Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Археология личности





«Я накричал на своего восьмилетнего сына за то, что он не собрал игрушки. Беспощадно обругав его, обозвав безответственным лентяем, я хлопнул дверью и тут с ужасом понял, что точно так же со мной самим поступал мой отец. Сплошной крик и унижение. Я превратился в своего отца.» — Дуг. Как часто мы слышим отголоски речей наших родителей в том, как мы общаемся со своими детьми? Нравится нам это или нет, мы сами — продукт воспитания и инстинктивно свое видение родительской роли моделируем по образцу своих собственных родителей. Во многих ситуациях нашей «естественной» реакцией является повторение в отношении своих детей тех же методов, которые мы сами испытывали на себе, будучи детьми. Когда же мы полны решимости отвергнуть подход, применявшийся нашими родителями, мы очень часто перебарщиваем. «Когда я была ребенком, у меня не было ничего, поэтому я стараюсь дать своему сыну все. Я знаю, что не следует так поступать, поскольку этим, быть может, порчу его, но не могу удержаться. Я слишком хорошо помню, как бедствовала сама.» — Анджела. И тогда, когда мы имитируем воспитательную методику наших родителей, и тогда, когда мы стараемся применить противоположный подход, факт остается фактом: то, как воспитывали нас, в огромной степени воздействует на то, как воспитываем мы сами. Это происходит само собой и большей частью бессознательно. Мы импульсивно реагируем на те или иные ситуации, рубим с плеча, часто сами не понимая, что мы говорим и делаем, пока не остынем. Работая с группами родителей, мы стараемся проникнуть в их личную археологию, поднять на поверхность их собственное воспитание. Нижеследующие вопросы зачастую могут стать для вас отправным пунктом в исследовании своей личной и уникальной мифологии. 1. Когда вы сами были ребенком, с вами обращались так, словно вы нечто особенное, индивидуальность, обладающая собственными уникальными чертами? 2. Вам говорили, что вы можете делать все, что захотите, стать тем, кем захотите и что вас будут любить и уважать вне зависимости от вашего выбора? 3. Что происходило, когда ситуация складывалась не так, как вы надеялись? Ваши родители предлагали вам свои варианты позитивного решения или советовали отказаться от «несбыточной затеи»? 4. Окружающие вас взрослые казались вам довольными своей жизнью? Были ли они для вас примером успешных и реализовавших себя людей, искренно радовавшихся нашим собственным успехам? Независимо от того, утвердительно или отрицательно мы отвечаем на эти вопросы, наша задача — понять, почему окружавшие нас взрослые действовали именно так, как они действовали, какой эффект их действия оказывали на нас в детстве и насколько мы можем принять или отвергнуть такие под-ходы в отношении наших собственных детей. Эти вопросы всегда вызывают оживленную дискуссию, которая многое проясняет. «Мои родители всегда побуждали меня добиваться всего, что мне было нужно от жизни, и говорили, что будут рады любому моему выбору... если, конечно, окончив школу, я продолжу наше семейное дело» —Джин. «У меня осталось много теплых воспоминаний о том, как отец занимался со мной математикой воскресными вечерами. Каким терпеливым он был, уму непостижимо. Я надеюсь, что смогу быть таким же в отношении своих детей.» — Грег. Археология личности подразумевает, что вы проникаете в свое прошлое и задаетесь вопросами: «Насколько мне нравятся мои родители? Насколько я сам отличаюсь от них? Какие их отрицательные или положительные черты я повторяю?». В ходе этого процесса, проанализировав, как воспитывали нас самих, мы сможем вычленить из этого воспитания все, что в нем есть конструктивного, позитивного, и внедрить эти подходы в отношения со своими детьми. Аналогичным образом мы можем выделить и «выпустить» из себя устаревшие, непродуктивные или вредные убеждения и нормы поведения. Наша постоянная задача при этом — обретать понимание и мудрость, а не распалять в себе раздражение и злобу, которые лишь застят глаза. Будьте снисходительны и помните, что ваши родители тоже люди, и они не обладали таким инструментом, как сила разума. Но нам она позволяет познать себя и помогает внести конструктивные перемены. БУДЬТЕ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями — это то, что мы передаем своим детям на повседневной основе. Мы служим моделью, на которую они смотрят снизу вверх. И это может иметь как положительные, так и пагубные последствия. Хорошо, когда мы сами служим образцом поведения, которое мы хотели бы видеть в своих детях. Но порой бывает, что вопреки своим самым благим намерениям мы внушаем детям вредные идеи. Например, в тех случаях, когда мы ощущаем беспокойство и пытаемся оградиться от внушающих тревогу обстоятельств защитным барьером, мы, сами того не желая, приучаем детей бояться незнакомых ситуаций, а не преодолевать их. Напротив, когда мы сами ощущаем подъем и проявляем готовность завоевать весь мир, мы передаем эту мужественную установку и своим детям. Давайте признаем, у каждого из нас бывают дни «удачные» и «неудачные».


Никто из нас не совершенен, и мы не должны требовать этого совершенства от себя. Мы должны, однако, осознавать, что всегда остаемся моделью для наших детей, что бы мы ни делали. «Однажды, возвращаясь с дочерью из детского сада, мы наткнулись на сидевшую посреди тротуара молодую женщину, просившую милостыню. По ее виду было ясно, что она не ела уже несколько дней, и я инстинктивно бросила ей в чашку немного мелочи. Сделав это, я вспомнила, что родители всегда учили меня относиться к другим людям с достоинством и уважением. Однажды моя мать раздавала на улице бутерброды нищим, очень похожим на эту молодую женщину. Мы пошли дальше, и я рассказала дочери про добросердечность ее бабушки. После этого дочка спросила, не можем ли и мы отнести немного еды тем бездомным, которых мы видели по дороге. Это озарило меня, заставило понять, какое сильное впечатление наши поступки оказывают на наших детей. Получается, что моя мать не только меня приучила заботиться о менее удачливых людях, что такое отношение к людям передается через меня дальше — следующим поколениям.» — Майя. Наша собственная сущность — ключ к тему, кем станут наши дети. «Слава Богу, дети растут не так уж быстро. Иначе мне бы не удалось исправить все те мелкие ошибки, которые я совершаю в процессе воспитания.» — Томас, отец двоих детей. Если мы хотим, чтобы наши дети были терпеливы, мы на собственном примере должны демонстрировать терпение в житейских делах — и не изредка, а регулярно и последовательно. Если мы хотим, чтобы у наших детей было много друзей, мы сами должны иметь МНОГО друзей. Если мы хотим, чтобы они были участливыми и заботливыми к другим, мы сами должны быть образцом заботливости и участил. Ганди сказал: «Мы сами должны быть той переменой, какую хотим видеть в окружающем мире». Поэтому мы сами должны быть тем, кем хотим видеть своих детей. Другого пути нет. Подход «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю сам» обречен на провал. «Я однажды обратил внимание, как мой семилетний сын третирует свою трехлетнюю сестру за то, что она так медленно идет, возвращаясь домой с прогулки. Ему не терпится побыстрее усесться перед телевизором, и он беспрестанно терзает ее. Я начал было выговаривать ему за его нетерпеливость и вдруг вспомнил, как недавно сам подгонял его побыстрее собираться в школу. Мне вдруг открылось, что я был ужасно нетерпелив всю жизнь. Я также понял, что если хочу, чтобы мои дети следовали только хорошим примером, я сам должен измениться. Это было несколько месяцев назад, и теперь я с радостью могу сказать, что научился быть более терпеливым и выделять больше времени на многие вещи, в том числе и на сборы в школу. Я стал спокойнее, менее суетлив, и стоит ли удивляться, что я вскоре стал наблюдать аналогичные перемены в своем сыне. Поступки говорят за себя громче слов.» — Шизу. Дети не очень внимательно слушают старших, но не упускают ничего в подражании им. Джеймс Болдуин Познав себя и поняв, что дети во всем подражают нам, мы можем при необходимости корректировать свое поведение. Мы должны пристально всмотреться в себя и, не преувеличивая своих достоинств и недостатков, разобраться, что своим поведением сообщаем своим детям. Ирония жизни в том, что даже если мы не готовы измениться к лучшему ради самих себя, мы сделаем это ради детей. Таким образом, дети делают нам еще один неожиданный подарок — они побуждают нас проявлять себя с самой лучшей стороны. Я была отличной родительницей, пока не завела собственных детей. Я была специалисткой по решению всех проблем с чужими детьми. Потом у меня появились трое своих. Адель Фабер и Элен Мазлиш ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ШАНСОМ - ВСЕЛЯЙТЕ НАДЕЖДЫ


Многие родители опасаются, что могут вселить в своих детей «несбыточные» надежды. Более того, в попытках избавить своих детей от неосуществимых надежд некоторые родители неизбежно делают еще один шаг и лишают детей вообще всяких надежд. Откуда такая боязнь, что у ребенке вдруг возникнут слишком большие надежды? Что вообще означает «слишком большие»? Что такого ужасного в том, что ребенок ставит перед собой цель, которую его ближайшее окружение считает недостижимой? Кто может точно знать, достижима она или нет? Где был бы наш сегодняшний мир, если бы с ходу отбрасывалась как несбыточная всякая необычная идея? Почему не позволить детям мечтать, как им нравится? Если мы свою родительскую работу будем выполнять правильно, ребенок либо достигнет этой цели, либо нет — и нормально переживет эту неудачу. Молодые не умеют быть слишком осторожными, и поэтому они стремятся к невозможному — и достигают его, поколение за поколением. Перл Бак Дети естественным образом осмеливаются мечтать о вещах более великих, чем мы можем даже представить для них. Они могут и не достичь желаемого, по по пути к нему все равно достигнут многого. Пусть дети верят, что мечты сбываются, что зачастую можно достичь невозможного, что от жизни можно получить то, чего хочешь, если готов поработать ради этого. Если мы скажем нашим детям, что путь к желаемому всегда есть, тогда они не опустят руки при первой же неудаче, а будут продолжать искать этот путь и со временем найдут его.

Вместо того чтобы бояться, что техника силы разума может разбудить в детях обреченные на провал надежды, наберитесь храбрости и позвольте детям самим определять свои стандарты успеха и допустите, что они могут видеть дальше вас. ЖИЗНЬ В КИБЕРНЕТИЧЕСКОМ ВЕКЕ

Не вызывает сомнений, что современная культура и СМИ бомбардируют наших детей массой противоречащих друг другу идей и ценностей, многие из которых отрицательно сказываются на миропонимании ребенка. Музыка, книги, журналы, кино, телевидение, Интернет и многочисленные иные средства воздействия не могут не оказывать своего влияния, позитивного или негативного. Но даже при всем этом остается неоспоримым тот факт, что первейшим источником информации и главной ролевой моделью для детей остаемся мы, родители. Поняв это, мы сможем очень помочь нашим детям стать сознательными и ответственными. Беседуйте с ребенком о ценностях, о понятиях, что хорошо, а что плохо. Например: «Что значит быть сознательным гражданином? Вы думаете, это слишком мудреный предмет для пятилетнего ребенка? По вы сами удивитесь, когда обнаружите, что даже, самый маленький ребенок способен иметь свои мысли о том, как помогать людям, как ладить с окружающими, как творить добро. Научите ребенка уважать всех людей и ценить различия между ними. Помогите ему понять, что каждый человек является важным звеном мозаики, составляющей всю человеческую расу. Достижения современной технологии позволяют нашим детям знакомиться с широким диапазоном мнений, взглядов и идей, намного более широким, чем знали в свое время мы сами в их возрасте. Нам не нужно бояться этого влияния, если мы продолжаем сами учить своих детей. Как родители мы можем сообщать нашим детям традиционные ценности честности, справедливости и уважения к себе и другим. Служите примером и поощряйте в ребенке словом и делом все то, что вы считаете важным. Ваши дети естественным образом последуют вашему примеру, даже если время от времени будут сбиваться с пути. Самым большим подарком, который я получил от своих родителей, была их безусловная любовь и система ценностей — ценностей, по которым они жили, а не просто читали нотации. Колин Пауэлл СОВЕТЫ КАК БЫТЬ СОЗНАТЕЛЬНЫМ РОДИТЕЛЕМ


1. Задайте себе вопрос: «Не мешают ли какие-то из моих привычек и убеждений стать лучшим родителем, чем я есть?». 2. Составьте список тех качеств, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке, и против каждого пункта пометьте, являетесь ли вы в данном вопросе примером для подражания. Никаких расхождении? Запомните: дети всегда готовы учиться на вашем примере. Их способности еще находятся в стадии формирования. Они готовы поверить во что угодно или стать кем угодно. Так почему не подать им самый: лучший пример, какой вы только можете? 3. Ищите возможности проиллюстрировать детям, как вы сами ищете счастье и смысл в своей жизни. Делитесь с ними за обеденным столом своими успехами, идет ли речь о вашей работе, любимых занятиях, семейной жизни или отношениях с друзьями. Дети видят лишь то, какими счастливыми и довольными своей жизнью мы кажемся. Их впечатляет не наша работа, не занимаемое нами положение в обществе, не наша зарплата, а то выражение счастья, успеха и довольства, которое мы демонстрируем им. 4. Присмотритесь к другим моделям, которые могли бы оказать позитивное влияние на жизнь вашего ребенка. Если вы хотите видеть в своем ребенке какое-то качество, которое в изобилии имеется у вашего друга, этот человек мог бы стать наставником для вашего ребенка. Ищите возможности познакомить своего ребенка с положительными ролевыми моделями в вашей семье и окружении. 3. ПОЗИТИВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Наш мозг, подобно компьютеру, обрабатывает всю информацию, которую мы вносим в него. Наши убеждения и ожидания накапливаются и закрепляются за счет мыслей и установок, которые мы внушаем себе. То же самое касается и детей. Ум ребенка невероятно активен, его посещают тысячи мыслей каждый день. Позитивные утверждения — короткие простые фразы, которые мы повторяем про себя или вслух, — могут эффективно направлять эти мысли к определенной цели. При работе с очень маленькими детьми эти утверждения могут произноситься их родителями и педагогами, что обогащает их словарный запас и подкрепляет уверенность в себе. Маленькие дети любят слушать слова о своих достоинствах и способностях, особенно если эти утверждения высказываются людьми, которых они любят и уважают. По мере того как дети растут и их речь развивается, они могут уже проговаривать утверждения сами, направляя свои мысли и зрительные образы на достижение желанной цели. Например, если ваш ребенок боится предстоящего экзамена, вы можете научить его повторять про себя: «Я сдам хорошо... я сдам хорошо... я сдам хорошо». При многократном повторении этой позитивной установки в течение нескольких минут мозг настраивается на «хорошую сдачу» экзамена, переключаясь с тревоги на уверенность. Утверждения воздействуют и на поступки. В результате позитивного стимулирования мозга ребенок может даже проявить готовность позаниматься лишний час перед сном. Что самое главное, он начинает думать о том, чтобы «сдать хорошо» и ожидать самого лучшего от себя. Когда дети ощущают подавленность, тревогу или страх, как это случается с каждым, очевидно, что эти чувства обычно задаются соответствующими мыслями. Негативные мысли вроде «никто меня не любит» или «я обязательно провалю экзамен» почти всегда приходят к детям не как зрительный образ, а как послания, звучащие в ушах. Как будто бы чей-то голос твердит им: «Я провалюсь» или «Никто меня не любит». Мы можем помочь своим детям преодолеть страхи и сомнения, используя ту же силу слов, но уже направленную в конструктивную сторону. Главное — показать им, как они могут изменить негативные мысли, поселившиеся у них в голове, на позитивные установки. Именно эту цель имеют утверждения.


«— Волшебные слова такие... — Люпин откашлялся, — «Экспекто патронум»! — Экспекто патронум, — повторил Гарри ела слышно, - Экспекто патронум. — Сосредоточился на счастливом воспоминании? — Ой! Да... — засуетился Гарри, лихорадочно возвращаясь мыслями к незабываемому полету, — экспекто патронум - нет, патронум — извините — экспекто патронум, экспекто патронум... Неожиданно из волшебной палочки пыхнул серебристый дым. — Вы видели? — взволнованно спросил Гарри. — Что-то произошло!» — Дж. К. Роулинг, «Гарри Поттер и узник Азкабана» Серия романов про Гарри Поттера сотворила настоящее чудо, вернув в современную детскую литературу дух волшебства. Неудивительно поэтому, что число почитателей таланта г-жи Роулинг возрастает среди представителей всех поколений. Человечество всегда благоговело перед сверхъестественными силами. Магические заклинания вроде «абракадабры» использовались на протяжении веков в сотнях сказок про магов и колдунов, которые одним своим словом могли совершить нечто чудесное. Дети всегда преклонялись перед волшебной силой слов. Утверждения оказывают такое же магическое воздействие на мировосприятие детей. Необыкновенный успех методики силы разума тем и объясняется, что когда дети используют утверждения, они обретают доступ к магической силе своего разума. Объяснить ребенку силу утверждений легче всего, если сравнить мозг с магнитофоном. Он всегда включен и записывает каждую нашу мысль, какая бы она ни была — веселая или грустная, позитивная или негативная. Например, когда мы оказываемся в ситуации, которая напоминает нам о прежних неудачах, мозг включает одну из соответствующих старых записей. Хотя мы не можем изменить неприятное прошлое, мы можем изменить свою реакцию на схожие ситуации в настоящем и будущем. Побуждая мозг с помощью утверждений регистрировать позитивные ожидания, мы постепенно затираем старые записи негативных мыслей позитивными. Ребенку будет интересно и приятно узнать, что он обладает силой менять свои собственные мысли с помощью слов, и вы можете побудить его стараться делать это в самых разных ситуациях.

Мой семилетний сын Грег однажды утром проснулся в самом дурном настроении — ему не нравилось то, не правилось се: школа, люди, весь мир, он сам. Я спокойно высказала предположение, что, может быть, все станет не так уж плохо, если он изменит свое настроение и свои мысли. Мне повезло уловить тот момент, когда сын был особенно восприимчив к новым идеям, и он спросил, каким образом он мог бы изменить свои мысли. Я напомнила ему об утверждениях, предложив выбрать что-то одно из того, в чем он хотел бы стать лучше. Минуту или две Грег сидел безмолвно, а потом выпалил: «Я больше не буду последним заканчивать письмо!». Ранее учительница Грега говорила мне, что он часто не успевает закончить письменную работу до перерыва и что его это очень расстраивает. Я сказала Грегу, что поняла, что он хочет заканчивать работу быстрее, но в утверждении должно говориться, чего он хочет, а не чего он не хочет. — Преобразуй это в позитивную установку, — предложила я. — Скажем, «я способен заканчивать работу вовремя». Ведь ты этого хочешь? — Да, — подтвердил он, — чтобы не опаздывать на перерыв! После нескольких поправок Грег пришел к такому утверждению: «Я способен заканчивать работу до перерыва». После этого он замолчал, поглощенный этой новой идеей. Меня порадовало, что он пытается решить проблему с помощью позитивной установки, но я предупредила его, что утверждению нужно какое-то время, чтобы начать действовать.» На следующий день я пришла на урок чтения, чтобы немного помочь Грегу. Далее по расписанию было письмо, но мне нужно было уехать. Когда я вернулась в школу, учительница сказала: «Обычно Грег включается в работу медленнее всех и заканчивает последним, по сегодня он сразу приступил к работе и закончил ее задолго до перерыва». Она, естественно, подумала, что это объяснялось моим присутствием на первом уроке, но я бывала в школе каждую неделю в течение всего года, и это до сих пор мало помогало. Мы с Грегом переглянулись. Я и не рассчитывала, что утверждение возымеет действие на следующий же день! И самое главное, что это все сохранилось и в будущем. Грег каждый день заканчивал письменную работу задолго до перерыва, и его общее отношение к учебе изменилось в лучшую сторону. Интересно отметить, что когда Грег в скором времени услышал от меня жалобу на что-то, он предложил мне самой попробовать позитивные утверждения — и оказался прав!» — Джессика, мать, практикующая «Силу разума». Мы все развиваемся постепенно, и родители не исключение. Элиза Медус Дополнительной пользой от утверждений является то, что само повторение этих воодушевляющих слов вызывает радостное настроение. Дети начинают лучше себя чувствовать, произнося эти слова. Утверждения можно использовать практически в любой ситуации, и зачастую они обеспечивают отличные результаты. Карла Хеслоп, одна из основательниц программы «Позитивное начало», рассказывает, как использование утверждений помогло ее дочери заметно улучшить навыки чтения: «Моей дочери Элоизе трудно давалось чтение. Чтобы помочь ей, я учила ее проговаривать вслух слова, покупала ей для самоутверждения книжки полегче, побуждала ее побольше практиковаться. Время шло, а читала она не только не лучше, но даже, пожалуй, все хуже. Ей уже и не хотелось учиться, так что наши занятия чтением все чаще превращались в эмоциональные сцены. Вскоре я поняла, что, при всех моих благих намерениях, я лишь постоянно подкрепляю не высказываемую вслух идею, что моей дочери не дано научиться хорошо читать (ведь тем, кому это дано, не приходится тренироваться, тренироваться и тренироваться, да еще со все более легкими книжками). Я была в отчаянии. Наконец я спросила себя, чего я хочу для своей дочери, какого исхода событий. Я хотела, чтобы она хорошо читала. И чтобы достичь этого, я решилась на следующие два шага. Во-первых, я начала вести себя так, словно моя дочь уже хорошо читает, чтобы тем самым помочь ей обрести уверенность в себе, которую я сама же, не желая того, подавила. Во-вторых, я решила воспользоваться позитивным утверждением, чтобы помочь себе и дочери создать новую внутреннюю систему убеждений. Утверждение было такое: «Элоиза, ты действительно хорошо читаешь». И вот что произошло. Когда в тот день Элоиза вернулась из школы, я предложила ей позаниматься заданным на дом чтением. Дочь согласилась безо всякого энтузиазма. — Ну и хорошо, — сказала я, — мне правится тебя слушать. Ты действительно хорошо читаешь. Она посмотрела на меня с крайним удивлением — ведь я произнесла то, чего она совершенно не ожидала, — но ничего не сказала. Во время занятия я решила не делать по ходу чтения никаких комментариев, кроме, повторения заготовленного утверждения. Я не торопила ее, не подсказывала ей слова, которые она не знала как правильно произнести, а по истечении двадцати минут просто сказала: — Очень хорошо, Элоиза. Ты действительно хорошо читаешь. — Я поставила в букваре напротив домашнего задания галочку и написала «Отлично». — Скажешь учительнице, что это я написала. — Элоиза явно была довольна и чувствовала себя куда увереннее. На следующий день я отправила дочь в школу, напомнив ей передать учительнице мое мнение, что она, Элоиза, действительно хорошо читает. Вечером мы опять занимались, и я не сошла со своей новой позиции. Дочка читала заметно лучше (хотя мне все еще приходилось кусать губы, чтобы удержаться от порыва поправить ее, когда она допускала ошибки), так что в конце я уже от чистого сердца могла сказать: — Явные улучшения. Ты действительно хорошо читаешь. — Я опять написала напротив домашнего задания «Элоиза действительно хорошо читает». — Покажешь это учительнице. — Лицо Элоизы сияло. На другой день Элоиза пришла из школы, напевая слова «Я действительно хорошо читаю». Она придумала такую песенку. Чтение в тот день почти удовлетворило меня. Меня даже удивило, как легко она справлялась с многосложными словами. Надо сказать, что повысилась не только скорость чтения, по и наши с ней взаимоотношения. Это было потрясающе, и у меня как будто камень с души упал. Я продолжала повторять свое утверждение каждый день (не злоупотребляя им, конечно), и дочка даже написала эти слова на листе бумаги и повесила на стенку. С тех пор прошло несколько лет, и сейчас моя дочь... вы догадались - «действительно хорошо читает». СИЛА ПЛАКАТА

Моя дочь Ли переживала, что у нее мало друзей. Поэтому я повесила у нее в комнате на зеркале небольшой плакат со словами «У Ли много друзей» и побудила ее повторять эти слова про себя. Несколько дней спустя Ли стала рассказывать, как много друзей у нее появилось в школе и не только. Друзья, казалось, сыпались с неба. Мы обе были потрясены тем, как хорошо сработало утверждение.» — Чандра. Утверждения можно не только проговаривать; их можно также написать на листе картона или бумаги и повесить на стену. Сделайте это прямо сейчас! Достаньте фломастеры, бумагу и творите. Можно также повесить в комнате ребенка черную или белую доску и мелом писать на ней каждодневные утверждения. Существует масса способов внедрить позитивные утверждения в повседневную жизнь ребенка. Можно сделать соответствующую надпись на майке, можно придумать песню, зарифмовав утверждение. Вспомните, каким образом нам в голову вбивается реклама, и действуйте примерно так же со своими утверждениями. Возможности здесь безграничны! ПИСЬМЕННЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ МОГУТ СЛУЖИТЬ ЦЕННЫМИ НАПОМИНАНИЯМИ, ОСОБЕННО КОГДА МЫ БОЛЕЕ ВСЕГО В НИХ НУЖДАЕМСЯ

«Сара как-то спросила у меня, что ей делать с соседским мальчишкой, который постоянно дразнится и называет ее «плохой» и «дурой». Она была очень расстроена. Мы перебрали с ней разные варианты возможных действий. Потом она подняла голову и увидела на стене карточку, на которой было написано «Сара хорошая». Она повернулась ко мне и сказала: «По крайней мере, мы с тобой знаем, что я хорошая!». Через пару недель я спросил у Сары, как у нее дела с тем мальчишкой. Она недоуменно посмотрела на меня и сказала: «А что с ним?» — после чего опять занялась своими делами. Я понял, что как только Сара разобралась в своем отношении к себе самой, «проблема» исчезла». — Кент. НЕКОТОРЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЕНКА

У меня много друзей. Я сам себе добрый друг. Я хорошо играю с другими детьми. Я хороший спортсмен. Я полезен. Я люблю всех. Я умею слушать. Я умею задавать вопросы. Я полон хороших идей. У меня сказочное воображение. Я очень умный. У меня большие творческие способности. Я могу сделать все, к чему приложу мозги. Я уверен в себе - Я СПРАВЛЮСЬ. Я верю в себя. Я способен быстро бегать, хорошо читать и т. д. Я очень хорошо езжу на велосипеде, разбираюсь в математике и т. д. МНЕ ВЕЗЕТ. Каждая проблема имеет решение. Я всегда оказываюсь в нужное время в нужном месте. Я СЧАСТЛИВ. Я всегда делаю правильный выбор. Со мной всегда случается только хорошее. Я могу стать тем, кем захочу. МНЕ ХОРОШО БЫТЬ САМИМ СОБОЮ. Люди рады видеть меня. Я люблю свою жизнь, и она очень интересная. Я ВСЕ ВРЕМЯ СТАРАЮСЬ. Я уникальный и особенный. УТВЕРЖДЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗДОРОВЬЯ

Я здоров и силен. Я в отличной форме. Мое тело — мой лучший друг. Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛИКОЛЕПНО. Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше. Я спокоен и расслаблен (когда ребенок расстроен). Полезно напоминать детям, что утверждения можно проговаривать и вслух, и про себя. Кроме того, отдельные слова в утверждении можно по-разному выделять: одни произнося спокойнее, а другие с большим энтузиазмом. Так повторы становятся интереснее. Хотя вы можете предлагать ребенку те или иные утверждения, окончательное решение, какие из них ему по душе, должен принять он сам. Зачастую изменив одно-два слова, или порядок слов, или ударение, или наклонение, можно значительно повысить действенность утверждения. Когда вы повторяете утверждение много раз, эти поправки, как правило, происходят сами собой, автоматически. Какое бы утверждение ни выбрал ваш ребенок, находите поводы повторять его снова и снова: «Ты хорошо плаваешь, Дэнни». В разговоре с другими людьми в присутствии ребенка вы тоже можете вставлять соответствующие реплики: «Дэнни так хорошо плавает». Это помогает закрепить нужный образ в мозгу ребенка.

С другой стороны, если ребенок доставляет вам проблемы, избегайте ярлыков типа «Ты всегда такой капризный» и т. п. Такие негативные суждения закрепляются в мозгу ребенка и становятся самореализующимися пророчествами, то есть вы фактически поощряете нежелательное поведение. Если вы приучите своего ребенка верить, что он способен достичь любой цели, которую поставит перед собой, решить любую задачу, вы преуспеете на своем родительском поприще и окажете ребенку неоценимую услугу. Брайан Трейси Всегда старайтесь сделать так, чтобы ребенок слышал, как вы сами пользуетесь позитивными утверждениями в различных жизненных ситуациях. Будьте примером. Тем самым вы побуждаете ребенка подражать вам, особенно если ребенок еще достаточно мал и склонен полностью имитировать образ поведения родителей. В стрессовых ситуациях, когда ребенок сталкивается с трудным испытанием, напоминайте ему: «Нельзя ли здесь использовать позитивные утверждения?» или «Какое утверждение здесь лучше всего подошло бы?». Хвалите ребенка, когда он пользуется утверждениями: «Я рад, что ты заставляешь свой разум работать, Сара». А когда утверждения начинают действовать — а подействуют они неизбежно — не забудьте отметить этот успех: «Смотри-ка, Натан, утверждения действительно помогли. Отлично сработало!» Техника утверждений обеспечивает ребенка простым, но сильнодействующим инструментом, который останется при нем на всю жизнь. При постоянной практике использование утверждений в различных жизненных ситуациях войдет в привычку, вырабатывая позитивную жизненную установку, питая надежду и уверенность. СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УТВЕРЖДЕНИЙ

1. Утверждения должны быть короткими и простыми вроде того, которое повторяла Элоиза: «Я очень хорошо читаю». Короткие фразы более действенны. 2. Утверждения должны быть позитивными, то есть построены так, чтобы фокусировать внимание на решении, а не на проблеме. Например, если ваш ребенок говорит про себя: «Я глупый и неумелый», — его самовосприятие можно заменить новым утверждением, например «Я умный» или «Я все могу». Однако вы не должны побуждать его повторять «Я не глупый», потому что, несмотря на включенную частицу «не», мысли продолжают концентрироваться вокруг негативного качества. 3. Не думайте, что вы должны заставлять себя поверить в то утверждение, которое вы повторяете. На самом деле верно как раз обратное. Простое повторение этой фразы снова и снова действует естественным образом само собой. Не принуждайте себя. Расслабьтесь и напевайте, декламируйте, шепчите, выкрикивайте утверждение не думая о том, истинно оно или нет. Магия утверждений заключается в том, что они действуют автоматически, даже если вы в них не верите. 4. Утверждения следует повторять как можно чаще, пока они не станут для вашего ребенка первой мыслью, возникающей в соответствующей проблемной ситуации. Побуждайте ребенка проговаривать их вновь и вновь. Вы можете тоже присоединиться и твердить фразу хором «Джесси умный, Джесси умный, Джесси умный». Достаточно заниматься этим несколько минут в день. Отличные возможности для подобной работы с детьми возникают во время утреннего туалета, когда ребенок принимает ванну, когда вы вместе едете на машине. Особенно хорошее время — перед сном. Поглаживая ребенку лоб и повторяя позитивные утверждения, вы поможете ему настроиться на приятные мысли. 4. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Техника визуализации — это просто создание зрительных образов желательных ситуаций. Вы представляете, что уже имеете то, что хотели бы иметь, или занимаетесь тем, чем хотели бы заниматься. Визуализация очень подходит детям, потому что она использует их и без того активное воображение, при этом направляя его в позитивное русло. Идет ли речь о предстоящей сдаче экзамена или обретении нового друга, эта техника дает потрясающие результаты. «Я очень боялся экзамена по математике. В последний раз я сдал его очень плохо, хотя многое знал. Я думаю, это было просто волнение. На этот раз мама посоветовала мне поупражняться, мысленно представляя успешную сдачу экзамена. В течение недели перед экзаменом я каждый вечер представлял, что спокойно пишу работу и получаю только правильные ответы. Иногда я делал это и по утрам. Мне нравятся визуализацииэто очень интересное занятие. Во время экзамена я чувствовал себя намного увереннее, чем в прошлый раз, — и получил «пятерку»!» - Касиб, 10 лет Для детей естественно фантазировать, мечтать, мысленно переноситься в незнакомые ситуации. Ребенок, рассказывающий придуманную историю, раздвигает границы реальности, что ведет его к самым фантастическим образам и сюжетам. Воображение у детей развито очень сильно, и они радуются каждой возможности использовать его, поэтому легко принимают идею визуализации. Их не нужно даже учить этому, достаточно лишь направлять их и без того живое воображение на позитивные образы вместо негативных. Вы легко можете продемонстрировать ребенку, насколько эффективно мозг принимает те зрительные образы, которые мы внушаем ему. Сядьте рядышком и попрактикуйтесь в создании «мысленных картин».

Вы оба можете закрыть глаза и превратить занятие в забавную игру. Отец: Ты знаешь, Венди, я вижу, как ты едешь верхом на огромном розовом слоне, Венди: Я тоже, папа. Кожа у него вся морщинистая, и, смотри, Джони там тоже! Папа. Правильно. А что это Джони там делает? Венди: Она танцует у слона на голове. Совсем маленьких детей таким образом можно заставить вообразить, что они, например, гладят щенка или котенка, «Чувствуешь, как он лижет твою руку?» и т. д. Ребенка постарше можно завлечь в фантастическое путешествие на космическом корабле, где он должен внимательно следить за показаниями всех приборов на панели управления. Добирайтесь до мельчайших деталей. Ребенок быстро поймет, что воображение настолько гибко и универсально, что позволяет нарисовать любой образ, какой мы хотим. ИГРЫ С ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ

Вот еще одна игра, в которую можно играть с ребенком, чтобы показать ему, как визуализация способна улучшить его спортивные достижения. Отметьте черту на земле и предложите ребенку стать носками у этой черты. Теперь пусть он прыгнет как можно дальше. Отметьте точку приземления по пяткам. Затем скажите ему, что сейчас вы попробуете немного поколдовать! Пусть ребенок с открытыми или с закрытыми глазами представит, что он прыгает снова, но на этот раз еще дальше. Пусть он мысленно вообразит, что приземляется за той точкой приземления, которую вы отметили ранее, и что вы после этого рисуете новую отметку. Теперь пусть прыгает. Второй прыжок наверняка будет длиннее. Волшебство! Ваша цель здесь — показать ребенку, что воображение действительно способно позитивно влиять на положение вещей. Ваш ребенок быстро поймет связь между улучшением прыгучести в этой игре и улучшениями в других сферах жизни. Всякий раз, когда ему нужно будет достичь новой цели, он будет вспоминать, насколько успешно применял технику визуализации в прошлом. Череда успехов порождает в ребенке чувство уверенности, ощущение, что он хозяин своей судьбы. РАЗМИНКА С «ПРИЦЕЛИВАНИЕМ»

Когда восьмилетняя Оливия готовилась к соревнованиям по чечетке, я постаралась внушить ей, что успех в танцах определяется не только физической подготовкой, но и умственной. Она поначалу никак не хотела согласиться со мной, считая, что мысли тут ни причем, что ее успех зависит лишь от того, насколько хорошо она запомнит и выполнит те движения, которым ее учили. Тогда я предложила ей сыграть в такую игру: она должна, вытянув руку в сторону, поворачивать корпус как можно дальше по кругу, не сдвигая ног. Когда она повернулась, как ей казалось, с максимальной амплитудой, я попросила ее фиксировать ту невидимую точку на стене, на которую указывала ее вытянутая рука. Постаравшись изо всех сил, Оливия сумела повернуться на пол-оборота и зафиксировать невидимую точку рядом с камином. Она очень гордилась своим новым достижением, но самое интересное было еще впереди. Я попросила Оливию закрыть глаза и мысленно представить, что она делает почти полный оборот через всю комнату. После этого я предложила ей открыть глаза и проделать то же самое наяву. Она миновала первую воображаемую отметку — ту, что возле камина, — следующую, и остановилась, когда ее туловище было повернуто чуть ли не на полный оборот. Приятно было смотреть на ее удивление и радость. Она сказала: «Да, Рози, ты волшебница». И здесь я постаралась уверить Оливию, что это стало возможным лишь благодаря ее способностям и ее вере. Затем мы перевели разговор на предстоящее выступление. Я посоветовала ей до выхода на сцену мысленно отрепетировать свое выступление, представить, как она идеально выполняет все необходимые движения, и тогда ее разум поможет ей, когда придет время выступать перед судьями наяву, — ведь это именно разум направляет все движения. Переодевая Оливию в танцевальный костюм, мы составили два позитивных утверждения: «Я прекрасно танцую» и «Я победительница». Они должны были поднять ей настроение и внушить уверенность, которой порой так не хватает во время соревнований. В тот вечер Оливия танцевала хорошо, как никогда. Ей даже удалось занять высокие места в тех категориях, где выступали куда более опытные участники. Мы обе были потрясены — Оливия своим выступлением, а я тем, что она так хорошо и быстро усвоила урок силы разума.» — Рози, инструктор «Силы Разума». А вот знаменитый, документально подтвержденный эксперимент, который проводился психологом Аланом Ричардсоном и о котором я уже писал в своей книге «Сила разума в XXI веке». «Игроки одной из студенческих баскетбольных команд были разделены на три группы, и после серии бросков по кольцу была определена средняя результативность каждой из них. После этого первой группе велели тренироваться в бросках каждый день в течение месяца, вторая группа должна была полностью воздержаться от тренировок, а третью группу проинструктировали заниматься тренировками совсем иного рода. Они не должны были приходить в спортзал, а, оставаясь в общежитии, мысленно представлять, что тренируются бросать мяч. Каждый день в течение получаса они должны были «видеть», как их мячи с необыкновенной точностью попадают в кольцо. Через месяц группы протестировали вновь. Первая группа (которая каждый день тренировалась в спортзале) улучшила результативность на 24 процента. Во второй группе (не занимавшейся вообще) никаких улучшений не наблюдалось. А результативность третьей группы, которая, напомним, тренировалась лишь мысленно, выросла ровно на столько же, на сколько и в первой группе, тренировавшейся «реально»! Есть только два долговременных дара, которые мы можем надеяться оставить в наследство своим детям. Один из них корни, а другой — крылья. Ходдинг Выводы, которые можно сделать из этого, имеют исключительную важность и для нас, и для наших детей. Визуализация дает детям средство направлять свои мысли в сторону достижения позитивного и весьма осязаемого результата. И кроме того, эту технику можно применять в любое время и в любом месте. «Иэн, девятилетний друг моего сына, недавно участвовал в детских соревнования по троеборью. Программа включала в себя заплыв на 100 м, велогонку на 4 км и забег на 1 км. По пути на соревнования он и его мама побеседовали о том, как хорошо Иэн, полный задора и энергии, покажет себя на трассе. Затем Иэн замолчал и стал визуализировать гонку. Мама пыталась еще что-то сказать про плавание и велогонку, чтобы подзадорить его, но он ответил, что хочет все это мысленно увидеть сам. После такой мыслительной подготовки Иэн выступил необыкновенно хорошо. Подбегая к финишной черте, он был средоточием энергии. Преодолеть все три этапа этой изнурительной гонки было настоящим чудом. Ведь троеборье было для Иэна в новинку, но использование позитивных утверждений и визуализации помогло ему набраться уверенности в себе и запастись энергией.» — Николь. МЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ ПЕРЕД СНОМ

Каждый вечер, когда ребенок укладывается спать, вы можете помочь ему рисовать в уже живописные картины, рассказывая какую-нибудь историю, главным участником которой является он сам. Вы можете каждый вечер выбирать разные ситуации и сюжеты. Речь может идти и о повседневных событиях вроде игр на детской площадке или о чем-то особенном, чего вы ожидаете в ближайшем будущем, — начале школьных занятий или, наоборот, каникул. Старайтесь «рисовать», привлекая в работу как можно больше органов чувств, описывая цвета, звуки, запахи, вкус и т. д. Упор, конечно же, должен делаться на то, как успешно ребенок справляется с ситуацией. В течение дня у вас и вашего ребенка есть много возможностей попрактиковаться в визуализации, например, когда вы сидите в очереди к врачу, едете с ним куда-нибудь на машине и т. п. С помощью этой простой и эффективной техники ребенок научится успешно преодолевать любые трудности. ЧТО ВАШ РЕБЕНОК РЕГУЛЯРНО ВООБРАЖАЕТ И О ЧЕМ ТВЕРДИТ СЕБЕ, ТО ОБЫЧНО И СЛУЧАЕТСЯ

Девятилетняя Валерия как-то вечером вприпрыжку примчалась домой после очередного занятия по прыжкам в воду. — Папа, знаешь что? Сегодня я первый раз прыгнула спиной вперед! — Молодец! — ответил отец. — Я знал, что ты сможешь. — На прошлой неделе я так боялась, мне казалось, что я никогда не осмелюсь попробовать. Но эти упражнения с визуализацией действительно помогли. Я каждый вечер мысленно представляла, как делаю великолепный прыжок с задней стойки. И я всегда была такая счастливая, когда это представляла. Сегодня я опять об этом много думала. А потом я просто прыгнула. Все меня поздравляли. Это было так здорово.» Когда применяете технику визуализации, важно помнить два главных момента. Во-первых, всегда визуализируйте все обстоятельства в реальном времени, что все происходит с вами сейчас. Визуализация — это не просто выражение желания научиться делать что-то в будущем. Пользуясь воображением, вы создаете зрительный образ и видите и чувствуете себя делающим это прямо сейчас. Валерия, например, воображала не то, что она когда-нибудь в будущем сможет прыгать спиной вперед. В мыслях она уже выполняла этот прыжок. Во-вторых, вкладывайте в зрительные образы побольше чувства. Плывите по течению, погрузитесь без остатка в этих воображаемых образах. Какая-то часть вашего ума, конечно» будет осознавать, что это не происходит по-настоящему, что это только мысленный образ, но другая сторона вашего «я» приглушит недоверие и полностью проникнется «происходящим». Чем чаще данный образ повторяется в ваших мыслях, тем сильнее он запечатляется и становится чертежом, проектом будущего реального события. ПЕРЕПИСКА СЦЕНАРИЯ

Вы можете помочь ребенку изменить воспоминание о происшедшем, если он сам оказывается не в состоянии забыть о каком-то неприятном событии. Поговорите с ним, как он бы предпочел, чтобы все произошло, а потом предложите ему визуализировать новый желательный исход прошлого события. Ребенку нет нужды носить при себе негативные воспоминания, если они ничего хорошего не приносят. «Давай представим, как бы ты чувствовала себя, если бы Роберта тогда осталась обедать у нас, а не уехала внезапно к сестре. Давай придумаем счастливую концовку нашей встречи, когда мы в следующий раз пригласим ее». Помогите ребенку по-новому, позитивно вспоминать оставшуюся в прошлом ситуацию, и это послужить хорошим «планом» для будущих аналогичных событий. Это также отличная возможность привить ребенку новые навыки взаимодействия с окружающими, просто побуждая его визуализировать их практическое воплощение. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОТИВ КОШМАРОВ

В главе, посвященной позитивным утверждениям, мы упомянули об эффективности визуальных знаков и символов. Зрительные образы обладают такой же силой воздействия на наши подсознательные ожидания и помогают им осуществиться. Вот история еще об одной девочке, участнице программы «Сила разума для детей», которая сумела отогнать свои страхи рисунками.


«Кото, моя пятилетняя дочь, научилась «менять картинку» своих ночных кошмаров. Когда ей снился плохой сон, мы садились рядышком и меняли концовку сна на что-то приятное и позитивное. Затем Кото рисовала этот «улучшенный» сон и вешала рисунок на стену возле кровати, где могла постоянно его видеть. Это вошло у нее в привычку, и теперь она знает, что сумеет изменить плохой сон на хороший в любое время, когда пожелает.» — Акико. Мы должны научить наших детей мечтать с открытыми глазами. Гарри Эдвардс ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБИЛИЯ

Это упражнение можно выполнять как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Цель ее - побудить ребенка увидеть в окружающей его жизни все положительные качества. Истинная волшебная палочка — разум ребенка. Хосе Ортега-и-Гасет Сначала нарисуйте на бумаге шесть ящиков любой формы и размера. Затем тихим и медленным голосом скажите ребенку примерно следующее: «Закрой глаза или, если хочешь, смотри на картинку. Представь, что на тебя светит солнце. Ты чувствуешь тепло его лучей и яркий белый свет, озаряющий все твое тело. Ты спокоен, расслаблен и очень счастлив. На полке над твоей головой лежат нарисованные тобой ящики, наполненные всеми теми чудесными вещами, которые могут случиться с тобой. Там есть ящик, наполненный дружбой. Представь, что в нем есть дырка и на тебя сыплются новые чудесные друзья. Есть ящик, полный любви и доброты. Представь, что любовь и доброта льются на тебя из него, заполняя всю твою жизнь. Теперь представь, что на тебя сыплется содержимое ящика с наклейкой «крепкое здоровье». Почувствуй, как это крепкое здоровье пропитывает все твое тело. А вот открылось отверстие в ящике с карманными деньгами. Этот ящик всегда наполнен до краев, и в нем всегда будет столько денег, сколько тебе понадобится. Вообрази, что эти деньги сыплются в твои ладони. А из еще одного ящика на тебя льется счастье. Оно льется тебе на голову и проникает в твое тело. В последнем ящике на полке над тобой хранится изобилие. Изобилие означает, что тебе всегда хватит того, что тебе нужно. Представь, что через дырочку в ящике изобилие льется тебе на голову. На протяжении всей твоей жизни у тебя всегда всего будет в достатке, потому что ты чувствуешь, как изобилие льется на тебя и наполняет твою жизнь хорошими вещами». Придумайте другие ящики, наполненные всем тем, что вы сочтете нужным. Поставьте их на полку и пусть льются из них на вас разные хорошие вещи. Неважно, как вы именуете эту технику — визуализацией, ментальной репетицией, мысленным рисованием или магическим мышлением. Важно, что эта техника действует. Когда ребенок усвоит этот метод и добьется с его помощью некоторых успехов, в скором времени его использование в самых разных обстоятельствах войдет в привычку и станет второй натурой. СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

1. Объясните ребенку, что визуализировать желанную цель нужно так, словно она имеет место уже сейчас. Убедитесь, что употребляемые при этом слова и образы поддерживают энергию «сейчас». Помните, если вы что-то визуализируете в будущем, оно так и будет оставаться в будущем. Визуализируя же, что это происходит в реальном времени, представляя, что это происходит прямо сейчас, вы приводите в движение механизм осуществления воображаемого. Тонкая, но очень важная разница. 2. Побуждайте ребенка вкладывать в образы побольше деталей и чувств. Визуализация — упражнение возбуждающее, невероятно поднимающее настроение. И по этому критерию вы можете судить о том, насколько правильно ваш ребенок выполняет визуализацию. Если в процессе он чувствует себя прекрасно, значит действует правильно! 3. Всегда визуализируйте цель как уже достигнутую. Материализация зрительным образом зачастую происходит совершенно неожиданным и необычным образом, так что лучше даже и не задумываться о том, как это случится. Сосредоточьтесь на конечном результате, не заботясь о таких подробностях. 4. Процесс визуализации может происходить с разной скоростью — и как медленная смена кадров, и как ускоренный фильм. Первое время, работая с чем-то новым, мозг зачастую требует некоторого времени для обработки поступающей информации мыслей и чувств. Иногда приходится возвращаться назад, прокручивать кадры заново, по-другому их монтировать, что-то вырезая и что-то добавляя, прежде чем визуализируемые сцены будут смотреться и чувствоваться «настоящими». Занимаясь этим, всякий ребенок становится юным Стивеном Спилбергом. 5. Визуализация может выполняться как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Оба метода достаточно эффективны, и это просто вопрос личного предпочтения. Ребенок может периодически чередовать их. Кроме того, некоторые дети больше «чувствуют», нежели «видят» образы, а другие наоборот. Опять же, хорошо и то, и другое. 6. Напоминайте ребенку почаще повторять выбранную визуализацию. Каждое повторение образов делает их четче и действеннее. Воспринимайте эти упражнения, как витамины для ежедневного употребления. Повторение фокусирует разум ребенка на желательном исходе. Оно также способствует укреплению уверенности в себе, помогая детям осознанно выбирать шаги, направленные на достижение поставленной цели. 5. ПРИЗНАНИЕ ДОСТОИНСТВ

Вечно занятые, мы порой замечаем своих детей только тогда, когда они плохо себя недуг. Когда они непослушны, совершают ошибки, приносят домой плохие отметки, слишком шумят или ссорятся с братьями и сестрами, мы всегда тут как тут, чтобы призвать их к порядку. Но и позитивное поведение нужно замечать и признавать. И мы должны хвалить своих детей не только за послушание, но и за их положительные качества, да просто за то, что они остаются собой. Довольство собой и своей жизнью для детей естественно, но критика и насмешки со стороны родителей, учителей и друзей могут заставить ребенка усомниться в своих достоинствах. Нет числа успехам, которых дети достигают изо дня в день, поэтому не жалейте времени на признание как можно большего их количества. Ребенка всегда найдется за что похвалить, но похвала должна быть искренняя. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДЕТИ НЕОБЫКНОВЕННЫ

Признание успехов — это техника, помогающая ребенку осознать себя достойным и особенным. Привлекайте его внимание на те стороны жизни, где он уже добился или добивается в настоящее время успехов. Напоминая ему об этих достижениях, вы вселяете в ребенка уверенность и укрепляете его самолюбие. Это порождает энергию успеха и уверенности здесь и сейчас и вдохновляет детей на новые свершения. — Мама, Себастьян говорит, что я глупый и рисую как младенец! — кричит из своей спальни четырехлетний Джордан. — Не волнуйся, сынок, — отвечает мать. — Наверное у твоего старшего брата сегодня был трудный день и он пытается отыграться на тебе. Я только что сказала твоей воспитательнице, как мне нравятся те прекрасные рисунки, которые ты приносишь из детского сада каждую неделю. А вот на этом, — она показывает на стену, — цвета такие яркие, что просто глаз радуют. Мне очень повезло, что я мама такого талантливого художника! — И мама крепко обнимает Джордана.

Если ребенка любят безо всяких условий и часто признают его успехи, то он ощущает достаточную внутреннюю уверенность, силу и обладает необходимым мужеством, чтобы не бояться двигаться навстречу незнакомым и непредсказуемым ситуациям. Его творческие способности, ум, эмоциональность бурно развиваются. Он ощущает себя особенным, достойным и осмеливается пробовать свои силы во все более трудных испытаниях, которые в свою очередь еще больше способствуют его росту. Начинать признавать успехи ребенка можно и должно с самого его рождения и продолжать это делать на протяжении всей его жизни. Пригласите новорожденного в большой мир, который ждет его, нуждается в нем, расскажите ему, какой он особенный и как сильно вы его любите. Попросите людей, которым суждено играть важную роль в жизни вашего ребенка, высказать ему признательность за его появление на свет и благословить те его качества, которые помогут ему в жизни. Мозг малыша воспримет эту информацию и сохранит се для будущего использования. Ребенок на подсознательном уровне впитает в себя всю эту энергию любви. То воздействие, которое наши мысли, чувства и слова оказывают на подсознание ребенка, нельзя недооценивать. И способность оказывать такое воздействие дает родителям и воспитателям великолепную возможность еще в самом раннем возрасте «впечатать» в мозг ребенка позитивное и долговечное чувство собственного достоинства. Это чувство мы должны подпитывать и подкреплять на всех стадиях жизни ребенка, помогая развитию в нем такого самовосприятия, которое позволит преодолеть любые преграды на жизненном пути, с достоинством пережить любую критику и любые неприятности. УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ

Самовосприятие ребенка, его представление о самом себе формируется с самого раннего возраста. К семи-восьми годам жизни оно уже становится достаточно устойчивым и прочным. По мере того как ребенок реагирует на окружающий мир и интерпретирует его, в нем откладывается целый ворох убеждений и предположений о себе самом. Пока ребенок взрослеет, его самовосприятие подвергается, конечно, некоторым колебаниям, но фундамент его закладывается в самом раннем возрасте. СПИСОК МЮРИЕМ

Занятия в классе Мюрием подошли к концу.

Прежде чем вы пойдете домой, — сказала учительница, — я хочу поблагодарить Софи за ее активное участие в городской научной конференции. Ее работа завоевала первый приз в ее возрастной группе. — Все зааплодировали, глядя на покрасневшую от гордости и смущения Софи. — Я также хочу пожелать Джереми стать победителем в завтрашних соревнованиях по теннису, — добавила учительница. — Мы все гордимся вами обоими. Л теперь все идите домой и повеселитесь на выходные от души. «Мюрием шла домой вместе со своей подругой Элли. — Эл, давай пойдем ко мне и поиграем, — предложила она. — Не могу сегодня, — ответила Элли, — мне нужно заниматься па фортепиано. Придя домой, Мюрием сбросила ранец и пошла к матери. Та разговаривала по телефону с бабушкой. — Разве это не замечательно? — услышала Мюрием слова матери. — Джейкоб, должно быть, великий шахматист, если занимает такие высокие места в его возрасте. Мюрием достала сок из холодильника, налила себе немного и села на табурет за кухонным столом, дожидаясь, пока мать не закончит телефонный разговор. Затем она вернулась в гостиную, плюхнулась на диван и сказала матери: — Мама, все в чем-то хороши, кроме меня. Элли хорошо играет на фортепиано, Софи сильна в науке, Джереми, наверное, лучший теннисист в нашей школе. Вот и Джейкоб прославился в шахматах. А я ничего не умею. — Минуточку, — возразила мать. — Я думаю, что ты сильна во многих вещах. Вот давай прямо сейчас садись и напиши, в чем ты действительно сильна. Мюрием была в растерянности — она не могла придумать ни одного пункта. Наконец, мать пришла ей на выручку. — Мюрием, в дни, когда вывозят мусор, ты одна в нашей семье помнишь о том, что необходимо выставить мешки с мусором на тротуар. Без тебя мы бы уже утонули в мусоре. Запиши это в свой список. — Мюрием не считала, что помнить о мусоре такое уж достоинство, но задумалась. — Еще одной твоей сильной стороной является то, что ты всегда замечаешь, когда я уставшая и нуждаюсь в помощи или когда я расстроена и нуждаюсь в утешении. Это очень дорого мне, потому что не каждый это замечает. «Гм, что тут такого особенного?» — подумала Мюрием, записывая и этот пункт в свой список. — Теперь придумай сама, в чем ты еще сильна, — предложила мама. Мюрием подумала немного и написала: Я хорошо езжу на велосипеде. Я хороший друг. Я не забываю покормить кошку и собаку. Я хорошо рисую лошадей. Закончив список она задумалась о тех двенадцати вещах, в которых она сильна. «Довольно много», — с удовольствием подумала она и сообщила об этом матери. — Начало положено! — сказала мать. — Почему бы тебе не повесить это на стену в своей комнате, чтобы всякий раз, когда будешь падать духом, ты могла увидеть все то, в чем ты сильна.» Истинное самоуважение возникает тогда, когда человек чувствует, что любим. Пол Колмен СПИСОК ДОСТОИНСТВ

Вы можете прочитать историю Мюрием своим детям или придумать что-то аналогичное. Как только ваш ребенок поймет, что каждый человек обладает своими уникальными качествами, можно попросить его составить список всех его достоинств и успехов, при этом подсказывая, если необходимо, но побуждая его все-таки к самостоятельной работе. Вывести ребенка на правильный путь помогут наводящие вопросы. Как ты думаешь, какие твои умения делают тебя необычным человеком? Чем ты помогаешь своим друзьям, другим людям, семье, школе? Что ты можешь делать совершенно самостоятельно? В чем ты становишься все сильнее, занимаясь каждый день? За что тебя любят окружающие? Отец: Насколько я помню, ты на прошлой неделе занял призовое место в конкурсе пианистов в вашей музыкальной школе. Что это для тебя значит? Джош: Да, верно. Третье место. Наверное, можно сказать, что я хороший пианист, а? Отец: Конечно. Обязательно запиши. А чем это ты занимался вчера весь вечер? Джош: Ты имеешь в виду модель бомбардировщика? Да, ты знаешь, наш учитель сказал, что я лучший моделист в классе. Я это запишу самым первым пунктом списка. И т. д. Технику признания можно превращать в интересную забаву. Вообще всякую технику силы разума следует приспосабливать к индивидуальным особенностям ребенка, касающимся его характера и стиля учебы. Помогая ребенку прорабатывать его сильные стороны, вы совмещаете полезное с приятным. Например, ваш ребенок может быть наблюдателен от природы, склонен учиться визуально и смотреть на вещи «своими глазами». А может быть, он учится «на слух», тонко воспринимая звуки, голоса, музыку. Или чрезвычайно подвижен, пластичен, умеет свободно выражать свои мысли и чувства телодвижениями. Хотя большинство детей используют в учебе некое сочетание этих стилей, как правило, один из них главенствует над другими. Каждый ребенок своеобразен, в каждом дремлет свой гений. И понимание этого позволяет нам помочь ребенку раскрыть его максимальный потенциал. Список достижений вашего ребенка служит прекрасной визуальной памяткой для него самого и для всех окружающих. В этот список можно включать и самые вроде бы мелкие повседневные успехи, которые мы обычно воспринимаем как что-то само собой разумеющееся, — они тоже могут служить источником гордости и удовлетворения для вашего ребенка. Большой, красочный, смелый вымпел с похвалой каким-то положительным качествам вашего сына или дочери способен оказать очень мощное позитивное воздействие на ребенка. Список достижений стоит повесить на стену в гостиной для всеобщего обозрения или хотя бы в спальне ребенка. «Я называю это своим списком «пятерок» и разукрасил его разными классными наклейками» — Эндрю, 8 лет. ЗАЛ СЛАВЫ

Каждый ребенок может иметь свой собственный «Зал славы» — процесс воспоминания и признания его прошлых успехов. Сядьте всей семьей за альбомом с фотографиями и рассказывайте друг другу разные истории из жизни вашего ребенка — ему это доставит несказанное удовольствие.

Когда ты был совсем маленький, ты смеялся всякий раз, когда видел, что я смотрю на тебя». «Когда ты учился ходить, ты был очень храбрый и упорный. Сколько бы раз ты ни падал, ты всегда поднимался и пробовал снова. Ты знал, как добиваться своего». «Когда тебе было четыре года, ты забирался на самый верх гимнастической лестницы в школьном дворе. Ничто не могло тебя остановить». Даже у взрослых воспоминания с фотографиями способны воспламенить самые сильные чувства. Так что этот процесс интересен всей семье, и есть смысл заниматься этим регулярно. СПИСОК ДОСТОИНСТВ ОКРУЖАЮЩИХ

Это простой способ помочь ребенку понять и признать уникальность и достоинство окружающих. Предположим, ваш муж допоздна работает каждый вечер, заканчивая некий важный проект. Потихонечку предложите своему ребенку: «Ты знаешь, что у папы в последнее время очень много работы и он стал несколько раздражительным. Может сделаем ему сюрприз: напишем список его достоинств и положим ему на стол. Вот давай придумаем побольше причин, почему мы считаем его самым лучшим папой в мире». Это заинтересует ребенка, поможет ему сосредоточиться на позитивных качествах и засвидетельствовать свою любовь и внимание. Представьте, какой сюрприз ждет счастливого отца, когда он увидит такой список у себя на столе! На вашем примере ребенок может научиться тому, какое это благодарное дело — хвалить и ценить других людей. Такие списки можно приготовить для бабушек и дедушек, для дядь и теть, для друзей и учителей — для всякого, с кем сталкивается в жизни ваш ребенок. За годы работы нам приходилось видеть великое множество такого рода поздравительных открыток родителям с перечислением их достоинств, составленных детьми самого разного возраста — от дошкольного до подросткового. Дети, которые еще не умели писать, обращались к нам, чтобы мы помогли им написать печатными буквами самые дорогие слова о родителях. «Я люблю своего папу потому, что: он самый лучший, у него борода как у Деда Мороза, он разрешает нам есть попкорн... даже в обычные дни, он рассказывает нам смешные истории, от которых мы падаем на пол; и еще я люблю, когда он крепко меня обнимает, как большой медведь!» Наверное, самым трогательным аспектом приготовления таких списков является реакция родителей, один из которых сказал нам: «Вы знаете, сын мне подсунул картонку в тот самый день, когда меня особенно сильно терзали сомнения, способен ли я хоть что-то сделать ПРАВИЛЬНО как отец. Просто удивительно, что наши дети помнят о том, о чем порой мы сами забываем». ХВАЛИТЕ СЕБЯ

Мы тревожимся о будущем своих детей, но забываем, что они живут сегодня. Стейсия Таушер Если вас воспитали в убеждении, что говорить добрые слова в свой адрес есть неприличное хвастовство, выбросьте эту установку из головы. Это на самом деле очень полезное во многих отношениях занятие. Изыскивая возможности отметить свои собственные особые качества, мы приучаем своих детей к тому, как важно хвалить себя. Да, это важно! И наши достижения вовсе не должны переворачивать мир, чтобы быть достойными признания. Так пусть у вас войдет в привычку регулярно «гладить себя по спине». «Я только что вовремя вспомнила о дне рождения дяди Леонарда. Называйте меня супер-память!» «Посмотрите, сколько я погладила! Вы когда-нибудь видели, чтобы кто-то гладил в таком количестве и с таким качеством?» Глупости? Отнюдь. Вы поразитесь тому, насколько это улучшает настроение, и, учитывая, что дети легко подхватывают все позитивное, они не упустят возможность скопировать у вас эту привычку. Детям свойственно считать своих родителей людьми особенными. Так что не стесняйтесь хвалить себя. «Недавно ко мне обратилась женщина по имени Джули. Она беспокоилась насчет своего двенадцатилетнего приемного сына. Не посоветую ли я, как изменить его отношение к ней в лучшую сторону. Я предложила несколько идей, которые ей тут же захотелось попробовать. Через несколько недель мы встретились вновь. Она рассказала, что решила начать кампанию самоутверждения, приколов к домашней доске объявлений большой плакат со своим именем, каждой букве которого сопоставила определенные качества. Вот что она написала: Д — Добрая Ж — Живая У — Уникальная Л — Ловкая И — Интеллигентная Когда приемный сын заметил это объявление, он пробурчал, что мачеха опять занялась своими чудачествами. Джули улыбнулась про себя и отправилась за покупками. Когда она вернулась, то обнаружила, что все трое детей усердно заняты изготовлением собственных аналогичных плакатов. А ведь Джули даже словом об этом не обмолвилась.» — Карла. ХВАЛИТЕ ДЕТЕЙ, КОГДА ОНИ ПОДСЛУШИВАЮТ

Каждый родитель рано или поздно узнает, что у его детей очень «большие» уши. Они любят прислушиваться к разговорам взрослых и навостряются, когда слышат свое имя. Мы можем воспользоваться этим и намеренно вводить что-то полезное в уши ребенку, когда он подслушивает.

В разговоре с бабушкой или соседкой хвалите своего ребенка, упоминая его достижения, например, в музыке или в лыжном спорте и добавляя, как вы им гордитесь. Вы можете быть уверены, что ваше сообщение дойдет до адресата и укрепит уверенность ребенка в себе. Такой подход особенно полезен, если ребенок плохо воспринимает прямые комплименты. ИГРА

Эта игра идеальна для дней рождения или детских утренников. Соберите детей в кружок. Напишите имя каждого ребенка на листке бумаги и сложите ли







Date: 2015-07-25; view: 518; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию