Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примеры изложения материала научной работыПоскольку научная работа является, прежде всего, квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора. Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого состоит в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли: «вначале»; «прежде всего»; «затем»; «во-первых»;» во-вторых»; «значит»; «итак» и др., противоречивые отношения: «однако»; «между тем»; «в то время как»; «тем не менее», причинно-следственные отношения: «следовательно»; «поэтому»; «благодаря этому»; «сообразно с этим»; «вследствие этого»; «кроме того»; «к тому же», переход от одной мысли к другой: «прежде чем перейти к»; «обратимся к»; «рассмотрим»; «остановимся на»; «рассмотрев»; «перейдем к»; «необходимо остановиться на»; «необходимо рассмотреть», итог, вывод: «итак»; «таким образом»; «значит»; «в заключение отметим»; «все сказанное позволяет сделать вывод»; «подведя итог»; «следует сказать». В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия: «данные»; «этот»; «такой»; «названные»; «указанные» и др. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов понятий, процессов, явлений. С точки зрения морфологии, следует отметить наличие в научной речи большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных: «исследование»; «рассмотрение»; «изучение» и т.п. В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, поскольку именно такие прилагательные способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Как известно, от относительных прилагательных нельзя образовать формы степеней сравнения. Поэтому в тексте при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдается аналитическим формам сравнительной и превосходной степени. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова: «наиболее»; «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по»: «повыше»; «побыстрее», а также превосходная степень прилагательного с суффиксами – айш -, - ейш-. Особенностью языка научной прозы является также отсутствие экспрессии. Поэтому большинство прилагательных являются частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков. В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работ обычно не используются. Поскольку научная речь характеризуется строгой логической последовательностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты, тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов: «благодаря тому что»; «между тем как»; «так как»; «вместо того чтобы»; «ввиду того что»; «от того что»; «вследствие того что»; «после того как»; «в то время как» и др. Особенно употребительны следующие предлоги: «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т.п. Безличные, неопределенно-личные предложения в тексте научных работ используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям. Например: «Понятие договора купли-продажи» У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный: «конечно»; «разумеется»; «действительно», как предполагаемый: «видимо»; «надо полагать», как возможный: «возможно»; «вероятно». Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания: «по данным»; «по мнению» и др. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план. Поэтому авторы научных работ стараются прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения: «Вначале проводят классификацию …, а затем сравнительный анализ выделенных классификационных групп...». Употребляется также форма изложения от третьего лица: «автор полагает...». Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом: «Разработан комплексный подход к исследованию...». Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст личные местоимения.
|