Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исполнительский этап
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников); ведение записей прочитанного. Чтение книг. Когда отбор литературы (и другого материала) завершился и нужные источники оказались у вас в руках, важно переключить себя на новую работу, а именно на восприятие текстов, которые собираетесь изучать. Психологически подготовленное восприятие значительно эффективнее восприятия неподготовленного. Существенной закономерностью любого восприятия является его избирательность (апперцепция), основанная на сопоставлении ожидаемой и полученной информации. Подготовка к восприятию с внутренней стороны означает максимальную активизацию всей системы мотивационных установок, ожиданий, предвосхищений, предположений о том, что должно быть в тексте книги, статьи, лекции. Особая психологическая подготовка к восприятию источника требуется в том случае, если вы с ним знакомились (или изучали) ранее. Здесь у многих возникает ощущение полной известности материала, препятствующее вдумчивому его восприятию. Поэтому нужно вспомнить все, что вы знаете о данной работе, о проблемах, затрагиваемых в ней, и на этой основе уточнить, что же все-таки вами забыто, что воспроизводится обобщенно, какие вопросы остались неясными. Тогда изучение текста по знакомой теме будет носить активный характер. В зависимости от характера материала, конкретных целей и условий учебной работы используются разные приемы чтения: ознакомительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное. Ознакомительное чтение позволяет получить о книге или статье первое общее представление. Для того чтобы научиться быстро и в то же время внимательно просматривать книги, нужно установить определенный и наиболее целесообразный порядок просмотра. Некоторые читатели упрощают процесс просмотра книги, сводя его к знакомству с аннотацией. Но, во-первых, аннотация к книге нередко отсутствует, а, во-вторых, она не всегда дает достаточно ясное представление о книге. При беглом просмотре книги в основном нужно придерживаться следующего порядка: ü внимательно прочитать титульный лист (не обложку!), где напечатаны фамилия автора, название книги, место и год издания; ü найти в книге «Содержание» («Оглавление») и ознакомиться с ним, так как в нем отражен логический план произведения, т. е. дается ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге; ü прочитать или бегло просмотреть «Введение» («Предисловие»), чтобы представить себе содержание книги, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, источники и характер сведений, содержащихся в книге; ü выяснив общее содержание книги и ее назначение, следует познакомиться с основным текстом произведения, прочитав некоторые отрывки из него, абзацы, наиболее ценные и интересные разделы; ü важно просмотреть «Заключение» («Послесловие») к книге, где кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в произведении. Особое внимание следует уделить справочному аппарату книги, т. е. вспомогательным материалам. Необходимо познакомиться с предметными, именными, географическими и другими указателями, которые могут быть в книге, а также с рисунками, таблицами, картами, схемами, диаграммами, по которым можно судить о степени глубины и характере изложения вопросов. Цель изучающего чтения - детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части. Так читаются первоисточники, документы, учебники и учебные пособия, монографии, статьи. Изучающее чтение обычно бывает медленным, неторопливым, с многочисленными возвратами для углубленного понимания и самопроверок. По своему характеру чтение бывает сплошным или выборочным. При сплошном чтении не делается никаких пропусков, весь текст читается целиком; при выборочном - в поле зрения находятся лишь отдельные части, а все остальное только просматривается. Выбор того или иного способа зависит как от характера материала, так и от интереса читателя. По темпу чтение бывает быстрым и медленным. Ознакомительное чтение обычно характеризуется быстротой, а изучающее - замедленностью. В результате тренировок можно научиться одновременно быстро читать и воспринимать полно и точно. Ведение записей прочитанного. Чтение - не механический, а своего рода творческий труд. Но таким его делают обдумывание, размышление, работа мысли при чтении. Умение вести записи по ходу чтения - один из важнейших признаков культуры умственного труда. Для чего и почему нужно записывать прочитанное? В пользу записей можно привести много доводов: ü запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены как бы заново осмысливать то, что прочитали); записи облегчают запоминание, так как, записывая мысль, мы удлиняем процесс ее восприятия, как бы повторяем ее; ü запись дисциплинирует читающего, заставляет его внимательно отнестись к делу, помогает проникать в такие стороны каждый книги, которые без этого могли бы просто ускользнуть; ü записи ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений, служат источником для справок, ценным пособием в практической работе; ü записывание повышает уровень культуры речи - устной и письменной, вырабатывает у читателя собственный стиль изложения. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и являются результатом мыслительной деятельности читателя. Остановимся на простейших видах - выписках и цитатах. Выписывать (на отдельных листах, карточках, в особой тетради) нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность не только хорошо изучить литературу, но и создать для себя задел, пригодный на будущее. Наконец, выписки выделяют из читаемого текста самое главное, самое существенное и тем помогают глубже его понять и лучше использовать в работе над рефератом. Цитаты. Все студенты хорошо знают, что такое цитаты (от лат. zito - «призываю в свидетели» - выписки из текста книг (статей) выдержек, извлечений, сведений словами автора). Нужно придерживаться определенных правил оформления цитаты: 1. Цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, цельными небольшими абзацами). 2. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки: Например: «...общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть» (Хайек Ф. О свободе. - Минск: Полифакт – Референдум, 1990. - С. 104). В случае пропуска одного или нескольких слов в середине цитируемого текста, вместо пропущенного также вставляют три точки. Например: «Высокие инфляционные ожидания, нарастающий товарный дефицит, агонизирующее состояние сферы услуг... - все это не способствует развитию безналичных расчетов в сфере личного потребления». (Основы банковского дела. - Киев: МП «Издательство «Либра», 1994. - С. 153). После каждой цитаты нужно указывать ее источник (вы это видели в предыдущих примерах). Существуют два способа оформления ссылок на источник цитирования: сноски и примечания. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится ее порядковый номер на этой странице. Все сноски и подстрочные применения пишутся (печатаются) мелким шрифтом. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется, и за ним приводятся сведения о цитируемом источнике и, после точки - тире, номер страницы, откуда была взята цитата. Более приемлема другая система - ссылки в форме примечаний. Оформляются они так: все цитаты в тексте нумеруются сквозной нумерацией (т. е. по порядку от начала работы до конца). В конце реферата вы приводите список использованной литературы. Номер цитаты должен соответствовать номеру источника, под которым он значится в списке использованной литературы. А в тексте вашей работы после указания номера источника в списке нужно только указать конкретную страницу (в квадратных скобках). Например: Указанный учебник в вашем списке использованной литературы стоит, предположим, под номером 14. Значит, цитата оформляется так: «………» [14, с. 205]. Конспект (от лат. conspectus - «обзор, изложение») - наиболее сложная и совершенная форма записи прочитанного, потому что объединяет в себе многие виды записей - пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспект будет текстуальным, если запись идет в соответствии с расположением материала в книге и в основном словами конспектируемого текста. Конспект будет свободным, если при записи не придерживаются порядка изложения, которому следует автор книги, и мысли излагаются собственными словами. Конспект - универсальная форма записи, поэтому в нем находят место и цитирование, и запись, близкая к тексту, и свободное изложение материала. Конспект, содержащий все эти элементы, называют смешанным. Конспектирование - сложный вид работы. Освоить его удается не сразу. Только постоянное общение с книгой, систематическая работа с различными видами литературы дадут желаемый результат.
Date: 2015-07-24; view: 355; Нарушение авторских прав |