Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 8. Эта проективная методика исследования личности была пред­ложена Дж





Тест «Дом. Дерево.Человек»

 

Эта проективная методика исследования личности была пред­ложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если при­вести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом ме­сте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек"

«Дом»

Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким об­разом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отвергнутое™ (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теп­лоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серь­езный конфликт.

Разные постройки — агрессия направлена против факти­ческого хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отра­жение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оцен­ке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может же­лать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к Конвенциям, но, вмес­те с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по срав­нению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реально­стью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает труд­ности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением —

плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы — со­знательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением —

субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели жела­тельно.

Двери

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые — от­ступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, дости­жимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потреб­ность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуникабель­ностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в со­циальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна

Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межпер­сональным отношениям. Тенденция к изоляции от действитель­ности.

Окна сильно открытые—субъект ведет себя несколько раз­вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок—отсутствие стремления скры­вать свои чувства.


Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимо­действием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсут­ствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем эта­же — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные вет­ром, символически выражают чувства субъекта, что им повелева­ют, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно со­провождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая лич­ностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены —- усиленно защитная (обычно с мни­тельностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате,

2) интерперсональными отношениями в комнате,

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписы­ваемым ей).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмо­циональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе — нежелание субъек­та изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциа­ций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.

Ванна — выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Труба

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психоло­гической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мни­тельность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — уси­ленные защитные установки (и обычно повышенная мнитель­ность).

Дополнения

Прозрачный, "стеклянный" ящик символизирует пережи­вание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает же­лание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность за­висимости при доминировании родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окру­жают дом, может иметь место сильное желание оградить себя за­щитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — незначительная тревога в рамках реальнос­ти и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — пока­зывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, ча­сто сопровождаемая потребностью более адекватной социализа­ции.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, соче­тающаяся с поверхностным дружелюбием.


Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет

Цвет, обычное его использование:

зеленый — для крыши; коричневый — для стен;

желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов:

хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального воз­буждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цве­та, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важ­ным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или кры­ши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враж­дебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потреб­ность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выра­жением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенден­ция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Общий вид

Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определен­ным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива

Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) — чув­ство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который счи­тает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отой­ти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отвер­женности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Же­лание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он симво­лизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (инди­вид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вер­тикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глу­бину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегри­рования, страх перед будущим (если вертикальная боковая ли­ния находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).


Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по мень­шей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружаю­щих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка

Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недо­стижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа — незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливо­го контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже ри­сунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это со­здает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль­ностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентиро­вание прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склон­ность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Конт­ролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на про­шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свобод­ными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание "убежать" в буду­щее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми сво­бодными переживаниями. Стремление сохранить жесткий конт-юль над ситуацией.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышле­нии и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не спытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание а неспособность к четкой позиции.

Схема обработки рисунка в тесте "Дом"

Выделяемый признак

1. Схематическое изображение

2. Детализированное изображение

3. Метафорическое изображение

4. Городской дом

5. Сельский дом

6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета

7. Наличие окон и их количество

8. Наличие дверей

9. Труба с дымом

10. Ставни на окнах

11. Размер окон

12. Общий размер дома

13. Наличие палисадника

14. Наличие людей рядом с домом и в доме

15. Наличие крыльца

16. Наличие штор на окнах

17. Наличие растений (количество)

18. Количество животных

19. Наличие пейзажного изображения (облака, солн­це, горы и т.д.)

20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2,3

21. Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3

22. Дверь открытая

23. Дверь закрытая

«Человек»

Голова

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убежде­ния о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной не­адекватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце — межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мни­мое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го-овой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коорди-ационный признак.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллекту-ьном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импуль-ов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и жела-иям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры

Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или резмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осто-ожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недо-таток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворен-ых, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, алоценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный нтакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность домини­ровать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущае­мой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые гал­люцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой кри­тики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — силь­ное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презритель­ные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы:— агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, воз­можны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мыш­лением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют го­лову — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособле­ния к окружению, главным образом в межперсональных отноше­ниях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный конт­роль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действи­ях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная уста­новка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромис­сы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг­рессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в фи­зической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стрем­ления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляе­мость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротли­вость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадек­ватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин­теллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на ле­вой стороне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зави­симость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных кон­тактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности дос­тигнутого.

Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуве­ренность в себе.

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в дея­тельности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигу­ра воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдержива-ющая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, как гвозди (шипы) — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные—сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или пси­хологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров—амбивалентность в стрем­лении к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или пси­хологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность бе­зопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, зави­симость.

Поза

Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная соци­альным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше­нию к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на от­вержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособля­емость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изоб­ражены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением из­бавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Куклы — уступчивость, переживание доминирования ок­ружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощу­щение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек — может означать увиливание и негати­визм.

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон. Окружение

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — потребность в любви, привя­занности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой ли­нии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, на­пример, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентиро­вание, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — гру­бость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безо­пасность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше­нию к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на от­вержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособля­емость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный—определенные части тела изоб­ражены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением из­бавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Куклы — уступчивость, переживание доминирования ок­ружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощу­щение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек — может означать увиливание и негати­визм.

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон. Окружение

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — потребность в любви, привя­занности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой ли­нии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, на­пример, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентиро­вание, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — гру­бость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безо­пасность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой Детали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Яркая линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низ­кие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — импульсивность, не­стабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, ла­бильные настроения.

Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет —удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замк­нутость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащи­щенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, ре­шительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интраверсия, изоляция.

Штриховка слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания — тревожность, опасливость.

Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщес­лавию, высокомерию.

Маленькие фигуры—тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скован­ность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и при­способиться к конкретным практическим условиям жизни. Ис­следователь должен заметить степень заинтересованности субъек­та такими вещами, степень реализма, с которым он их восприни­мает; относительную значимость, которую он им придает; спо­соб соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные — отсутствие существенных дета­лей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в неда­леком прошлом характеризовался средним или более высоким ин­теллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей — "неизбежность телесности" (неуме­ние ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или стран­ные) может послужить для более точного определения специфич­ности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация — скованность, педан­тичность.

Ориентация в задании

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реаль­ностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшаются темп и продуктив­ность — быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддер­жка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший про­гноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

«Дерево»

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека). Корни — коллектив, бессознательное. Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была на­правлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпре­тации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использо­вание понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака "округленная крона", "недостаток энер­гии", "дремота", "клевание носом" и тут же "дар наблюдательно­сти", "сильное воображение", "частый выдумщик" или: "недоста­точная концентрация" — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование призна­ков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плос­кий", "пошлый", "мелкий", "недалекий", "жеманство", "притвор­ство", "чопорность", "вычурность", "фальшивость" и тут же — "дар конструктивности", "способности к систематике", "техни­ческая одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "само­обладание", "воспитанность"—"напыщенность", "чванство", "бе­зучастность", "равнодушие".

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консульти­рования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Земля приподнимается к правому краю рисунка — за­дор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни

Корни меньше ствола — тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отноше­нии того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих кор­ней может быть связана с желанием жить, подавлять или выра­жать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком ок­ружении.

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колеба­ния в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное — отношение к про­шлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и не­укоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо — увеличивается направлен­ность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авто­ритет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремле­ние навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждаю­щих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, кон­тактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окру­жающему, отсутствие противостояния ему.

Листва-сетка, более или менее густая — большая или мень­шая ловкость в избежании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поис­ки объективности.

Закрытая листва охрана своего внутреннего мира детс­ким способом.

Закрытая густая листва — скрытая агрессивность.

Детали листвы, не связанные с целым — малозначитель­ные детали принимаются за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские по­иски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятно­стей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действительности.

Листья-петельки — предпочитает использовать обаяние.

Пальма — стремление к перемене мест.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва как узор—женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива — недостаток энергии, стремление к твер­дой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошло­му и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

Ствол

Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозри­тельность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, поме­риться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, вну­шаемость.

Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задер­живается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена трево­гой и мыслями о непреодолимости препятствий.

"Вермишель" — тенденция к скрытности ради злоупотреб­лений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несо­ответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой — высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья, поиск под­держки.

Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укре­пить свое "Я" против беспокойного мира.

Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рас­считывать на других, самоутверждаться.

Высота листа (страница делится на восемь частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,

3/8 — хорошие контроль и рефлексия,

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 — интенсивная духовная жизнь,

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,

7/8 — листва почти на всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание дей­ствовать на других, атакует или защищается, трудности в контак­тах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной ин­струкции.

Два дерева — могут символизировать себя и другого близ­кого человека (см. положение на листе и другие моменты интер­претации).

Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж — означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интел­лекта, рассудительность.

Земля

Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на Цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами — Действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображаю­щих землю и касающихся края листа — спонтанный контакт, вне­запное удаление, импульсивность, капризность.

 







Date: 2015-07-24; view: 370; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.121 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию