Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различия психики животных и человека
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации. Способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Важным отличием человека от животного заключается его способность создавать и сохранять орудия труда. Животное создает орудие труда в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие труда сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно. В отличие от животного, человек создает орудия труда по заранее продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет их. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудиями труда сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудий у одних и передает его другим людям. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Если язык животных есть, прежде всего, выражение эмоционального состояния, то язык человека есть обозначение известных предметов или признаков. Важнейшие положения темы № 14 «Исследования мыслительной деятельности животных» Чарльз Дарвин высказал мысль о том, что «разница между психикой высших животных и человека, как бы ни была она велика, это разница в степени, а не в качестве». Исследования ученых в XX веке в той или в иной степени обнаружили хотя бы самые примитивные зачатки мышления у рептилий, млекопитающих и птиц. Начиная с 60-х годов XX века, в Московском университете проводятся исследования мыслительных способностей животных. Ученые пришли к важным выводам. Врановые птицы обладают способностью к экстренному решению новых задач в новых ситуациях. Способность приматов, особенно человекообразных, к обобщению и к абстрагированию чрезвычайно высока и достигает так называемого уровня довербальных понятий. Способность к символизации, по крайней мере, ее зачатки, присутствуют у птиц. В течение нескольких десятилетий американский ученый Ирен Пепперберг исследует мыслительные способности попугаев. Она пришла к выводу о том, что попугаи способны понимать человеческий язык и даже говорить осмысленные фразы. Конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации. Способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно. Язык животных есть, прежде всего, выражение их эмоционального состояния. Язык человека есть обозначение известных предметов или признаков. Вопросы для самоконтроля 1. Сформулируйте мнение Чарльза Дарвина о разнице между психикой высших животных и человека. 2. Каково важное отличие мозга птиц от мозга млекопитающих? 3. Опишите задачу на экстраполяцию направления движения раздражителя. Как ее решают различные классы животных? 4. Способны ли животные изготовлять орудия труда? Приведите примеры. 5. Обладают ли птицы способностью к экстренному решению новых задач в новых ситуациях? Приведите примеры? 6. Обладают ли птицы способностью к обобщению и абстрагированию? Приведите примеры? 7. Обладают ли птицы способностью к символизации? Приведите примеры. 8. Опишите исследования Ирен Пепперберг. Способны ли птицы понимать язык человека и говорить на этом языке? 9. Способны ли животные к абстрактному мышлению? 10. Способны ли животные сохранять произведенные ими орудия труда? 11. В чем заключается существенное отличие языка животных от языка человека? Контрольные вопросы 1. Почему обезьяны понимают язык глухонемых, понимают человеческую речь, но не могут говорить? 2. У птиц мозг устроен иначе, чем у млекопитающих: у них нет новой коры. Почему птицы способны совершать мыслительные операции? 3. Способны ли животные к разуму или рассудку? Литература к семинару по теме № 14 «Исследования мыслительной деятельности животных» Основная Зорина З. А. Элементарное мышление животных. Учебное пособие. М., Аспект Пресс, 2002. Крушинский Л. В. Записки московского биолога: Загадки поведения животных. М., Языки славянской культуры, 2006. Дополнительная Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., Издание Гос. Дарвиновского Музея, 1935. Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., Советская наука, 1858. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., Мир, 1981. Date: 2015-07-24; view: 577; Нарушение авторских прав |