Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданственность как интегративное качество личности





 

Понятие «гражданственность» как научная категория широко представлено в философских (Л.Н. Боголюбов, В.М. Петухов, Г.Н. Филонов) и психолого-педагогических исследованиях (Е.В. Известнова, В.Т. Кабуш, Л.В. Кузнецова, В.В. Мартынова) конца XX в.

В результате анализа ряда исследований [ 7; 14; 16; 22; 35] было установлено, что педагогическая категория «гражданственность» представляет собой осознание и реализацию учащимися своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, к своей семье, окружающим людям, Отечеству и планете Земля. Процесс формирования гражданственности ученые рассматривают как приобщение ребенка к гражданским ценностям через включение в реальные гражданские отношения [ 15; 33; 40; 54]. Отметим, что определения и характеристики гражданственности в публикациях последних лет выходят за пределы только лишь нравственного наполнения и предполагают наличие иных элементов: дееспособности, готовности выразить себя в социальном плане. Такое расширение понятия подводит к наиболее полному воплощению гражданственности — гражданской культуре [ 5].

Понятие «гражданская культура» органично связано с понятием «гражданское общество» и рассматривается как особая сфера социума, область частной жизнедеятельности, совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные ценности, интересы и потребности относительно независимых друг от друга членов общества [ 36, с. 3-4].

Гражданскую культуру характеризуют также как явление, где органически спиваются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества, личности и государства [ 2].

В Концепции воспитания и образования в Беларуси подчеркивается, что все учреждения системы образования и воспитания должны опираться в своей деятельности на достижения мировой культуры, общечеловеческие ценности и воспитывать уважение к правам людей, их культурно-этническим и религиозным особенностям [ 17]..

Для достижения цели воспитания гражданственности учащихся необходимо обогатить содержание воспитательной работы национальной культурой. Эта работа предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

Содержание понятий «гражданственность», «гражданин» включает три главных признака: юридический признак (исполнение своих гражданских прав и обязанностей в силу требований закона и государства), социально-политический признак (выражается в идентификации личности с определенным комплексом идей, принципов, взглядов, убеждений, чувств, поступков, обусловленных общественно-политическим строем общества), нравственный (моральный) признак (основывается на следовании нравственным принципам, существующим в обществе) [ 36, с. 29].

Выбор способов и средств формирования гражданственного личности во многом зависит от господствующих в обществе представлений о принципах организации жизни человека вообще и гражданского образования в частности.

Понимание гражданственности как фундаментального духовно-нравственного качества, мировоззренческой и психологической характеристики личности свидетельствует об определяющей роли мировоззрения, на основе которого формируется система ценностных ориентации личности, взглядов, убеждений; осознается место в обществе; определяются обязанности и ответственность перед Отечеством, государством, народом.

В данном определении целостно представлены сферы проявления гражданственности, но не раскрываются ее сущностные признаки как личностного образования. Гражданственность прежде всего содержательно определяет отношения человека к социальной общности через призму этого отношения обусловливает отношение к себе, родным, другим людям, человечеству.

Человек, начиная с детского возраста, ощущает свою принадлежность к социальной сущности. Как отмечается в социально-философской литературе, внутренне зафиксированное ощущение, восприятие, осознание своей сопряженности с социальной общностью усиливает эту общность.

Сущностной характеристикой гражданственности является чувство принадлежности к социальной общности, осознание своих обязанностей по ее прогрессивному преобразованию, активное участие в деятельности на благо социума.

Таким образом, анализ исследований по проблеме гражданского воспитания личности свидетельствует о том, что понятие «гражданственность» определяется как интегральное качество (В.И. Кожокарь), совокупность качеств (И.Н. Руссу), целостное интегральное качество (Е.В. Известнова), качество духовного мира человека (В.М. Петухов), комплекс субъективных качеств личности (Г.Н. Филонов), интегративное качество личности учащихся (И.В. Суколенов). Из этого следует, что «гражданственность» рассматривается исследователями как интегративный комплекс качеств личности учащегося.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным рассмотрение гражданственности как совокупности качеств личности. О. В. Толкачева выделяет следующие гражданские качества младших школьников: патриотизм, самостоятельность, гуманность (любовь и уважение к родителям, белорусскому народу, родному городу, отечеству), заботливость, бережливость, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, организованность, честность и правдивость, ответственность, долг, активность, интернационализм, законопослушность, достоинство.

В заключение отметим, что в своем исследовании мы рассматриваем гражданственность как интегративное качество младших школьников, представляющего собой совокупность позитивных гражданских качеств личности: патриотизм, ответственность трудолюбие, гуманность, долг, активность, коллективизм, организованность, интернационализм, самостоятельность, законопослушность, достоинство, дисциплинированность и др.

 

 

Date: 2015-07-25; view: 2155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию