Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праздник в контексте социальных изменений





 

Праздник тесно связан с экономическим потреблением - праздничные пожертвования, как символические, так и действительные, праздничные дары, приемы, праздничное подаяние. Экономическое своеобразие праздника заключается также в том, что во время его проведения прекращается или значительно сокращается производительный труд празднующих людей. Одной из характерных черт нашего времени является усиление экономического значения праздника. Будучи преградой для рациональной организации производства, особенно промышленного праздники сохраняют и даже увеличивают свое значение для потребительского рынка, для торговли. В современном мире ключевой деятельностью для нового человека становится потребление. На потребительском рынке особенно успешно развивается индустрия "праздничной символики". С другой стороны средства массовой информации популяризируют картину праздников в масштабе, не имеющем прецедента в истории культуры; развитие телевидения, рекламы создало мощные средства манипуляции поведением миллионов людей. Социологические исследования позволяют сделать вывод, что праздник зачастую становится объектом потребления экономической структуры современного общества, происходит утилизация праздника за счет пролонгирования экономического пространства на праздничное время, современное общество диктует новые формы и смыслы празднования, трансформируется структура праздничной культуры, ее функции и внешнее выражение.

Праздничная культура является важным фактором конструирования социальной идентичности. Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам общества. Участие индивида в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник, показателем усвоения человеком культурных ценностей. Это особенно актуально тогда, когда ослабевают механизмы контроля и принуждения в праздновании. В праздновании в той или иной мере проявляются элементы насилия, которые выражаются в определенных ритуальных действиях и утверждают социальный порядок с позиции племени, нации, группы.

При проведении анализа праздничного календаря становится очевидным, что каждый праздник ориентирован на подтверждение групповой принадлежности индивида к определенной профессии, религии, нации полу, субкультуре. В государствах, переживающих социально-культурные катаклизмы, особенно остро стоит вопрос о росте значения этнической идентичности в современном обществе. В области культуры - это дискурс возрождения национальных культурных традиций, обращение к традиционным праздникам и обрядам как важнейшему звену исторической памяти. По мнению автора, традиционный праздник можно с полной уверенностью отнести к начальной и одной из самых эффективных форм этнической социализации, и к одним из действенных механизмов конструирования социальной идентичности.

Акт дарения и феномен подарка выполняют особо важные функции в праздничной культуре. Подтверждая теоретические результаты, полученные в первой главе, мы приводим описание идеологий и практик потребления в праздничной культуре в современных условиях. Особое внимание, как мы считаем, заслуживает изучение такого феномена, как "социальные сети", а именно: аспекты существования праздничного подарка как элемента инвестиции в социальную сеть. Социальная идентичность формируется как через принадлежность к определенному социальному полю, благодаря одариванию членов этого поля, так и через создание образа подарка, читаемого другими как знак принадлежности к этому полю. Особый интерес вызывает гендерный аспект подарка, его влияние на конструирование тендерной идентичности. Традиционное восприятие "женского" и "мужского" влияет на потребительский выбор в праздничное время, закрепляя и тиражируя в обыденном сознании традиционные тендерные стереотипы. И, хотя современное потребительское поле мужских и женских подарков все чаще пересекается, подарочная индустрия сознательно конструирует тендерную границу в сфере праздничного потребления, привлекая дизайнерские услуги, рекламу, СМИ.

Тенденции изменения праздника в контексте современной культуры четко прослеживаются на примере идеологии и практик празднования 8 Марта. Анализ феномена празднования 8 марта, ставшего сегодня в России общенародным женским праздником, наглядно показывает направление изменений смыслов и форм празднования в современных условиях. Опираясь на результаты контент-анализа праздничных газет, приуроченных к Международному женскому дню, с 1920 по 2001 годы, интервью и исследование организационной культуры в период празднования 8 марта, мы пришли к выводу, что политический праздник постепенно приватизируется, теряя свою идеологическую окраску. Результаты исследования показывают, что, концепция празднования международного женского дня непосредственно связана с изменением государственной политики в отношении женщин. Инструментальный и креативный потенциал Международного женского дня использовался большевиками в целях пропаганды целей и задач революции. Культурному и социальному раскрепощению женщины способствовала семейная политика государства, а точнее, те ее этапы, которые вошли в историю как период сексуальной революции и отмены семьи. С начала 30-х годов начинается второй этап в семейной политике. Для женщины семья остается частью предписанной ей государством роли работающей матери, неизбежным противовесом работе, эквивалентом личного времени. Несмотря на то, что со второй половины пятидесятых в публичном дискурсе 8 Марта все еще остается "смотром достижений советских женщин", на приватном и публичном уровне, в кругу семьи, на производстве Международный Женский День становится всенародным праздником, трансформируясь в "женский день" - праздник всех женщин, невзирая на возраст и статус занятости. В настоящее время празднование 8 Марта все более подчиняется законом общества массового потребления, занимая свое место в империи "праздничного бизнеса", вносящего свой вклад в создание женского образа и подчеркивающего приватность и интимность в праздновании "женского дня". Результаты этнографических наблюдений празднования 23 февраля в организациях позволяют сделать вывод, что тенденция к изменению празднования 23 февраля и 8 Марта связана не только с приватизацией политического, но и подчеркивает тендерный дисбаланс: 8 Марта воспринимается сегодня как "женский день", а 23 февраля, как День защитника Отечества, праздник "профессиональной маскулинности". Тот факт, что 23 февраля не является выходным днем, позволяет отнести его, в определенной степени, к ряду профессиональных праздников, подобно дню геолога, железнодорожника, рыбака. Автор отмечает, что образ женщины как защитницы Отечества маргинален и присутствует лишь в официальном дискурсе, а участники празднования в приватном пространстве чествуют мужчин, вне зависимости от их отношения к Вооруженным силам. Это указывает на комплементарную структуру праздников, сфокусированных на тендерных идеалах: 23 февраля и 8 Марта сегодня образуют единую систему созависимых и взаимодополняющих ритуальных практик. Анализ феномена празднования 8 Марта, ставшего сегодня в России общенародным женским праздником, наглядно демонстрирует направление изменений смыслов и форм празднования в конкретных социальных условиях.


Социологический анализ праздника выступает способом исследования социальных и культурных перемен. Зарождение, расцвет, изменение церемониала праздника, преобразование его элементов, изменение способа празднования, продвижение или упадок его по отношению к другим праздникам - все это чувствительные показатели перемен более общего характера. Они связаны с судьбою систем ценностей, с историей идей, находят свое непосредственное выражение в вызванном праздником творчестве, знаменуют структурные и функциональные преобразования той общности праздники которой мы -исследуем. Без анализа праздника, на наш взгляд, нельзя представить динамику жизни, невозможно дать описание основных жизненных фаз, непрерывно изменяющихся и составляющих неразрывное социальное и культурное целое. Может ли в современных условиях исчезнуть потребность в празднике вообще? Очевидно что не может, поскольку сохраняется дифференциация человеческого времени и потребность в публичном проявлении, почитании коллективных ценностей, связанных с этим временем необходимость идентифицировать себя с определенной социальной группой. Все данные, которыми мы ныне располагаем, свидетельствуют, что праздник находит свое место в современной культуре. Древний институт приспосабливается к современной эпохе и ее условиям.

 







Date: 2015-07-24; view: 561; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию