Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные жанры





Для текстов составляющих основную массу этой группы характерен интерес к единичному факту, в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода отвечают на три классических вопроса журналистики: Что? Где? Когда?

Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве.

Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных).

Принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент.

Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

Ø Оперативность;

Ø Релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;

Ø Декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;

Ø Очищенность сущностной информации от «шумов»

(дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);

Ø Краткость информации.

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков.

В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.

К информационным жанрам можно отнести: заметку, корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос – ответ, репортаж, некролог.

Основным функциональным назначением жанра заметка является передача актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели.

Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

Структура этого жанра состоит из трех элементов: заголовок – Лид – зачин – подробности. Лид всегда фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации.

Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, получивший субъективное предпочтение автора и редактора), во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно.

Принципы построения расширенной информации имеют такие же требования, как и в заметке. В начало ставится главный факт, который в дальнейшем подвергается развернутому пояснению.

Однако здесь необходимо позаботиться не только о привлекающем внимание лиде и зачине, но и о соразмерности различных частей, так как в подобного рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги. Неизменным остается одно – наличие событийного ядра. В расширенной информации должна присутствовать и заключительная часть.

По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров.

В структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции.

Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа.

Основная задача журналиста в репортаже – создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

Журналистский репортаж – помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой «цепочки» впечатлений, суммы эпизодов.

Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей «сиюминутных» ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий «нерв» специфических сложностей репортажного жанра.

Стержнеобразующий жанровый элемент – отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства.

Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события (в литературоведении такое время называют концептуальным), но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению.

Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события.

Эффект присутствия – не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка, с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание.

Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия.

Выделение жанра интервью произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью).

В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал.

Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: Что? Где? Когда?

Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: Почему? Каким образом? Что это значит? – то в результате может появиться аналитический материал.

Структурно-композиционное построение интервью основывается не четко обозначенными вопросами, а темой. Здесь респондент высказывает мысли по своему усмотрению.

Журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником. Теоретики считают, что исходный метод информирования читателя посредством сообщения ответов осведомленного лица на вопросы журналиста переживает в современной журналистике заметную эволюцию по следующим направлениям:

Ø Увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в беседе;

Ø Отношение к собеседнику как источнику информации преобразуется в интерес к нему самому как личности;

Ø Локально-информационная, комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы, началу широкой дискуссии.

Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты. Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет.

Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника – его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать.

Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие (экспресс-интервью, микроинтервью). Но это может быть и развернутый монолог – ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события.

Текст интервью в большинстве случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего (или происходящего). В нем господствует не столько факт, сколько отношение к нему. Главное в интервью (то, ради чего оно задумано) – побудить читателя к ответственности за собственную жизнь, обозначить нравственные ориентиры, помочь подавить в себе внутренний «скулеж». При этом журналистка постоянно варьирует вопросы к собеседнику – личные и общие.

Аналитические жанры. Объект аналитической публицистики – группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, метод – исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций.

Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: Как? Почему? С какой целью? С какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие – не только объект, но и цель, во втором – факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

Функционирование аналитических жанров в российских СМИ связано с нацеленностью изданий не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров.

Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.

К аналитическим жанрам относят: аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию.

Сложность структурной организации информационных жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые на начальной стадии обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними.

Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения.

Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

Ø Выдвижению основного тезиса для доказательства;

Ø Построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики – одна из примет современных СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась.

Именно в последнее десятилетие в ответ на экспансию «интенсивной журналистики» получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта.

Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Комментарий – это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может – факт, уже обнародованный ранее.

Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией. Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу.

Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, с другой – предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы.

В комментарии главное – прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз – лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария.

Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством – следить за движением мысли публициста всегда любопытно. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

Среди композиционных узлов комментария выделяют:

Ø «Ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

Ø «Постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

Ø Столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

Ø «Рекомендация» (своего рода «синтез») – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);

Ø «Образный ориентир» – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни.

 

Вопросы:

1. Какое многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности вам известно?

2. Какие основные типы ситуаций, составляющих предметную область журналистики вы можете перечислить?

3. Какое многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности как фактор дифференциации творческой деятельности журналиста существует в информационной журналистике?

4. Какая многоцелевая ориентация журналистского творчества, обусловленная полифункциональностью журналистики присутствует в информационной журналистике?

5. Какие основные виды существующих целей обращения к аудитории вам известны?

6. В чем заключается поливариантность целей как фактор дифференциации творческой деятельности журналиста?

7. Какие жанровые модели журналистских текстов как модификации основных характеристик журналистского произведения под воздействием факторов дифференциации вам известны?

8. Какие технологии, необходимые для осуществления определенных жанровых моделей, как модификации способа творческой деятельности журналиста вы можете перечислить?

9. Какие уровни дифференциации творческой деятельности журналиста вам известны?

10. Какие группы жанров, объединенные предметно-объектными характеристиками отражаемой действительности существуют в информационной журналистике?

Date: 2015-07-24; view: 3677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию