Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полиграфическая техника и полиграфические процессы





До изобретения Иоганном Гутенбергом печатной формы из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе, книгопечатание производилось с цельных деревянных или металлических досок. На них предварительно вырезались или с помощью трафаретов выплавлялись буквы. В 1814 г. применение парового пресса вчетверо увеличило производительность печатного оборудования.

В изобретенном через 70 лет линотипе были уже соединены набор, выключка (изменение пробелов) строк, их отливка и разбор матриц. В конце ХIХ века был сконструирован первый монотип – наборная строкоотливная машина, управляемая от перфоленты.

В 1906 г. профессор Артур Кори впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца. Это послужило основой для создания впоследствии факсимильных аппаратов, позволяющих передавать газетные страницы для печати за тысячи километров от редакции.

Фотонаборная техника начала осваиваться в издательском деле лишь во второй половине ХХ века, хотя первая фотонаборная машина была разработана англичанами еще в 1922 году, но патент на это изобретение купила крупнейшая линотипная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы избавиться от грозного соперника их продукции.

В 50-е гг. появилась механическая технология фотонабора, в начале 60-х – оптико-механическая, в конце десятилетия – электронная технология. К началу 70-х гг. две трети полиграфических предприятий США уже использовали фотонабор. В конце этого десятилетия пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.

Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Поэтому первым делом надо выбрать гарнитуру (комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам).

В то же время надо учитывать, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные); по наклону (прямые, курсивные и наклонные); по плотности (нормальные, узкие и широкие), по заполненности (оттененные, контурные и штрихованные), по емкости (число знаков в строке), по размеру (высоте), или кеглю.

Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не больше двух-трех гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание.

Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равна двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки).

Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру. Если все строки в текстовом блоке (за исключением начальных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь одинаковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе определенный ритм, стройность и графическую завершенность. Особое внимание следует обратить на переносы.

Ими не следует разделять:

Ø Фамилии от инициалов;

Ø Цифры, образующее одно число (если две цифры 2000-2010, то тире остается в первой строке);

Ø Сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с цифрами (ТГПУ или G7);

Ø сокращенные слова от имен собственных (тов. Иванов);

Ø Цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова

(при перечислении);

Ø Знаки и обозначения от следующих за ним цифр (50 %, п.15).

Не должно быть неблагозвучных переносов или затрудняющих понимание текста.

Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте:

Ø Курсивом (светлым или полужирным), прямым полужирным шрифтом;

Ø Разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами;

Ø Набором прописными буквами, шрифтом другой гарнитуры;

Ø Набором строк на неполный формат, с отступом от левого края

(втяжка);

Ø Линейками, заключением в рамку;

Ø С помощью цвета;

Ø Вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета), использованием буквицы (инициала), размер которой обычно 16-24 кегля.

Эти и другие графические способы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформлении таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме.

Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под углом; конструировать его из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса и тестовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 1:3 до 1:12.

Применяемые для заголовков кегли титульных шрифтов определяются значением публикации, местом на полосе, объемом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики).

Если шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, относятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы, линейки и украшения – к вспомогательным, призванным разделить газетный материал на блоки, не потеряв при этом его органического единства и выделив все, что повышает читательское восприятие.

Оптимальная величина пробела между колонками текста – 12 пунктов (4,5 мм), раньше допускался пробел в 6 пунктов, но при этом между колонками ставилась светлая разделительная линейка.

Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Неизменным для основного текста должен быть пробел между строками.

Обычно межстрочный пробел в 1,2 раза больше кегля шрифта, которым набраны строки. В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), прибегают к комбинациям сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придает взятому в рамку блоку особую значимость.

Но заключение каждого текстового блока на полосе в отдельную рамку – устаревший прием, к тому же рамка заголовка может вызвать иллюзию разделения единого блока на части, воспринимаемые уже как самостоятельные. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за ее пределы выходит какой-то элемент.

Верстка и печать. Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет – графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления.

На макете указываются линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Зная количество знаков во всем тексте и в одной строке, площадь, которую займет заголовочный комплекс, можно добиться точности макетирования и избежать потом (при верстке) неприятных сюрпризов, когда образуются свободные места, белые пятна, или «хвост» материала, не вместившегося в запланированное на макете место.

Ускорить макетирование позволяет модульная сетка – система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии регламентируют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные – единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания.

Компьютер избавляет от необходимости вычерчивать на бумаге подробные графические макеты. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и при необходимости использоваться.

Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асимметричной.

При верстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный, ступенчатый, вид (у колонок разные высоты или широкий формат текста сменяется на узкий).

Ломаная верстка сложнее прямой, но позволяет придать динамизм композиции, разнообразить построение полосы. Иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Правда, компьютерная техника позволяет и текстовые материалы (особенно для выделения частей публикации) разверстывать в виде пирамиды, треугольника, круга.

Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам:

На открытие (левый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот («нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мельница, или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали).

Использование различных вариантов размещения материалов на полосе призвано привести к ее целостности, обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и пропорциональность в компоновке публикаций.

В ряде изданий для особо оперативной информации применяется «раздельная верстка», с места событий журналист передает уже сверстанный материал.

Но это требует от журналиста высокой технической квалификации: ему надо пользоваться модемом для передачи информации, часто использовать и настольно-издательские системы.

Верстка – это не только способ расположения материалов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал.

Раньше версткой занимался типографский работник, сейчас – редакционный дизайнер, если редакция имеет собственное компьютерное оборудование.

После верстки начинается печать. Существуют несколько способов печати: высокая, плоская, глубокая, трафаретная.

Способ высокой печати заключается в том, что литеры и клише возвышаются над поверхностью печатной формы и потому принимают с валков краску, которую затем передают на бумагу.

При плоской печати печатающие и не печатающие элементы лежат в одной плоскости и действует принцип не смешиваемости масла и воды. Но способ контактной печати с плоских форм в ХХ веке заменился офсетом: краска с печатной формы (цинковой, алюминиевой) стала передаваться под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового цилиндра, а с нее на бумагу. Первая офсетная печатная машина была создана в США в 1905 году.

При глубокой печати оттиск получают с форм, на которых краска находится в углубленных печатающих элементах. Глубина их на форме изменяется в зависимости от насыщенности светотеней воспроизводимого изображения. Поэтому на оттиске образуются слои краски различной толщины и создаются тончайшие градации и переходы тонов.

Это уникальное преимущество глубокой печати реализуется при производстве иллюстрированных журналов, однако при этом способе рисунок букв может быть деформирован, так что текст получается более качественным при высокой и плоской печати.

Трафаретная печать – это воспроизведение текста и графического изображения при помощи шаблона (натянутой на рамку шелковой или полимерной сетки), вязкая краска продавливается резиновой планкой (ракелем) через отверстия сетки на воспринимаемую поверхность.

Раньше такой способ называли шелкографией, в настоящее время данный термин не употребляется, так как шелк перестал быть единственным материалом для трафаретов. Трафаретная печать широко применяется при изготовлении плакатов, обоев, упаковки, готовой продукции (надписи на бутылках, на шкале приборов), для раскраски тканей.

От всех этих способов печати радикально отличается фотонаборная технология, когда газеты, журналы, книги печатаются с фотоформ (диапозитивов или негативов).

Размер бумаги для печати определен стандартами. Лучше всего выбрать такой формат, который позволяет обрезать иллюстрации «в край», но не дает больших отходов при обрезке кромок. Широко известны применяемые с 1928 г. «Международные форматы бумаги» – форматы «А» (принцип формата – постоянное отношение стороны квадрата к его диагонали, равное 0,714-1:1,4).

Формат А2 применяют при издании таких газет общего типа, как «Известия», «КоммерсантЪ», «Красное знамя».

Формат А3 выбирают редакции районных, отраслевых, рекламных, развлекательных газет или еженедельников (например, «Томские новости», «Красноярская неделя»).

Формат А4 – выходят многие таблоиды и издания предприятий. Стандартные форматы отечественных газет измеряются величинами, кратными друг другу.

Экспедиционное оборудование – завершающая часть технологического комплекса по выпуску газеты. Оно работает в линию с печатной машиной и считает, формирует пачки, упаковывает их и маркирует. Для промежуточного хранения предварительно отпечатанных тетрадей (рекламных вкладок и приложений) используются накопители в форме сменных барабанов.

Дизайн полиграфических изданий – это художественное конструирование. Газетный дизайн предполагает сочетание 3 принципов:

1) Удобства (чтения – для читателей, создания и оформления – для журналистов, полиграфического исполнения – для полиграфистов);

2) Экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов);

3) Красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления – все это определяет графику газетного дизайна.

Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать более или менее постоянную композиционно-графическую конструкцию издания, именуемую моделью. Это образец, эталон композиции и графики газеты.

Модель включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных элементов газеты (формата полосы, количества колонок, стандартного пробела, модульной сетки распределения материалов по рубрикам и полосам, логотипа издания, колонтитула, блока «адрес и служебные сведения», титульных и текстовых шрифтов, заголовков, иллюстраций, линеек, маркеров).

Красота газетного дизайна заключается в логичности, простоте и четкости. Конструирование основывается на модульной сетке, определяется избранным видом верстки и количеством материалов, которые необходимо разместить на полосе.

Рисунки шрифтов должны быть близки друг к другу. Набивать их рекомендуется строчными буквами. Прописными буквами даже при наборе подзаголовка не следует злоупотреблять (текст, набранный прописными буквами, воспринимается медленно, утомляя читателя).

Первая полоса определяет лицо номера, поэтому на нее должен быть вынесен самый яркий фотоснимок, сюда же можно поместить и анонс важнейших публикаций.

Эволюция газетного дизайна отражает этапы развития всего общества. В 50-е гг. ХХ в. преобладал сформированный еще во время войны обезличенный, экономный и подчеркнуто технический стиль.

Преобладали широкие текстовые колонки, узкий петит в текстовом наборе, мелкие заголовки, ограниченное количество гарнитур и иллюстраций. Газеты из-за скудости оформительских средств походили одна на другую.

Содержание газет меняется. Текстовых материалов становится больше, но их объем сокращается. Если традиционно соотношение текста и графики в общенациональных газетах было 60% на 40%, то теперь наблюдается обратная пропорция.

Современный читатель скорее «сканирует» газету, чем читает, не вникая в объемные аналитические материалы. Поэтому большие материалы сопровождаются краткими выносами-цитатами. Они могут содержать как главную мысль статьи, так и просто наиболее яркий пассаж. Занятой читатель информационной эпохи, просмотрев выносы, решает, какой материал читать.

Неизменными остаются лишь главные элементы газетного стиля – логотип и шапка. Но и здесь в некоторых изданиях в последнее время произошли перемены.

Развитие Интернета повлияло на оформление газет. Первые полосы все более насыщаются информацией, внедряются стилистические особенности Интернета: анонсы на верхних углах страниц, размещение под логотипом рекламных модулей, сделанные по образцу Интернет-сайтов боковые линейки. В то же время традиционная линейка, отделяющая один материала от другого, многие годы неизменный газетный атрибут, выходит из моды.

В развитии современного газетного дизайна можно выделить следующие тенденции:

Ø Стремление к использованию минимального количества шрифтов, линеек и других графических элементов;

Ø Широкое варьирование размеров заголовков и иллюстраций, возрастание их роли как информационно-образующих элементов полосы;

Ø Увеличение объема изданий за счет привлечения рекламы;

Ø Усиление значения первой полосы как формообразующей;

Ø Применение различными редакциями собственных оригинальных оформительских приемов и методов.

Date: 2015-07-24; view: 1563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию