом выявленных закономерностей и принципов условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности как субъекта социальной деятельности

Гражданское воспитание направлено на формирование гражданственности как интегративного качества личности.

Исследователи отмечают, что основы гражданственности закладываются уже в период дошкольного возраста на уровне простых норм общественного (гражданского) поведения [ 20; 39; 55]. В этот период формируются начала таких гражданских качеств, как честность, правдивость, дисциплинированность, совестливость, чувство долга. Вместе с сформированием сознания у ребенка «возникает и объективная мотивировка отношений; с ростом общественных связей, расширением контактов с окружающей действительностью, развитием абстрактного мышления отношения приобретают осознанно мотивированный, принципиально обоснованный характер» [ 31, с. 35]. Внешние требования начинают осознаваться личностью как необхо­димость, и, подчиняясь им, принимая их, человек делает их внутрен­ними принципами своего поведения.

Представители учения о гражданском воспитании считают, что в младшем школьном возрасте могут быть сформированы представления о гражданственности, определенная система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой гражданского воспитания [ 55]. Этому способствует увеличение объема представлений и понятий младших школьников об окружающем мире, произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями, возрастание возможностей умствен­ного развития, появление познавательных интересов.

Формирование гражданственности как интегративного качества личности предполагает учет социально-психологических новообразований младшего школьного возраста.

В данном возрастном периоде происходит интенсивное развитие процессов восприятия, мышления, памяти, внимания, совершенствуется речь. Ребенок этого возраста отличается большой эмоциональностью. Нередко чувства определяют его поступки, выступают в качестве мотивов поведения и на этой основе складываются общественные мотивы, стремление сделать что-то полезное для окружающих.

Формирование у учащихся гражданских чувств происходит на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Особенностью чувств детей младшего школьного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Чувства любви к Родине, дружбы, ответственности, гуманизма, патриотизма вначале проявляется в форме привязанности ребенка к родителям, сверстникам, коллективу детей и формируются на основе часто повторяющихся эмоций. Воспитание такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине осуществляется на основе развивающегося и ставшего устойчивым чувства симпатии, сопереживания, доброты, отношения к родным и близким людям, выдающимся личностям Отечества. При этом гражданские качества формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя [ 19].

Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни, выдающимися гражданами способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к окружающей жизни. Это имеет большое значение для определения оптимальных условий воспитания гражданственности у младших школьников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования гражданских качеств личности.

Процесс воспитания гражданственности требует педагогического руководства, поскольку его цель — формирование гражданина владеющего определенным типом социально обусловленного поведения в обществе. Как справедливо отмечает Н.А. Шатунова, «воспитание гражданских качеств личности — процесс сложный, длительный и начинается он уже в младшем возрасте» [ 55, с. 5].

Необходимо констатировать, что он рассматривается и с позиции приобщения ребенка к гражданским ценностям через включение его в реальные гражданские отношения [33, с. 3 - 4]; через осознание и постижение начал общечеловеческой морали: человечности и справедливости [ 27, с. 11].

Особую группу составляют гражданские ценности: Родина, ее история; национальная и мировая культура; гражданский долг; гражданский гуманизм; гражданская ответственность; гражданское мужество; самоуважение, дружба, честность, гражданственность [ 44, с. 81].

Усвоение личностью гражданских ценностей осуществляется в процессе образования, через приобретение необходимой информации для оптимальной реализации своих гражданских функций и социальных ролей. Приобщение человека к гражданским ценностям происходит в процессе реального включения личности во все многообразие общественных отношений и институтов общества, в процессе духовного общения поколений [ 13, с. 4].

По мнению В.Н. Выговской, гражданские качества личности определяют способность и готовность личности выполнять требования общества и руководствоваться в своей деятельности и поведении побуждениями долга, ответственности, общественной значимости [ 8].

Под формированием гражданских качеств личности школьника А.С.Гаязов понимает целенаправленную деятельность учителя «подчиненную цели, имеющую свою методику, содержание и организационные формы, условия содержания и организации [ 17, с. 14]; В.Н. Власова гражданские качества личности рассматривает как «воспитательную, развивающуюся категорию, неразрывно связанную с процессами этнокультурной самоидентификации и личностно-ориентированного образования «гражданина мира» [ 7, с. 7].

Вышеизложенное дает основание рассматривать процесс воспитания гражданственности младших школьников с позиции формирования гражданских качеств личности, хотя единой точки зрения на их совокупность в педагогических исследованиях не сложилось.

Следует отметить, что в педагогической литературе имеется ряд работ, в которых предлагаются различные классификации (группы, совокупности) гражданских качеств подростков и старшеклассников. А.С. Гаязов выделяет такие гражданские качества, как гражданская ответственность, активная гражданская позиция в труде, гражданская совесть и долг, добросовестное отношение к труду [ 16, 10]; В.Н. Иванов -- коллективизм [ 13]; Е.В. Известнова — гражданскую ответственность, гражданскую активность, долг [ 14]; В.И. Кожокарь — гражданскую ответственность, долг, социальную активность [ 21]; В.М. Петухов — самостоятельность, ответственность [ 41]; Ю.А. Маринкина — отношение к труду как к своему основному гражданскому долгу [ 32]; В.П. Сергеева — чувство долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение к Конституции государства, органам государственной власти, символам государственности, ответственность за судьбу страны, за свои дела и поступки, честность, правдивость, интернационализм, гражданская ответственность, общественная активность, бережное отношение к национальным богатствам страны, общественная дисциплина и культура общежития [ 43]; Л.М. Симанина — интернационализм [ 45]; В.В.Мартынова — гражданское сознание; чувство ответственности, долга, совести, честь, достоинство [ 33, 35]; Н.А. Шатунова — общественную активность, гражданскую ответственность, долг [ 55].

Каждое из качеств личности характеризуется не только суммой составляющих черт и признаков, но и наличием системообразующего элемента. Применительно к гражданственности как сложному интегративному образованию системообразующим компонентом выступает ответственность личности перед коллективом и обществом [ 21, 22].

Гражданские качества личности младшего школьника являются и предпосылкой, и результатом поведения и деятельности личности, так как, с одной стороны, определяют избирательность отношений учащихся к окружающей действительности и направленность его деятельности и поведения, а с другой — ими же обусловлено его дальнейшее гражданское развитие и формирование.

Следует констатировать, что в психолого-педагогической литературе отсутствуют труды, изучающие содержание и специфику формирования единой совокупности гражданских качеств личности учащихся младшего школьного возраста. Вместе с тем имеется ряд работ, посвященных раскрытию сущностных характеристик и особенностей развития отдельных гражданских качеств в контексте патриотического (Л.И. Мищенко), идейно-политического (Н.Н. Загрязкина, А.Г. Конаныхина), идейно-нравственного (Т.А. Гришина) воспитания В них исследуются проблемы формирования у младших школьников коллективизма (А.Ф. Солодкова), исполнительности и добросовестности (Р.А. Жумаканова), чувства долга (Н.Б. Андрианова), патриотизма (Л.И. Мищенко), общественно-политических представлений и понятий (А.Г. Конаныхина), общественных интересов (Г.П. Богомолова), общественной активности (М. Махмудова, Г.Д. Иванишвили), социальной активности (В.А. Ситаров), общественной направленности (Г.Г. Сергеичева).

 

Задачи, содержание и формы гражданского воспитания учащихся начальных классов

 

Гражданское воспитание младших школьников – целенаправленный, системно организованный процесс по формированию гражданских качеств личности младшего школьника, помогающих ему осознать себя в мире людей, увидеть нравственные аспекты гражданских отношений, поступать адекватно своим знаниям и чувствам, обрести опыт общественно-полезной деятельности. Гражданское воспитание рассматривается нами как составная, относительно самостоятельная часть процесса воспитания в целом. К базовым гражданским качествам, основами которых должен овладеть выпускник начальной школы, мы относим: гражданский долг; гражданскую ответственность; гражданскую совесть; гражданское сознание; потребность в гражданских действиях и поступках; уважение к законам государства; чувство патриотизма и интернационализма; чувство личной свободы; гражданское достоинство; гражданскую активность; единство гражданского сознания и поведения.

Находясь в атмосфере насыщенной политической информацией, противоречивыми установками и ценностными ориентациями, дети любого возраста не изолированы от политических влияний и воздействий как со стороны средств массовой информации, так и со стороны родителей, других взрослых. Отсюда объективная оценка информации, осознание и осмысление фактов и событий, по мнению ученого, должны осуществляться прежде всего со стороны педагоги и родителей. При организации процесса гражданского воспитания в начальной школе необходимо учитывать, что младшие школьники мыслят образами, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и факты, особенно облеченные в художественную форму, а политические явления осмысливают как добрые и злые, хорошие и плохие, красивые или некрасивые, накапливая при этом в памяти эмпирический конфетный материал как основу будущего развития политической сознательности [ 29].

В Концепции гражданского воспитания младших школьников в Республике Беларусь цель гражданского воспитания определяется как процесс формирования сознательного гражданина, у которого личностные качества и черты характера, мировоззрение и способы мышления, чувства, поступки и поведение направлены на саморазвитие, самосовершенствование и в перспективе будут согласовываться с интересами других граждан и общества в целом.

Цели гражданского воспитания раскрываются в задачах. В проекте Концепции гражданского воспитания младших школьников в Республике Беларусь представлена система задач, требующая решения:

· развитие и поддержание заложенного в каждом человеке естественного чувства любви к своей земле, историческим корням и Родине в целом на основе осознания самоценности общества, членом которого он является;

· формирование у учащихся основ мировоззренческих представлений об обществе и человеке, знакомство с основами правовых и экономических знаний, политико-правовой и экологической культуры, а также морально-этическими традициями общества;

· содействие реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности национальной и мировой культуры;

· формирование у подрастающего гражданина активной жизненной позиции, способствующей его интеграции в современное общество и участию в совершенствовании последнего [ 25].

О. В. Толкачева в качестве основополагающих принципов гражданского воспитания младших школьников выделяет следующие:

-- гуманизации и демократизациивоспитательного процесса в начальной школе — предусматривает равноправие, взаимоуважение участников педагогического процесса, диалогичность педагогического взаимодействия, открытость к восприятию общегражданских ценностей;

-- историко-культурный— предполагает тесное единство гражданского воспитания с историей и национальной культурой белорусского народа; содействует формированию гражданина, способного приумножить культурное достояние отечества в контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций своей Родины;

-- активности и саморегуляции— способствует развитию у воспитанника личностных характеристик, критичности и самокритичности, готовности к принятию самостоятельных решений, что постепенно формирует гражданскую позицию личности, чувство ответственности за ее реализацию в делах и поступках;

-- системности— предполагает обусловленность процесса гражданского воспитания гармоничностью развития взаимосвязанных новообразований в структуре личности;

-- комплексности и междисциплинарной интегрированности— предусматривает активизацию воспитательного аспекта в преподавании всех учебных дисциплин, в видах деятельности начальной школы, взаимодействие семьи, учреждений культуры и заинтересованных общественных объединений в гражданском воспитании личности;

-- постепенности и непрерывности -- предполагает многоэтапность организации гражданского воспитания (с учетом возрастной периодизации); содержание постепенно усложняется, корректируются направления развития гражданских качеств личности и обеспечивается их преемственность [ 53, с.42].

Содержание гражданского воспитания младших школьников в общем плане определяется как сознательное и активное выполнение индивидом своих гражданских обязанностей перед государством, обществом, народом на основе соблюдения нравственно-правовых норм, а также высокого уровня сформированности гражданских качеств личности.

Гражданское воспитание младших школьников должно осуществляться на каждом учебном предмете. Особое место в воспитании гражданственности занимает предмет «Мая Радзіма - Беларусь», позволяющий на пропедевтической основе формировать элементы исторических знаний. На уроках «Мая Радзіма - Беларусь» учитель должен пробудить интерес, уважение к прошлому своей страны, ввести ребёнка в мир истории, научить видеть историю «вокруг себя», помочь понять, что история – ключ к культуре любых цивилизаций. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Уроки с использованием местного исторического материала проходят интересно. Глубокое знание истории своего края, района, села делает любовь учащихся к родному краю сознательной, способствует воспитанию гражданских качеств.

Особую значимость для общего и речевого развития учащихся составляет познание языка как одной из сторон культуры народа. История языка неотделима от истории народа как носителя этого языка. Язык в своём развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой. Ознакомление учащихся с совокупностью сведений о языке - это не самоцель обучения языку, а возможность приобщить детей к истории языка, к культуре белорусского народа.

На уроках чтения дети узнают об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, о природе и её охране, об истории нашей Родины, всё это способствует накоплению социально-нравственного опыта младших школьников, воспитанию любви к Отечеству.

Содержание уроков математики также позволяет осуществлять гражданское воспитание школьников. Большое воспитательное значение имеет составление и решение текстовых задач. Решение задач укрепляет связь с жизнью,пробуждает у учащихся интерес к знаниям. При правильном подборе задач расширяется кругозор детей, воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние общественного транспорта, лифтов в многоэтажных домах, остановочных пунктов, оборудования дворовых детских площадок и т. д. Формированию гражданских качеств младших школьников на уроках математики способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о Республике Беларусь, растительном и животном мире и т. д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок (например, при изучении числаодин: «Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине»).

Особое место в гражданском воспитании занимает курс «Человек и мир». Цель предмета – формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней, формирование в единстве этических и эстетических чувств. Содержание курса построено «от ребёнка», прослеживание его взаимоотношений с миром природы, со своим собственным миром, социумом. На уроках «Человек и мир» учитель подводит ученика к осознанию своей неизолированности, принадлежности к определённой социальной группе (ты член семьи, школьного коллектива, общества).

Гражданское воспитание осуществляется в ходе изобразительной деятельности. К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему городу, селу, к своей Родине, формирование гуманистического мировоззрения, уважения к правам и свободам человека. Уроки изобразительного искусства посредством образного отражения предметов и явлений действительности, рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать мир, видеть красоту, развивать художественные способности. Тематический принцип планирования учебного материала отвечает задачам гражданского воспитания школьников. В процессе использования изобразительной деятельности как средства гражданского воспитания младших школьников важно соблюдать следующие педагогические условия: обеспечить взаимосвязь и взаимодополнение различных видов деятельности учащихся, стимулировать отражение учащимися в творческих работах окружающего мира.

На уроках музыки нужно приобщать учащихся к духовным ценностям, формировать их духовную культуру средствами музыки. Знания, умения и навыки, полученные на уроках музыки, расширяют кругозор, повышают культурный уровень, способствуют росту гражданского потенциала учащихся начальных классов. С целью повышения эффективности уроков музыки как средства формирования гражданственности необходимо соблюдать следующие условия: знакомство учащихся с историей создания народных и патриотических песен; привлечение хрестоматийного материала из литературных произведений, раскрывающего социальное значение песен; проведение интегрированных уроков.

Трудовое обучения в начальных классах ставит своей целью сформировать у ребёнка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе и является одним из важнейших факторов развития ребёнка. В начальных классах закладываются основы социально-активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, уважение к людям труда. В процессе трудовой деятельности учащиеся непосредственно соприкасаются с природой, материальным миром, чувственно воспринимают вещи, на которые воздействуют. Трудовой опыт убеждает школьников, что природа, мир существуют независимо от нас. В труде и связанных с ним наблюдениях в сознании учащихся запечатляются факты, рождаются обобщения, которые служат хорошей основой воспитания трудолюбия. Большие возможности уроки труда предоставляют для выработки у младших школьников умений общаться, проявлять такие качеств как внимание, заботливость, отзывчивость по отношению к людям. Формированию гражданских качеств учащихся начальных классов науроках труда способствует организация работы в группах, постановка проблемных вопросов, осознание школьниками социальной значимости труда и др. Воспитательная эффективность труда, его роль в решении задач гражданского воспитания младших школьников зависит от способов его организации и соблюдения следующих условий: подбор посильных видов труда; отбор доступных данному возрасту явлений и фактов действительности, на которых можно дать школьникам представление о характере труда, отношении к труду; выбор наиболее действенных для младшего школьного возраста организационных форм и приемов трудового воспитания с гражданской направленностью.

Основными формами гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность являются следующие:

· беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;

· тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;

· торжественные линейки, уроки Мужества,

· экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;

· просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;

· конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

· ролевые игры, проигрывание ситуаций;

· встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками;

· социальные акции, операции;

· работа с детскими общественными организациями.

Эти формы работы направлены на полноценное изуче­ние таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответствен­ность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др. В классе могут быть проведены мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Я маленький гражданин Республики Беларусь», викторины «Колесо истории», «Счастливый случай», час общения «День пожилого человека» и другие.

Резюмируя сказанное, отметим, что младший школьный возраст является сензитивным периодом в формировании гражданственности личности. В этом возрасте имеются большие возможности для систематического и последовательного гражданского воспитания учащихся, что создает основу для формирования гражданственности личности в последующие возрастные периоды. С целью определения приоритетных направлений развития гражданского воспитания младших школьников в современных условиях реформирования системы образования в Республике Беларусь, мы исследовали сущность и содержание данного процесса. Сравнительно-сопоставительный анализ многообразия взглядов ученых на определение сущности гражданского воспитания позволил определить исследуемое понятие как целенаправленный процесс формирования гражданственности личности. Содержание гражданского воспитания личности реализуется по следующим направлениям: приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям; воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, знакомство с правами и обязанностями граждан Республики Беларусь выработка навыков гражданского поведения.

 


Date: 2015-07-25; view: 2611; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию