Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок банковских карт Южного Федерального Округа: тенденции формирования и развития





Уже к началу 2003 года рынок банковских карт в ЮФО практически сформировался.

На территории региона на рынке банковских карт осуществляет свою деятельность 145 коммерческих банков (114 из них работают с населением), из которых 58 банков – это местные кредитные организации, а 87 – иногородние банки (в основном филиалы московских банков).

Основными «игроками» на этом рынке являются:

· Юго-Западный банк СБ РФ,

· Юг-банк,

· КБ Центринвест,

· Альфабанк,

· Внешторгбанк,

· Банк Москвы,

· КБ Возрождение,

· КБ Метракомбанк,

· Промстройбанк,

· Газпромбанк и др.

Указанные банки работают на рынке, как с физическими, так и с юридическими лицами по выдаче заработной платы сотрудникам с использованием банковских карт, а так же участвуют в развитии инфраструктуры для их обслуживания. Например, филиал Банка Москвы обслуживает ОАО «Донской Табак», КБ Центринвест – ОАО «Ростовэнерго» и ОАО «Ростовэлектросвязь», Метракомбанк – предприятия СКЖД, АКБ Юг-банк – Администрацию Краснодарского края. При этом используются разнообразные карточные продукты с различной степенью их распространения на территории России. Это «Юнион-Кард» – Метракомбанка, «Золотая Корона» – Юг-банка, карты международных платежных систем VISA и Eurocard/MasterCard – КБ Центринвеста, филиалов Банка Москвы, Внешторгбанка и Альфабанка.

На сегодня рынок банковских карт на территории ЮФОпредставлен практически всем перечнем карточных продуктов. Хотя по некоторым редким видам карт (Acorp, JCB) найти пункт обслуживания непросто.

Наиболее распространенными в регионе на сегодня можно считать карты АС СБЕРКАРТ, Union Card, VISA, Ec/Mc. Количество карт каждой системы варьируется в зависимости от возлагаемых на них банками эмитентами целей. Так карты VISA, Ec/Mc широко предлагаются клиентам практически всеми банками, но рассчитаны на заведение персонально обратившимся вкладчиком, а карты систем АС СБЕРКАРТ, Union Card в основном предлагаются в качестве решений для реализации зарплатных проектов и тем самым эмиссия этих карт проводится наиболее активно.

Отдельными банками обслуживаются и другие карточные продукты Amex, Diners Club, но по этим банковским картам спектр услуг обычно ограничивается выдачей наличных, эмиссия и работа в торговой сети практически не представлены.

Анализируя сложившуюся ситуацию с точки зрения объема и характера предоставляемых услуг, можно сделать следующие выводы:

1. Широкой эмиссией занимаются только банки, имеющие в регионе сложившуюся схему процессинговых услуг: Сбербанк по картам АС СБЕРКАРТ, Альфабанк по картам VISA Electron, Maestro, Центринвест по картам Union Card, Maestro, Юг-банк – по картам «Золотая Корона».

2. Рынок международных карт в регионе развивается равномерно медленно, поскольку все участники находятся в равных условиях. Эмиссия затруднена удаленностью процессинговых центров, охватываемая торговая сеть и рассчитана в основном на состоятельного клиента.

3. Сектор эквайринговых услуг развивается очень медленно. Нацеленность эквайринга по международным картам на существующего стороннего клиента приводит к повышенной конкурентности между банками в борьбе за предприятия торговли. Серьезного развития эквайринг по локальным картам не получил. Очевидно, это связано с тем, что внедрение зарплатных программ в основном связанно с переводом денежных потоков из касс предприятий в кассу банка.

Состав владельцев банковских карт условно можно разделить на 2 категории. Первая: зарплатные карточки – наиболее массовая категория клиентов. Этой категорией используются наиболее дешевые карточные продукты международных систем Cirrus/Maestro и VISA Electron или карты российских платежных систем Union Card, АС СБЕРКАРТ. Вторая: корпоративные и личные карты состоятельных клиентов, нацеленные, в основном, на совершение операций за рубежом. Основным продуктом, используемым этой категорией клиентов, являются карты VISA-Classic, Ec/Mc-Мass.

Наиболее перспективными, с точки зрения объема операций, является первая категория владельцев банковских карт. Таким образом, реализация банками зарплатных проектов на предприятиях региона делает возможным сформировать в обществе потребность в наличии структуры безналичных платежей. Тем самым банки содействуют легализации оборотов торговли и уменьшению криминализации общества.

Проанализируем теперь состояние рынка банковских пластиковых карт в различных регионах Южного федерального Округа.

К началу 2005 года каждый третий ростовчанин имел банковские пластиковые карты. За прошлый год число обладателей карт выросло почти вполовину.


По словам заместителя начальника ГУ ЦБ Татьяны Гроссман[6] с начала 2005-го свои карты в Ростове и области эмитируют 28 кредитных организаций. Работают почти 180 банкоматов и около 300 пунктов выдачи наличности.

Ростовчане составляют более половины среди областных пользователей пластиковых карт (на Дону уже более 512 тысяч жителей обзавелись карточками, из них в Ростове – 290 тысяч). Если по числу карт город и область занимают вполне пристойное 16-е место в России, то по количеству операций сними – лишь 34-е, уступая не только столицам, но и большинству соседей по Южному округу. Всего около 500 торговых точек и служб сервиса в городе оснащены оборудованием для проведения операций с пластиковыми картами. Это примерно десятая часть подобных предприятий. Сейчас с помощью пластиковых карт уже можно проводить расчеты за мобильную связь, Интернет. По словам Татьяны Гроссман, в ближайшее время с банками будет обсуждаться вопрос о возможности приема в банкоматах коммунальных платежей.

Однако специалисты признают, что банковская карта по-прежнему не выполняет своей важнейшей функции: для большинства пользователей она не является удобным средством платежа.

Безналичные расчеты можно осуществлять пока лишь в 9 из 17 работающих супер- и гипермаркетов. В прошлом году с использованием карточек было совершено 290 тысяч торговых сделок (на долю местной торговли пришлось 160 тыс. сделок). Это более чем в два раза больше, чем в 2003 году, но от всего количества сделок составляет всего 4,1 %. Основная масса операций – обналичивание. Рынок банковских карт Ростова и Ростовской области в 2002-2004 гг. представлен в таблице 1:

 

Таблица 1

Рынок банковских карт Ростова и ростовской области в 2002-2004 гг [7]

  01. 01.2003 01. 01.2004 01. 01.2005
Количество карт      
Количество владельцев карт, использовавших карты для оплаты товаров и услуг      
Количество операций, млн. 2,4 4,4  
в т.ч. по оплате товаров и услуг 0,08 (3,3%) 0, 12 (2,7%) 0,29 (4,%)
Объем операций, млрд. руб. 5,9   19,1
в т.ч. по оплате товаров и услуг 0,11(1,86%) 0,19(1,5%) 0,83(4,3%)
Количество банкоматов      
Количество торговых и сервисных точек обслуживания карт (банкоматы, пункты выдачи наличных в банках, торговые терминалы)      

 

Уход с рынка крупных игроков (СБС-Агро, Инкомбанк) привел к изменению предложения и как следствие росту стоимости конечного продукта для клиента. В связи с этим достигнутый ранее в регионе уровень охвата торговой сети в сфере эквайринга и общее количество владельцев банковских карт значительно снизился.

Вместе с тем освободившаяся ниша постепенно заполняется новыми участниками. Активнее продвигать свои услуги стали Газпромбанк, Центринвест, а также Альфабанк. Новые участники ведут активные действия, направленные на захват своего клиента, что создает предпосылки для появления новых схем работы с клиентами.

На сегодняшний день, практически все банки региона предлагают своим клиентам обслуживание с использованием банковских карт, но самостоятельный выпуск и эквайринг могут предложить только некоторые из них. Основная масса предложений местных банков сводится к субэмисии карт крупных московских банков.


Наиболее активно проявил себя Центринвест, который являясь самостоятельным участником системы Europay, активно предлагает карточные продукты Eurocard/MasterCard. Банки, как правило, реализуют локальные зарплатные программы, в рамках определенных проектов (Гутабанк – выплачивает заработную плату сотрудникам дочерней компании, Метраком-банк выплачивает заработную плату железнодорожникам и сопутствующим организациям). Но, несмотря на активизацию рынка высокая стоимость карточных проектов и отсутствие проработанного плана эмиссии, не позволяет развернуть ни одному из местных банков процессинговые услуги по картам международных платежных систем.

Количество кредитных карт на ростовском рынке невелико, данный сегмент рынка находится на стадии формирования. Банки выпускают в основном расчетные (дебетовые) карты с возможностью овердрафта. При этом сегодня многие банки уже начинают активно предлагать не только овердрафт, но и настоящие кредитки. Темпы роста кредитных карт выше, так как этот рынок начал формироваться позже, чем рынок потребительских кредитов.

Например, банк «Русский Стандарт» кредитные карты на ростовском запустил с октября 2004 года. По данным «Русского Стандарта», на сегодняшний день обладателями кредитных карт банка стало более 50 тысяч жителей Ростова и области. Однако нужно учесть, что стратегия банка – максимальный охват своей аудитории. По этой причине количество активированных кредитных карт значительно ниже, нежели выданных.

Другие банки работают более адресно. Например, ростовский филиал РОСБАНКа, который вывел кредитный пластик на рынок летом прошлого года, на сегодняшний день выдал около 2 тыс. кредиток. Скромнее показатели ростовского филиала МоскомПриватбанка, который потребительское кредитование в торговых центрах запустил лишь в прошлом году, сделав ставку при этом не на крупные сети, а на небольшие магазины, с которыми банк подписывает эксклюзивные договоры. Кредитку клиенту банк предлагает уже после того, как он выплатил задолженность по первому кредиту. В результате в прошлом году (с сентября) МоскомПриватбанк выпустил 280 кредитных карт, которые позволяют осуществлять расчеты в торгово-сервисной сети. Но уже в первом квартале этого года выдано больше – 306 карт. Во втором квартале текущего года начата активная реализация кредитной карты «Универсальная», которая позволяет не только осуществлять расчеты в торгово-сервисной сети, но и снимать наличные денежные средства. Планируются к запуску и другие массовые карточные проекты.

В ближайшее время проявит себя и филиал Балтийского банка, который открылся в Ростове в конце прошлого года.


Первые фирменные банкоматы Балтийского банка уже появились, в том числе в некоторых торговых центрах, однако понятно, что аудитория у банка пока сравнительно небольшая.

В Краснодарском крае широко развита эквайринговая сеть платежной системы «Золотая корона», представленная АКБ «Юг-банк». Перечень предприятий содержит в себе:

АЗС и торговые точки (в 12 городах края)

ПВН (в 10 городах края)

Эмиссия международных карт представлена, в основном, филиалами крупных московских банков (Альфабанк, Внешторгбанк, Банк Москвы, Менатеп-СПб, Автобанк, Москомприватбанк, Импексбанк), а также отраслевых банков (Юганскнефтебанк). Условия открытия карт для клиентов сравнимы с условиями в Сбербанке. Тем самым привлекательность карт того или иного банка определяется исключительно гарантиями надежности и сервисом при работе с клиентом.

Адыгейское ОСБ N 8620 является самой крупной кредитной организацией в регионе. В банке сосредоточено наибольшее количество обслуживаемой клиентуры региона.

Основными его конкурентами из существующих банков на региональном рынке являются: Банк Москвы, АКБ «Майкопбанк», АКБ «Новация», КБ «Кошехабльбанк», КБ «Адыгея», АКБ «Галлабанк», филиал СПБ «Менатеп», филиал МКБ «Юг-Инвестбанк».

Подводя итоги раздела, можно сказать, что рынок пластиковых карт в России, и, в частности, в Южном Федеральном Округе развивается быстрыми темпами, однако в настоящий момент банковские карты по-прежнему не выполняют своей важнейшей функции: для большинства пользователей они не являются удобным средством платежа.








Date: 2015-07-25; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию