Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения
Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилия и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий [14]. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-терапевтического характера. Выделяют ряд особенностей такого рода помощи: · Полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное существование; · Анонимность и конфиденциальность, повышающие вероятность обращения жертв насилия за помощью. Для оказания эффективной помощи пострадавшему нужна полная и всеобъемлющая информация о нем и обстоятельствах его жизни. Цель психологической помощи жертве насилия состоит в уменьшении отрицательного влияния пережитой им травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реабилитации в обществе. Исходя из этих целей, психолог решает следующие тактические задачи: · Оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи; · Изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем; · Мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем; · Осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации; · Выявляет основные направления дальнейшего развития личности; · Привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшему ребенку. Психодиагностическая работа. Проводя психодиагностику, психолог выбирает методы исследования в зависимости от конкретной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее информативными являются следующие методики: 1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений; 2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния жертвы, ее потребностей, страхов, уровня стресса и других индивидуальных характеристик; 3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности; 4. Рисуночные тесты «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», методика неоконченных предложений для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и эго-состояний жертвы насилия. Таблица 1 Диагностические признаки жестокого обращения
После выявления случая насилия над ребенком и диагностики проводится психологическое консультирование. Показания к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка; их направление родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций; приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит. Основным методом психологического консультирования является интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы [8]. Во время интервью психолог может использовать методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие жертве насилия безусловное принятие ее личности, безоценочное отношение. Эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон): · Пассивное слушание (тишина): мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам; · Реакция подтверждения, признания услышанного: осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание бровей и др.); · «Открывание дверей»: специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания; · Активное слушание: с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента; · «Отражение чувств»: метод передачи сопереживания и понимания (К.Роджерс). при его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, помогает ему их осознать и вербализировать; тем самым он содействует их эмоциональному отреагированию; · Обучение сублимации: выражение чувств в безопасной, социально-приемлемой и потенциально-творческой форме; · Интерпретация: основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории и личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам себе представлял; · Директива: психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желанным, и предполагает, что ребенок выполнит его указания; · Самораскрытие: психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-предложениях»; · Обратная связь: психолог дает возможность человеку понять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для позитивного или уравновешенного самовосприятия. Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия; · Логическая последовательность: психолог объясняет ребенку последствия мышления и поведения: «Если будешь…, то будет…». Метод дает возможность для рефлексии своих действий и переживаний, способствует развитию рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений; · Пересказ: повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами; · Резюме: используется в конце консультативной беседы для суммирования суждений клиента и выводов психолога. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести их в реальную жизнь. В работе с подростками, пострадавшими от насилия, целесообразно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих подростковую субкультуру и специально подготовленных к этой работе. Роль таких консультантов состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявление круга лиц, которые могли бы его поддержать в критической ситуации [15]. В психокоррекционной работе с данной категорией детей используется психотерапия. Психотерапевтическая помощь строится с учетом следующих обстоятельств: 1. Особенностей личности и психического состояния ребенка или подростка; 2. Вида перенесенного насилия и способности ребенка осознать его сущность; 3. Глубины и тяжести переживаний факта насилия; 4. Психологических последствий: · Закрепления личностных форм реагирования на насилие и предрасположенности к виктимизации; · Формирования на основе неотреагированного психотравматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.; · Отклоняющегося и делинквентного поведения. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапевтическую помощь можно проводить в следующих направлениях: Ребенок и подросток – жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия); Семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и групповая психотерапия); Школьный коллектив и группа сверстников (групповая психотерапия); Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы (психопрофилактика). Индивидуальная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе могут применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальтерапия [6]. После установления доверия, воссоздания значительного личностного ресурса возможен переход ко второму этапу. Его задача состоит в выявлении основного психологического конфликта и отреагировании травматических переживаний. Отреагирование через осознание проблемы происходит у подростков с высоким уровнем самосознания и рефлексии. Для детей чаще используется психодраматическое проигрывание травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию. После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих силах и конструирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом. Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особо нуждаются в психотерапевтической помощи. В групповых формах поддержка нужна в более поздние периоды. На третьем этапе применяются терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, трансактный анализ и групповая психотерапия. Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший способен говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная симптоматика. Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в такой группе они могут обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения. В группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля, появляются новые отношения. Группа оказывает психологическую поддержку и может дать толчок к изменению самооценки, повышению уверенности в себе. Группа может быть постоянно действующей, открытой или закрытой. По содержанию это может быть: · Психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирование собственных проблем, делающих подростков жертвами насилия; формирование новых способов поведения в ситуациях насилия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала; · Группа ролевого тренинга, направленного на отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками, осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее изменения · Группа тренинга общения, направленного на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жизненных ситуаций, способов социально-психологической адаптации в различных условиях; · Группа телесно-ориентированной терапии, имеющей целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело; · Группа терапии творческим самовыражением (рисунок, лепка, танец), направленной на раскрытие внутреннего потенциала и отреагирование травматического опыта через творчество; · Группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния. Семейная психотерапия показана в тех случаях, когда необходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием, или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение является источником насилия. Целью семейной психотерапии является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть. В любом случае семейная терапия проводится с участием ребенка. Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с родителями и педагогами по осознанию источников жестокости и жестокого обращения с детьми и подростками [13]. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с правами жертв насилия и способами предупреждения виктимного поведения. Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Будучи жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они становятся насильниками в школе, участвуют в криминогенных группах, совершают насильственные и противоправные действия. Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Следует обучать детей и подростков безопасному поведению, усиливать возможности их самозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу виктимного поведения [10]. В работе по психопрофилактике насилия над детьми, большая роль отводится работе с родителями. В рекомендациях по обеспечению безопасности детей, родителям необходимо предложить ряд правил поведения с детьми. Будьте честны с вашими детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами. Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах. Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции. Родители, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашим ребенком и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним: · Я плохой, ты хороший; · Я плохой, ты плохой; · Я хороший, ты плохой; · Я хороший, ты хороший. Родители, обратите внимание на следующие моменты, когда Вы общаетесь с ребенком: · Как вы сидите или стоите; · Каково Ваше положение головы, рук; · Каковы Ваши жесты (есть ли в них угроза); · Каково Ваше дыхание; · Каков Ваш голос, темп речи и тембр; · Какова Ваша мимика – выражение лица. Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт. Поддерживать свой контакт с ребенком Вы можете через: · Вербальный (словесный) контакт – через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени ребенка, выражение словами согласия и одобрения. Невербальный (несловесный) контакт – через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Выражение спокойствия и уверенности на лице родителей оказывает психологическое воздействие, приносит терапевтический эффект. Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего.
Date: 2015-07-24; view: 600; Нарушение авторских прав |