Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. 1.1. Гражданственность как интегративное качество личности





СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1. Гражданственность как интегративное качество личности. 6

1.2 Характеристика процесса гражданского воспитания. 8

1.3 Задачи, содержание и формы гражданского воспитания учащихся начальных классов 12

Выводы по первой главе. 19

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 20

2.1.Диагностика гражданской воспитанности учащихся начальных классов. 20

2.2 Опытная работа и анализ ее результатов. 23

Выводы по второй главе. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 51

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях развития Республики Беларусь как суверенного демократического государства возникает необходимость в усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях функционирования национальной системы образования. Воспитание гражданственности становится координирующим направлением современного образования в спектре видения идеологии. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко четко изложил свою позицию по данному вопросу: «Если мы хотим видеть Беларусь сильной и процветающей державой, то должны прежде всего думать об идеологическом фундаменте белорусского общества...» [ 30].

В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, образцов поведения. В связи с этим воспитание гражданственности является одной из задач современной системы образования, которая нашла отражение в законах «О гражданстве Республики Беларусь», «О правах ребенка»; Кодексе «Об образовании в Республике Беларусь», в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концепции национальной школы Республики Беларусь и других государственных документах.

Направленность воспитательной деятельности современной национальной школы на гражданское воспитание предполагает обновление его целей, задач, методического обеспечения. Позитивному решению этой проблемы призвана содействовать и осуществляемая в Республике Беларусь реформа начального образования.

Проблема гражданского воспитания личности всегда была в центре исследования философов, социологов, психологов, педагогов, которые рассматривали ее в соответствии с общей тенденцией развития общества и государства. Методологические аспекты гражданского воспитания раскрываются в работах философов и социологов Л.М.Архангельского, Л.Н. Боголюбова, Л.П. Буевой, О.Г. Дробницкого, Э.И. Моносзона, Г.Н. Филонова и других. Психологическое обоснование процесс формирования гражданственности личности нашел в исследованиях психологов Л.И. Божович, А.Б. Добровича, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.Э. Чудновского. Вопросам формирования отдельных гражданских качеств личности посвящены труды Ю.П. Маринкина, И.Н. Руссу, Г.С. Саволайнен (формирование гражданской зрелости у учащихся, в системе классных и внеклассных занятий), А.К. Нургалиева, В.М. Обухов, Ф.М. Ямалетдинова (формирование гражданской активности подростков), А.Н. Худин, Н.А. Шатунова (формирование гражданской ответственности старшеклассников), Л.Л. Хоружая (формирование гражданской позиции в процессе изучения общественно-политической литературы). Проблеме воспитания патриотизма как качества гражданина уделяют внимание Ю.С. Васютин, Д.И. Водзинский, А.И. Вырщиков, Н.А. Иванов, Р.С. Пионова, И.Ф. Харламов и др.

В педагогической литературе проблема формирования гражданских качеств личности квалифицируется также в контексте различных направлений гражданского воспитания: идейно-нравственного (Т.А. Гришина), идейно-политического (Н.Н. Загрязкина, А.Г. Конаныхина), политического (В.И. Бобрович, Б.Т. Лихачев), интернационального (Л.М. Симанина), правового (А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов, З.К. Шнекендорф), патриотического (А.И. Вырщиков, Л.И. Мищенко, В.И. Перминова).

Вопросы формирования гражданственности подрастающего поколения нашли отражение в трудах отечественных педагогов К.В. Гавриловец, ВТ. Кабуша, В.В. Мартыновой, Б.В. Пальчевского, И.Ф. Харламова, И.Д. Чернышенко, В.В. Буткевич, С.В. Снапковской, А.И. Левко, О. В. Толкачевой и др.

Следует констатировать, что большинство исследований, посвященных проблеме гражданского воспитания, раскрывают особенности формирования гражданственности в подростковом и юношеском возрасте, а возможности младшего школьного возраста в становлении гражданского самосознания подрастающего поколения остаются малоизученными. Между тем, самоценность этого периода в воспитании гражданственности несомненна (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.З. Зак, А.Г. Ковалев, Ю.А. Маринкина и др.). Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется несоотвествием между общественно-социальной значимостью проблемы воспитания гражданственности младших школьников и ее освещением на страницах психолого-педагогической и методической литературы.

Цель исследования – раскрыть сущность, содержание и особенности воспитания гражданских качеств младших школьников.

Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:

· раскрыть сущность гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;

· определить задачи, содержание, формы и методы гражданского воспитания детей младшего школьного возраста;

· изучить уровень развития гражданских качеств младших школьников;

· опытным путем установить наиболее эффективные формы и методы гражданского воспитания учащихся начальных классов.

Объект исследования – процесс гражданского воспитания младших школьников.

Предмет исследования – эффективные формы и методы воспитания гражданских качеств младших школьников.

В процессе исследования применялись такие методы, как теоретический анализ психолого-педагогической методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент. Для диагностики гражданской воспитанности младших школьников использовался комплекс методик - анкетирование, метод незаконченных предложений, диагностическая беседа, диагностическая методика «Цветик-семицветик» и др.

База исследования – 4 «А» и 4 «Б» классы средней школы №3 г. Червеня.

 


Date: 2015-07-25; view: 797; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию