Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии познания природы





Человечество в познании природы прошло три стадии и в настоящее время вступает в четвертую. На первой стадии представления о мире были целостные. Первоначальное знание древних людей еще не было разделено на философию, мифологию, религию, науку. Такое знание называется синкретическим, т.е. нерасчлененным. Постепенно из него выделяется мифология, из мифологии ‒ религия и философия. Появляется натуральная философия – философия природы. Ее насыщали идеи, догадки, которые в XIII – XV веках стали зародышами важнейших естественных наук. Примерами служат учения античных мыслителей о строении Вселенной.

В основе натуральной философии покоились рассуждения древних мыслителей. Они наблюдали явления природы, размышляли об их причинах, о первоначалах мира, но не ставили экспериментов. Например, Аристотель исследовал процесс падения тел. Он ограничивался размышлением о том, как они должны падать, исходя из оснований своего учения, но даже не пытался ставить эксперименты с падающими телами.

Несмотря на ограниченные возможности натуральной философии, ее роль в познании природы чрезвычайно важна. Именно в ее недрах вызревали важнейшие идеи, ставшие фундаментом современной науки: о том, что мир рождается из хаоса, находится в состоянии постоянного развития.

Однако без экспериментальной основы возможности натуральной философии были весьма ограничены. С появлением экспериментальных методов начинается вторая стадия познания природы ‒ аналитическая. Она приходится на XV – XVIII века. Из целостного знания выделяются частные знания. Это позволяет сосредоточить внимание исследователей на конкретных научных проблемах, что приводит к появлению важнейших естественных наук: астрономии, физики, химии, биологии и других.

В аналитическое исследование природы внесли лепту не только философы и профессиональные ученые, но также и путешественники, мореплаватели, врачи, крестьяне.

Желание исследователей, с одной стороны, познать как можно более широкий спектр явлений, а, с другой стороны, наиболее глубоко проникнуть в конкретные детали этих явлений, привело к дифференциации наук, т.е. к их разделению. Например, прежде единая химия разделилась на неорганическую и органическую, впоследствии возникли аналитическая, коллоидная химия, электрохимия, фотохимия и т.д.

Можно отметить особенности аналитической стадии познания природы.

1. Дифференциация естественных наук. Главная особенность аналитической стадии – тенденция к непрерывной дифференциации естественных наук. Она продолжается и в настоящее время.

2. Преобладание эмпирических знаний. На аналитической стадии эмпирические, иными словами, экспериментальные знания значительно преобладают над теоретическими. Хотя нельзя резко разделить эти два уровня знаний, поскольку эксперименты, за редким исключением, проверяют какие-либо теоретические предположения. Явное преобладание эмпирических знаний над теоретическими в известный период развития науки не было случайностью, но имело огромное значение. Сначала необходимо было накопить множество фактического материала, чтобы впоследствии его можно было объяснять и обобщать.

3. Приоритеты «предметов» над «процессами». На аналитической стадии ученые направляли свое внимание, прежде всего, на исследование предметов природы. Например, химики более трехсот лет, с XVI по XIX века, сосредоточили свой научный интерес на изучении химических элементов и строении молекул, и только к концу XIX – началу XX века возобладали исследования химических процессов.

4. «Статичность» природы. Вплоть до середины XVIII века ученые понимали природу как статичную, неизменную, находящуюся вне развития. На аналитической стадии огромный объем конкретных знаний, накопленных естественными науками, не позволял ученым воспринимать природу как единое целое, осознавать связи между отдельными явлениями.

Третья стадия познания природы – синтетическая, объединительная. На протяжении XIX – XX веков наука стала воссоздавать целостную картину природы, объединять детально изученные фрагменты бытия в единое целое.

Можно привести пример того, как взаимно обогатились и соединились в одну теорию два учения об индивидуальном развитии организмов, ведущие начало еще с Античности, ‒ преформизм и эпигенез.

Сторонники преформизма[86] полагали, что все свойства будущего организма заключены в нем еще до появления на свет. В еще не рожденном организме находятся чрезвычайно малые зародыши будущих поколений подобно матрешкам, вложенным одна в другую. Расцвет этого учения приходится на XVII ‒ XVIII века.

Представители эпигенеза[87] утверждали, что развитием организма управляют внешние нематериальные факторы. Особенно интересен взгляд Аристотеля. Ни в яйце, ни в семени не заключены какие-то оформленные части будущего организма. Развитие определяет энтелехия – высшая цель, целевая причина, жизненная сила. Нематериальные факторы эпигенетиков, по существу, есть проявление Божественной Воли. Таким образом, учение эпигенеза было идеалистическим.

Может показаться, что обе точки зрения несовместимы. Однако оказалось, что и преформисты, и эпигенетики в самой основе своих воззрений были правы. Их учения объединились и взаимно обогатили друг друга. Современная биология от преформизма взяла представления о существовании в половых клетках программы строения будущего организма. От эпигенеза была заимствована поэтапность развития и необходимость его внешнего контроля, хотя бы со стороны материнского организма. В итоге современная биология признает существование как генетических, так и эпигенетических начал развития.

Другим примером интеграции, объединения теорий является создание квантовой теории света, которая покоится на корпускулярно-волновом дуализме частиц.

В настоящее время мир вступил в четвертую, интегрально-дифференциальную стадию познания природы. Мы являемся свидетелями рождения единой науки о природе. Однако не следует считать, что особенности аналитической стадии стали достоянием истории науки и уже никогда не проявятся. Более того, тенденции этой стадии только усиливаются. Продолжается дальнейшее разделение естественных наук, возрастает объем эмпирических исследований. Но на четвертой стадии познания природы эти тенденции не являются определяющими. Генеральной тенденцией, магистральным направлением современной науки является рождение универсальных теорий, которые стремятся все богатство природных явлений объяснить на основании нескольких общетеоретических принципов. Таким образом, невозможно провести резкую границу между аналитической и синтетической стадиями познания природы.

Date: 2015-07-24; view: 988; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию