Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примеры признания достоинств
Я ценю, что ты никогда не забываешь покормить собаку. • У тебя отличная память. • Я ценю то активное участие, которое ты принял в сегодняшнем спортивном празднике. Ты сам узнал много нового и оказал большую помощь своим товарищам. • Спасибо за терпение, которое ты проявил, когда нам сегодня пришлось столько прождать в очереди в банке. • Молодец, что не забыл включить будильник, чтобы не проспать сегодняшнюю утреннюю встречу. • Я очень доволен тем, как ты был добр сегодня к своему заболевшему маленькому братику. • Очень хорошо, что ты вспомнил о переносе дня вывоза мусора на пятницу. Я совершенно об этом забыл. Даже самый трудный ребенок обладает достойными похвалы качествами. Удвойте свои усилия по их отысканию и признанию. Старайтесь обращать внимание на поведение, которое вы рады приветствовать, всякий раз, когда оно имеет место. Если ваши дети препираются между собой, постарайтесь довести до них, что вы рады видеть, когда они сотрудничают друг с другом в играх и в поиске взаимовыгодных решений, с каким взаимным уважением они обсуждают возникающий между ними конфликт. Всякий ребенок время от времени ведет себя именно так, и иногда достаточно косвенно обратить его внимание на желательное поведение, чтобы мотивировать его вести себя так же и впредь. Однако будьте осторожны, не переусердствуйте. Признание достоинств требует полной честности. Ребенок способен чувствовать вашу неискренность. Поэтому если вы сами не верите в некоторое качество своего ребенка, лучше сосредоточить внимание на чем-то другом, на тех достоинствах, которыми ребенок обладает вне всяких сомнений. А остальное приложится. Удивительное свойство человеческой природы заключается в том, что чем чаще ваши дети видят и слышат признание с вашей стороны их достоинств, тем больше им хочется усиливать в себе эти качества. СОВЕТЫ ПО ПРИЗНАНИЮ ДОСТОИНСТВ 1. Признавая достоинства и успехи ребенка, подходите к этому творчески. Достоинства вашего ребенка совсем не обязательно должны быть связаны со «звездными» достижениями или определяться тем, что они что-то делают хорошо. Участие, старание и радость быть полезным тоже заслуживают признания. Не забывайте, что признание достижений может выражаться не только в дипломах и призах. Если ребенок учится кататься на велосипеде, купает собаку или находит оброненную вами сережку, все это достойно внимания. 2. Признание нацелено на то, чтобы ребенок был доволен своей жизнью и судьбой здесь и сейчас. Регулярно обращайте внимание ребенка на его прошлые и нынешние достижения. Напоминайте ему, что он уже преуспел во многих областях жизни, как бы сам ребенок к этому в настоящий момент ни относился. Слишком часто временные неурядицы заставляют детей сомневаться в себе, но если вы постараетесь своевременно и целенаправленно поддерживать их положительные качества, они смогут быстро встать на ноги после падения и продолжить успешный путь. 3. Признание обычно относится к каким-либо действиям ребенка. Хотя дети замечательны сами но себе, для обретения чувства успеха всем нам нужно нечто большее. Успех должен быть увязан с какими-то осязаемыми усилиями и поступками. 4. Творчески развивайте методы признания. Бесконечное повторение одного и того же метода укрепления самоуважения ребенка, даже действующего благотворно, значительно уступает в эффективности применению разнообразных методов. 5. Регулярно признавайте и свои достоинства тоже. Это послужит не только отличным примером для подражания для вашего ребенка, но и поднимет вам настроение, когда вы в том более всего нуждаетесь. Давайте регулярно напоминать себе, что, несмотря на все неприятности и затруднения, мы все-таки хорошие родители. 6. ИСКОРЕНЕНИЕ НЕГАТИВА Негативные мысли могут возникать откуда угодно и быть о чем угодно. Даже самый позитивно мыслящий ребенок порой тревожится; что же тогда говорить о ребенке с негативными установками, который в тревогах живет постоянно. Тревога возникает, когда мы в мыслях переносимся в некую будущую ситуацию и начинаем воображать, что все может пойти наперекосяк. Хотя ожидание будущих возможностей и приготовление к ним может быть действительно полезным делом, такое фантазирование может совершенно выйти из-под контроля. Негативизм может также быть результатом неприятностей и неудач, пережитых в прошлом. Если вы держитесь мыслями за негативный опыт, это неизбежно иссушает ваши энергетические запасы. «Мама говорит, что я такой же, как отец, что от меня одни неприятности.» — Стюарт, 3 года. Тревоги слишком часто становятся самореализующимися пророчествами: они притягивают в нашу жизнь именно то, чего мы больше всего боимся. Такова жестокая реальность негативного мышления. Те образы, негативные или позитивные, которые большую часть времени заполняют наше воображение, имеют тенденцию осуществляться. Поэтому так важно уметь искоренять в себе негативные мысли. Обсудите с ребенком различия между позитивным и негативным мышлением. Спросите у него, какой прок в негативных мыслях, какая польза от них. Может быть, ребенок что-то придумает на этот счет. Выслушайте его, а затем прокомментируйте и исправьте его ложные идеи. Совместными усилиями вы обязательно придете к убеждению, что позитивное мышление всегда лучше. Когда этот вопрос решен к обоюдному удовольствию, процесс обучения становится простым и забавным. Дети хотят мыслить позитивно; им нужно лишь показать, как это делать. Внушите своему ребенку идею, что его разум — его лучший друг. «Ваш ум поможет вам достичь любой цели, какую вы поставите перед собой. Он обладает достаточной творческой силой, чтобы поддерживать и подкреплять любую мысль, которую вы выбрали для себя». Легче и целесообразнее воспитать счастливого и здорового ребенка, нежели исправлять взрослого. Кристина Бублик ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «Однажды утром я привез свою трехлетнюю дочь с утренника в детском саду и занялся приготовлением обеда. Я поставил макароны в духовку и собирался уже закрыть дверцу, когда дочка заявила, что хотела бы закрыть духовку сама. Не желая терять времени и опасаясь, что для девочки это будет слишком тяжелая работа, я отговорился: «В следующий раз», — и закрыл дверцу. Потекли слезы. Сквозь душераздирающие рыдания послышалось: «В детском саду меня не выбрали «лучшей помощницей», и сейчас ты не дал мне помочь тебе». — Рик. Дети смотрят на мир сквозь иную призму, нежели взрослые, и широта диапазона их эмоциональных реакций поразительна. Ребенок первого года жизни способен в мгновение ока от припадка гнева вернуться к хорошему расположению духа. Даже у десятилетнего ребенка то, что нам кажется мелкой неприятностью, может вызвать глубокий эмоциональный кризис. Эмоции и мысли идут рука об руку. Если мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и мыслили позитивно, нам нужно помочь им разобраться в своих эмоциях. Эмоции подобны морским волнам. Они вздымаются и падают. Иногда случается шторм, иногда штиль. Эмоциональная волна очень переменчива. И нам нужно научиться держаться на такой волне подобно мастеру серфинга, а не быть проглоченными ею. Важно помнить, что даже за самой мощной волной внутри нас всегда следует минута покоя и безмятежности. Если вы будете относиться к себе как к эмоциональному тренеру, это поможет вам расширить свое представление, что значит быть родителем. Эмоциональный тренинг означает, что вы помогаете ребенку распознавать бушующие в нем эмоции и давать им названия, понимать, что стоит за чувствами гнева, печали, страха. Все эти эмоции имеют свои корни в прошлом. Здесь может помочь общение и обмен переживаемыми чувствами. Постепенно ваш ребенок поймет причины своих эмоций и научится делать различие между эмоциями, мыслями и поступками. Следующий шаг — с помощью наставлений и побуждения помочь ребенку понять, что он в состоянии выбирать, какими мыслями и чувствами встречать различные жизненные затруднения и разочарования, а также успехи и триумфы. Побуждайте детей повторять: «У меня есть выбор. Я могу позволить этой ситуации сломить меня, я могу позволить себе испытывать гнев, печаль, страх, смущение, желание отомстить и т. д., по не обязан делать это. Наоборот я могу чувствовать себя по-другому — быть оптимистичным, счастливым, уверенным» в себе и т. д. Любая ситуация предоставляет мне подобный выбор». Помогая детям разобраться в их чувствах и понять последствия их мыслей, вы способствуете их эмоциональному росту. Проявляйте терпение и понимание. Одни и те же уроки приходится учить вновь и вновь. Эмоции мимолетны. Когда мы, взрослые, бываем расстроены, мы иногда сетуем, что чувства мешают думать. Если эмоции могут мешать думать даже нам, что говорить о детях, которых переполняют быстро меняющиеся эмоции? С течением времени эмоциональная подготовка даст свои плоды, которые очень и очень пригодятся нашим детям. Это тяжелая работа, и порой вам кажется, что успеха вам никогда не добиться, но терпение и труд все перетрут. Результат определенно стоит затрачиваемых на него усилий. О чувствах с ребенком лучше всего разговаривать перед сном. Многие дети естественным образом предпочитают это время, чтобы выплеснуть накопившиеся задень эмоции. В другие моменты они бывают «слишком заняты для чувств». Пригласите ребенка на разговор («Расскажи, как прошел день...»), и результаты могут быть самые удивительные. Очень хорошо мысленно сосчитать до десяти, прежде чем продолжать фразу. Мы, взрослые, часто испытываем искушение заполнить паузу, пока ребенок еще размышляет, что ответить. Не пожалейте нескольких лишних минут у его постели, пока ребенок изливает своя чувства, — это драгоценное времяпрепровождение. Другая идеальная ситуация для обмена чувствами — когда вместе едете куда-нибудь на машине. В данном случае создается спокойная, уединенная, комфортная атмосфера для обсуждения мыслей и чувств ребенка насчет всего, что происходит в его жизни, и такие моменты очень хороши для обучения. НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ ПОДОБНЫ СОРНЯКАМ В ОГОРОДЕ Чтобы научить детей избавляться от негативных мыслей, легче всего сравнить мышление с садом. Дети легко понимают эту аналогию и стараются быть прилежными садовниками. Наш разум подобен саду. А в саду есть цветы и сорняки. Цветы — это позитивные мысли; их много разных видов, как есть много разных цветов. Каждый своеобразен; он и выглядит иначе, и пахнет иначе. То же самое касается негативных мыслей: их очень много разных видов, и они подобны сорнякам. Когда сорняков становится слишком много, они заглушают цветы. Поэтому мы, как садовники, должны пропалывать эти сорняки, вырывать негативные мысли из нашего мысленного сада. Лучше всего работать в этом саду понемножку каждый день. Это поможет нам оставаться счастливыми и уверенными в себе. Важный шаг в искоренении негативных мыслей — научить ребенка различать мысли позитивные и негативные. Простой наводкой для них может служить вопрос: «Что я чувствую?». Позитивные мысли делают нас счастливыми и довольными собой. Негативные возбуждают чувство неуверенности, печали, неудовлетворенности. Что мы ощущаем? Вот ключ. Наши ощущения могут многое нам рассказать. Когда ребенок испытывает грусть, беспокойство или разочарование, он может спросить себя: «Какие у меня мысли, позитивные или негативные?» — и если мысли негативные, он может изменить их. Вот как все просто. Мы можем изменить любую свою мысль, как только того пожелаем. Наш ум — наш личный сад, и мы в нем садовники. Отец: Можешь придумать какие-нибудь негативные мысли? Ребенок: Ну... Я ничего не умею делать правильно. Отец: Да, вполне негативная мысль. И какие она чувства вызывает? Ребенок: Ужасные. Отец: Вот видишь, чувства, которые ты переживаешь, могут помочь тебе выискивать негативные мысли-сорняки. Ну а как насчет позитивных мыслей? Ребенок: Я уважаю себя. Отец: Молодец. Ты умеешь отличать негативные мысли от позитивных. И что ты чувствуешь, когда мыслишь позитивно? Ребенок: Я доволен собой и счастлив. Отец: Правильно. Так зачем тебе негативные мысли, если они доставляют одни неприятные ощущения? Ребенок: Не знаю. Отец: Просто негативные мысли похожи на сорняки; они растут ниоткуда, когда ты меньше всего их ожидаешь. И как прилежные и счастливые садовники, мы должны постоянно заниматься прополкой, чтобы негативные сорняки не заполонили наш сад, пока мы отвлекаемся на что-то другое. Нужно хотя бы понемножку полоть каждый день. НАДЕЖНЫЕ МЕТОДЫ ИСКОРЕНЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ МЫСЛЕЙ «ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ» Эта техника приучает детей к тому, что у них всегда есть выбор эмоциональной реакции. Хотя плохие переживания являются нормальной первой реакцией на неприятность, эта реакция вовсе не должна оставаться навсегда. Когда ребенок сталкивается с затруднением, объясните ему, что в уме есть невидимый переключатель между негативными и позитивными мыслями. Если ребенок замыкается в негативизме, напомните ему: «Пора переключаться». Важно, чтобы ребенок научился менять свое эмоциональное состояние, прежде чем примет поспешное решение или совершит опрометчивый поступок. Техника «переключения» целиком связана с трансформацией негативных эмоций в позитивные мысли и энергию. Ситуация при этом не меняется, она остается прежней. Меняется только наша реакция, наши мысли и чувства. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Но мама, никакие позитивные мысли не приходят». Убедите ребенка, что когда переключатель установлен на позитив, соответствующие мысли придут обязательно, но нужно проявлять терпение и очень внимательно прислушиваться к себе. Внутри нас всегда есть позитивные мысли, которые только и ждут, когда мы их откроем. Вы можете посоветовать ребенку в ожидании позитивных мыслей убрать игрушки или помочь отцу помыть машину. Когда ребенок занят работой, его мысли отвлекаются от проблемы, и это является эффективным способом преобразования негативной эмоциональной энергии в конструктивный физический труд. Ну и кроме того, выполнение полезного задания порождает дополнительные позитивные чувства. ИЗМЕНЕНИЕ СЦЕНАРИЯ Если существующее положение вещей порождает негативные мысли и чувства, мы можем научить своих детей представить, что они смотрят грустный фильм. Нам всем больше нравится смотреть веселые фильмы, так почему бы не изменить мысленно сценарий. С помощью воображения мы можем поместить те же персонажи в иную, более благоприятную обстановку. Перепишите сценарий и визуализируйте счастливую концовку данной ситуации. Помогайте детям всегда надеяться на лучшее, потому что ожидания имеют свойство реализовываться. То, о чем дети чаще всего думают и чего ждут, то и происходит, поэтому родители должны побуждать своих детей проигрывать в мыслях побольше фильмов с хэппи-эндом. Пусть их мысленная видеотека состоит сплошь из радостных фильмов. Маленьким детям можно перед сном рассказывать истории, героем которых является сам ребенок, легко справляющийся со всеми затруднениями. Он никогда не паникует, всегда сохраняет хладнокровие, постоянно спокоен и собран. Он никогда не теряется и всегда знает, что нужно делать. Он никогда не злится и всегда ищет альтернативы, если дела идут не так, как хотелось бы. Он не мстителен и всегда сочувствует и помогает своим поверженным противникам. Наполните воображение ребенка позитивными эмоциями и поступками. Когда они видят себя героями, способными быстро выходить из негативных ситуаций и с триумфом возвышающимися над неблагоприятными обстоятельствами, это обеспечивает им отличную модель для подражания. Приучайте детей к тому, что они вовсе не обречены быть жертвами своих внутренних переживаний или внешних обстоятельств. Они всегда обладают властью менять то, что им не нравился, просто меняя свои мысли. «ПУШЕЧНОЕ ЯДРО» Этот метод является разновидностью визуализации, выполняемой под вашим руководством. Попросите ребенка сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабиться. Пусть они представят свою негативную мысль как черное пушечное ядро. «Положи его в пушку. Стреляй из пушки, чтобы ядро полетело далеко в море. Смотри, как оно падает в воду и скрывается из виду. Ты можешь представить себя капитаном парусника, так что если негативная мысль вернется, прикажи ее снова запихнуть в пушку и выстрелить. Представь, что ядро погружается на самое дно океана и там остается. Ты можешь даже вообразить, что оно при падении разрывается на куски или исчезает навеки в густом слое ила». Уловив суть, ребенок потом будет с большим удовольствием выстреливать из себя негативные мысли. МЕТОД «ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ МЫСЛИ» Противодействуйте негативной мысли мыслью, в точности противоположной. Например, если ребенка мучает негативная мысль: «У меня нет друзей», — побудите его вбить себе в голову обратную мысль: «У меня много друзей». Свои мысли мы можем выбирать сами, даже если они не отражают реального положения вещей. Поэтому выбирайте мысль, противоположную первоначальной. Ваш сын боится, что плохо напишет контрольную? Что является точной противоположностью? «Написать контрольную на отлично». Именно так и побуждайте думать своего ребенка. Когда он сосредоточится на новой, позитивной мысли хотя бы на несколько минут, негативная мысль угаснет. Иногда негативную мысль приходится прогонять несколько раз, как назойливую муху, но напоминайте ребенку, что он все-таки хитрее и сильнее любой своей негативной мысли. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ Утверждения исключительно эффективно трансформируют негативные мысли. Ребенок может утверждать, что ему понравится в летнем лагере, что он научится играть на пианино, освоит удар левой, преодолеет любую негативную мысль, которая будет твердить, что это невозможно. Объясните ребенку, что негативные мысли ненавидят позитивные утверждения, они скрываются от них: как летучие мыши от солнечного света. «Когда ты пользуешься позитивными утверждениями, негативные мысли бегут от твоего секретного оружия». Позитивные утверждения всегда сильнее негативных мыслей. Одна из наших самых любимых детских историй — рассказ «Воздушный змей» из книги Арнольда Лобеля «Лягушка и Жаба — подружки». Лягушка и Жаба решили запустить воздушного змея. Стайка птиц, расположившаяся по соседству, насмехалась над ними, твердя, что у них ничего не получится и змей никогда не взлетит. И действительно, сколько Лягушка и Жаба ни старались, змей не взлетал.
У многих детей есть любимое одеяло или игрушка, которую они постоянно держат при себе как символ силы и защиты. С доисторических времен люди носят амулеты, бусы, кристаллы и прочие защитные «доспехи» против неудачи или злых духов. Для четырехлетней Андреи таким амулетом был деревянный меч, который отец ей изготовил как часть пиратского костюма на Хеллоуин. Нося свой меч, Андрея представляла себя могучим пиратом, и много месяцев он охранял ее покой, лежа в ногах, когда она спала. Прошло несколько лет, и она передала свой деревянный меч другому юному пирату. Это очень действенный метод преодоления страхов, помогающий многим маленьким детям. Однако дети постарше более эффективной находят визуализацию, так как зрительные образы они всегда могут носить с собой. Шестилетний Джоэл очень боялся предстоявших пожарных Учений в школе. Он был уверен, что растеряется и забудет все, что должен делать. Дошло до того, что Джоэл начал в холодном поту просыпаться по ночам. Ему снилось, что пожар застиг его в коридоре и он не может пробраться к выходу. Хотя Учительница четко разъяснила ученикам меры безопасности, Джоэл оставался обеспокоенным и неуверенным в себе. Мать предложила ему попробовать создать зрительный образ, который поможет прогнать тревогу. Несколько раз в день, а особенно перед сном, Джоэл визуализировал себя и своих друзей спокойно встающими из-за парт, идущими сплоченными рядами по коридору к запасному выходу и оказывающимися в безопасном месте. Мысленно он представлял себя хладнокровным и смелым, идущим спокойным и ровным шагом и не отстающим от остальных. Он решил назвать эту визуализацию «Фильм «Безопасный выход»». Шли дни, и беспокойство Джоэла рассеялось; он уже ждал учений с нетерпением. Когда этот день наконец наступил, все прошло без сучка и задоринки. Джоэл был потрясен. «Все было в точности как в моем «фильме», только наяву. Я столько раз уже это видел в мыслях, что даже не боялся», — гордо говорил он. Ваши дети тоже могут научиться прогонять наиболее обычные тревоги и страхи с помощью визуализации. Отличной универсальной визуализацией является создание «энергетического щита» от негативных ситуаций и тревог. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЩИТА» Энергетический щит» — это невидимая защитная оболочка, «излучаемая» самим ребенком. Это метафора мощи характера, силы воли и решимости. Ниже описывается процедура создания «энергетического щита». Ценности, убеждения и привычки, которые вы внушаете своему ребенку, послужат фундаментом всей его дальнейшей жизни. Сильвия Бек Прежде чем начать, найдите спокойное местечко, где ребенок сможет комфортно сесть. Попросите его сделать три глубоких вдоха и выдоха и закрыть глаза. Дальнейшие слова вы можете несколько видоизменять но собственному усмотрению. Сделай еще один глубокий вдох и полностью расслабь тело. Почувствуй, как расслабляются пальцы ног... почувствуй, как расслабляются ноги... почувствуй, как расслабляются бедра и ягодицы... почувствуй, как расслабляется живот... почувствуй, как расслабляются руки и кисти... почувствуй, как расслабляются плечи и шея... почувствуй, как расслабляется голова... почувствуй, как расслабляется все тело. Ты чувствуешь себя очень уютно. Теперь представь, что ты переносишься в какое-то волшебное место... это может быть остров, прекрасный волшебный остров. Этот остров называется Островом Спокойствия, потому что там нет огорчений, одно лишь счастье. На этом острове ты можешь заниматься всем тем, что тебе нравится. Посмотри, как ты это делаешь, как плаваешь в море, как ты играешь с друзьями, лакомишься любимыми сладостями. Почувствуй, какой мир и веселье царят на Острове Спокойствия. Все там счастливы, прекрасны, безмятежны. Представь, что твой остров окружен оборонительным энергетическим щитом. Ты можешь увидеть его внутренним оком. Этот энергетический щит пропускает на остров только все хорошее — любовь, счастливые мысли, друзей. Ничто и никто не может пробраться на остров без твоего приглашения. Энергетический щит очень мощный. Вокруг тебя могут бушевать бури, но ты на Острове Спокойствия полностью защищен от них благодаря энергетическому щиту. Столь же мощный энергетический щит ты можешь иметь вокруг своего тела. Представь, как он окружает тебя, невидимый и мерцающий. Теперь всего лишь на секунду представь, что кто-то говорит тебе злые слова, жестокие и несущие боль. Может быть, кто-то кричит на тебя. Ты начинаешь расстраиваться, ощущаешь обиду... но вдруг... ты вспоминаешь про свой энергетический щит. Он окружает тебя со всех сторон, и злые слова просто отскакивают от него. Они не могут пробиться в твою душу, и крик не волнует тебя. Ты остаешься спокойным и уверенным в себе. Увидь себя спокойным, расслабленным и уверенным. Неприятности не достигают тебя, потому что ты окружен энергетическим щитом. Этот щит всегда остается вокруг тебя, и он совершенно невидим, но очень силен. Когда ты оказываешься в ситуации, которая могла бы расстроить тебя, ты можешь положиться на свой энергетический щит и видеть себя за ним улыбающимся и уверенным. Чувствуй себя спокойным и уверенным в любой ситуации. Это очень приятное ощущение. Когда ты спокоен и уверен, ты всегда делаешь именно то, что нужно. Теперь посмотри, как прекрасна и отчетлива мысленная картинка, какие смелые и яркие краски. Заметь, что ты можешь сделать цвета еще ярче, как в телевизоре. Когда будешь готов, подвигай сначала пальцами ног и рук. Теперь потянись всем телом, открой глаза и подумай о своем энергетическом щите. Энергетический щит отлично защищает ребенка от обидных прозвищ и делает его уверенным и одухотворенным. К тому времени, когда ребенок достигает подросткового возраста, тот или иной стиль мышления, позитивный или негативный, уже прочно закрепляется в нем. Даже пятилетний ребенок имеет уже высокоразвитые привычки мышления, поэтому одна из главных наших задач как родителей — научить ребенка избавляться от негативных мыслей в как можно более раннем возрасте. С практикой ребенок научится выявлять негативные мысли на самой ранней стадии возникшей проблемы. Он научится также понимать, почему он чувствует себя так, а не иначе, и какие мысли отвечают за данные чувства. Научившись искоренять мысли, вызывающие негативные ощущения, он сможет переключаться на позитивное мышление и лучше чувствовать себя в любой момент, когда пожелает. СОВЕТЫ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ НЕГАТИВА 1. Побеседуйте с ребенком, когда он высказывает свои тревоги. Научите его превращать беспокоящие его негативные мысли в позитивные ожидания. Стойкий негативизм может перерасти в серьезную проблему, если его оставить без внимания, поэтому необходимо своевременное и эффективное вмешательство. Негативная мысль обладает только такой силой, которую мы сами придаем ей. 2. Показывайте на собственном примере, как вы сами пользуетесь этой техникой избавления от гложущих сомнений и переживаний. Детям свойственна эмпатия, и они готовы более объективно отнестись к своим чувствам, когда видят, как вы делитесь своими. Естественно, вам следует ограничивать свои примеры скорее малозначительными заботами, нежели серьезными проблемами, которые в потенциале могут подорвать веру ребенка в свои возможности. 3. Когда вы видите, что ребенок тревожится, предложите ему избавиться от тревог с помощью одной из перечисленных выше методик: «Брайен, стреляй из пушки» или «Саня, вспомни про переключатель». Напоминаний порой бывает достаточно. 4. Дети не обязаны всегда быть веселым и и счастливыми. Обычные повседневные заботы и проблемы приходят и уходят так же естественно, как день сменяется ночью. Искоренение негатива не означает, что мы должны полностью избавить ребенка от всех эмоциональных проблем; мы лишь должны научить его методам борьбы с ними, чтобы он использовал их, когда они уместны. По правде говоря, небольшая эмоциональная встряска полезна каждому. Она расчищает атмосферу и служит стимулом к переменам. 5. Прививая ребенку здоровые эмоциональные привычки в самом раннем возрасте, вы гарантируете, что положительные эмоции он будет переживать гораздо чаще отрицательных. Позитивные утверждения, визуализация целей и признание собственных положительных качеств — все эти приемы помогают ребенку обрести надежду и укрепить уверенность в себе. Установка на позитивные ожидания и здоровое самовосприятие — самый надежный способ удержания негатива на минимальном уровне. 7. НИКАКИХ ПРОБЛЕМ... ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТИ Маленькие дети обладают уникальной способностью принимать на веру любые «истины», внушаемые им достаточно уверенным тоном. Поскольку в первые десять лет жизни формируется фундамент личности наших детей, именно в это время мы должны учить их тем важнейшим принципам, которые сослужат им добрую службу в последующие годы. Детей нужно учить подходить к жизненным испытаниям с уверенностью и смелостью. Временные неудачи не должны обескуражить их, если они верят в себя и обладают определенными навыками преодоления трудностей. Наше главное убеждение, которое мы стараемся прививать детям в рамках программы «"Сила разума" для детей», заключается в следующем: «Такой вещи, как проблемы, попросту нет; есть только благоприятные возможности». Правда ли это? Тут возникает парадокс: это правда, если вы верите в нее. Это во многом напоминает старый вопрос: стакан наполовину полон или наполовину пуст? Все зависит от того, как вы предпочитаете считать. Оба взгляда оправданны и реальны. С точки зрения силы разума, однако, мы всегда должны выбирать ту точку зрения, что стакан наполовину полон. Почему? Во-первых, потому, что мы можем так считать, а во-вторых, потому, что такое мировоззрение позитивно отражается на наших чувствах и мыслях. Истина заключается в том, что на наше мировоззрения сильное влияние оказывают наши фундаментальные убеждения. Эти убеждения образуют ту призму, через которую мы смотрим на вещи. Будучи сознательными родителями, мы должны понимать, как важно внушать детям позитивные убеждения. Убеждения, которые способствуют любви и творчеству, позитивны и благотворны. Ведь все наши поступки определяются нашими убеждениями и в свою очередь определяют и формируют нашу реальность. Пессимист видит затруднения в каждой благоприятной возможности; оптимист видит благоприятные возможности в каждом затруднении. Уинстон Черчилль В ходе реализации программы «Сила разума» для детей» мы обнаружили, что дети (как и взрослые) добиваются огромных успехов, когда начинают верить, что проблем нет, а есть только возможности. Дети рады сознавать, что для каждой проблемы, с которой они сталкивается, существует решение. Более того, существует множество решений, если подходить к вопросу творчески. Мы внушаем каждому ребенку что инициатива и творчество являются ценными и что интересно искать решения там, где, казалось бы, их не должно быть. Изобретатель Бакминстер Фуллер был мастером по решению проблем. Он рассказывал, какое незабываемое впечатление произвели на него очки, которые ему выписали в четыре года. До той поры он видел весь окружающий мир в тумане и вдруг все стало кристально прозрачным. Он до самой смерти — а у мер он на девятом десятке — утверждал, что именно тот случай заложил основу его инженерной мысли, его умения находить новаторские решения «неразрешимых» проблем. «Я уже в четыре года понял, что если проблема представляется сложной и безысходной, вы со временем увидите решение совершенно отчетливо, нужно лишь проявить упорство». Неплохое убеждение для четырехлетнего ребенка! Мы, родители, можем привить такую же убежденность и нашим детям. Они имеют право знать, что для любых переживаемых ими проблем существует великое множество решений. Каждая проблема содержит в себе решение и благоприятную возможность. У всякой проблемы есть светлая сторона. ДУРАК-ОТШЕЛЬНИК Нижеследующая притча взята из книги «Практика счастья». Мы регулярно рассказываем ее детям в рамках нашей программы, и им очень нравятся хитроумные повороты сюжета. На краю деревни у самого леса жил отшельник. Местные считали его дураком, ведь он постоянно изъяснялся парадоксами. Звали его Джед. Однажды Джед приютил у себя и выходил больного странника. В благодарность тот подарил отшельнику лошадь. Когда жители деревни узнали о случившемся, они пришли поздравить Джеда. — Джед, как тебе повезло! Какая неслыханная удача! — Кто знает, удача ли это, — возразил Джед. — Может быть, это неудача. — Неудача? — рассмеялись крестьяне. — Как это может быть? У тебя не было лошади, теперь есть. «Ну и дурак! — думали они. — Даже удачу отличить не может, когда та сама далась ему в руки». На свои скудные сбережения Джед купил седло. А через некоторое время лошадь сорвалась с привязи и убежала. — Ох, какая неудача, — сказали жители деревни, прослышав о случившемся. — Теперь у тебя есть седло, по нет лошади. — Кто знает, неудача ли это. Может, и удача, — весело ответил Джед. — Удача? — рассмеялись крестьяне. — Это никак не может быть удачей. Это настоящая трагедия для тебя. — Кто знает? — не унимался Джед. Через несколько дней лошадь вернулась, приведя с собой еще пару диких лошадей. Джед отвел их в стойло, и с быстротой молнии по деревне распространилась весть, что у отшельника теперь три лошади. — Какая удача! — сказали жители деревни Джеду. — Теперь у тебя три лошади. Две ты можешь продать, а одну оставить себе. — Кто знает, удача ли это? — ответил Джед. — Может быть, все случившееся неудача. — Неудача? — рассмеялись они, не в силах скрыть свою жалость к такому дураку, не понимающему своего счастья. Однажды, пытаясь объездить дикую лошадь, Джед упал и сломал ногу. — Какая неудача, — сказали крестьяне, узнав о происшествии. — Кто знает, — ответил Джед. — Может, мне повезло, что я сломал ногу. — Повезло? — Все разразились хохотом. — Ты же сломал ногу. Это, ясное дело, несчастье. Через неделю в деревню ворвалась вражеская армия, и всех здоровых мужчин насильно записали в солдаты, но Джеда из-за сломанной ноги они не тронули. Эта притча продолжается дальше и четко иллюстрирует детям, что, в каком бы положении они ни оказались, ситуация может поменяться на противоположную самым непредсказуемым образом. Это важный урок, который следует помнить, когда дела идут не так, как хотелось бы. ИГРА «К СЧАСТЬЮ - К СОЖАЛЕНИЮ» Эта игра, интересная и для взрослых, и для детей любого возраста, связана с позитивным поиском решений для выдуманных проблем. Кто-то начинает историю, а потом она может длиться до бесконечности: «Однажды семья отправилась в поход. К сожалению... начался дождь. К счастью... младшая дочка захватила с собой зонтик. К сожалению... зонтик сломался, а дождь все сильнее. К счастью... ее брат умел чинить зонтики. К сожалению... он оставил дома все необходимые инструменты. К счастью... и т. д.» По очереди предлагайте различные выдуманные проблемы и ищите возможности их решения. В этой игре можно участвовать всей семьей. Она особенно к месту во время долгих переездов. Побуждайте ребенка самостоятельно искать ответы и решения в казалось бы безвыходных ситуациях. Не спешите брать всё на себя. Если кто-то в вашей семье не видит никакой возможности решить проблему, вы можете быть уверены, что их мышление ограничено шорами. «Проявляйте творчество, включайте в работу силу разума, и решение обязательно появится» — полезное напоминание для каждого из нас в этих ситуациях. Практикуйте технику «множественных решений». Вот несколько хороших утверждений: «Я всегда принимаю правильные решения». «Существует великое множество решений». «Я творческая личность». «Каждая проблема имеет решение». Если повторять эти утверждения хотя бы несколько минут в день, это поможет радикально изменить психологические установки ребенка. Дети куда способнее, чем мы обычно думаем. Когда ребенок приближается к школьному возрасту, полная зависимость от взрослых вредит как взрослым, так и самому ребенку, препятствуя его развитию. Дети могут время от времени притворяться беспомощными, чтобы заставить окружающих выполнить необходимую работу за них. Они порой извлекают выгоду для себя, делая вид, что они менее способны, чем есть на самом деле. Однако все-таки природа берет свое, а в природе детей стремиться к независимости. Если вы наделяете ребенка ответственностью, он почти всегда реагирует должным образом. Родители Томека решили провести летние каникулы в Монреале. Был назначен семейный сход, на котором должны были присутствовать все дяди, тети и их дети. Единственная проблема заключалась в том, что Томеку недавно подарили щенка, который был еще слишком юн, чтобы лететь самолетом, да и, кроме того, один из кузенов Томека страдал аллергией на собак. «Не знаю, что и делать, мама», — жаловался он. Мать не стала решать эту проблему за него, а предложила ему к ужину приготовить список множества решений, которые он мог придумать. Ему следовало подойти к проблеме творчески и не слишком задаваться вопросом, насколько осуществимы те или иные варианты. Томеку пришло в голову много творческих идей, в том числе везти щенка в коробке, нанять «собачью няню» и отдать щенка на время другу, который любит собак. Во время ужина вся семья обсудила варианты, представленные Томеком, и решила, что наилучший выход — отдать щенка Джорджу, другу Томека. Томек испытал огромное облегчение, когда родители Джорджа сказали, что не возражают. Он также остался очень доволен своими навыками поиска решений. Date: 2015-07-25; view: 625; Нарушение авторских прав |