Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по проведению лекционных занятий





Важным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Логика» является лекция.

Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе в преподавании дисциплины на очном отделении рекомендуются следующие типы лекций: вводная, текущая и заключительная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ясно показывается теоретическое и прикладное значение учебной дисциплины, ее связь с дисциплинами профессионального, гуманитарного и других циклов учебной программы, роль и место логики в современном обществе, в подготовке специалиста-документоведа.

На вводной лекции преподаватель знакомит студентов с требованиями к текущей и промежуточной аттестации, порядком работы в аудитории и нацеливает на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронные ресурсы.

Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное обобщается на более высокой теоретической основе. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в предзачетный период.

В преподавании дисциплины «Логика» рекомендуется использовать такие традиционные (пассивные) и инновационные (активные) формы, как:

1. информационная лекция,

2. проблемная лекция,

3. лекция-визуализация,

4. лекция-беседа.

 

1. Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

2. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а и в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнают новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии.

В качестве методических приемов создания проблемных ситуаций можно предложить следующие:

· изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

· побуждение студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

· постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

 

3. Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму средствами наглядности или аудиовидеотехники (видео-лекция). В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: натуральные, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Задача преподавателя - использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

4) Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Участие студентов в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала.

Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала.

Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, так как они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.

1) Семинарское занятие-устная презентация направлено на:

· выработку навыков самостоятельной работы, сбора необходимой информации (в том числе – поиска источников информации);

· формирование умений анализа и критической оценки учебной и специальной литературы;

· привитие базовых навыков подготовки устных презентаций.

 

Проведение презентации в устной форме с использованием ТСО (как правило, студенты предпочитают использовать компьютерный вариант наглядности) способствует повышению активности студентов на практическом занятии, позволяет выступающему наглядно продемонстрировать результаты собственной работы.

При подготовке устного сообщения студенту необходимо определить алгоритм выступления:

· Как построить выступление?

· Как соблюсти регламент?

· Как подготовить визуальный материал?

· Как контролировать внимание аудитории?

 

Слушатели, в свою очередь, также должны быть готовы к восприятию аудиовизуального выступления, т.е. знать:

· как задавать вопросы и оппонировать докладчику,

· как выступать в качестве оппонента.

 

Основные требования к оформлению презентации.

· Единый стиль оформления (рисунки, заголовки, текст должны быть выполнены с использованием 3-4 основных цветов)

· Фон слайдов презентации должен быть одинаковым для всех слайдов. За исключением случаев, когда какой-то пункт презентации является сложным, и для его рассмотрения нужны дополнительные слайды, здесь может быть использован другой фон, отличающийся от основного.

· Должна соблюдаться общая граница для всех слайдов, входящих в состав презентации: левая, верхняя и правая границы по 1,5 см, нижняя - 1,5-2 см.

· Заголовки каждого пункта плана презентации должны быть одинакового размера, начертания и цвета.

· Появление на слайде картинок, текста и т.д. не должно скрывать текст и картинки, уже присутствующие на слайде.

· На слайдах должны быть только тезисы, краткие пояснения, нет необходимости набирать весь текст, презентация – это опорный конспект, в котором должно быть только самое основное.

· Если возникла необходимость поместить на слайд достаточно большой текст, то основные пункты в нем выделяются с помощью цвета или меняется начертание шрифта.

 

Устную презентацию студент может подготовить как индивидуально, так и в составе творческой группы. При этом необходимо придерживаться следующих правил:

· Количество студентов в группе 3-4.

· Студенты разбиваются на группы и выбирают из списка тему для разработки.

· Группа составляет план работы, определяя долю самостоятельной работы каждого в группе, и согласовывает план с преподавателем.

 

Самостоятельные работы оцениваются преподавателем, исходя из следующих критериев успешности итоговых работ:

1. соответствие содержания работы заявленной теме и оформление в соответствии с существующими требованиями;

2. логика изложения, взаимосвязь структурных элементов работы;

3. объем, характер и качество использованных источников;

4. обоснованность выводов, их глубина, оригинальность;

5. теоретическая и методическая достаточность, стиль и качество оформления компьютерной презентации.

 

Оценивая итоговое задание, преподаватель ставит отметку.

«5» – работа соответствует всем критериям, студенты демонстрируют творческий подход, самостоятельно находят дополнительный материал;

«4» – работа не соответствует одному из критериев (1, 2,4);

«3» – работа не соответствует критериям 1, 2,4,5;

«2» – работа не соответствует ни одному из критериев.

 

4) Индивидуальный практикум – это выполнение обучаемыми комплекса упражнений и заданий конкретно-целевого характера, носящих личностный характер, например, выступление перед аудиторией.

Назначение индивидуального практикума:

1. Целенаправленное самостоятельное формирование обучаемым тех качеств, навыков и умений, которые у него недостаточно развиты.

2. Вовлечение обучаемых в конкретно-предметную деятельность с целью облегчения в последующем процесса адаптации, а также приобретения должностных навыков и умений.

 

Необходимые условия успешного осуществления индивидуального практикума:

· составление фонда упражнений и методических рекомендаций к ним по различным аспектам индивидуального развития обучаемого;

· разработка системы индивидуальных заданий, методики их использования в обучении студентов, контроля и отчётности по ним;

· решение организационных вопросов, связанных с предоставлением студентам возможности для выполнения индивидуальных заданий.

 

Индивидуальный практикума может проходить в виде выполнении конкретно-целевых заданий, индивидуальных упражнений, например, упражнений:

· репродуктивного характера (направленных на развитие умения работать с образцами);

· проблемно-поискового характера (способствующих развитию навыков и умений творчески использовать знания, стимулирующих самостоятельные, поисковые действия обучаемых);

· исследовательского характера (призванных развивать у студентов исследовательские навыки и умения).

 

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание не только на базовые понятия дисциплины, которые лежат в основе освоения студентами порогового и продвинутого уровней подготовки, но и на прикладные аспекты темы, акцентируя внимание на примерах из практики, которые должны быть необходимыми элементами в овладении будущими бакалаврами профессиональными умениями и навыками.

Студенту необходимо на каждом занятии составлять Глоссарий по дисциплине. Например:

 

Анализ мысленное расчленение предмета на составные части
Антитеза сопоставление противоположных понятий или суждений
     

 

Рекомендуя литературу для подготовки студентов к практическим занятиям, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронные ресурсы.

 

Date: 2015-07-24; view: 757; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию