Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оказание социально-психологической помощи детям, пострадавшим от семейного насилия
Для реабилитации детей, пострадавших от насилия, используются разнообразные методы и подходы. К числу наиболее действенных относят арт-терапию, песочную терапию, игротерапию и когнитивно-бихевиоральный подход. Методы, предлагаемые данным подходом, оцениваются как одни из самых эффективных в преодолении симптомов ПТСР и, соответственно, при оказании помощи детям, пострадавшим от разных форм насилия. В основе когнитивно-бихевиорального подхода лежит представление о том, что мысли эмоции и поведение человека тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой специфическом воздействии на одну из этих сфер происходят изменения в других. Основные задачи реабилитации детей-жертв насилия в рамках когнитивно-бихевиорального подхода могут быть сформулированы следующим образом: 1. Помощь ребенку в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травмы. Терапевтическая работа, таким образом, фокусируется на пережитой травме, что является одним из важнейших принципов помощи. Отложить работу с травмой на потом – это худшее, что можно сделать. 2. Создание безопасной терапевтической среды, внутри которой возникают условия для постепенного открытия травмы, что дает ребенку возможность многократно возвратиться к мыслям, разговорам, стимулам, связанным с насилием, пока не уменьшится степень тревоги или другой вид дистресса. 3. Способствование тому, чтобы ребенок распознал и адаптивно выразил все чувства и переживания, связанные с травмой. Понимание и принятие специалистом тяжелых и амбивалентных чувств являются одними из важнейших компонентов терапевтической связи. Это позволяет уменьшить отрицательное влияние пережитой травмы и изменить негативные ожидания ребенка со стороны других, себя самого и мира в целом. 4. Выявление обстоятельств, сопутствующих травме, и ослабление их влияния и их связи с пережитой стрессовой ситуацией. Это повышает способность ребенка говорить о пережитом насилии без смущения и тревоги. 5. Исследование и модификация искаженных когнитивных представлений ребенка о насилии и оказании помощи в формировании адекватных представлений о себе, о ситуации и о других людях. При этом важно донести до ребенка, что вина и ответственность за совершившееся насилие лежит на взрослом. 6. Развитие поведенческих и социальных навыков ребенка, необходимых для взаимодействия с взрослыми и сверстниками (сохранение дистанции, обращение за помощью в сложных случаях и пр.). 7. Поддержание в ребенке уверенности в себе. Таким образом, реабилитация детей в рамках когнитивно-бихевиорального подхода предполагает последовательную работу на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Работа с эмоциональной сферой. Тренировка способов преодоления. Травма, приобретенная ребенком в результате насилия, заставляет его испытывать сильнейшие эмоции, запутанные и противоположные («путаница чувств»), которые он затрудняется назвать и выразить. В связи с этим работа с эмоциональной сферой ребенка, заключается в развитии навыков распознавания и адаптивного выражения чувств, является подготовительным этапом и имеет своей целью тренировку способов преодоления травмы. Формирование словаря эмоций. При формировании словаря эмоций и тренировки навыков эмоциональной экспрессии эффективно использовать пиктограммы. «таблицы чувств», фотографии из журналов, пустые овалы лиц с дальнейшей дорисовкой различных настроений и пр. Основа тренировки словаря эмоций – умение ребенка назвать чувства, которые другие люди и он могут испытывать в приятных и неприятных ситуациях. Распознавание эмоций других людей. Детям, пережившим насилие, легче сначала научиться говорить о чувствах других людей, а уже потом подойти к собственным. Обучение распознаванию чувств предполагает знакомство ребенка с основными невербальными сигналами – мимикой, выражением глаз, рисунком бровей, рта, оттенками интонации. Дети могут узнать, что первые шаги к пониманию того, как чувствует себя другой человек, - это наблюдение за выражением его лица, визуальными сигналами и понимание интонации. Кроме того, важно научиться спрашивать другого, что он чувствует. Закреплению этого навыка помогают ролевые игры. Распознавание собственных эмоций. Важно научить ребенка определять свои собственные чувства и не стыдиться их. Дети, пережившие насилие, вырабатывают защитный механизм дистанцирования от собственных чувств. Важно объяснить ребенку, что нет хороших или плохих чувств, и научить его связывать определенные чувства и определенные события: «Расскажи, пожалуйста, какой-нибудь случай, когда ты испытывал чувство радости (удивления, печали и пр.)…» При овладении навыком распознавания и вербализации собственных чувств важно чтобы ребенок шел от легких и приятных чувств по направлению к более сильным и тяжелым. Обсуждение таких чувств, как «стыд» и «бессилие», которые напрямую могут быть связаны с пережитым насилием, предполагают наличие у ребенка чувства безопасности в терапевтической ситуации и предыдущий опыт тренировки способов совладания. Развитие эффективных способов выражения эмоций. Далее необходимо развивать эффективные способы выражения чувств. После того как ребенок научился понимать и называть собственные чувства, важно спросить, как он справляется с ними, как выражение этих эмоций проявляется в его поведении. Например, можно задавать вопросы такого характера: «Что ты делаешь, когда грустишь?», «Когда последний раз ты испытывал злость? Что ты тогда делал?» Дети могут описывать разные способы, в том числе агрессию по отношению к другим людям и предметам. Важно продемонстрировать ребенку более конструктивные способы выражения гнева, например, в форме игры «Когда ты злишься…». Среди большого числа способов желательно, чтобы дети освоили наиболее доступные для себя: нарисовать картину, сказать о своих чувствах, обсудить их с кем-то, кому доверяешь, и прочие. После обсуждения собственной стратегии ребенка психолог или психотерапевт должен подчеркнуть, как важно уметь разделить свои чувства с кем-нибудь. Например, можно сказать ребенку: «Переживать тяжелую ситуацию наедине гораздо труднее, чем если бы ты мог поделиться и обсудить ее с кем-то». Обучение приемам релаксации. Обучение ребенка приемам релаксации и расслабления – одна из составных частей тренировки способов преодоления травмы. Работа с чувствами и мыслями по поводу пережитой травмы может вызвать у детей усиление беспокойства, поэтому необходимо сопровождать занятия релаксационными процедурами – дыхательными упражнениями, последовательным сокращением и расслаблением отдельных групп мышц и т.п. Установлено, что тревога и расслабление – две взаимоисключающие друг друга реакции. Поэтому систематическое использование приемов релаксации обучает ребенка справляться с чувствами страха и тревоги при возвращении к травматической ситуации. Работа с когнитивной сферой. Аффективная и когнитивная проработка травмы. Опыт насилия, полученный ребенком, проявляется на когнитивном уровне через искаженное представление о себе и об окружающем мире, что порождает определенные эмоциональные и поведенческие реакции. Не имея возможности опереться на достаточный жизненный опыт, ребенок в своих мыслях о насилии отражает те неверные установки, которые внушил ему обидчик или которыми он сам попытался объяснить для себя факт насилия. В связи с этим работа с когнитивной сферой ребенка предполагает постепенное открытие травмы и дальнейшую когнитивную и аффективную переработку эпизодов насилия, коррекцию искаженных когнитивных представлений ребенка о насилии и помощь ему в формировании более адаптивных представлений о себе и о ситуации. Подготовка к постепенному открытию. Цель постепенного открытия – помочь ребенку преодолеть травму и быть способным возвращаться к ней без существенного дистресса. Особенно это значимо, когда речь идет о помощи ребенку, пострадавшему от сексуального насилия. Проработка травмы необходима для того, чтобы ребенок перестал тратить огромное количество внутренних ресурсов на подавление и избегание тяжелых воспоминаний и был способен преодолеть более отдаленные последствия насилия. Подготовка к постепенному открытию включает в себя ряд этапов:
Управление избегающим поведением ребенка. Тревога и напряжение ребенка – определенное достижение на этом этапе помощи, и важно продолжать постепенное открытие, хотя более естественная реакция специалиста – это эмпатическое присоединение к ребенку и желание не допустить, чтобы он опять страдал. Для того чтобы снизить сопротивление ребенка и грамотно управлять процессом открытия, специалист может предложить ребенку выбрать вид, время и длительность дискуссии. Если ребенку сложно продолжать разговор, можно продолжить ему выбрать какое-либо творческое занятие – рисование, игру и др. Такой прием поможет почувствовать ребенку контроль над ситуацией и в то же время позволит продолжить целенаправленную работу. Соблюдение принципа следования от наименее тревожащих эпизодов насилия к наиболее тревожащим также позволяет специалисту управлять избегающим поведением ребенка. Важно напомнить ребенку об основных терапевтических установках: важно выражать свои чувства, даже если они очень болезненные; восстановление воспоминаний – тяжелая работа, но ты можешь это сделать; нормально злиться, плакать или чувствовать беспокойство, рассказывая о тяжелых событиях и др. Формы постепенного открытия. Проработка травматического опыта ребенка возможна как через прямое словесное выражение, так и через использование специализированных материалов или средств. Это может быть: Проигрывание опыта насилия с помощью игрового материала – кукол, игрушек и другой атрибутики игротерапии или песочной терапии. Важно, чтобы психолог стимулировал ребенка проиграть реальный опыт насилия, включаясь в игру там, где это необходимо, и подыгрывая ребенку с использованием информации, которую ребенок уже предоставил. Изображение опыта насилия в продуктах творчества детей – рисунках, стихах, рассказах. Дети постарше могут выражать свои мысли и чувства в форме писем, историй, стихов и песен. Со временем подросток может гордиться таким документированным опытом и делиться им с членами семьи или использовать его для помощи другим детям. Визуализация – более взрослые дети могут использовать направленную визуализацию, чтобы сконцентрироваться и описать какой-либо из эпизодов насилия. Обсуждение чувств, связанных с насилием. Начать говорить о чувствах, связанных с насилием, - это сделать первый шаг на пути к исцелению. Особенно важно обсудить так называемую «путаницу чувств» - смешанные или смущающие ребенка чувства в том случае, если обидчик был близким для ребенка человеком и он все еще продолжает его любить. Можно составить с ребенком список лиц, с которыми он мог бы обсуждать важные для него переживания, в том числе и связанные с насилием. Здесь возможна также и ролевая игра с использованием кукол на руках. Переформулировка когнитивных искажений. Важно продемонстрировать ребенку взаимосвязь мыслей, чувств и поведения, то есть того, как мысли могут влиять на то, как мы себя чувствуем, и как мысли и чувства вместе влияют на наше поведение. Следует помочь ребенку распознать мысли, которые вызвали у него те или иные чувства, и обсудить их с ним. Необходимо подчеркнуть, что негативные мысли не являются обязательно правильными и постоянными. Когда ребенок поймет, что об одном и том же можно думать по-разному, важно продемонстрировать ему, как негативные или тяжелые мысли можно изменять на более позитивные и рациональные. Важно, чтобы видоизменяемые утверждения были связаны с конкретными трудностями ребенка. Если это проблема с самооценкой, ребенка можно поддержать, помогая ему формулировать новое отношение к себе: «Я особенный, потому что…» или «Я так же хорош, как и другие дети, потому, что я…». Если ребенок боязлив или трудно контактирует со сверстниками, предложите ему актуализировать ситуации, когда он проявлял смелость: «Иногда я могу быть очень смелым…». Полезно использовать ролевые игры, чтобы проигрывать позитивные утверждения о себе. Процесс по изменению мыслей и эмоций – это навык, которому не всегда удается обучить сразу и который надо тренировать. Таблица 4 Переформулировка стрессовых реакций для детей – жертв сексуального насилия
Работа с поведенческой сферой. Преодоление поведенческих последствий перенесенного насилия и формирование адаптивных задач помощи пострадавшим от насилия детям. Под поведенческими последствиями насилия понимается излишне неуверенное, агрессивное, сексуализированнное и самодеструктивное поведение детей.
Развитие базовых социальных компетенций детей предполагает повышение их самооценки и обучение их способам ненасильственного, партнерского поведения по отношению к сверстникам и взрослым. Реализация данной задачи возможна как в ходе индивидуальной работы с ребенком, так и в ходе групповых тренинговых занятий.
Важно научить детей распознавать опасные ситуации, отличать социально опасную ситуацию от природной и техногенной. Подробного обсуждения требуют такие вопросы, как фактор неожиданности, фактор доверия, фактор послушания. Ребенок должен знать, к кому конкретно он сможет обратиться за помощью, и отработать этот навык. Полезно не только проиллюстрировать материал литературными или жизненными примерами, но и применить техники ролевой игры с последующей вербализацией игрового опыта.
Родителям, воспитателям или педагогам, которые находятся в данный момент рядом с ребенком, важно рекомендовать не оставлять его без внимания и активно поощрять социально приемлемое поведение детей. Обучение их эффективному использованию похвалы, поддержки и позитивного внимания является важным навыком, препятствующим закреплению нежелательного поведения [4]. Отмечайте и высказывайте похвалу за желаемое поведение сразу же, как только ребенок его продемонстрировал. Позитивное подкрепление является тем мощнее, чем меньше промежуток между поведением и похвалой.
Групповые формы работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, могут решать терапевтические, превентивные или профилактические задачи. Детям, подвергшимся насилию, особенно сексуальному, трудно по собственной инициативе обсуждать пережитый опыт. Поэтому групповая терапия, в частности жертв сексуального насилия, особенно эффективна при наличии директивной и структурированной программы. Целью данной программы является помощь детям в преодолении психологической травмы, нанесенной злоупотреблением, и формирование у них соответствующих возрасту жизненных навыков. Программа состоит из трех этапов и десяти модулей. Каждый модуль включает в себя еще 2-3- занятия. Этап 1. Этот этап включает в себя три модуля (1-3): «Добро пожаловать в группу», «Приобретаем друзей», «Чувства – это нормально». Основная задача этапа – адаптировать детей к групповому взаимодействию и создать доверительную атмосферу, делающую возможным дальнейшую работу. Этап 2. Это основной этап, который включает в себя следующие три модуля (4-6): «Рассказываем друг другу о том, что произошло», «По секрету», «Моя семья». На этом этапе идет работа непосредственно с психологической травмой, полученной ребенком в результате насилия. Анализируются возникающие у детей чувства стыда, вины, беспомощности, ощущение предательства и потребность скрыть случившееся. Этап 3. Заключительный этап состоит из четырех последних модулей (7-10): «Позаботься о себе сам», «Девочки взрослеют», «Мальчики взрослеют», «На прощание».Завершающий этап терапии признан помочь участникам увидеть «свет в конце тоннеля», переключить внимание с пережитой драмы на продолжение нормальной жизни. Затрагиваются такие темы, как самооценка, умение отстаивать свои права, половое созревание. Групповая структурированная терапия строится по принципу от простого к сложному. Переход к более проблемному, болезненному материалу происходит только тогда, когда участники группы к этому готовы, следовательно, групповая терапия может длиться достаточно долго, до полугода. Группа обычно встречается раз в неделю в фиксированное время, продолжительность сессии от 45 минут до 1,5 часа, в зависимости от возраста детей. По количеству участников детские группы должны быть небольшие, до 7-8 человек. Для отбора детей в группу необходимо предварительно собрать о них как можно больше информации, касающейся: - личностных особенностей; - особенностей раннего развития; - динамики внутрисемейного ситуации. Необходимо оценить:
Перед началом работы группы необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к групповой работе – установить контакт, снизить тревожность, познакомить с целью занятий, поговорить про конфиденциальность и недопустимость насмешек в группе по поводу случившегося с ребенком. Важно провести предварительную работу и со взрослыми: проинформировать о целях и задачах групповой работы, обговорить вопросы конфиденциальности и заключить контракт, в котором родитель или лицо, его заменяющее, дает согласие на участие ребенка в групповой работе. Детям, пережившим сексуальное насилие, показаны однополые терапевтические группы. Пол ведущих также имеет значение, поэтому с девочками рекомендуется работать женщине, а с мальчиками – мужчине. Группы должны быть закрытыми. Последние 10-15 минут каждого занятия детям предлагают свободно пообщаться друг с другом, чтобы отдохнуть от эмоционально-напряженной групповой работы. Окончание групповой терапии должно восприниматься детьми как значительное достижение, которое необходимо отметить в виде общего праздника с упоминанием достигнутых детьми успехов [9]. Помимо решения терапевтических задач, групповая работа с детьми, пострадавшими от насилия, может быть основана и на реализации превентивного подхода. Дети пережившие насильственный опыт, чувствуют себя неполноценными, их самооценка значительно занижена, в связи с чем они чаще других попадают в группу риска как по подверженности насильственным преступлениям, так и по совершению таких преступлений в дальнейшем. Общая цель превентивных программ – повышение уверенности детей в собственных силах через развитие и совершенствование их социальных навыков. Это повышает готовность ребенка к распознаванию потенциально опасных и насильственных ситуаций и к выбору путей их недопущения или выхода из них.
Date: 2015-07-24; view: 753; Нарушение авторских прав |