Фраза ребенка или наблюдаемая ситуация
| Неподходящая реакция
| Подходящая реакция
|
Целенаправленное раскрытие факта насилия: «Мама вчера рассердилась на меня и била меня щеткой»
| Ø За что?
Ø Что ты натворил(а), если даже мама была сердитой?
Ø Я не думаю, что мама хотела сделать тебе больно.
Ø Я понимаю тебя…
| Ø Ты говоришь, что мама вчера била тебя… (повторение).
Ø Расскажи, пожалуйста, что вчера произошло? (открытый вопрос)
|
Целенаправленное раскрытие факта насилия – ребенок может начать с совсем маленькой детали и наблюдать вашу реакцию: «У меня вчера был плохой день»
| Ø Что ты делал в этот момент?
Ø Наверное, папа услышал, как ты ссорился с сестрой?
Ø Почему ты называешь день плохим?
| Ø Да, я вижу, что ты грустный сегодня…
Ø Расскажи, пожалуйста, что произошло вчера? (открытый вопрос).
Ø Что именно было плохо? (уточнение)
|
Целенаправленное раскрытие факта насилия – ребенок может спросить у вас о помощи: «Вы могли бы поговорить с моей мамой, чтобы она не кричала на меня так сильно?»
| Ø Хорошо, я попробую поговорить с твоей мамой.
Ø Наверное, мама переживает, что ты стал хуже учиться.
Ø Почему мама кричит на тебя?
| Ø Ты хотел бы, чтобы я поговорила с твоей мамой…
Ø Я вижу, что ты встревожен…
Ø Расскажи, пожалуйста, как это было?
|
Случайное раскрытие факта насилия – слова ребенка заставляют вас думать о возможном опыте насилия: «Меня проучат, если я не буду делать то, что говорит мне папа»
| Слова ребенка остаются незамеченными.
Ø Папа бьет тебя, если ты делаешь то, что он говорит?
Ø Что заставляет родителей так к тебе относиться?
Ø Я думаю, что ты преувеличиваешь.
Ø Даже если дома тебя не понимают, в школе ты всегда можешь рассчитывать на своих друзей
| Ø Что с тобой происходит, если ты не делаешь то, что тебе говорят?
Ø Правильно ли я поняла, что папе не нравится, когда ты его не слушаешь? Что происходит потом?
Ø Я вижу, что ты беспокоишься, когда говоришь об этом. Что именно вызывает у тебя беспокойство?
|
Случайное раскрытие факта насилия – у вас появляются подозрения о возможном насилии при наблюдении за игрой ребенка. Ребенок хихикает с другом и произносит такие звуки, что это напоминает сексуальное поведение взрослых
| Говорить (сердитым или удивленным голосом): «Что ты делаешь?»
Детализировано, тут же расспросить ребенка, где, когда и как он научился таким вещам
| Если это наблюдают другие дети, переключить внимание ребенка, отвлечь его каким-нибудь другим действием. Наедине с ребенком спросить его, где он научился таким звукам и жестам.
|
Случайное раскрытие факта насилия – на теле ребенка вы видите раны, синяки. Например, на руках ребенка видны следы от ожогов сигаретой
| Не замечать происходящего.
Ø Покажи, что это?
Ø Это сделал твой папа, потому что был сердит на тебя?
| Как ты получил такие ожоги?
|
Случайное раскрытие факта насилия – ребенок может вызвать у вас подозрение своими вопросами: «Всегда ли мне нужно идти в гости к дяде, если мне не нравится туда ходить?»
| Ø Почему ты не хочешь туда идти? Дядя наверняка радуется, когда ты приходишь.
Ø Может, тебе не нравится, что там не с кем поиграть?
| Ø Что происходит, когда ты приходишь в гости к дяде?
Ø Я вижу, что ты тревожишься, когда говоришь об этом. Что именно тебя тревожит?
|
Случайное раскрытие факта насилия – ребенок задерживается после уроков, как можно дольше оттягивает время возвращения домой. «Мне не хочется идти домой, мне страшно, если мамы вечером долго нет дома»
| Ø Ты уже слишком большой, чтобы бояться темноты…
Ø Ты не пробовал зажечь везде свет?
Ø Что ты делаешь, когда остаешься один?
| Ø Ты говоришь, что тебе страшно, когда мамы нет дома…
Ø Чего ты боишься, когда мамы нет дома?
Ø Что именно тебя пугает?
|
Если обобщить наиболее характерные варианты неэффективных способов реагирования специалиста на прямую или косвенную информацию о фактах насилия в отношении ребенка, то это могут быть: