Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Несмотря на то, что Западная Европа и Россия всегда имели схожие тенденции в экономическом развитии





Несмотря на то, что Западная Европа и Россия всегда имели схожие тенденции в экономическом развитии, политической системе и культурной сфере, периодически межкультурный диалог затруднялся и даже затормаживался холодной настороженностью и взаимным непониманием внутренних процессов, протекавших в этих двух мировых полюсах. Корни этого непонимания произрастают в фундаментальных отличиях культурного развития.

Для того чтобы правильно понять, и объяснить глубинную сущность этих процессов необходим тщательный и всесторонний анализ истории обоюдного взаимовосприятия России и стран Европы, который представляется в виде диалога культуры и менталитета, столкновение коих не раз приводило на протяжении многих веков, к всевозможным конфликтам, от политико-идеологической борьбы, до не раз имевших место быть, прямых военных столкновений. Переосмысление отечественной истории в контексте мировой сквозь многогранную призму то и дело противоречивших друг другу менталитета и культурно-идеологического самосознания, дает возможность понять глубинные процессы, протекавшие в культурной сфере, неочевидные в силу невозможности объективного восприятия для современников и непосредственных участников исторических событий и явлений, но в то же время, выражавшие своего рода историческое подсознание эпохи.

Образ, являющий собой представление о другом народе, складывается, прежде всего, с личных контактов представителей противопоставляемых культур. Восприятие на индивидуальном, личностном уровне разрастается до устоявшихся стереотипов, оказывающих огромное влияние на повороты во всех направлениях политики государств, и как следствие, на судьбы населяющих их народов.

Интерес к чуждой культуре, зачастую покрытой многовековым слоем непонимания и предрассудков, желания понять и объяснить отличительные черты их быта и жизни восходят еще к глубокой древности. Интерес этот, порождается не только любопытством, ведь изучая чужой народ, детали его культуры и быта ее сформировавшего, человек непременно сопоставляет, а порой и противопоставляет ей свой собственный быт, и быт своих соотечественников. Это способствует развитию национального самосознания, развивает ощущение себя и своего народа как совокупности особых, никому больше не характерных, индивидуальных качеств и черт культуры и менталитета, и способствует лучшему, более глубокому их пониманию и восприятию.

Актуальность темы. Проблема взаимоотношения русской культуры с культурой европейских стран занимает особую позицию в научных исследованиях ученых самых различных специальностей - историков, философов, культурологов, лингвистов, психологов. На сегодняшний день, развитие неумолимо возрастающего числа всевозможных информационных технологий сделало процесс межкультурного взаимодействия чрезвычайно интенсивным, культурные заимствования в идеологическом и социальном плане грозят превратиться в трудный, а возможно, что и в разрушительный процесс, тем более что в этот процесс в условиях распространяющейся глобализации, которая являет собой особенность политического, экономического и культурного развития в начале XXI в., вклиниваются все более широкие слои населения всех стран-участниц межкультурного диалога и обмена. Применение опыта взаимодействия культур при выборе новых способов общения между народами в современном мире имеет чрезвычайно важное значение, так как оно способно минимизировать риск возникновения серьезных конфликтов, имеющих в основе своей непонимание и неприятие иной подчас такой непонятной, и трудной для восприятия и заимствования культуры.
Сегодня, как никогда важен именно исторический анализ динамики этого процесса, анализ, который предполагает наполненность расплывчатых метафизически-теоретических построений и умозаключений свойственной объективному историческому анализу конкретикой, которая представляет собой не только адаптацию материала и интерпретацию определенных постулатов, но и является незаменимым средством для более глубокого проникновения в сущность данного процесса. В настоящее время, когда Россия находится в поиске соответствующей ее нынешнему состоянию социально-экономической и политической модели, недостаток знаний, а тем более понимания структуры и механики взаимодействия культур в исторической перспективе является одной из главных ошибок, ведущих к неправильной оценке ситуации сложившейся в области межкультурного диалога и серьезных просчетов в его осуществлении. Существуют две кардинально противоположных точки зрения на эти процессы, представители одной из которых считают наличие исторически сложившихся традиционных норм и институтов основным препятствием для восприятия и адаптации новых культурных форм и одним из условий дальнейшего плодотворного развития данного процесса ставит отказ от традиции. Другая точка зрения заключается в том, что именно наличие традиционных норм и институтов позволяет культуре-реципиенту наиболее безболезненно для себя усвоить новые культурные элементы, не нарушая при этом стабильности в обществе, которая является залогом сохранения внутренней сущности этой культуры, сохранения и дальнейшего развития ее национальной идентичности.
Объектом исследования является взаимодействие русской культуры с культурами западноевропейских стран.


Историографический анализ, показал, что, несмотря на успехи в разработке отдельных аспектов процесса взаимодействия культур, специально комплексное исследование его динамики не проводилось. Прежде всего, это выражается в том, что отсутствуют сколь-нибудь значимые обобщающие и монографические работы по истории взаимодействия русской культуры с культурами западноевропейских стран. Основную массу публикаций по данной теме составляют статьи и очерки в периодических изданиях и сборниках.

Проблема взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы стала изучаться еще в XVIII в.. В работах историков XVIII в. - В.Н. Татищева. М.М. Щербатова. И.Н. Болтина особое внимание уделяется отрицательным последствиям иностранных заимствований. В работах Н.М. Карамзина отразилась эволюция его взглядов на сложный путь России в процессе ее приобщения к европейским ценностям. В работах А.С. Шишкова также уделялось достаточно внимания проблеме иностранных заимствований и бездумного увлечения французским языком. В трудах историков середины - второй половины XIX в. - Н.И. Костомарова, М.П. Погодина, Н.П. Павлова-Сильванского, П.П. Пекарского затрагивались отдельные аспекты процесса взаимодействия культур. Подчеркивалось, что Россия является составной частью Европы, и, следовательно, должна разделить ее судьбу и участвовать в ее развитии.

В советское время проблема взаимодействия русской культуры с культурами европейских стран отечественными историками практически не затрагивалась. Интерес к этой теме вновь возобновился в последние 15-20 лет и связан он с изменениями, происходившими в обществе со второй половины 80-х гг. XX в. и оказавшими значительное влияние на развитие исторической науки в России.

В данной работе были использованы следующие материалы: Статья Лабутиной Т.Л. Зарождение англомании и англофильства в России, позволяющая увидеть корни развития «англомании» в России.. На примере статьи Абакумова можем разглядеть борьбу с иностранным влиянием на уровне государства.

Особого внимания заслуживают работы Ю.М.Лотмана, посвященные истории русской культуры XVIII - XIX веков, касаются очень многих проблем межкультурного общения. Особый интерес представляет его глава о русском дендизме в «Беседах о русской культуре», где автор дает характеристику русского дендизма, выделяет его характерные особенности.

Книга Н. А. Ерофеева «Туманный Альбион» вышла в 80-х гг. XX в.. Это фундаментальный труд о восприятии Англии и англичан в России во второй трети XIX в., на страницах которого анализируется отношение официальных кругов и общественности России к Англии.


В Статье Литвинова «О возникновении и изменении значения термина англомания» мы можем видеть динамику развития понимания англомании в России.

Статья Орлова А.А Дает подробную характеристику галломании и раскрывает особенности увлечения галломанией в России.

Работа Познанского «Очерки формирования русской национальной культуры» была первой работой посвященной развитию национальной культуре в первой половине XIX века, она представляет для нас большой интерес тем что раскрывает борьбу за народность в литературе и искусстве.

Источников для изучения данной темы много, поскольку информация, формирующая представления о чужом народе, разнообразна. Она содержится в книгах, письмах, рассказах путешественников, в трудах по экономике и географии, в художественных произведениях, периодической печати и т. д. Отдельные черты и факты, связываясь воедино, преобразовывались в нечто цельное, в связный образ страны и народа. Общую картину господствующих идей в обществе первой половины XIX века дает беллетристика. Мной были использованы произведения русских писателей первой половины XIX в. Ф.Ростопчина, Н.М. Карамзина и А.Д. Улыбашева.

Цель работы: определить особенности взаимодействия русской культуры с культурами Западной Европы.

Достижение поставленной цели станет возможным при решении следующих задач:

- выделении основных сфер взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы.

- изучении особенностей идейной борьбы по вопросам взаимодействия куль-тур, развернувшейся в русской общественной мысли и публицистике и отразившей отношение общества к этой проблеме в данной исторической эпохе.

 







Date: 2015-07-24; view: 434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию