Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности кризисных процессов современности





Темы для обсуждения на семинаре

1. Охарактеризуйте кризисные процессы современности: перенаселение земли, экологические проблемы, опасные технологии, развитие техники как источник и катализатор истощения природных ресурсов, гедонизация человеческой жизни, генетическое вырождение.

2. Унификация общественных взглядов (роль телевидения как транслятора определённой доктрины). Зомбирование общественного мнения.

3. Рекламные технологии. Ядерное оружие. Особая роль культурологических проблем.

Тема для самостоятельной работы

Расскажите о концепции Элвина Тоффлера, познакомившись с его главным произведением "Футурошок" (описание и черты постиндустриального общества). Согласны ли вы с тем, что футурошок – это не только шок от возможного будущего, но и психологическая реакция человека и общества на уже произошедшие стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса, т.е. шок от настоящего?

Письменное задание

Запишите в свой терминологический словарь в тетради для практических занятий значение термина "футурология" и определение международной общественной организации "Римский клуб".

Работа со схемами

1. Сравните техногенный и мифологический типы культур (концепции Н. Багдасарьян, В. Бобахо, И. Тихой-Тищенко, И. Чучайкиной).

Ценности культуры Тип культуры
Техногенный Мифологический
Ядро мировоззрения Цивилизация Духовная культура
Отношение к природе Покорение соответствие
Экономические интересы Личностное или коллективное благополучие, обладание Совершенствование образа жизни
Мораль (внешние регулятивы поведения) Управление, подчинение Согласие, сотрудничество
Нравственность (внутренние регулятивы поведения) Закон, норма Любовь, симпатия
Знание (способы достижения истины) Рационализм, прагматизм, доказательство Интуитивизм, иррационализм, вера
Стиль мышления Рассудок Разум
Метод познания Анализ Синтез
Логика изложения   Дедукция Индукция
Область творчества Технология деятельности (наука, техника, духовная практика) Символическое освоение мира (художественное, религиозно-мистическое)
Характер деятельности Целеустремлённость, дифференциация, специализация Созерцательность, интеграция, универсализация

[К.М. Хоруженко.Культурология. Структурно-логические схемы. – М.: Изсдательство: Владос, 2003 год.- ISBN: 5-305-00036-С.287]

 

2. Специфика культурологического изучения техники(по А. Литвинцевой)

Многочисленные определения техники показывают, что она представляет собой многогранное, многоаспектное явление.
Инструментально- технологическое измерение, составляющее предмет изучения технических наук, когда во внимание берётся онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая «логика»     Природное Естественное (природное) измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника-природа» и является прежде всего предметом изучения естествознания и инженерной экологии Индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области «техника - человек» (индивид, личность) и изучается такими науками, как антропология, физиология, психология и др. Социальное измерение в рамках отношения «техника – социальное бытие», предметная область которго есть взаимоотношение техники и общества, техники и мирового цивилизационного процесса. Этот аспект изучается социологией, экономическими науками, политологией, культурологией Кульиурное измерение в рамках отношения «техника –социокультурный мир», изучаемое культурологией
Если в 1-м аспекте техника изучена довольно основательно, то 2-й вызывает озабоченность в связи с экологическим кризисом, переживаемым человечествовм, и поэтому интенсивно разрабатывается в настоящее время; в исследовании 3-го аспекта сделаны первые шаги, особенно в связи с актуализацией проблемы человеко-машинных систем, искусственного интеллекта, роботизации и др. последняя проблема – социокультурное измерение техники – только начинает разрабатываться и далеко не всеми ещё осознаётся как проблема  

Вопросы и задания к схеме:

1) Почему необходимо гармоничное соединение всех этих измерений? Возможно ли, что при этом условии будет предложено новый вид измерения - гуманистический?

2) Какие аспекты техники вы можете назвать?

Творческие задания

1. Подготовьте философский научно-исследовательский проект "Пути выхода из кризиса современной цивилизации".

Проанализируйте классические условия выхода из кризиса:

1) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

2) смена принципов измерения техники, её критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-экономической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурного, собственно человеческого измерения;

3) революционные изменения инженерного мышления и действия.

Используя достижения культуры, предложите свои пути выхода из кризиса, к которому вплотную приблизилась техногенная цивилизация.

2. Подготовьте творческие проекты "Решение мировоззренческих глобальных проблем современности в системах "человек - общество" и "человек – человек".

Примерный план рассуждений:

Можно ли согласиться с тем, что проблемы, связанные со взаимоотношениями человека и общества, людей друг с другом, являются главными глобальными проблемами, стоящими на сегодня перед человечеством?

Способствует ли гуманистически ориентированное мировоззрение для формирования системы ценностей современной личности и её возможной нравственной трансформации?

Проанализируйте один из спектаклей Орловских театров или напишите рецензию на книгу современного автора (на выбор).

3. Согласны ли вы с концепцией В. Добрынина, согласно которой техническая культура – это «не только важнейшая составляющая технического знания; но и общественное освоение созданной обществом техники и технологии»? Письменно изложите своё мнение.

4. Возможно ли предложить новый, гуманистический подход к проблеме возникновения техники, наряду с натуралистическим (выделяет естественно – природные основания возникновения техники), волевым (техника только частично определяется природой; другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля), рациональным (техника и технологическая деятельность понимаются как социально проектируемое действие) подходами, предлагаемыми А. Литвинцевой [К.М. Хоруженко.Культурология. Структурно-логические схемы. – М.: Изсдательство: Владос, 2003 год.- ISBN: 5-305-00036-С.284]

5. Вероятно ли определить технику как особый феномен, заключающий в себе всё это многообразие пониманий? Письменно изложите своё мнение.

 

Date: 2015-07-24; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию