Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праздник как эстетический и социальный феномен





Обращение к исследованию феномена праздника сегодня весьма актуально, поскольку праздник является важнейшей составляющей социокультурной реальности XXI в. Праздник сегодня понимается и используется как коммуникационная технология, как прием консолидации различных сообществ и способ трансляции различных социальных и коммерческих идей. Праздник как коммуникационная технология служит созданию и увеличению символического капитала компаний, брендов, персон. Эстетические законы создания праздника сегодня используются как осознанный инструментарий воздействия на человека с целью его приобщения к идеям и ценностям той или иной корпорации, сообщества. В современную эпоху создание праздников становится отраслью профессиональной деятельности, появляются специалисты, так называемые event-менеджеры и event-агентства, которые предлагают широкий ассортимент «праздничных» услуг (от англ. event – событие, мероприятие).

Праздник является уникальным феноменом культуры. Исторические основания праздника уходят в древнейшие эпохи. Праздник имеет различные социальные

функции, к которым относятся, прежде всего, формирование общности, мировоззрения, нравственных ориентиров, эстетических предпочтений. Праздник – одна из наиболее распространенных форм хранения и трансляции социально значимого опыта. Праздник, являясь «формой эстетической и художественной деятельности, включенной непосредственно в ткань социокультурной реальности», отражает картину мира и модель социума, в котором он существует. Праздник – всегда некий период времени, имеющий

структурообразующую идею, праздник – это всегда действо, посвященное кому или чему-либо. Важнейшей определяющей чертой праздника является его связь с сакральной, иначе – некой священной или имеющей особое значение сферой. Сценарий и атрибуты праздника являются символами этой сакральной идеи, поскольку «каждый праздник связан с определенной ценностью, иногда высшего порядка, которая является святыней (sacrum) для празднующей группы». Время праздника не праздно, оно предопределено. Праздник предписывает участникам роли, ограничивая свободу каждого канвой общей идеи. Праздник публичен и демонстративен, потому что он

репрезентирует социально значимую идею или утверждает новый социальный статус. Праздник создает и поддерживает ощущение общности, участвовать в нем – значит стать частью целого, обрести свою идентичность. Способствует этому и церемониал праздника, в котором слово, музыка, движение, свет и цвет, художественно воплощающие идею, создают особую атмосферу, в которой «не имеющее образа сохраняется в образах». Так праздник выстраивает пространство мифа. Праздник затрагивает эмоциональную сферу человека. Ход праздника ориентирован на развитие и даже эмоциональный накал, в момент праздника его участник должен пережить чистые, светлые, позитивные эмоции, которые могут дать ощущение «очищения» души. В

этом смысле эстетика и логика развития праздника близка катартическому воздействию искусства.

 

Заключение

Праздник - есть основание и форма бытия всякой культуры. Являясь универсальной категорией, обладающей во все времена и эпохи неким единым замкнутым в себе значением, праздник в то же время находится в постоянном движении. Это динамичная структура, развитие которой протекает в общем поле историко-культурной среды, определяющей характер и все многообразие типов праздника.

В то же время праздник - это многоуровневый текст, в котором достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. Представляя собой диалогическую проекцию истории в современность, своего рода генетическую ось, на которую нанизаны различные исторические пласты, праздник выступает транслятором и интегратором ценностей, заложенных в духовном опыте своего народа. Черпая материал в гуще народной жизни, праздник адаптирует его к современным условиям. Как сказал Г. С. Кнабе: "Каждая эпоха открывает в прошлом, прежде всего то, что резонирует в тон с ее общественным и культурным опытом".

Увидеть глубинные основания праздника за многообразием исторических эпох и обличий - была задача настоящего исследования. Обобщения, к которым мы пришли в процессе работы над диссертацией, были уже представлены, и здесь мы имеем возможность сжато сформулировать самые общие выводы.

В пространственных и временных границах праздника реализуются многообразные смысловые связи. Осмысление праздника с позиций культурологии позволяет рассматривать данный феномен во всем многообразии его проявлений. Выявляя культурологические параметры праздника в различных социокультурных контекстах, обозначив при этом исходную точку соотношения в оппозиции "праздник-жизнь", мы выделяем следующие теоретические модели.

Жизнь - не праздник, праздник - не жизнь", где праздник рассматривается как модель, противостоящая реальной действительности, строго локализованная в пространстве и времени. Как компенсаторная форма, способная снять существующие противоречия и обеспечить психосоциальное регулирование эмоционального напряжения. Отход от реальной действительности проявляется в следующих компонентах и атрибутах праздника: разгул как момент упразднения культурных норм и запретов; ряженье, маскировка, предполагающие все то, что противоречит норме, выходит за пределы своего статуса, а следовательно, за пределы обыденности; еда как знак обращения к новым, небудничным ценностям, как форма идеальной жизни, изобильной и щедрой; игра, которая также как и праздник, есть разрешение проблемы, перенесенной в поле идеально-духовного. "Жизнь как праздник, праздник как жизнь", где праздник -сама жизнь. Смещение границ между праздничной и серьезной сферами приводит к тому, что реальность (в масштабах XVIII века) приобретает иное - праздничное измерение. Расширяется не только досуговая сфера, идеи праздничности проникают и в моду, и в архитектуру, и в бытовое поведение.

Жизнь - в празднике, праздник - в жизни", где праздник выступает пространством, увеличивающим разрыв между идеальными устремлениями и объективными реалиями, пространством, обнажающим существующие противоречия и существующую иерархию. Будучи сосредоточием бытия сразу в двух реальных плоскостях, праздник совмещает в себе сразу два аспекта поведения - идеально-условного и реально-практического, которое заходит значительно дальше в осуществлении синтеза непредсказуемых импровизационных начал, представляя опасность для существующей системы, и приводит к конфликту.

Жизнь есть праздник, праздник есть жизнь", где праздник звено действительности, ибо источник его возникновения сама действительность, те общественные коллизии, которые здесь складываются. Полное отвлечение от эмпирии чревато искусственностью, театрализацией.

Исследование праздника показывает, что значимым его элементом являются механизмы, действующие и повторяющиеся на протяжении столетий в границах того или иного типа культуры. Одним из таких механизмов является менталитет. Праздник - это конкретно-действенное выражение ментальности. За всю историю своего существования в празднике аккумулировалось столько упований, радостей и надежд, он настолько сросся с рядом общечеловеческих взаимоотношений, норм и ценностей, что является глубоким и оригинальным выражением ментальности, отражая следующие ее черты: гостеприимство, культ природы, отсутствие середины, коллективизм.

Праздник - это сфера духовного и исторического взаимодействия. Постоянно видоизменяясь, обеспечивая адаптацию личности и коллектива к различным социокультурным изменениям, праздник развивается в духовном опыте своего народа. Это кладезь духовных смыслов, своего рода духовная реальность, отвечающая на вечные вопросы, волнующие человека - вопросы бытия и цели жизни. Эволюцию праздника в русской культуре мы рассматриваем как на хронологическом, так и на смысловых уровнях, выделяя при этом следующие духовные константы: язычество, являющееся важнейшей подосновой праздника. Феномен скоморошества, специфика древнерусского смеха, отношение к природе зародились и получили развитие в недрах языческого праздника, став духовным основанием народной культуры и менталитета русских; христианство - важнейшие образующие моменты православного мировоззрения (идея соборности, отношение к святыне, традиции обрядоверия, концепция линейного времени) нашли выражение в празднике, внесли внутренний порядок и смысл в праздничное мироощущение; светскость - светская праздничная культура связана, прежде всего, с дворянской средой (уникальным духовным и культурным образованием) и получила общекультурный смысл в отечественной культуре. Заложенные дворянством ценности (балы, домашний театр, маскарады и т. д.) тиражировались различными сословиями на протяжении последующих поколений.

Будучи результативным методом мобилизации и социализации личности и коллектива, праздник является одной из важнейших подсистем в тоталитарном обществе. Рассматривая праздник в советском социокультурном пространстве, мы выделяем следующие его особенности: официальность, массовость, обращенность в будущее, грандиозность, сакральность и идеальность праздничного пространства.

В заключении отметим, что общество постоянно преодолевает ценностные нормы, в соответствии с которыми существовали предшествующие поколения. Вместе с трансформацией ценностных критериев культуры праздники не раз подвергались переименованию, перелицовке". Пример тому - события настоящей истории. Сохранив советские праздники, изменили их содержание: 1 мая, 23 февраля, 8 марта, 7 ноября превратились просто в выходной день, или наполнились новым смыслом - 23 февраля и 8 марта являются мужским и женским днями; праздник "Великой Октябрьской революции" переименован в "День примирения и согласия", официальными праздниками объявлены Рождество и Пасха; возникли качественно новые праздники - День независимости России (12 июня), День Конституции (12 декабря). Все это свидетельствует о том, что активно ведется поиск новых форм празднования.

Прогнозируя развитие культуротворных тенденций праздника, можно предположить, что они пойдут по пути дифференциации и индивидуализации праздничной культуры. Распад массовых форм праздника, границы которого были строго очерчены государственностью, способствует индивидуализации праздничных форм, развитию различных субкультур.

Возникновение принципиально новых механизмов тиражирования культуры (главным образом телевидения) также повлекло переориентацию с вербальных средств на визуальные. Значительно расширяется пласт зрелищной культуры, куда входят возрождаемые древние системы показа, превосходящие зрительные возможности человека и обязанные техническому прогрессу новые визуальные системы.

Также очевидно, что между различными типами праздников идет интенсивный обмен элементами словарей, ритуалов и церемониалов, которые можно рассматривать как отражение процесса взаимодействия этих координат. "Является ли это путем к формированию новой культуры - массовой культуры будущего - или это только способ саморазвития каждого из исторических пластов цивилизации, которые так и будут сосуществовать, образуя более или менее устойчивый калейдоскоп выборов? - задается вопросом Е. В. Дуков, - Все зависит от того, что мы придумаем и насколько эффективно воплотим".

Таким образом, праздник - древнейшее образование культуры, пронеся через века свое основное предназначение - "производство радости и оптимизма" (А. Ф. Еремеев), на рубеже двух столетий XX и XXI веков наметил себе неувядающую перспективу развития в новых исторических и социокультурных условиях.

 

 

Список использованной литературы.

1. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971.

2. Бенифанд А. В. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск, 1986.

3. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975

4. Глан Б. Н. Праздник всегда с нами. М.: СТД, 1988.

5. Еремеев А. Ф. Первобытный праздник как производство радости и оптимизма. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Саранск, 1997.

6. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985

7. Ильин В. И.. Потребление как дискурс. СПб: Интерсоцис, 2008. Глава «Повседневность и праздник».

8. Исаенко В. П. Праздничная культура русского народа как ценностно-адаптационный феномен. М., 1998.

9. Карпова Г.Г. Социокультурные аспекты праздничного времени. Культура, власть, идентичность. Новые подходы в социальных науках. Саратов: "Волжский сад", 1999.

10. Лаптева Л.С. Функции массовых праздников. Парк и отдых: Труды НИИ у* культуры. Вып., 2. М., 1976.

11. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.

12. Максютин Н.Ф. Культурологические аспекты праздника. Казань: Медицина, 1996.

13. Мизов Н. Праздник как общественное явление. София. 1966.

14. Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб., 2001

15. Толстых А.В. Психология юного зрителя. М.: Знание, 1986

16. Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981

Справочная литература.

1. Большая советская энциклопедия. М., Сов. энциклопедия. 1933. - Т. 27.

2. Большая Советская Энциклопедия. М., Сов. энциклопедия. 1969—1978:

3. Большая биографическая энциклопедия М.:,2005:

4. Театральная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1961-1965:

5. Философская энциклопедия. М., Сов. энцикл., 1 т. 1964

6. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауз и И. Ефрон. (под редакцией К.К. Арсеньева, Е.Е. Петрушевского). – СПб. 1894

 

 

Date: 2015-07-24; view: 857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию