Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экологическое воспитание в повседневной жизни. Учитывая, что занятия, проводимые в подготовительной к школе группе, направлены в основном на углубление
Учитывая, что занятия, проводимые в подготовительной к школе группе, направлены в основном на углубление, обобщение и систематизацию знаний детей о природе, особое значение приобретает работа воспитателя в повседневной жизни. Знания, приобретенные детьми на занятиях, не включенные в каждодневную практическую деятельность, легко забудутся, не находя применения. Определяя содержание наблюдений, труда, простейших опытов, воспитатель должен отчетливо представлять цель проводимой работы, уметь определять ее место в общей системе ознакомления с тем или иным явлением. В подготовительной к школе группе содержание работы с детьми в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным. Это обусловлено возросшими познавательными возможностями дошкольников. В естественных природных условиях (на участке, в парке, в лесу, в поле, на огороде и т. д.) детям показывают многообразие растений и животных, яркие проявления их жизнедеятельности, дают знание о конкретных взаимосвязях живого и неживого. Воспитатель должен проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и некоторых животных и уходу за ними. Осень Работа в уголке природы. Уголок природы в подготовительной к школе группе — место интересных наблюдений за его обитателями, труда детей, подготовки к занятиям по экологическому воспитанию. В сентябре уголок природы следует обновить. Подбирая для него растения, животных, воспитатель определяет, какое содержание знаний, практических умений и навыков будет формироваться у детей. Так, лучшему усвоению знаний о дифференцированных потребностях растений будут способствовать наблюдения за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Поэтому хорошо поместить в уголок природы папирус, примулу, традесканцию, кактус, узамбарскую фиалку. Привлекая детей к сравнению особенностей внешнего вида растений, можно научить их определять степень потребности растений во влаге. Так, например, растения, приспособившиеся жить в засушливых условиях, не требующие обильного полива, имеют на листьях толстую кожицу или восковой налет, мелкие пластинки листьев, уменьшающие расход воды (испарение), накапливают в тканях большое количество влаги. Светолюбивые и теневыносливые растения можно научиться узнавать по насыщенности цвета листовой пластинки, густоте расположения листьев. Кроме того, удовлетворение потребности в свете, воздухе зависит и от чистоты листьев. Надо научить дошкольников понимать, что пыль, лежащая на поверхности листа, затрудняет нормальное развитие растения, поэтому ее необходимо удалять. Умение определять степень потребности растения во влаге, свете должно лечь в основу правильного ухода за комнатными растениями при дежурстве в уголке природы. Важно научить старших дошкольников дифференцировать уход с учетом конкретного растения, оценивать свою деятельность как создание условий для нормальной жизни живого существа. Богатый материал для наблюдений и труда в уголке природы предоставляют его обитатели. Воспитатель путем постановки вопросов к самостоятельным наблюдениям детей, заданий по уходу за животными помогает ребятам увидеть осенние изменения во внешнем виде и особенностях поведения зверьков. Это снижение активности черепахи, ежа, уменьшение их потребности в пище, впадание в спячку. Совместно с воспитателем дети могут установить причины наблюдаемых перемен, выявить важнейшую особенность животных — способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Выполняя трудовые поручения, осуществляя дежурство по уголку природы, старшие дошкольники создают для животных условия, соответствующие их потребностям в осенний период: готовят возле клетки ежа сухие листья, сено, выносят клетку с ежом для спячки в прохладное место; насыпают толстый слой песка в террариум для черепахи. Детей необходимо научить не тревожить спящих животных и не забывать ухаживать за другими питомцами, не впадающими в спячку: кормить их, чистить клетки и т. д. Подметив те или иные индивидуальные особенности зверьков, птиц (например, веселый нрав, чистоплотность, медлительность или подвижность), своеобразие внешнего вида, дети могут дать животному кличку, приучить отзываться на нее. Это делает отношение к ним теплее, добрее, забота приобретает осознанный характер. Наблюдения и труд на участке детского сада. Воспитанники подготовительной к школе группы — самые старшие в детском саду. Они многое знают и умеют. Это позволяет воспитателю использовать для ознакомления с природой вне дошкольного учреждения самые разнообразные формы и методы работы. Наблюдения за изменениями погоды уже многократно проводились с дошкольниками в старшей группе. Поэтому воспитателю необходимо подыскать для 6—7-летних детей более интересное содержание. Осенние явления в природе разнообразны: туманы, затяжные холодные дожди, заморозки, иней. Можно организовать наблюдение за ними. Учитывая любознательность детей этого возраста, необходимо в интересной форме, просто и доступно объяснить ребятам то, что они видят, сообщить о некоторых причинах явления. Можно предложить придумать маленький рассказ о превращениях воды осенью, используя результаты своих наблюдений, зарисовать явление, поместить рисунки в календарь природы. Представления дошкольников 6—7 лет о воздухе можно расширить. Отмечая на прогулке его осеннюю свежесть, воспитатель сообщает детям о том, что воздух окружает всю землю, он есть везде. Им дышат люди, животные и растения. Воспитатель учит детей способам обнаружения воздуха: предлагает послушать шум ветра (ветер — это движение воздуха); рассмотреть пузырьки воздуха на камешке, опущенном в воду. Такие наблюдения привлекают детей, развивают любознательность. Восприятие дошкольников к 6—7 годам становится более дифференцированным. Ребята способны не только замечать в явлении яркие признаки объектов, но и видеть оттенки, выявлять меру какого-либо качества или свойства, давать им характеристику. Эти умения следует развивать, давая детям разнообразные задания: определить силу ветра (сильный, порывистый, слабый), установить характер дождя (сильный, моросящий, затяжной, мелкий или крупный) и т. д. В подготовительной к школе группе продолжаются наблюдения за долготой дня и высотой стояния солнца, за его движением по небосводу. Детям можно давать задания к самостоятельным наблюдениям на прогулке: например, заметить, где находилось солнце, когда дети вышли на улицу, где — когда вернулись в группу; определить, по каким признакам можно узнать о силе ветра, его направлении и т. д. Поддержать интерес к наблюдениям у старших дошкольников можно при помощи приборов (флюгер, термометр, условные мерки). Наблюдения за солнцем, долготой дня и температурой воздуха, состоянием почвы и воды должны быть взаимосвязаны. Накопив конкретные представления, дети могут устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями: понижение температуры воздуха приводит к замерзанию почвы, появлению льда; с уменьшением долготы дня становится холоднее. Можно соотнести высоту стояния солнца с температурой воздуха. Выявленные закономерности необходимо проверять с детьми неоднократно. Это убеждает ребят в правильности сделанных выводов. Одновременно с наблюдениями за неживой природой проводится работа по накоплению представлений детей об изменениях в жизни растений и животных осенью. Эффективным средством для этого являются целевые прогулки. Так, в течение осени с дошкольниками можно провести 2—3 осмотра участка детского сада, которые имеют целью наблюдение за состоянием растений участка. Рассматривая их, дети находят признаки осени: поспевают плоды и семена, прекращается рост (нет молодых побегов, свежей нежной зелени и т.д.), начинаются расцвечивание листьев, листопад. Педагог предлагает воспитанникам сравнить состояние растений летом и осенью, помогает выявить причины наступивших изменений: день стал короче, солнечного света и тепла меньше, чем летом, дождей много, но вода холодная, земля остывает, бывают заморозки, на лужах появляется лед, на растениях — иней. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что наблюдаемые проявления в жизни растений говорят об их приспособлении к изменившимся условиям. На прогулках и экскурсиях можно провести с детьми наблюдение за расцвечиванием листьев растений — ярким явлением осени. Если дети научатся видеть многообразие красок осенней листвы, их эстетическое восприятие существенно обогатится. Это положительно скажется на развитии речи, изобразительном творчестве. С воспитанниками подготовительной к школе группы можно составить календарь расцвечивания растений участка детского сада, ближайшего парка, сквера, используя результаты проведенных наблюдений. Для этого неоднократно в течение осени воспитатель обращает внимание детей на последовательность появления желтых листьев на деревьях и кустарниках (обычно в числе первых желтеют береза, вяз, затем — липа, черемуха, клен). Каждое наблюдение заканчивается сбором листьев для букета, который устанавливается в уголке природы. Таким образом может быть обнаружена и наглядно представлена последовательность изменения окраски листьев деревьев и кустарников. В качестве индивидуальных заданий детям можно предложить составить букеты из листьев одинаковой или похожей окраски — желтых, красных, бурых, зеленых. Затем собранные листья могут быть использованы в дидактических играх (например, «От какого дерева лист?» и т.д.). Это помогает детям научиться узнавать, различать растения по листьям, изменившим окраску. Интересно наблюдать листопад. Воспитатель может организовать наблюдение за тем, как падают листья разных растений: у клена, например, кружатся в воздухе; у осины падают прямо вниз; у ясеня планируют, опускаясь. Надо познакомить детей с одним из приспособительных значений листопада: опадание листьев предупреждает повреждение веток при обильном снегопаде. Воспитатель с детьми рассматривает почки, сохраняющиеся после опадания листьев у растений, рассказывает об их назначении и приспособлении к зиме. Надо научить дошкольников различать деревья и кусты по форме, цвету и расположению почек на ветвях, по коре, плодам и семенам. Наблюдая подготовку к зиме травянистых растений, воспитатель объясняет ребятам, что у однолетних растений отмирают стебли и корни, но сохраняются семена. Следует рассмотреть с детьми семена, обратить их внимание на плотную кожуру, выяснить ее назначение (защищает от холода). У многолетних растений отмирают надземные части; живыми остаются клубни и луковицы, корневища, которые сохраняются до весны. Интересно и полезно для старших дошкольников наблюдение за распространением семян и плодов растений. Такое наблюдение помогает детям лучше осмыслить направленность процесса роста и развития растений на размножение, увидеть приспособление к нему. Во время наблюдений воспитатель сообщает детям, что большинство плодов и семян распространяет ветер, предлагает ребятам рассмотреть семена и плоды, найти ту часть, которая помогает им при этом. Дошкольники находят приспособления — крылатки у плодов клена, пушистые зонтики («парашютики») у плодов травянистых растений — одуванчика, ястребинки и т. д. У плодов репейника, лопуха есть крючочки, которые прицепляются к одежде человека, шерсти животных и так распространяются на далекие расстояния. Воспитатель учит детей устанавливать связь между строением семени, плода и способом его распространения. Семена и плоды (рябина, калина, бузина, сирень, береза, вяз, ясень, ольха) можно собрать для подкормки птиц. Их можно использовать и в качестве материала к игровым заданиям (например, предложить детям разложить: желуди к дубовому листу, крылатки — к кленовому и т. д.). Одновременно с наблюдением за растениями необходимо проводить наблюдение за животными. Наиболее доступны непосредственному восприятию старших дошкольников птицы и насекомые. Воспитатель обращает внимание детей на уменьшение их количества, а затем и на полное исчезновение бабочек, пчел, стрекоз, мух. Отвечая на его вопросы, дети учатся самостоятельно определять причины этого явления, устанавливать связь между изменением состояния растений осенью и поведением насекомых. Чтобы убедиться в правильности сделанных выводов, целесообразно организовать с детьми наблюдение за поведением синиц (перелетают с дерева на дерево, ищут в коре и склевывают спрятавшихся в ней насекомых). Можно найти с детьми места, где прячутся насекомые, с помощью лупы рассмотреть на стволах деревьев и кустов, в коре личинки, взрослых особей. С исчезновением насекомых уменьшается и количество птиц — они собираются в стаи и покидают родные края. Наблюдая это явление, воспитатель побуждает детей установить его причины. Надо, чтобы дошкольники поняли, что птицы страшатся не столько холода, сколько голода. Воспитанники подготовительной к школе группы могут установить последовательность отлета птиц: он начинается с насекомоядных и заканчивается водоплавающими птицами. Гусям, уткам, лебедям корма достаточно, пока не замерзнут водоемы. В процессе наблюдений воспитатель старается вызвать симпатию детей к птицам, отправляющимся в далекий, трудный путь. С наступлением холодов многие птицы приближаются к жилью человека. Необходимо нацелить детей на самостоятельные наблюдения за появлением новых птиц в ближайшем природном окружении (синица, снегирь, сорока, галка), их поведением, способами добывания пищи. В конце осени надо подвести детей к пониманию необходимости дополнительной подкормки зимующих птиц. Воспитатель устанавливает на участке кормушку, регулярно выносит корм, используя приготовленные детьми запасы. Осень — время не только разнообразных наблюдений и игр детей, но и труда в природе. Дошкольники 6—7 лет могут очистить цветник от отмирающих наземных частей многолетних растений, перекопать землю вокруг них, извлечь из земли луковицы и клубни отцветших растений (гладиолусы, георгины). Воспитателю необходимо связывать труд детей с проведенными ранее наблюдениями за подготовкой растений к зиме. В этом случае трудовые задания будут выполняться детьми более осознанно, целенаправленно. Несколько раз в подготовительной к школе группе организуется уборка участка от опавших листьев. При этом воспитатель учит детей правильно пользоваться инструментами (граблями, носилками и т. д.), рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно. Дети должны получать удовлетворение от совместно выполненной и полезной для всех работы.
Зима Работа в уголке природы. В течение зимы уголок природы является местом коллективных и индивидуальных наблюдений, труда дежурных. Здесь дошкольники уточняют и углубляют знания о животных и растениях, полученные на занятиях, приобретают навыки ухода за ними. Детям 6—7 лет доступны довольно сложные способы ухода за животными: они могут вымыть поилку и кормушку, приготовить нужное количество корма (корнеплоды, зелень), помочь взрослому сменить воду в аквариуме (для этого осторожно выловить и пересадить в другую емкость рыбок, помыть ракушки, камешки, песок и т.д.). Дети выполняют разнообразные трудовые задания. Воспитатель обращает внимание детей на правильное использование оборудования, бережное с ним обращение, вырабатывает умения приводить в порядок использованный для работы инвентарь и убирать его на место. Ребята должны знать, где что находится, и самостоятельно пользоваться предметами ухода за растениями и животными при выполнении трудовых поручений, во время дежурства в уголке природы. Зимой продолжаются наблюдения за животными уголка природы. Обогащаются представления детей о внешнем виде, повадках, особенностях образа жизни в это время года его обитателей. В ходе наблюдений воспитатель задает вопросы, направленные на установление связи между видимыми фактами (строение объекта и его поведение; строение, поведение и условия внешней среды; потребности животного и способы их удовлетворения и т. д.). Например, рассматривая рыбок в аквариуме, дети могут сделать вывод о том, что вытянутое, сплюснутое с боков тело помогает рыбке двигаться в воде; чешуя защищает тело от проникновения воды; плавники нужны, чтобы плавать, жабры — чтобы дышать, и т. д. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что животное чувствует себя хорошо, если у него в порядке основные органы и если условия, в которых оно находится, соответствуют потребностям. Установление таких связей является необходимым условием для воспитания у детей гуманного, экологически правильного отношения к живым существам. Лучшему осознанию связи организма с окружающей средой могут помочь вопросы воспитателя, заданные во время наблюдений, например: можно ли вытащить рыбку из воды, чтобы рассмотреть ее? Почему? Сможет ли хомячок жить в воде? Почему? И т.д. Очень важно в процессе наблюдений научить детей видеть признаки хорошего состояния объекта и отклонений от него, устанавливать причины, устранять то, что приносит животному вред. Многие, даже старшие дети боятся некоторых зверьков и по этой причине не хотят ухаживать за ними. Воспитателю в этом случае необходимо постепенно вызывать симпатию к животному, научить ребенка общаться с ним. Дети не должны держать животное в руках, подносить близко к лицу, дразнить его. Такие знания и умения формируют у дошкольников положительный опыт общения с живым существом, потребность доставить ему удовольствие. Растения тоже не должны оставаться зимой без внимания. Воспитатель, организуя и контролируя дежурство дошкольников в уголке природы, учит их правильно ухаживать за растениями. Дети по состоянию почвы и самого растения определяют необходимость полива. При этом воспитатель закрепляет представления детей о том, что растение живое — оно чувствует недостаток воды и соответственно реагирует: листья и стебли становятся вялыми, мягкими, опускаются. В конце зимы — начале весны некоторые комнатные растения начинают активно расти: появляются новые листья, цветочные стрелки и бутоны: начинают разворачиваться цветки. Совместно с воспитателем дети устанавливают, что растения пробуждаются — им теперь требуется больше света и влаги. Дежурные переносят такие растения в более светлое место, обильно поливают, следят за их состоянием. Изменения, происходящие с растением, можно зарисовывать и помещать рисунки в уголке природы. Полезно использовать их при обобщении знаний детей о росте и развитии растений. Внимание воспитателя к комнатным растениям, его заинтересованность деятельностью дежурных являются необходимым условием воспитания у детей интереса к растениям, ответственного отношения к своим обязанностям. Вместе с тем педагог должен уметь увидеть и поддержать самостоятельные действия старших дошкольников по уходу за растениями уголка природы, похвалить кого-либо из детей за наблюдательность, интересный вопрос, стремление узнать новое о жизни комнатных растений. Важно, чтобы воспитатель умел интересно рассказывать о том или ином растении, о его родине, лечебных свойствах, объяснять происхождение некоторых образных названий (например, зефирантес назван «выскочкой» за быстрое цветение, монстера — «плаксой» за появление в сырую погоду капелек воды на кончиках листьев и т.д.). Такие рассказы вызывают у детей интерес к комнатным растениям, стремление самостоятельно наблюдать, ухаживать за ними. Дети легко запоминают названия таких растений, узнают их вне детского сада, делятся своими знаниями о них дома, в кругу сверстников. В уголке природы воспитанники подготовительной к школе группы выращивают зеленый корм для питомцев. Желательно иметь растения, выращенные самими детьми из семян (лимон, апельсин) или черенков. Наблюдать и ухаживать за ними особенно нравится ребятам. Воспитатель предлагает детям сравнить растения, выращенные двумя сверстниками, найти в них сходство и различие, установить их состояние. Интерес у детей вызывает сравнение некоторых растений с животными по внешнему виду и приспособлениям к условиям среды (например, еж и кактус). Такое неожиданное сравнение помогает ребятам лучше осознать сходство растений и животных как живых объектов, развивает наблюдательность и смекалку. Организация дежурства в уголке природы — важная задача воспитателя подготовительной к школе группы. Дети этого возраста дежурят более длительно — до 4—5 дней. Это способствует совершенствованию трудовых навыков, повышению ответственности за состояние питомцев уголка природы. Дошкольники могут выполнять индивидуальные трудовые поручения (как разовые, так и длительные) по уходу за растениями в групповой комнате и в вестибюле, на лестнице. Так дети приучаются помнить о своих обязанностях. Интересной формой работы в подготовительной к школе группе являются отчеты дежурных перед группой детей о выполнении поручений при передаче дежурства. Оценку их работы дают дошкольники совместно с воспитателем. При этом хорошо подчеркнуть связь состояния живых существ в уголке природы с качеством выполнения своих обязанностей дежурными. Наблюдения и труд на участке детского сада. Разнообразны и интересны зимой наблюдения за явлениями неживой природы. Воспитатель по-прежнему систематически привлекает детей к наблюдению за погодой. Результаты наблюдения фиксируются в уголке природы. Наблюдая за солнцем, дети делают выводы о том, что зимой дни становятся еще короче, солнце светит непродолжительное время, не поднимается высоко на небосводе. В конце января, в феврале ребята могут заметить увеличение продолжительности дня: в начале зимы, приходя в детский сад утром и уходя домой вечером, они видят, что на улице темно; в конце зимы становится светлее. Закрепляется умение детей определять температуру воздуха при помощи термометра. Дошкольники 6—7 лет могут устанавливать связь между температурой, силой ветра и характером снега. На прогулке дети устанавливают, что в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками. Воспитатель предлагает рассмотреть снежинки, поймав на рукавичку. Сравнивая снежинки друг у друга, ребята обнаруживают, что все они похожи на звездочки. Наблюдение за снегопадом в относительно теплую погоду поможет детям установить причину появления снежных хлопьев: снежинки подтаивают в воздухе и склеиваются друг с другом. В сильный мороз при ясном небе можно наблюдать снегопад в виде иголочек. На прогулке в такой день снег скрипит под ногами — это ломаются твердые лучики снежинок. Зимой дети часто задают вопросы: что такое иней, изморозь? Откуда берутся узоры на окнах? Чтобы дети смогли самостоятельно найти ответы на них, воспитатель проводит опыт, показывающий превращение снега и льда в воду, затем — в пар с последующей его конденсацией. Он доводит до кипения небольшое количество воды, затем дети наблюдают, как капельки пара, касаясь холодной тарелки, расположенной над ним, превращаются в капельки воды. Поместив запотевшую тарелку на улицу, за окно, можно увидеть образование на ней инея. Такой опыт надо дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле, рисунки на оконном стекле. Наблюдая с детьми снегопад при сильном ветре, воспитатель объясняет, что такое метель, подводит детей к определению последствий этого явления (большие наносы, сугробы). Надо рассказать о значении снежного покрова для жизни растений и животных или провести простейший опыт. С этой целью педагог наливает в две одинаковые бутылки горячей воды (равное количество) и закупоривает их. Дети убеждаются, что вода в бутылках одинаковой температуры и в равном количестве. На участке детского сада они выбирают сугроб (можно измерить его глубину палкой). Одна из бутылок закапывается в сугроб, другая помещается на открытом месте. В конце прогулки обе бутылки ставятся рядом и сравниваются; устанавливается, в какой из них вода остыла больше. Делается вывод о том, что вода в бутылке, находящейся под снегом, остыла меньше; значит, там теплее. После проведения такого опыта воспитатель организует наблюдение за трудом взрослых на участке, в парке (они подгребают снег к кустам, клумбам с многолетними растениями). Теперь ребята сами могут установить направленность труда взрослых, понять его смысл, выделить защитные свойства снега. Воспитателю необходимо дополнить проведенные наблюдения рассказом о том, как находят себе защиту в снегу некоторые звери и птицы, прочитать об этом рассказ, предложить детям объяснить пословицы: «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Снега надует — хлеба прибудет» и т. д. В подготовительной к школе группе можно рассматривать с детьми следы на снегу, усложнив задание по сравнению со старшей группой: узнать следы человека — взрослого и ребенка; узнать следы птиц и домашних зверей (кошки, собаки), следы от санок, лыж, машин — автомобиля, трактора; установить, давно ли они оставлены. В конце зимы бывают оттепели. Воспитатель проводит наблюдение за их последствиями: днем начинается капель, ночью холодно, мороз — образуются сосульки. Причины этих явлений могут быть установлены и самими детьми, если воспитатель правильно поставит перед ними вопросы, последовательно ведущие к выводу. Наблюдение за снегом после оттепели поможет объяснить детям появление твердой ледяной корки — наста. Сравнив свои следы на рыхлом снегу и на насте, дети обнаруживают разницу в плотности снега, устанавливают связь между изменением температуры воздуха и свойствами снега. Зимой дети продолжают учиться узнавать растения по расположению веток, особенностям почек, другим характерным признакам. При этом воспитатель может напомнить им, как заяц по поручению белки отыскивал деревья зимой (сказка Н.М.Павловой «Зимняя пирушка»). Деревья и кустарники необычайно красивы в зимнем наряде: в снегу, в инее. Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к использованию образных эпитетов, сравнений при выражении своих эстетических чувств. На прогулках взрослый напоминает детям о необходимости бережного отношения к растениям. Дошкольники уже знают, что растения зимой живые, они находятся в состоянии покоя до весны и нуждаются в помощи. Воспитатель напоминает, что ветки деревьев и кустарников зимой хрупкие, легко ломаются, поэтому нельзя их сгибать. В конце зимы можно провести опыт по оживлению веток. Если принести в уголок природы кусок дерна, дать ему возможность оттаять, а затем поливать его теплой водой, то вскоре зазеленеет молодая травка. Дети могут сделать вывод о том, что трава под снегом не погибла, установить причины этого явления. Состояние покоя у растений, оцепенение насекомых и других мелких животных ограничивает возможность разнообразных наблюдений зимой. Наиболее доступно наблюдение за птицами. Ребята во время прогулок могут заметить интересные особенности поведения зимующих птиц. Воспитатель задает им вопросы: в какую погоду птицы прилетают к кормушке чаще? Какую пищу любят одни птицы, какую — другие? Как ведут себя птицы по отношению друг к другу на кормушке? Какие птицы прилетают в одиночку, а какие держатся стайкой? И т. д. В феврале-марте голоса птиц звучат оживленнее, можно научить детей отличать песенку синицы от чириканья воробья. Дети подкармливают птиц в течение всей зимы, используя для этого приготовленный осенью корм.
Весна Работа в уголке природы. Весна — время разнообразного труда в уголке природы. Воспитанники подготовительной к школе группы уже многое умеют, владеют необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками. Это позволяет воспитателю активно использовать труд детей как на занятиях, так и в утренний и вечерний отрезки времени. Весной в уголке природы производится пересадка комнатных растений. Дошкольники принимают в ней посильное участие. Они выполняют несложные трудовые операции, входящие в этот процесс: моют горшки, перебирают комочки земли, очищают ее от мусора, готовят песок, совки, палочки. Воспитатель учит старших дошкольников определять необходимость пересадки комнатного растения: надо осмотреть донное отверстие цветочного горшка; если корни видны, растение пора пересаживать. Перед пересадкой необходимо рассмотреть растение, показать детям его корни. Воспитатель достает его из горшка, чтобы был виден ком земли, оплетенный корнями. Дети, пользуясь палочками, распутывают корни, освобождают их от старой земли, видят, что они длинные, и делают вывод о том, что растению надо много места, чтобы хорошо расти. Воспитатель вместе с детьми осматривает корни, удаляет подгнившие. Дети помогают ему при пересадке: поддерживают растение, уплотняют вокруг корней землю. Весной ребята принимают участие в размножении комнатных растений: отделяют отпрыски взрослого растения (кливия), делят на части разросшееся корневище (аспидистра, аспарагус), отделяют деток (луковички кринума, гемантуса). Дошкольники учатся подкармливать комнатные растения. Хорошо, если этому виду ухода будет предшествовать опыт по выявлению роли почвенного питания для жизни растений. Он заключается в том, что дети выращивают растения в горшочках с почвой в условиях подкормки и без нее. Подкармливание похоже на полив, питательный раствор должен подготовить взрослый; он же обязательно контролирует действия детей, обращает их внимание на то, чтобы капли раствора не попали на листья и стебель растения. В уголке природы у детей закрепляются и уточняются навыки содержания растений в чистоте и рыхления земли в горшках. Интересно наблюдение за живородящими аквариумными рыбками (меченосец, гуппи), размножающимися в неволе птицами (канарейка, попугайчик). Воспитанники подготовительной к школе группы учатся создавать необходимые для роста и развития животных условия. Для рыбок чаще включается грелка, чтобы обогреть воду; дети помогают отсадить мальков от взрослых особей, кормят их. Для птиц в этот период ребята готовят больше зеленого корма. С детьми этого возраста можно проводить сравнительные наблюдения, предшествующие обобщениям, отражающим представления детей о процессах роста, развития и размножения животных и растений, о необходимости улучшения условий для живых организмов в этот период. Наблюдения и труд на участке детского сада. Весна богата яркими явлениями в неживой природе. Изменяются температура воздуха, высота стояния солнца и характер атмосферных осадков. Все это становится предметом наблюдений детей подготовительной к школе группы. Наблюдая за состоянием погоды на прогулках, ребята замечают, что солнце выше поднимается в полдень над горизонтом, его лучи сильнее прогревают землю. Устанавливая последствия активизации деятельности солнца, дошкольники определяют характер снега (он стал рыхлым, темным, мокрым), обнаруживают сосульки, на открытых местах — проталины. Тающий снег образует ручьи. Воспитатель организует целевую прогулку с детьми на водоем, где они наблюдают за ледоходом. Надо рассмотреть с детьми водоем, отметив узкие полоски воды у берегов (закраины), трещины во льду, движение льдин по течению. Повторную целевую прогулку на водоем можно провести в период половодья. Воспитанники устанавливают причину появления разлива вод, связывают его с усилением солнечного тепла и таянием снегов, льдов. Интересно наблюдение за первыми кучевыми облаками, появляющимися в марте. Они причудливы по форме, похожи на разнообразные предметы, сказочных животных. В мае бывают первая гроза, весенний ливень. Наблюдение за ними радует детей, вызывает приподнятое настроение. Вестники весны — грачи. Воспитатель организует наблюдение за их поведением в первые дни прилета, сообщает о прилете других птиц — скворцов, жаворонков, зябликов и т.д., дает задание к самостоятельным наблюдениям, с тем чтобы не пропустить день их появления. Дети учатся узнавать этих птиц, отличать их по внешнему виду, особенностям поведения, месту обитания. Вывешиваются скворечники и синичники. В процессе наблюдений дошкольники отмечают, каких птиц не стало видно, обсуждают с воспитателем, куда они улетели и почему. Воспитатель организует целевые прогулки к месту прорастания весенних трав. Дети рассматривают бутоны и цветки мать- и-мачехи, обнаруживают, что цветки у этого растения появляются прежде, чем листья, сравнивают рост и развитие мать-и- мачехи с другими знакомыми им растениями. Рассматривая место появления этого первоцвета, дети устанавливают наличие всех необходимых для роста условий. В заключение прогулки можно аккуратно выкопать одно растение и поместить в уголок природы для дальнейших наблюдений. В середине весны просыпаются насекомые, появляются бабочки-капустницы, комары-толкуны и т. д. Отмечая их появление, воспитатель организует наблюдение за личинками насекомых, населившими лужи и канавы, рассказывает о том, как они развиваются дальше. Во второй половине весны начинается быстрый рост деревьев и кустарников, появляется свежая листва. Можно научить детей различать некоторые растения по запаху листьев, наблюдать за последовательностью их появления. С подгруппами детей воспитатель рассматривает вновь появившиеся цветущие травянистые растения: одуванчик, голубую перелеску, ветреницу дубравную, сон-траву, медуницу, ландыш. Он объясняет детям, почему эти растения срывать не надо (они очень быстро вянут и гибнут), предлагает полюбоваться ими во время наблюдений, на прогулке. Вместе с детьми воспитатель выясняет, почему эти растения называют первоцветами, выявляет, в каких условиях они начинают цвести. Дети учатся различать их по цветкам, по запаху, запоминают названия. В конце весны у многих птиц появляются птенцы. Вскармливая их, взрослые птицы очень часто летают к гнездам. Воспитатель обращает внимание детей на это, спрашивает, почему птицы постоянно возвращаются, чем они кормят птенцов и т. д. Можно дать индивидуальные задания детям: посчитать за небольшой отрезок времени, сколько раз взрослые птицы прилетели с кормом. Весной расширяются и дифференцируются представления детей подготовительной к школе группы о развитии насекомых. Для этого организуется длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки (крапивница, капустница) в куколку, а затем — в бабочку. Такое наблюдение, как правило, всегда бывает очень привлекательным для детей, они с удовольствием ухаживают за гусеницами, кормят их листьями капусты или крапивы, с нетерпением ждут появления бабочки. Помимо наблюдений на участке воспитатель организует разнообразный труд. Дети выполняют большой объем трудовых операций, усложняются способы их организации. Обогащается содержание труда: ребята перекапывают землю (вторично), убирая попадающиеся при этом камешки, щепки, прутья в корзинки; помогают разбивать огород на грядки и междурядья, делая вместе с воспитателем разметку, расставляя колышки с натянутыми шнурами; перекапывают клумбы, если на них не растут многолетники; осуществляют посадку семян овощей и декоративных растений, высадку рассады в огород и на клумбы. Дети этого возраста могут работать, организуясь по звеньям, распределяя обязанности и трудовое оборудование. Воспитатель непосредственно участвует в этом труде и руководит им, используя при этом разнообразные приемы. Посадив растения, дети выращивают их, создавая для этого необходимые условия, выполняя разнообразные виды ухода: полив, прополку, рыхление, прореживание и т. д.
Лето Работа в уголке природы. Накануне школы обогащение представлений детей о природе по-прежнему остается для воспитателя важной задачей. Вместе с тем накопленные детьми знания о растениях, животных, опыт практической деятельности по уходу за живыми существами, их выращиванию систематизируются и обобщаются. Основными формами работы летом в подготовительной к школе группе являются наблюдения и труд в уголке природы и на участке, а также прогулки и экскурсии за его пределами. В уголке природы летом дети продолжают осуществлять уход за комнатными растениями и животными — птицами, рыбами, зверьками. Изменение условий жизни летом требует уточнения способов ухода за живыми объектами. Многим растениям необходимо увеличить количество влаги и света, чтобы они активно росли и цвели. Следует обогатить рацион многих животных за счет включения в пищу свежих трав, плодов. Воспитатель учит детей более внимательно относиться к растениям и животным, отмечать изменения в их внешнем виде, состоянии, активности, устанавливать причины происшедших перемен (хороший или плохой уход, соответствие или несоответствие условий потребностям живых объектов). Учитывая, что большую часть времени летом дети проводят на улице, воспитатель предлагает им брать на улицу хомячка, черепашку, птиц в клетке. Летом изменения в росте и развитии комнатных растений наиболее заметны. Воспитатель использует это время для организации наблюдений за ними. Наблюдения могут быть организованы как индивидуально, так и с подгруппой детей. Можно поручить ухаживать и наблюдать за одним или несколькими быстроразвивающимися растениями двум-трем детям. Это укрепляет представления детей о том, что хороший уход способствует лучшему росту растений, вызывает уверенность в своих силах, повышает интерес к растениям. Такие наблюдения хорошо сопровождать зарисовками, отражающими способы ухода и изменения, происходящие с растениями под их непосредственным воздействием. На некоторое время (1—2 дня — неделя) в уголок природы могут вноситься временные обитатели, например лягушка. При этом уточняются представления детей о внешнем виде животного, устанавливаются связи, характеризующие его приспособления к условиям среды, к удовлетворению основных потребностей (в воздухе, пище, месте обитания и т. д.). Жизнь временных обитателей в уголке природы должна быть максимально приближена к существованию в естественных условиях. Следует в процессе наблюдений и ухода подвести детей к пониманию необходимости выпустить животное на волю, чтобы сохранить его жизнь. Наблюдения и труд на участке детского сада. На участке детского сада, на прогулках дети наблюдают за летними явлениями в природе и их динамикой: увеличением продолжительности дня в начале лета и его сокращением в августе; изменением высоты стояния солнца: к концу лета она также существенно меняется, солнце и в полдень не так высоко, как в июне. Определяя высоту стояния солнца в течение дня (утром и в полдень), дети с удовольствием наблюдают за тенью — своей или окружающих предметов, измеряют ее при помощи условной мерки. Температура воздуха летом также неодинакова в течение суток. Измеряя ее, дети могут пользоваться термометром. Интересно сравнить температуру воздуха в тени и на открытом месте, ребята смогут определить причину разницы температур. Летом воспитатель организует наблюдения за такими явлениями природы, как гроза, радуга, роса и туман, дождь (ливень, мелкий моросящий, «грибной»), солнцепек и т.д. Причины некоторых из них воспитатель может установить совместно с детьми. Воспитанники подготовительной к школе группы могут достаточно ответственно и самостоятельно, но под руководством взрослого осуществлять уход за растениями огорода и цветника. Усвоенные ранее знания, практические умения и навыки позволяют им правильно определять необходимость основных видов ухода (полив, рыхление, прополка, прореживание, подвязка и т. д.) и выполнять их. Организуя труд, воспитатель помогает детям распределить обязанности, контролирует умение пользоваться орудиями труда, обращает внимание на качество выполненных работ. Летом педагог организует прогулки на луг, водоем, в лес, а также экскурсии в поле, на ферму, в птичник и т. д. На таких экскурсиях и прогулках проводятся как расширение представлений о растениях и животных, так и упорядочивание этих представлений, их обобщение и систематизация. Дети узнают тех, кто растет и живет в той или иной экологической системе, характеризующейся тем или иным комплексом условий, учатся устанавливать между ними связи, раскрывающие особенности сообщества растений и животных на лугу, в лесу, водоеме. Так, дети очень любят летние прогулки на луг. Они испытывают при этом радостное ощущение простора, света. На луг следует приходить с детьми несколько раз — по мере смены цветущих растений. Воспитатель учит детей различать луговые травы, с любовью относиться к каждому обитателю луга. Надо показать детям разновидности растений (разнотравье): розовый и белый клевер, луговой василек и подмаренник, тысячелистник и мышиный горошек. Следует рассмотреть с детьми злаковые травы, научить различать трясунку, мятлик, ежу сборную и овсяницу высокую. Интересно сравнить их со злаковыми культурными растениями поля, найти в них сходство и отличие. В результате таких прогулок, наблюдений за растениями дети увидят на лугу не просто траву, а разнообразие растений, имеющих яркие, неповторимые особенности. На луг воспитатель может привести детей в разное время суток (утром, под вечер), в разную погоду (при ярком солнце и в пасмурный день). Внимательно присмотревшись к растениям, дети обнаружат движение цветов: венчики некоторых раскрываются утром, а вечером закрываются (одуванчик). Некоторые растения закрывают свои цветки перед дождем (чертополох, вьюнок). Наблюдение за подсолнечником и шиповником покажет, что их цветочные корзинки всегда обращены к солнцу и поворачиваются вслед за его движением. Прогулки на луг воспитателю следует использовать и для обогащения представлений дошкольников о его обитателях — насекомых, птицах, мелких зверьках. Воспитатель может показать и рассказать детям об интересных проявлениях взаимодействия растительных и животных организмов, предложить подумать, почему они живут на лугу вместе. Целевые прогулки на луг целесообразно проводить и в период сенокоса и уборки сена. Наблюдение за трудом взрослых обогатит представления детей о трудовых операциях, о машинах, помогающих людям, о том, как идет подготовка к зимовке домашних животных. Старшие дошкольники могут принять участие в уборке сена на небольшом участке луга (при условии, если есть детские грабли). На прогулках в лес воспитатель обязательно дает детям возможность поиграть, насладиться прелестью леса, побродить вокруг, договорившись, чтобы дети не уходили далеко. Он учит ребят узнавать распространенные породы деревьев и кустов, определять их место произрастания, устанавливая потребности в свете и влаге. Дети учатся выделять характерные признаки лесных растений — окраска коры, строение листьев, форма кроны, цветки, плоды. В наблюдения воспитатель включает дидактические игры типа «Узнай, чей лист», «Чьи детки на ветке?», «Путаница» и т.д. Воспитатель показывает детям опушку леса, учит отличать ее от поляны. Знакомя с кустарниками, травянистыми растениями, следует обратить внимание детей на полезные для человека (малина, черника, брусника и т.д.) и вредные (волчья ягода). Собирая ягоды на прогулках, дети учатся отличать зрелые от незрелых, замечают, в каких местах они растут в лесу. Ребят надо научить различать не только ягоды, но и листья, цветки ягодных кустов. Воспитатель обращает их внимание на то, что ягоды появляются из цветков, зреют постепенно. Дети часто видят в лесу грибы. Воспитателю необходимо формировать умения отличать съедобные от несъедобных, правильно собирать грибы, пригодные к употреблению в пищу, рассказывать, что сырыми грибы есть нельзя. Следует приучать детей не уничтожать несъедобные грибы, рассказывать об их пользе для животных и растений леса. Лес — это дом для многих животных. Гуляя по лесу, на поляне, дети наблюдают за насекомыми, птицами, их жизнью в естественных условиях. Воспитатель помогает им устанавливать признаки приспособления животных к среде, в которой они обитают, показывает, как они прячутся от врагов. На одной из прогулок в лес следует понаблюдать за муравейником: рассмотреть муравьиный дом (из чего он состоит, как устроен), найти муравьиные дорожки, посмотреть, что тащат муравьи в дом. Воспитатель раскрывает детям пользу, приносимую муравьями лесу, воспитывает бережное отношение к ним. Устанавливая взаимосвязи между различными обитателями леса, воспитатель непосредственно показывает их. Например, увидев, как дятел долбит кору дерева, воспитатель может подвести детей к старому пню, отогнуть кусок коры и показать жуков-короедов, их личинок, поврежденную кору и древесину. Такое наблюдение поможет детям понять поведение дятла, приспособительные особенности строения его клюва, хвоста, ног. Прогулки на луг, в лес летом оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка и еще долгое время служат источником радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Накопленный за лето запас представлений питает мысли и чувства ребенка, покидающего детский сад, во многом служит основой его успешного обучения в школе. Работа с календарем природы. Так же как и в предыдущих группах, в подготовительной к школе группе ведется календарь природы. Он помещается в уголок природы. Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части — утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. Формы ведения календаря в подготовительной к школе группе могут быть различными. Можно использовать настенный календарь. Формирование представлений о времени года может осуществляться с помощью календаря-ширмы, имеющего три графы: «Неделя», «Погода», «Живая природа». Первая графа включает четыре вертикальные полоски, обозначающие дни и недели месяца. Для того чтобы дети лучше ориентировались в днях недели, усвоили их порядок, можно ввести цветные изображения (например, понедельник — фиолетовый цвет, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый и воскресенье — красный). Во второй графе («Погода») в течение одной недели (любой) ежедневно условными значками, понятными детям, отмечается состояние погоды. Вместе с детьми воспитатель может выбрать такие значки и условиться о том, что они обозначают. В третьей графе помещаются детские рисунки, отражающие состояние растений, увиденных животных (птицы, насекомые, звери) на каком-либо определенном месте участка детского сада или ближайшего природного окружения. Это позволяет детям понаблюдать, как изменяется в течение определенного времени года —весной, летом, осенью, зимой — одно и то же место, и сделать вывод о постепенности происходящих изменений, нарастании или уменьшении действия тех или иных факторов неживой природы, определяющих изменения живой природы в сезоне. Вопросы и задания. 1. С какими сезонными явлениями необходимо знакомить детей подготовительной к школе группы? 2. Разработайте систему наблюдений с детьми подготовительной к школе группы в уголке природы в один из сезонов года. 3. Определите содержание труда в природе весной для детей 6—7 лет в детском саду, в котором проходите практику. 4. Какие формы и методы экологического воспитания используются в педагогическом процессе подготовительной к школе группы в повседневной жизни? ЛИТЕРАТУРА 1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. Изд. 2-е, переработанное. — СПб., 1996. 2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.— М., 1981. 3. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. — М., 1983. 4. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей. «Мы». — Азбука экологии. — СПб., 1996. 5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. — М., 1989. 6. Методика ознакомления с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. — М., 1992. 7. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. — Минск, 1996. 8. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. — М., 1993. 9. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.— М., 1993. 10. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.— М., 1996. 11. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995. 12. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. — М., 1996. Оглавление Предисловие................................................................................................... 3 Раздел I. Основы природоведения и охраны природы.. 5 Глава 1. Основные сведения о Земле..................................................... 5 § 1. Земля как планета.................................................................... 5 § 2. Геосферы Земли. Литосфера................................................. 7 § 3. Гидросфера............................................................................... 9 § 4. Атмосфера.................................................................................. 10 Глава 2. Биосфера Земли................................................................ 14 § 1. Общее понятие о биосфере.................................................... 14 § 2. Почва........................................................................................... 16 § 3. Растения...................................................................................... 18 § 4. Систематика растений............................................................ 29 § 5. Растительные сообщества..................................................... 30 § 6. Краткий обзор мира животных............................................ 34 § 7. Сезонные явления в природе................................................. 45 Глава 3. Проблемы охраны природы.................................................. 47 § 1. Обострение экологических проблем в современную эпоху............................................................. 47 § 2. Охрана растительного и животного мира... 48 Date: 2015-07-24; view: 910; Нарушение авторских прав |