Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и классификация ассортимента





Один из главных показателей товаров – ассортимент, который определяет различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент – это линейка товаров, формируемая по определенным характеристикам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные нужды.

Ассортимент товаров классифицируется по местонахождению, широте диапазона товаров, характеру и степени удовлетворения потребностей. По местонахождению товаров различают промышленный и торговый ассортимент.

Промышленный ассортимент – товары, выпускаемые производителем, исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент – товары, формируемые организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, товары различных изготовителей. Исключения составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегические планы которых основывается на сбыте товаров только определенной фирмы.

Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием промышленного, поскольку производственно-промышленные возможности изготовителя определяют состав предложенного товара. Однако в среде рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

Заказы торговых организаций, которые определяются спросом потребителей, оказывают нарастающее воздействие на формирование торгового ассортимента. У работников в торговле появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, которые пользуются спросом.

Широта охвата товаров, которые включены в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от диапазона охвата товаров различают такие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент – товары, представленные маленьким количеством групп, видов и наименований, который удовлетворяет ограниченное число потребностей. Такой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах где проживают покупатели с небольшими материальными потребностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент – товары, представленные большим количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют различные потребности; характерен для организаций, ориентирующихся на потребителей с разными потребностями.

Групповой ассортимент – однородные товары, объединенные общими признаками и удовлетворяющие аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное назначение. Это молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения; товары для детей, молодежи, для отдыха – социального назначения.

Частями группового ассортимента являются видовой и марочный ассортименты. Видовой ассортимент – товары различных видов и наименований. Например, ассортимент молока (пастеризованное, стерилизованное и др.) - часть ассортимента молочных товаров. Марочный ассортимент – товары одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары, наряду с удовлетворением физиологических потребностей, нацелены также на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов, и др.

Развернутый ассортимент – товары, которые включают значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент встречается, в специализированных магазинах.

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые несут вспомогательные функции и не относятся к основным товарам для данной организации. Например, товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, в продовольственном магазине – спички, одноразовая посуда и др.

Смешанный ассортимент – товары разных групп, видов, наименований, которые выполняют множество функций; характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей выделяют рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент – товары, которые наиболее полно удовлетворяют обоснованные потребности и обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.


Оптимальный ассортимент – товары, удовлетворяющий потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах на их разработку и доведение до потребителей.

По характеру потребностей различают реальный и прогнозируемый ассортимент.

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации производителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

При формировании и анализе ассортимента учитывается комплекс его свойств и показателей, таких как широта, полнота, устойчивость, новизна и гармоничность.

Широта ассортимента – определенное количество различных продуктовых линий (товарных категорий), которое предлагается рынку, количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. При анализе ассортиментной политики предприятий-конкурентов в качестве основного можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся на всех исследуемых предприятиях. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем плотнее насыщенность. В условиях дефицита, когда спрос выше предложения, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, так как при большой широте требуются большие затраты.

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, например различные сорта сыров в продуктовом магазине.

Устойчивость ассортимента – способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие постоянного спроса на них. Определение товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров. Потребители товаров устойчивого ассортимента характеризуются как консерваторы во вкусах и привычках. Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Новизна (обновление) ассортимента – способность товара удовлетворять поменявшиеся потребности за счет новых товаров. Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, которая проводится в условиях насыщенного рынка. Причины, заставляющие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть связаны с заменой старых и разработкой новых товаров наилучшего качества или не имеющих аналогов. Но нужно учитывать, что обновление ассортимента иногда связано с риском, т.к. новый товар может не окупится за счет маленького спроса.

Гармоничность ассортимента – способность товаров разных групп, характеризующая степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов сбыта. Наибольшей гармоничностью отличаются групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей – смешанный.[12]







Date: 2015-07-24; view: 763; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию