Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие моделирования и его психологические функции





 

 

Моделирование существует также давно, как и мышление, и также давно сопровождает процессы учения. Но как средство обучения моделирование стало осознаваться сравнительно недавно, научное понятие модели и моделирования еще недостаточно проникло в методику преподавания математики в школе.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных вопросам моделирования при обучении математике, все они относятся к области экспериментальных методик. В практике обучения метод моделирования как отдельная учебная задача не применяется. В самом деле, зачем нужно моделирование при интерпретации знаковых моделей, да и сама интерпретация, если, при существующем распространенном мнении, «математика – абстрактная наука и некоторые вещи дети должны просто принять и запомнить?» [12,с.38].

Зачем нужно моделирование при решении задач, если ход решения зависит от выстраивания цепочки рассуждений от вопроса к задачи? На эти два вопроса современные исследования не отвечают, более того, эти вопросы даже не ставятся, не рассматриваются и не подвергаются сомнению.

Проблема моделирования исследуется в разных науках: философии, психологии, педагогике. В философии средства познания рассматриваются с точки зрения их места в процессе познания, классификации (Б.С.Грязнов, Б.С.Дынин, И.Б.Новик, В.А.Штофф и др.). В психолого-педагогических исследованиях решение этой проблемы определяется психологической теорией учения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Пойма, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман). В психологии придается исключительное значение освоению знаковых средств в психическом развитии младшего школьника. Л.С.Выгосткий, А.Р.Лурия и другие писали об особенностях психического

развития человека: «подобно тому, как в процессе исторического развития человек изменяет не свои естественные органы, а орудия, в процессе своего психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта, главным образом, за счет развития особых технических вспомогательных средств мышления и поведения» [2,с.54].

Современный учебно-методический комплекс (УМК) по преподаванию учебной дисциплины опирается на определенную дидактическую концепцию. Новый УМК по математике для 1-4 классов школ Республики Беларусь (авторов Муравьевой Г.Л. и Урбан М.А.) основан на обучении математике с помощью учебного моделирования. В учебно-методическом

комплексе для 2-го класса метод учебного моделирования используется как один из главных методов обучения математике в начальной школе. Ведущим сред­ством учебного моделирования при решении задач становится схематический чертёж, а при изучени инумераци и чисел и формировании приёмов вычислений — непозиционный и позиционный абаки.Учебные модели применяются в качестве средств визуализации учебного материала во многих современных учебных пособиях по математике для начальной школы [4, с. 4].

Учебное моделирование прошло долгий путь от первых попыток его апробации при обучении младших школьников в исследованиях В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина в 60-х годах 20 века, где моделирование выделено в качестве учебного действия, входящего в состав учебной деятельности, которое должно быть сформировано к концу начальной школы.- до признания его в качестве одного из значимых методов обучения как в начальной, так и в средней школе в начале 21 века. Учебные модели применяются в качестве средств визуализации учебного материала во многих современных учебных пособиях по математике для начальной школы [5]. В условиях образования, ориентированного на развитие мышления у младших школьников особое значение в обучении и, прежде всего, при осуществлении решения задач, приобретает овладение действием моделирования, поскольку как показали исследования В.В.Давыдова, оно способствует формированию обобщенных знаний. Это определяет основные пути организации деятельности учащихся, направленных на развитие мышления в процессе анализа задачи и поиска плана решения на основе моделирования, формирование необходимых для осуществления этого умений и способов действий. Проблема моделирования — одна из важнейших методологических проблем, выдвинутых на передний план развитием ряда естественных наук ХХ в.

На сегодня нет единства мнений по поводу употребления терминов «модель» и «моделирование». На наш взгляд, наиболее унифицированным является определение, предложенное В.А. Штоффом.Слово «модель» произошло от латинского слова «modus, modulus»что означает: мера, образ, способ и т. п. Его первона­чальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обо­значения образца, или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Именно это самое общее значение слова «модель» послужило основанием для того, использовать его в качестве научного термина в математических, естественных науках [14]. Понятие «моделирование» - это способ познания какого-либо явления или объекта, универсальное учебное действие, овладение которым необходимо при обучении младших школьников обобщенному умению решать текстовые задачи [8, с.334].

«Моделирование» - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности [1,с.67].

Процесс моделирования предполагает наличие:

· Объекта исследования.

· Исследователя, перед которым поставлена конкретная задача.

· Модели, создаваемой для получения информации об объекте и необходимой для решения поставленной задачи.

Моделирование это - знаково-символическая деятельность. Они могут обозначать замещаемый объект, изображать его, выражать отношение к нему и раскрывать сущность замещаемой реальности. Л. С. Выготский, создавший специальную игровую методику для исследования развития символической функции (знаковой), говорил не о символизме, а о переносе значений с одного предмета на другой. Символический характер он видел не в том, что один предмет выступает в качестве «символа» другого (игрушка вместо машины, палочка вместо лошади), а в функциональном использовании заместителя.
Анализ знаково-символической деятельности показал: моделирование может выполнять свои познавательные функции и тем самым выступать как собственно моделирование, если оно раскрывает сущность замещаемого содержания, объективируя, материализуя ее в разных видах моделей.В. В. Давыдов моделирование рассматривает как компонент учебной деятельности, учебное действие. Речь идёт не только об использовании моделирования, а о включении всех видов знаково-символической деятельности в учебный процесс. Более правильным представляется говорить не о моделировании как компоненте учебной деятельности, а о семиотическом ее компоненте. Сохранить моделирование в качестве компонента учебной деятельности можно, расширив его содержание за счет включения в него других видов деятельности со знаково-символическими средствами.

Разработка знаково-символических средств шла в основном в русле проблемы наглядности, позднее проблемы материализации и моделирования. В практике развитие средств осуществлялось в основном от использования в обучении предметов, картинок к схемам, моделям. Выделяются разные виды моделирования в обучении: модели конкретных явлений, схематические изображения; модели как программы деятельности учащихся; обобщенные схемы как средства ориентировки в деятельности. Широко представлены исследования, где разрабатываются пути использования моделирования при решении задач [9].Таким образом, модель это - наглядное представление предмета исследования. Чтобы решить задачу, надо построить ее математическую модель.

«Уровень владения моделированием определяет успех решающего задачу», поэтому «обучение моделированию должно занимать особое и главное место в формировании умения решать задачи» (Л. П. Бородулько, П. А. Стойлова).

Каждый ученик должен уметь кратко записывать условие задачи, используя его с помощью рисунка, схемы или чертежа, обосновать каждый шаг в анализе задачи и в ее решении, проверить правильность решения. Однако на практике эти требования выполняются далеко не полностью, что приводит к серьезным пробелам в знаниях и умениях учащихся.

Для устранения отмеченных недостатков необходимо, прежде всего, решительно улучшить методику организации первичного восприятия и анализа задачи, чтобы обеспечить осознанный и доказательный выбор арифметического действия всеми учащимися.

Итак, основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма осуществлены для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

Date: 2015-07-24; view: 1575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию