Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое воспитание в повседневной жизни. Усваиваемые вне занятий знания об объектах и явлениях природы, ее сезонных изменениях составляют важное условие успешного обучения детей на занятиях





Усваиваемые вне занятий знания об объектах и явлениях природы, ее сезонных изменениях составляют важное условие успешного обучения детей на занятиях, обеспечивают последо­вательность, необходимую системность этой работы. Дети накап­ливают конкретные представления и необходимый опыт обще­ния с природой, упражняются в применении знаний и навыков.

В повседневной жизни используются разнообразные методы и формы работы — наблюдения на участке детского сада и в уголке природы, труд, целевые прогулки и т. д. Организация детей может быть различной — фронтальная, небольшими подгруппами, ин­дивидуальная. Выбор формы организации дошкольников зависит от задач и содержания предстоящей работы.

Работа с детьми в повседневной жизни должна тщательно продумываться и целенаправленно планироваться с учетом пер­спектив обучения и воспитания детей в этой возрастной группе.

Осень

Работа в уголке природы. Осенью уголок природы в старшей группе пополняется новыми растениями и животными. Услож­няются задачи, которые необходимо решать воспитателю. Он учит детей отличать новых питомцев от знакомых животных, сообщает об их потребностях, организует повседневный уход.

В старшей группе возможно организовать систему опытов по выявлению основных потребностей комнатных растений. Для этого лучше взять те растения, которые достаточно быстро реа­гируют на изменения определенного фактора среды (свет, влага) и восстанавливают свое первоначальное состояние. Так, опыт по выявлению потребности растения во влаге можно провести с влаголюбивыми растениями (бальзамин, колеус).

Перед проведением опыта воспитатель продумывает, в какой форме будут отражаться его результаты, готовит необходимые материалы и пособия, например карты для зарисовки этапов опыта.

Опыт по выявлению потребности растения во влаге может быть проведен следующим образом. Перед выходными днями, в пят­ницу, воспитатель организует рассматривание растения (бальза­мин) в хорошем состоянии. Вместе с детьми выясняет, как чув­ствует себя растение, как дети узнали об этом: какие у него листья, какой стебель, упругий ли. Педагог предлагает обследовать лис­тья, стебель растения. Затем дети зарисовывают бальзамин с сочными зелеными листьями и стеблем на карте.

Повторное наблюдение проводится через 2—3 дня после пере­рыва в поливе растения и при появлении у него признаков неудовлетворенной потребности во влаге. Этот этап опыта лучше провести утром.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на бальзамин. Спрашивает, как себя чувствует растение, как дети узнали, что ему плохо, какими стали у него листья. Ребята сравнивают состояние листьев растения с рисунком (первый этап опыта). Воспитатель просит их подумать и сказать, почему бальзамин чувствует, себя плохо, почему листья у него опустились, стали мягкими. Предлагает потрогать землю в горшочке. Дети выска­зывают предположения о том, чего не хватает растению. Взрослый выслушивает все мнения детей и спрашивает, можно ли проверить, действительно ли бальзамину не хватает воды.

Дети обильно поливают растение. Воспитатель предлагает зарисовать поникший цветок и понаблюдать за ним. Рисунок выполняется во второй клетке карты. В верхнем углу клетки ставится знак, обозначающий вопрос: чего не хватает бальзамину?

В тот же день вечером при появлении признаков «оживле­ния» бальзамина проводится заключительный этап опыта. Дети вспоминают, как чувствовал себя цветок утром. Воспитатель показывает карту с рисунками и задает вопросы: какие у рас­тения были листья? Что мы сделали, чтобы помочь растению? Затем воспитатель организует рассматривание бальзамина: ка­кими стали листья? стебель? Почему? Чего не хватало баль­замину? Как вы узнали? Как помочь растению, если ему не хватает воды? Дети зарисовывают политый бальзамин в остав­шейся клетке карты. В верхнем углу ставится знак, обозначаю­щий условие, необходимое для жизни растения, — воду. В за­ключение можно предложить ребятам придумать название по­лучившейся карты («Как мы помогли растению», «Растение без воды гибнет», «Когда поливать растение» и т.д.).

Результаты опыта должны использоваться детьми в повсе­дневном труде по уходу за растениями уголка природы. Для этого карту можно поместить в уголок природы. Воспитатель, контролируя работу дежурных, проверяет умения видеть состо­яние растения, своевременно поливать его.

В старшей группе проводятся и другие опыты (выявление потребностей растений в свете, почвенном питании, тепле).

Интерес у детей вызывают простейшие опыты, убеждающие в том, что растения — живые существа. Они питаются, двига­ются, размножаются, растут и даже приспосабливаются к окру­жающей среде. Детям этого возраста вполне доступна и органи­зация элементарной поисковой деятельности, включающей сис­тему опытов по выявлению признаков живого у растений.

В процессе дежурств следует обращать внимание дошколь­ников на состояние растений, животных, учить их по внешнему виду, особенностям поведения определять, какой требуется уход. Детей следует упражнять в этом и в процессе индивидуальных поручений.

Детей 5—6 лет увлекают наблюдения, направленные на вы­явление сходства и различия растений. Например, воспитанни­кам можно предложить найти на участке деревья, кусты, тра­вянистые растения, а в уголке природы выявить среди комнат­ных растений одинаковые. Можно усложнить задачу, используя растения одного вида, например традесканции.

Воспитанники этой возрастной группы с желанием отклика­ются на предложение осмотреть уголок природы и найти тех, кому нужна помощь. Такие осмотры можно повторять неоднократно и в разных формах — поручение подгруппе детей, индивидуальное поручение, поручение во время дежурства, игра «Айболит». При этом существенно повышается ответственность детей за жизнь обитателей уголка природы, улучшается качество ухода за ними.

В труде закрепляются знания, полученные детьми на заня­тиях по обучению способам ухода за питомцами уголка природы (полив, удаление пыли, рыхление земли; кормление животных, поддержание в чистоте места их обитания). В свою очередь, накопленный детьми опыт ухода служит основой для обобщаю­щих занятий-бесед.

Интересны наблюдения за живородящими рыбками, млеко­питающими, птицами. Их содержание разнообразно: это могут быть повадки животных, различные жизненные проявления (играет, зевает, умывается и т. д.). Полезно показать детям, что животные слышат, видят, чувствуют доброе отношение к ним, могут болеть, нуждаются в ласке и заботе.

Наблюдения и труд на участке детского сада. В течение всей осени организуются наблюдения детей за погодой. Отмечается ее динамика внутри сезона. Воспитателю следует не упустить на­блюдения за яркими осенними явлениями: утренними туманами, росой, инеем, утренними и вечерними заморозками. Интересны наблюдения за длительностью светового дня и ее последователь­ным изменением. Чтобы дети видели сокращение световой части суток, длительность дня можно фиксировать в схеме-модели. В полоске помещаются картинки, отражающие основ­ные виды деятельности детей в течение дня в детском саду. Линия между изображениями солнца обозначает долготу дня.

Дети могут заметить, какое бывает небо ранней осенью, а затем и поздней, обнаружить изменения в деятельности солнца (светит, но греет все меньше и меньше). Длительные, затяжные моросящие дожди, холодный ветер — эти признаки осени также доступны для наблюдения.

Рассматривание растений осуществляется в течение всего сезона. Однако особое внимание детей следует обратить на их состояние в начале осени, ее середине (золотая осень) и в период поздней осени. Содержанием наблюдений на целевых прогулках могут стать первые признаки осени (покраснение плодов рябины, листьев некоторых деревьев и кустов, созревание плодов), полное расцвечивание листьев, затем листопад и оголенные деревья и кусты поздней осенью.

Наряду с деревьями и кустами важно рассмотреть и травя­нистые растения цветника, огорода, дикорастущие растения.

В процессе наблюдений воспитатель вместе с детьми устанав­ливает причины происходящих изменений, задает вопросы: что изменилось? Почему?

Осенью можно наблюдать и за животными. Интересны на­блюдения за насекомыми — бабочками, жуками. Они прячутся от холода. Скопление жуков можно обнаружить под камнями, бабочек — в щелях. Нужно спросить детей, почему насекомые не летают, отметить исчезновение комаров и мух, рассмотреть свернутые сухие листья плодовых деревьев, которые висят на концах веток: в них можно найти много живых существ.

Одновременно можно вести наблюдения за птицами: показать детям стаи ласточек, журавлей, уток, летящих в теплые края, птиц, приблизившихся к жилью человека. Следует приучать ребят ежедневно подкармливать птиц.

 

Зима

Работа в уголке природы. В течение зимы дети ухаживают за обитателями уголка природы, наблюдают за их поведением, по­вадками. В аквариум помещают новую рыбку, воспитатель пред­лагает сравнить ее с другими, выявить интересные особенности.

В конце зимы (конец января, февраль) можно посадить в ящики лук, петрушку, понаблюдать за их ростом.

Во время дежурств дети выполняют все виды ухода за рас­тениями, упражняются в правильном выборе способа ухода, ориентируясь на сигнальные признаки, в подборе инструментов для удаления с листьев пыли. Дошкольников необходимо на­учить удовлетворять потребности растений в тепле — поливать водой комнатной температуры, не ставить на сквозняках и возле открытой форточки.

Интересно осуществить с детьми опыты по выявлению по­требностей растений в свете, в тепле.

Наблюдения и труд на участке детского сада. Во время наблюдений за погодой воспитателю необходимо обратить вни­мание детей на солнце, время его восхода и захода. В начале зимы дни становятся короче, в январе начинают удлиняться. Следует отметить признаки наступающей зимы: холод, мороз, снег, замерзшая земля. Можно привлечь детей к измерению толщины снежного покрова, рассматриванию снежинок, уста­новлению зависимости свойств снега от температурных условий. Следует показать детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз — отдельные снежинки, в теплую погоду — хлопья, при похолодании — в виде крупы. Объяснить, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Можно рассмотреть снежин­ки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки. В конце зимы следует отметить изменения погоды, свойств снега в связи с потеплением.

Воспитатель должен организовать труд на участке (уборка снега на своей площадке, помощь малышам, устройство ледяных дорожек, стряхивание снега с ветвей кустов и деревьев).

Наблюдения за растениями зимой ограничены. Деревья и кусты находятся в состоянии покоя, трава укрыта снегом. Мож­но периодически осматривать растения участка, находить про­явления их жизни.

Особенно интересны зимой наблюдения за поведением птиц, их образом жизни. Воспитатель отмечает общее и различное в поведении разных птиц в различную погоду, предлагает детям понаблюдать, как ведут себя птицы у кормушки, учит отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.

 

Весна

Работа в уголке природы. Весна — время оживания комнатных растений, изменения в поведении животных, время актив­ного труда детей в уголке природы. Совместно с воспитателем осуществляется пересадка тех растений, которые в ней нужда­ются. При этом важно показать дошкольникам корни, напо­мнить об их функциях в жизни растений.

Можно познакомить детей с подкормкой и раскрыть ее значение.

Весной увеличивается потребность растений в свете и влаге. Следует обратить на это внимание детей, вместе с ними устано­вить причины этого явления.

Воспитатель проводит длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Для этого в уголке природы высаживают семена, выращивают рассаду овощей.

Весной можно понаблюдать с детьми за птицами, рыбами, особенно живородящими, обращая внимание на своеобразие по­ведения детенышей. Интересны также наблюдения за насеко­мыми, принесенными с целевых прогулок и экскурсий.

Наблюдения и труд на участке детского сада. Содержанием наблюдений в природе весной является постепенное нарастание изменений в неживой природе, в жизни растений, животных. Их необходимо фиксировать в дневнике природы.

Следует обратить внимание детей на увеличение светового дня, рост сосулек, капель, установить причины этих явлений. Поздней весной можно понаблюдать с детьми первую грозу.

Наблюдения за растениями в этот период года весьма разно­образны. Начать их следует с выявления признаков пробужде­ния растений. Воспитатель может научить детей узнавать рас­тения по почкам, цветкам. Следует понаблюдать за местами появления первоцветов, установить причины разного места их произрастания. Позднее можно показать детям, как цветут кус­тарники (сирень, черемуха), научить различать их по запаху цветка, его строению, величине.

Интересны для детей длительные наблюдения за ростом и развитием одуванчика. Воспитатель учит их находить одуван­чики с бутонами, цветами, семенами. Надо рассмотреть семя одуванчика с его «парашютиком», выяснить его приспособитель­ное значение.

Труд детей весной также разнообразен: уборка прошлогодней травы, окапывание растений, подкормка их. Можно организо­вать и перекопку земли, привлекая к этому ребят.

С детьми продолжают наблюдать за поведением птиц и на­секомых. Воспитатель учит их отличать песни синицы, зяблика, крик грача, чириканье воробья.

Интересны наблюдения за поведением взрослых птиц в пе­риод выращивания птенцов. Можно показать детям пробужде­ние насекомых, понаблюдать, как греются на солнышке первые бабочки, научить различать несколько видов бабочек.

Детей следует познакомить с трудом взрослых на участке — устройство клумб, высадка рассады. С этой целью могут быть организованы целевые прогулки.

 

Лето

Работа в уголке природы. Летом дети в основном находятся на участке, туда же выносится большинство обитателей уголка природы. Это могут быть кролики, домашние птицы (куры, гуси); на прогулку можно вынести черепаху и морскую свинку. Дежурные ухаживают за ними ежедневно.

Наблюдения и труд на участке детского сада. Летом может быть организован труд детей на огороде — рыхление, прополка. Перед прополкой воспитателю следует провести наблюдение за молодыми всходами, обратить внимание детей на то, что не все растения на грядке одинаковы. Сравнить их, выделить отличия сорной травы от всходов (форма и цвет листьев, высота стеблей, особенности расположения на грядке — растет не рядками). Важно объяснить детям, какое влияние оказывает сорная трава на рост культурных растений (отнимает питательные вещества, влагу; загораживает от солнечного света).

Детей следует научить пропалывать грядки: подчеркнуть, что сорную траву надо вытаскивать с корнем и уносить из между­рядий, попросить ответить, почему нужно делать так. На участке можно закрепить у детей умение поливать растения, обратить их внимание на особенности полива большого пространства, сравнить с поливом комнатных растений.

На огороде и в цветнике летом работают и дежурные. Они поливают растения, рыхлят землю. Воспитатель показывает особенности движений растений, связанных с деятельностью солн­ца, например поворот соцветий подсолнечника. Темой сравни­тельных наблюдений может быть влияние ухода за растения­ми на жизнедеятельность молодых всходов. Интересно наблю­дать за состоянием растений на непрореженном участке грядки и прореженном. Дети глубже осознают необходимость ухода за растениями, понимают направленность различных видов воздей­ствия на растения и среду, связь между состоянием растений и условиями их произрастания.

Летом появляется возможность показать детям разнообразие растительного мира. Воспитатель организует целевые прогулки на луг, водоем, в лес, в парк. Знакомя ребят с водными растениями, воспитатель обращает их внимание на то, что и водные растения укореняются в земле, на дне. Он показывает, как расположены листья белой кувшинки, желтой кубышки, выясняет вместе с детьми значение такого расположения для растения.

В ходе целевой прогулки на луг педагог учит детей узнавать и различать луговые травы (клевер, луговая герань, мышиный горошек, тысячелистник и т. д.), рассказывает об условиях жиз­ни растений на лугу — много света, солнечно, почти нет дере­вьев, затеняющих травянистые растения. Дети узнают, что на лугу растут только светолюбивые травы. Они ярко цветут, пах­нут, привлекая насекомых. Воспитатель организует наблюдение за насекомыми луга — кузнечиком, бабочкой, божьей коровкой, стрекозой.

Во время прогулок целесообразно проводить дидактические игры, упражняющие детей в различении растений: «Магазин цветов», «Цветы луга», «Найди по описанию», «Найти растение по листку (цветку)» и т. д. Наблюдения за насекомыми также можно сделать более интересными и увлекательными. Для этого воспитатель задает детям вопросы, в ответах на которые надо выделить отличительные, характерные признаки пчелы, жуже­лицы, водомерки (внешний вид, место обитания, способ пере­движения), сравнить насекомых по выделенным признакам. Воспитанники старшей группы способны устанавливать связи между строением конечностей насекомых и способами их пере­движения, окраской и местом обитания.

На прогулках летом дети часто находят животных, стремятся взять их в детский сад, домой. Воспитатель должен использовать такие ситуации для того, чтобы научить детей определять, будет ли животному хорошо в комнатных условиях. Для этого следует рассмотреть животное, вместе с детьми выявить систему его потребностей и предложить ребятам самостоятельно решить, смогут ли они сделать все необходимое для того, чтобы животное не погибло.

Во время прогулок по участку или за его пределами можно наблюдать и за другими животными. У детей должны накап­ливаться конкретные представления о внешнем виде, образе жизни многих животных. Лето — наиболее благодатная пора для этого.

На прогулках к водоему следует познакомить детей с водными насекомыми и теми, что летают около воды (стрекоза, жук-плавунец, жук-вертячок, водомерка). Интересны наблюдения за ручейником, когда он строит свой домик.

Экскурсии в лес должны стать важным средством ознаком­ления детей с природой родного края. Воспитатель закрепляет представления детей о том, что в лесу растут разные растения (деревья, кусты, трава, ягоды, грибы), упражняет в различении деревьев (3—4 вида), кустарников (1—2 вида), цветущих трав (1—2 вида), уточняет представления о том, что в лесу обитают звери, птицы, насекомые. Дети упражняются в различении го­лосов некоторых лесных птиц.

В лесу можно понаблюдать за жизнью муравьев, установить, чем питаются насекомые, и сделать вывод о приносимой ими пользе для леса. На такой прогулке можно почитать или рас­сказать детям о «Приключениях муравьишки» (В. Бианки).

Интересны наблюдения за насекомоядными птицами (ласточ­ка, стриж). Можно посмотреть их охоту за насекомыми, спросить детей, почему птицы так часто возвращаются к гнездам. Пона­блюдать за особенностями полета разных птиц, сравнить их. Рассказать детям о пользе, приносимой птицами.

Работа с календарем природы. В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспри­нимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть пред­ставлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное коли­чество (до 6—7) условных изображений погодных явлений. На­пример, осенние явления погоды могут быть представлены ус­ловными изображениями.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют не­которыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель может внести в календарь условное изо­бражение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Та­кие фиксированные наблюдения позволяют показать детям из­менчивость погоды, динамичность явлений природы в относи­тельно небольшой период времени, а также закрепить представ­ления о днях недели.

В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользу­ясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования — бумагу, карандаши или краски.

Оформляют календари природы в старшей группе по-разно­му. Например, в начале года может быть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со средней груп­пой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явлений заменяются условными изображениями. До­бавляются изображения новых состояний погоды.

Во второй половине года дети самостоятельно изображают условными значками наблюдаемые явления погоды и помещают их в соответствующую дню недели клетку.

Вопросы и задания. 1. Каково значение работы в повсе­дневной жизни для экологического воспитания детей 5— 6 лет? 2. Какие формы работы и организации детей стар­шей группы используются в повседневной жизни? Опре­делите их своеобразие по сравнению со средней группой. 3. Разработайте перечень заданий к самостоятельным на­блюдениям детей старшей группы в уголке природы. Ус­тановите формы организации детей. 4. Раскройте содержание труда детей 5—6 лет в природе в один из сезо­нов. 5. Дайте характеристику дидактических игр, кото­рые можно использовать для экологического воспитания в старшей группе. Подберите игры для той возрастной группы, в которой вы проходите практику, научитесь их проводить.

Date: 2015-07-24; view: 527; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию