Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материала





Тезисы:

Раскрывая свежий номер газеты или журнала, мы, прежде всего, пробегаем взглядом по заголовкам, рассчитывая получить представление о содержании текста, бегло познакомиться с ним. Но, даже прочитав текст до конца, мы возвращаемся к заголовку, чтобы соотнести полученную информацию с первоначальным впечатлением от текста.

Название, таким образом, не просто некий ярлык для текста, – это неотъемлемая часть журналистского произведения, связанная с текстом не только по содержанию, но и по стилистике и функциям.

Заголовок берет на себя важные функции в тексте. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции. У заголовка к информационному сообщению доминирующей становится информативная функция. В заголовке к публицистическому тексту ведущей всегда оказывается оценочная функция. В нем выражается авторская позиция.

Однако нельзя говорить только о единстве заголовка и текста, ведь журналистское произведение невозможно рассматривать вне газетной полосы.

На страницах газеты заголовок тоже не имеет самостоятельности – там он становится частью заголовочного комплекса. Б. Я. Мисонжников определяет заголовочный комплекс, как «предваряющую публикуемый материал конструкцию из слов, словосочетаний и предложений, которая образуется из специальных смысловых элементов»

Смысловые элементы в свою очередь предназначены для привлечения внимания к материалу, указания на основное содержание публикации, обозначения авторской позиции и формирования у читателя определенного настроя на восприятие публикации.

Основным элементом заголовочного комплекса является заголовок.

Заголовок должен соответствовать таким требованиям, как:

Ø Информативность;

Ø Соответствие основному смыслу текста;

Ø Отражение авторского отношения к содержанию;

Ø Краткость;

Ø Стилистическая выразительность.

Остальные элементы заголовочного комплекса носят вспомогательный характер, и «обслуживают» заголовок, усиливая его информативность выразительность, указывая на жанровый и тематический вид публикации, на отношение автора и редакции к ее содержанию.

Социальная информация. Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно пополняемые сегодня.

Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной. Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы.

Само слово «социальный» буквально означает «общественный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда существенные различия в отношении к информации, возникающие между представителями тех или иных социальных слоев и групп.

Итак, социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

По данным ЮНЕСКО, спады, которые время от времени переживают традиционные секторы бизнеса, в передовых странах не затрагивают рынок коммуникаций: инвестиции в него год от года растут рекордными темпами.

Добавим, что эти тенденции складываются не случайно а как закономерность, охватывающая жизнь всего человеческого рода Мир вступил в стадию развития, которая называется информационным обществом. У этого понятия нет общепризнанного определения. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся.

Во-первых, информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские технические, энергетические) теряют былое значение.

Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым ин формационным ресурсам и активно используют их в своих интересах.

В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Теперь уже не природные богатства или размеры страны составляют залог ее влияния в мире а владение знаниями и средствами их приобретения.

Соответственно мощь государств (в том числе в военной области) измеряется величиной и разнообразием их информационных «арсеналов» Одним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми информационно-компьютерными технологиями.


Национальные интересы в сфере информации:

Ø Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области передачи, производства и распространения информации, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала;

Ø Информационное обеспечение государственной политики,

доведение до российской и международной общественности достоверной информации о политике России, ее позиции по социально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

Ø Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, коммуникации и связи;

Ø Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и

телекоммуникационных систем на территории России.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики.

В структурном плане целостную систему журналистики представляют три группы средств информации:

Ø Печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

Ø Аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;

Ø Информационные службы – телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

Идейно-нравственные качества. Они не случайно называются в первую очередь. Журналистика, по объективному своему положению, есть дело сначала общественное, а потом уже производственное или личное.

Не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и потомков, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя зрелым профессионалом.

Наибольшая нагрузка у журналистов ложится на зрение, опорнодвигательный аппарат, нервную систему и, конечно, сердечную мышцу. С учетом этих наблюдений венгерские медики предложили ряд мер по укреплению здоровья журналистского корпуса:

Ø При приеме на работу обязательно проверять физическую пригодность;

Ø Создавать условия для регулярных занятий спортом,

популяризировать активные формы отдыха;

Ø Запретить курение в редакциях, учитывая, что журналисты курят гораздо больше, чем население в целом;

Ø Популяризировать рациональное питание и бороться с потреблением алкоголя;

Ø Организовывать постоянное врачебное дежурство для контроля за здоровьем журналистов, проводить их медицинские обследования;

Ø Осуществлять специальную программу для лечения гипертонической болезни и заболеваний опорно-двигательной системы.

Время – ценнейший ресурс профессионала с точки зрения повышения производительности труда и сбережения творческого потенциала. Дополнительную возможность рационально распорядиться им дают специальные приемы, проверенные многими поколениями журналистов.


Специалисты по научной организации журналистского труда рекомендуют следующие способы экономии времени:

Ø Параллельная работа над несколькими заданиями (согласимся, что неразумно выезжать в дальнюю командировку ради одного материала: кроме, например, заготовок для проблемного очерка, в блокноте и фотокамере окажутся еще и зарисовка о человеке необычной судьбы, и деловое интервью, и жанровые сценки на улице);

Ø Поручение части заданий помощникам (в этом качестве выступают и постоянные авторы, которыми окружает себя опытный профессионал, и студенты-практиканты, и люди, решившие попробовать себя на поприще журналистики, – выбор у корреспондента всегда есть);

Ø Использование максимального количества источников информации (вместо того чтобы подолгу разыскивать и ожидать единственного человека, способного дать сведения);

Ø Аккредитация при пресс-центрах организаций и предприятий (согласно российскому законодательству, организации как бы «прописывают» у себя представителей некоторых СМИ, обеспечивая их своей деловой документацией, заблаговременно приглашая на свои мероприятия, предоставляя помещения, технику и условия труда, – это и есть аккредитация);

Ø Изучение других СМ И (регулярно знакомясь с выпусками новостей по телевидению и радио, воспитав в себе привычку просматривать свежую прессу, журналист получает подсказки — актуальные темы, адреса, способы разработки сюжетов, на самостоятельный поиск которых уходит больше времени, чем на сочинение текста);

Ø Использование оргтехники (этим словом обозначаются устройства, предназначенные для механизации и автоматизации работы с информацией: компьютеры, факс-аппараты, видеомагнитофоны для автоматической записи теленовостей в отсутствие хозяина дома);

Ø Применение научных методик работы с информацией (ведение картотек, статистическая обработка больших массивов данных, владение системой библиографического поиска);

Ø Самоконтроль (проверка и оценка выполнения дел,

запланированных на день, на неделю; естественно, для этого нужно выработать привычку составлять и записывать такие планы);

Ø Самонаблюдение (специалисты давно пришли к выводу о том, что иногда бывает полезно на неделю завести дневник самоконтроля; в нем регистрируются все потраченные часы и минуты, и тогда выясняется, что, например, продолжительные вечерние беседы по телефону являются главной причиной постоянной нехватки времени).

Для журналистики живой контакт с аудиторией важен втройне. В момент своего рождения она дополнила и отчасти заместила непосредственное межличностное общение.


Публикация статьи в газете или выступление по радио являются все же актами общения одностороннего, поскольку автор не получает ответного импульса от читателя или слушателя. Техническое совершенствование коммуникаций способно привести к полному подавлению аудитории автором, но оно же способно помочь в преодолении суррогатности однонаправленного информационного обмена.

Все дело в выборе цели, ради которой используется техника. Если мы действительно настроены на диалог, то надо переключить мощности линий связи с усиления роли коммуникатора на трансляцию голосов из внешнего мира.

На основе опыта выделяются следующие формы обратной связи:

Ø Эпистолярнаяформа обратной связи (почта редакций, сюда же можно отнести обращение по телефону, к которому в последние годы граждане прибегают чаще, чем к письмам);

Ø «Мгновенная»форма обратной связи (по телефону в момент теле- или радиопередачи, а также прямое включение камер и микрофонов для трансляции мнений аудитории; в газетной практике подобную функцию выполняют беседы с читателями по «горячему телефону»);

Ø Соавторская форма обратной связи (привлечение авторского актива для подготовки выпусков изданий и программ);

Ø Тестирующая форма обратной связи (выяснение позиций аудитории по поводу работы редакции или предмета обсуждения в СМИ – с помощью анкет, личных интервью, телефона);

Ø Консультативнаяформа обратной связи (обсуждение продукции редакции в ходе читательских и зрительских конференций, устных выпусков издания, дней открытого письма);

Ø Экспертнаяформа обратной связи (изучение обзоров работы СМИ, исследовательских и научно-критических материалов о журналистской практике, мнений специалистов-экспертов);

Ø Исследовательскаяформа обратной связи (рейтинговые замеры динамики реальной аудитории изданий или программ и углубленное изучение состояния аудитории, в том числе по заказу редакции).

На рубеже 1980-х и 1990-х годов были сформулированы научные представления об информационном обеспечении гласности. Оно включает в себя следующие слагаемые:

1. Открытость в деятельности государственных и общественных организаций. Общественности известны их структура, персональный состав, распределение компетенции. Гражданам и журналистам обеспечен доступ к должностным лицам и отчетным документам организаций.

2. Наличие статистики, соответствующей международным стандартам и охватывающей помимо производственной и непроизводственную сферу жизни общества.

3. Существование развитой социологической службы, позволяющей оперативно выявлять общественное мнение, прогнозировать возможные последствия принятия или, напротив, непринятия тех или иных мер.

4. Доведение с помощью СМИ до сведения широкого круга лиц альтернативных, авторских концепций решения социально значимых вопросов. Превращение печати, телевидения и радио в трибуну общественного мнения, канал выражения плюрализма мнений и интересов.

5. Открытость в отношении не только настоящего, но и прошлого страны (организация доступа к архивам, публикация документов министерств и ведомств по истечении определенного срока), будущего (выпуск изданий, знакомящих всех заинтересованных лиц с проектами законодательных актов, введение правила предварительной публикации проектов других нормативных актов).

6. Публичность: от назначения или избрания на руководящие должности до публикации в специальных изданиях решений судов по гражданским и уголовным делам, вступивших в законную силу

Заголовки публикаций разных типов и жанров. В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций разных типов.

Так, для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных. Например: «Столкновение автобуса с поездом», «Два кандидата на один пост». Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа интервьюируемого на вопрос журналиста.

Например: «Экономические мифы не вечны» (из интервью с экономическим советником президента). Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и тому подобных оборотов.

Например: «Звезды и Млечный путь» – заголовок очерка в «Известиях» о ветеране Великой Отечественной войны, «Игры с плавающим

Кашпировским» – заголовок репортажа в той же газете о встрече журналиста с обитателями дельфинария.

Однако, выбирая слишком образные, усложненные заголовки, газетные оформители нередко совершают ошибку: соревнуясь в оригинальности заголовков, они достигают обратного эффекта.

Просматривая свежий номер газеты, читатель может отказаться разгадывать непонятные ему заголовки и пройти мимо важных публикаций. Газетный заголовок должен быть понятен любому читателю – об этом требовании нельзя забывать ни журналисту, занятому поиском названия для своего произведения, ни сотруднику редакционного секретариата, готовящему этот текст к публикации.

Другая ошибка в оформлении заголовков связана с использованием в газете дополнительного цвета. Цветной заголовок – красный, зеленый – резко выделяет публикацию на газетной полосе. Однако этим приемом при оформлении газеты следует пользоваться осторожно. Если на полосе все заголовки или их большинство будут выделены дополнительным цветом, это приведет лишь к пестроте оформления.

Выделить все – значит не выделить ничего. Опытные оформители применяют дополнительный цвет для выделения лишь одной-двух важнейших публикаций на полосе, концентрируя, таким образом, на них внимание читателей.

Стиль заголовков в газете – одно из ее отличий от других периодических изданий. Этот стиль не следует менять в течение достаточно длительного времени. По стилю заголовков публикаций, как и по другим особенностям дизайна издания, постоянный читатель может узнавать свою газету, даже не глядя на ее название.

Вопросы:

1. Как проходит поиск и разработка темы журналистского выступления в газете, журнале?

2. Какие особенности разработки темы заголовка информационного материала вам известны?

3. По каким принципам готовится заголовочный комплекс: рубрика, заголовок, подзаголовок?

4. Дайте характеристику видам заголовков: обыкновенный, с рубрикой, с подзаголовком, с афишкой, с иллюстрацией; «шапка», рисованный заголовок, заголовок из репродуцированных букв, заголовок, нарисованный на фотографии.

5. Как журналист использует понятие жанра в своей творческой деятельности?

6. Что такое жанр газетных публикаций?

7. Какие важнейшие отличительные черты жанров газетной

публицистики вы знаете?

8. Каковы особенности назначения различных жанров публицистики?

9. Какие жанры новостной информации используют в газете?

10. Каковы цели обращения журналиста к диалогическим жанрам публицистики?

11. Что общего между комментарием, корреспонденцией и статьей и каковы их различия?

12. Чем рецензия и обзор СМИ отличаются от других ситуативноаналитических жанров публицистики?

13. Что вы относите к эпистолярным жанрам публицистики? Каковы жанровые особенности письма в газете?

14. Почему зарисовку и очерк называют художественно-

публицистическими жанрами публицистики? Что является в них предметом отображения?

15. Что вы относите к сатирическим жанрам публицистики? Каковы их назначение и основные жанровые признаки?

16. Каковы жанровые особенности эссе в газете?

17. Какие жанры публикаций других типов вы знаете?







Date: 2015-07-24; view: 614; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию