Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников





Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников

Выполнила:

студентка 2 курса группы 27 НК

отделения физической культуры и

дополнительного образования

Лобачева Татьяна Игоревна

Специальность:

050741 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель

Игнатенко Анна Леонидовна

 

ОМСК, 2015

 

 

 

Дата защиты: «_____» ____________________2015г.

 

Оценка: __________/______________________/

(отлично, хорошо, удовлетворительно)

 

Научный руководитель: __________/_____________/

подпись (ФИО)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 4

 

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста …………………….......… 9

1.1. Сущность понятия и виды межличностных отношений ……….….… 9

1.2. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников ………………………………………………………………… 12

1.3. Характеристика метода проект …..……..………………..……….….. 14

1.4. Метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников ……………………………………..…. 23

Выводы по первой главе ………………………………..…………………. 25

 

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная деятельность по выявлению межличностных отношений у младших школьников...................................... 28

2.1. Характеристика базы и метода исследования...........……………...... 28

2.2. Анализ результатов изучения межличностных отношений младших школьников.................................................................................................... 29

Выводы по второй главе ……………………………...........…………….... 32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………...…………………….... 33

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..………… 35

 

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………..……...…. 37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования продиктована потребностью общества в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Обусловленная этим задача воспитания рассматривалась в классической педагогике как одна из самых актуальных. Вместе с тем, особенности системы образования в России в ХХ веке: гиперболизированный центризм системы образования, авторитарность, отсутствие реальной индивидуализации обучения и другое; приводили к тому, что принцип гармонии коллективного и индивидуального в воспитании и обучении подрастающего поколения не находил своего реального воплощения. Изменения, произошедшие в образовательной ситуации в России в начале ХХI века: реализация принципа вариативности, приоритет целей развития обучающегося, демократический стиль взаимодействия учителя и учащихся, дифференцированный характер обучения; определили реальную возможность обеспечения гармонического развития личности, сохранения психологического здоровья школьника, развития его способностей адаптироваться в окружающем мире без отрицательных последствий для себя.

Подходы к решению проблемы межличностного сотрудничества отражены в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева и Г.А. Цукермана. Результаты психолого-педагогических исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьезных проблем современного начального образования является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Для младших школьников понятия «школа», «школьная жизнь» связаны с довольно узким кругом явлений, это – учитель, одноклассники и класс. Поэтому среди условий, играющих особую роль в благополучном или неблагополучном течение процесса адаптации, психологи отмечают следующие: характер взаимоотношений ученика и учителя; особенности межличностных отношений младших школьников; способность ребенка проявлять индивидуальность; желание и умение сотрудничать. Таким образом, характеристика межличностных отношений входит в ключевые образовательные компетенции, и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель начального образования. Рассмотрим психологические исследования А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, М.Д. Виноградовой, О.С. Газманова, А.В. Петровского, они позволяют выделить особенности организации процесса обучения, которые положительно влияют на вхождение ребенка в систему школьных отношений: учет характера протекания периода адаптации ребенка к условиям школьной жизни; внимание к индивидуальности каждого ученика; обеспечение успешности взаимодействия со сверстниками; интеграция личности и коллектива. Это позволило нам обратить особое внимание на решение задачи формирования у школьников младших классов умений строить межличностные отношения: слушать учителя и товарищей; работать в коллективе; сотрудничать с разными детьми; исполнять разные социальные роли в группе (лидер, рядовой исполнитель и др.).

Ведущей педагогической идеей опыта является разработка проектов, позволяющих создать на их основе систему развития позитивного социального опыта, учащегося:

- повышение мотивации, которое происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора;

- развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального к технологическому опыту, которое происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результат;

- формирование чувства ответственности, которое происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

- стремление самоутвердиться, которое является главным фактором эффективности проектной деятельности.

Анализ теории формирования межличностных отношений младших школьников свидетельствуют о его существенном недостатке. Всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет "психологические" отношения личности.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы послужила основанием для выбора темы исследования, которая звучит следующим образом:

«Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников».

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию межличностных отношений младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;

- настоятельной потребностью в систематической работе, по формированию межличностных отношений младших школьников во время внеклассных занятий как средство для успешной социализации личности. Отсюда возникают противоречия:

- между необходимостью к межличностному сотрудничеству младших школьников и созданием подходящих средств и условий для этого;

- между многообразием видов метода Проектов и отсутствием у младших школьников желания сотрудничать.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.

Объектом исследования выступает: формирование межличностных отношений младших школьников.

Предмет исследования: метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.

Цель данного исследования: обосновать возможности метода проектов в формировании межличностных отношений младших школьников.

Гипотеза: предполагается, что применение метода проектов будет способствовать эффективному формированию межличностных отношений младших школьников.

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить характеристику межличностных отношений.

2. Раскрыть особенности формирования межличностных отношений младших школьников.

3. Охарактеризовать метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.

4. Выявить уровень развития межличностных отношений младших школьников, выполнить анализ полученных результатов и сделать выводы.

5. Подобрать тематику проектов, способствующих развитию межличностных отношений младших школьников.

Методологической основой исследования являлись:

В исследование курсовой работы были использованы следующие методы: Системный подход – ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например, системообразующими компонентами учебного процесса могут быть: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и результат); Деятельностный подход – ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический - анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; эмпирический – опросные методы, методы математической обработки результатов исследования.

База исследования: БОУ СОШ № 61, класс 3 «Г», классный руководитель Христич Эльза Витальевна.

Достоверность данных, полученных в работе, адекватность его предмету, задачам и гипотезе; корректным применением современных методов математической статистики для обработки эмпирических данных; апробацией результатов исследования.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 46 страницах, содержит 1 диаграмму. Список литературы включает 17 наименований.

Date: 2015-07-24; view: 2784; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию