Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика жанров





Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром – информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью – полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора.

Самый распространённый аналитический жанр – проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса.

Проблемная статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение – от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное – от посыла к выводу.

В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель – воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры дают читателю

возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным.

Очерк – одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Онформа) лица.

Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям.

Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка – изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Почти во всех газетах исчезла передовая статья.

Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс-интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук».

В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

На выбор темы влияет множество факторов, среди которых не только событийность, свежесть и необычность, но и круг читателей, для которых она адресуется.

Тема – это широкая категория, под которую подпадает всякая статья, это преступления, проблемы окружающей среды, здоровье, дипломатия, экономика, культура, политика. Можно сказать, что теоретически все темы равны, но на практике все по-другому.

Тема преступлений, например, более ценна, чем мода, потому что явно привлечет больший интерес. Каждая категория делится на подразделы; например, в «преступления» войдут убийства, мошенничества, похищения, рэкет, наркотики, грабежи, шантаж, изнасилования, оскорбления.

Для аудитории в целом каждый из этих подразделов имеет свою ценность, обычно основанную на типичности его для данного общества или местности. Тут вступает в дело контекст. К примеру, похищения обладают большей ценностью как новости, чем оскорбления, поскольку происходят реже.

Конкретная цепь событий внутри темы – в этом весь смысл статьи. А основная ценность – редкость происходящего – существует независимо от аудитории. Редкостность – прямая и четкая оценка того, насколько необычно данное конкретное «событие». Недостаточная «редкость» события (наряду с недостаточной оперативностью) – основная причина того, что статью


отвергают.

«Событие» включает в себя еще три элемента:

1) Источник. Ценность «события» отчасти зависит от источника, давшего информацию. Представитель из оппозиции может сказать вам, что важный государственный деятель скоро уйдет в отставку, но если то же самое вам скажет сам этот деятель или кто-то из его ближайшего окружения, то ваш материал будет гораздо ценнее.


Будет еще лучше, если вы обнаружите, что, собираясь уходить в отставку, он умалчивает о настоящей причине своего ухода, а вы ее узнали и сообщаете читателям. Здесь же необходимо отметить самое главное: у всех источников есть свои резоны. Выясните какие.

Это может повлиять на крепость сюжета, даже на его истинность. Тот факт, что кто-то хочет вам что-то сказать, еще не делает это «что-то» новостью. Больше вероятности сделать хороший информационный сюжет, если выяснится, что кто-то хочет придержать сведения.

2) Осведомленность. Вопрос здесь заключается в том, много ли людей осведомлено о развитии интересующих вас событий. Наивысшей ценностью обладают статьи, где впервые сообщается о событиях, известных только источнику (и, может быть, еще их коллегам и узкому кругу посвященных). Ниже всего ценность у сюжетов, уже попавших в общее поле зрения, о которых сообщали по телевизору, по радио или в газете.

3) Время. Новости от времени не улучшаются. Однако само по себе время – не самый важный из факторов. Если вы узнали о крупном событии через три недели после того, как оно произошло, определяющим фактором будет не временной промежуток, число людей, уже знающих об этом событии. Если событие еще не стало общим достоянием, промежуток в три недели незначительно снизит информационную ценность этой новости.

Читатели не связаны напрямую с конкретными деталями статьи. Аудитория может быть широкой или специальной, но главное – узнать о ней как можно больше. Без этого вы не сможете судить о ее интересах и вкусах, а это нужно, чтобы дать оценку теме и событию.

Но ваши знания о читателях должны дать лишь общую установку для суждений, а не влиять на них поминутно и по мелочам. В тот день, когда вы начнете считать информационные сообщения товаром, рыночные характеристики которого можно просчитать, – в этот день вы перестанете быть журналистом.

В какой-то момент чрезмерное потакание тому, что вы считаете читательскими предпочтениями, обернется отфильтровыванием и отбрасыванием сюжетов, идущих вразрез с читательскими предрассудками, или изъятием «лишних» элементов сюжета, вроде контекста, объяснений и оговорок.

Очень важно развенчивать общественные мифы и бросать вызов удобным теориям – в этом отчасти состоит миссия журналистов. Вам не удастся ее выполнить, если вы чересчур беспокоитесь о реакции читателей, слишком стараетесь их ублажить.

Контекстом называется обстановка в определенном ареале распространения газеты, связанная с темой и событием и помогающая оценить его редкость. Контекст – причина, по которой информационная ценность статьи варьируется в зависимости от места события.

Контекст объясняет, почему еженедельник из норвежской глуши придаст истории об убийстве гораздо больше значения, чем нью-йоркская бульварная газета. В первом случае это событие – исключение, во втором – происшествие, повторяющееся много раз на дню.

Порой это срабатывает, казалось бы, противоположным образом. Так случается, когда некое событие происходит очень часто. Например, если собака укусит человека, это не новость. Но если какая-то порода собак принимается часто и сильно кусать людей – это становится новостью.


Каждый отдельный случай добавляет ценность собранию таких случаев. Иногда контекст широко известен, но чаще его приходится выяснять, он становится неотъемлемой частью события, которому посвящена статья. В этом случае контекст необходим. Контекст необходим в случае обвинений журналистики в негативизме, погоне за сенсациями и исключительном интересе к плохому.

Получив представление об этих основных факторах, легко составить представление об информационной ценности события даже на основе краткого изложения сути статьи.

Существует свод правил, который помогает мне определить ценность подлежащих выбору тем статей:

1) Чем устойчивее эффект того, о чем вы пишите, тем лучше и крепче статья. Новость, которая волнует людей не более дня, естественно, слабее той, которая овладевает их умами надолго.

2) В самом низу шкалы находятся статьи о том, что говорят люди, то есть статьи об идеологических спорах или о новых идеях. Это статьи из разряда «говорильни» – ничего не произошло, всего лишь кто-то что-то сказал.

Здесь журналистов подстерегают две ловушки, которые трудно избежать. Первая ошибка – считать, что если политик что-то сказал, мы обязаны это увековечить.

Вторая ловушка – так называемые псевдособытия: пресс-конференции, интервью и им подобные вещи. Пресс-конференции, вопреки мнению иных журналистов, не являются самодостаточной новостью. Строго говоря, ничего не произошло. Мир ничуть не изменился.

Единственно что произошло – какой-нибудь политик или знаменитость пожелали сделать какое-то заявление, движимые, как правило, собственными мотивами, главный из которых – реклама. Значение имеет лишь содержание их выступлений и ко всем псевдособытиям подходит скептически.

3) Далее на шкале ценности новостей располагаются статьи о том, что, по чьим-то словам, должно произойти.

Это статьи, посвященные угрозам или призывам к действиям. Подобные проповеди в слишком большом ходу у политиков. Но эти статьи обладают, по крайней мере, иногда одним достоинством: наряду с пустопорожней болтовней в них может содержаться и хорошая, настоящая информация.

4) Затем идут статьи о том, что, по чьим-то словам, происходит или происходило ранее. К таким относятся статьи об исследованиях и о людях, сделавших открытия. Пусть не сразу, но когда-нибудь это может стать событием.

5) На самом верху шкалы – статьи о том, что произошло совсем недавно. Это статьи о несчастных случаях, о катастрофах, о судебных слушаниях и о многих других свежих, реальных, могущих быть проверенными явлениях.

6) Важный элемент оценки ценности новостей – количество читателей, которых статья наверняка заинтересует.

Для радионовостей весьма важную роль играет звуковой ряд, это обусловлено спецификой работы. Поэтому вполне понятно, что на любой радиостанции особое внимание уделяется получению, как выражаются сами журналисты, «голоса». Для этого имеются специальные аппаратные, которые принимают так называемые «перегоны» звуковой информации.


Поскольку ни одна радиокомпания в мире не имеет такого штата сотрудников, чтобы записать собственный эксклюзивный материал с каждого мало-мальски серьезного события, именно благодаря обмену «картинками» между компаниями удается компенсировать этот недостаток.

Вместе с тем в вещании региональных радиостанций в идеале сообщения собственных корреспондентов должны составлять подавляющее большинство сюжетов.

Преимущества подобного подхода очевидны:

а) Это почти всегда эксклюзивный материал;

б) Репортаж с непосредственного места событий выглядит значительно

убедительнее для слушателей, чем материал, сделанный вдали от него;

в) Собственный корреспондент, как правило, лучше разбирается в специфических нюансах проблемы, ведь собкоры могут проследить некие подводные тенденции и течения.

К источникам местных новостей принадлежат местные органы власти: здесь имеются собственные пресс-службы, с которыми следует поддерживать связь. Правоохранительные органы, пожарная часть, скорая помощь – все эти службы нуждаются в прессе, как пресса нуждается в них.

Заслуживающие внимания новости могут появляться в коммунальных службах. Еще один источник информации – пресс-релизы, но в большинстве случаев радиожурналистам понадобится контакт с лицами или организациями, выпустившими пресс-релиз, для уточнения подробностей, проведения интервью и проч.

Не следует пренебрегать и такими источниками новостей, как все другие СМИ, сообщения радиослушателей, общение с коллегами, контакты с представителями общественных движений, финансовых и промышленных компаний. Местные новости могут черпаться из многих источников.

Но когда новость в ваших руках, задайте себе два вопроса: Можно ли полагаться на источник? Актуальна ли новость? При положительном ответе можно приступать к работе, для начала еще раз проверив и перепроверив достоверность информации.

Планирование и подготовка новостной информации осуществляется в редакции (службе новостей), куда стекаются все материалы: пресс-релизы, письма, телефонограммы, «наводки», проверенные и непроверенные факты.

Очень важно, чтобы существовала система оценок поступающим сведениям для распределения их по назначению либо сохранения с целью последующего использования.

Некоторые службы новостей ведут специальный редакционный дневник, в который в письменной или электронной форме загодя заносятся события, ожидаемые на тот или иной день.

Вопросы:

1. Какие классические, традиционные и инновационные представления о публицистическом выступлении социального звучания в прессе вам известны?

2. Какой исторический экскурс и определение места и роли информационно-аналитического публицистического творчества на страницах прессы в идеологическом контексте вы можете назвать?

3. Какое социально-политическое звучание информационноаналитического выступления как индикатора и катализатора прогресса общества можно определить в прессе?

4. Какая дифференциация оттенков понятия «проблемное

публицистическое выступление» в зависимости от целей, функций и методов его подготовки существует в информационно-аналитической журналистике?

5. Как вид общественно-политической литературы и форма выражения общественно-политической мысли выражается в информационноаналитической журналистике?

6. Как характеризуется «острое идеологическое оружие» и инструмент социального самопознания?

7. Как публицистика и творчество проявляются в манипулятивных информационных технологиях?







Date: 2015-07-24; view: 779; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию