Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование художественной природоведческой литературы





Значение детской природоведческой книги. Чтение художе­ственного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматривать­ся в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биоло­гами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материа­листического миропонимания. Так, Н. М. Павлова — ученый-рас­тениевод — в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг — «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает слож­нейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков — топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе зало­жены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку проис­ ходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испы­тывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружа­ющего, этому помогают образный язык произведений и иллю­страции художников.

Методика использования природоведческой книги. К выбо­ру книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микито- ва, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг — сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Младшие группы. Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед нача­лом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстра­тивно-наглядный материал: иллюстрации — диапозитивы или игрушки, картину и т. д. (Малышам лучше не читать произ­ведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.) Воспи­татель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомен­дуется неоднократное повторение чтения художественного про­изведения.

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь ма­лыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспита­тель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели, — обращается воспитатель к ребятам после на­блюдения за одуванчиками. — Послушайте, что однажды увидел писатель М.Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впе­чатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

Чтение художественного произведения может предшество­вать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.

Чтение художественной литературы может сопровождать на­блюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Чтение природоведческой книги используется и как самосто­ятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художе­ственное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3—4 раза), большое — вначале целиком, а затем — лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

Интересным и ценным приемом в методике чтения художе­ственных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Сравните книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н.Павловой «Разными глазами». Н.Пав­лова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интерес­ной, неизвестной для них стороны.

Описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Вопросы и задания. 1. В чем значение чтения природо­ведческой книги для дошкольников? 2. Как организовать чтение книг о природе в разных возрастных группах? 3. Составьте список книг о природе для дополнительно­го чтения в разных возрастных группах.- 4. Составьте кон­спект занятия — «Чтение книги о природе».

Date: 2015-07-24; view: 1004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию