Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интервью с Глазуновым





«Наш путь - вернуться к правде»

(Газета «Аргументы и факты» №23, 2006 г.)

К Илье Глазунову относятся неоднозначно, у него - миллионы поклонников и тысячи врагов. Но все признают его заслугу: он в одиночку воссоздал из руин Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

КАКИЕ художники и их творения нужны сегодня людям? За ответом корреспондент «АиФ» отправился в академию к ректору.

- Ваш любимый поэт Пушкин с иронией писал о либералах-материалистах, что для них нет никакой пользы в статуе античного бога Аполлона Бельведерского, «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь». Именно эти слова и стали девизом художников-авангардистов, которых вы так ненавидите.

— У них был ещё другой девиз: «Сапоги превыше Пушкина». Они хотели сбросить Поэта с «порта современности». Они избавлялись от сильных и талантливых конкурентов - старых мастеров. Отсюда чудовищные крики Малевича: «Уничтожим музеи - гробницы искусства». Я вообще с большим сомнением отношу Кандинского и Малевича к художникам.

«Черный квадрат»- это хулиганство, профанация. Не понимаю, как может директор Русского музея Гусев утверждать, что Малевич - чуть ли не лучший художник всех времён и народов?! Можно взять в раму и знак дорожного движения «кирпич», обозначающий «проезда нет», и писать огромные монографии о зове космоса, о том, что красное - это кровь. Словоблудничать, возможно, даже получать премии в разных номинациях... А это просто «кирпич».

Король-то гол!

В Швейцарии психиатры диагностируют «Синдром Кандинского». Если человек мыслит абстрактно, то есть «зашторивается» от реального мира, ему назначают уколы. Когда больной начинает рисовать домик и солнышко, значит, дело пошло на выздоровление.

 

Безумец Дали задавал шарады без ответов. Помните его картины - сидит Ленин в кепке, козырёк которой подпирают две палки, или горящую жирафу? Там нет мысли! Я бы назвал это формой шизофрении.

 

- Но почему тогда картины и Малевича, и Дали стоят ТАКИХ денег?

 

Реклама и биржа сегодня решают всё. Авангард завоевал весь мир. Это свидетельство глубокой душевной болезни общества нашего времени. Тот, кто любит живопись, не может её приобрести - слишком дорого. Покупают картины только так называемые новые русские, которые следят за конъюнктурой рынка. Они не заплачут от картины молодого художника, даже если она прекрасна. Скажут: "Ну, Пупкин! Ну и что? Нет бренда". Сегодня в моде и в цене русская классическая живопись - Шишкин, Айвазовский, мирискусники. Бизнесмены вкладывают деньги.

 

С моей точки зрения, сегодня торгуют не картинами, а бумажками - заключениями экспертов. Невооруженным глазом видно: на многих аукционах если не половина, так уж треть точно - подделки.

 

Всё сводится к чистогану. Если бы любили искусство, то помогали бы СОВРЕМЕННЫМ молодым художникам, как делали Третьяков, Мамонтов. Они не спрашивали никаких брендов-мендов. Понятие искусства сегодня убито, этим самым открыты настежь ворота для шарлатанства, мошенничества и голых королей во всех сферах культуры. Свои взгляды я изложил в книге "Россия распятая", второй том которой выйдет в сентябре.

 

Сегодняшнее искусство демократии – это возвращение военного коммунизма. Я был возмущён, когда по Телевидению показали, как голый 35-летний идиот бегает по Москве, трясет своими причиндалами и хватает людей за пятки. Это называется "современная инсталляция". Разве это не гаже "Черного квадрата"?!

 

Вот я сейчас разденусь и улягусь на столе. А нос накрашу вашей губной помадой. И это будет инсталляция. Это будет современно. Таких "мастеров", я считаю, надо или в дурдом сажать, или наказывать.

 

Большевики добились главного: свели всё к чёрному квадрату, к мнимому пролетарскому искусству. Даже Сталин сказал: "Народу это не понятно". Это правда - никто ведь до сих пор не понимает ни этих кубиков, ни шариков, ни коробочек. Авангард был сменен ложью соцреализма.

 

- В одном из учебников по живописи сказано: Соцреализм - правдивое отражение жизни в революционном её развитии". Это как?

 

- Нужно было представлять то, чего нет. Мне говорили, когда был студентом: "Если ты в деревне увидишь керосиновые лампы в избах, что будешь рисовать?" "Правду". - "Неверно! Ты должен написать лампочку Ильича, потому что через несколько лет наступит электрификация всей страны. А если будешь свои церквушки да всякое старьё рисовать – то ты не советский художник. У нас от завода по производству шарикоподшипников есть заявка на портреты лучших людей. Вот и шпарь по списку ударников труда".


 

Я возвратил России Академию живописи, ваяния и зодчества, где учат всех БЕСПЛАТНО. У нас строго догматическая программа Императорской академии, которая дала миру Врубеля, Сурикова, Иванова, Брюллова. Наш путь - вернуться к правде в живописи, которую прервал залп "Авроры". Сегодня все европейские академии прекратили своё славное существование - их задавил авангард. Я убеждён, что только тот, кто пройдёт столь трудную школу высокого реализма, станет художником. Школа - это крылья. Работа над натурой, изучение великих старых мастеров лежали и должны лежать в основе воспитания каждого будущего мастера.

 

Мои ученики ценятся во всём мире. Можно привести очень много примеров.

Алёша Стиль возглавляет Союз реалистов Лос-Анджелеса.

Окончивший несколько лет назад основанную мной академию, Олег Супереко гремит в Венеции, где его называют "русский Тинторетто". А прекрасная художница Царькова, не изменив православию, стала главным художником Ватикана.

 

- А ведь вы скептически настроены по отношению к женщинам - художницам.

 

- Я всегда по-рыцарски относился к женщинам и, как грешный раб божий, не мог устоять перед их красотой. Но всегда этому предшествовало волнение души. Честно говоря, думаю, назначение прекрасного пола - вдохновлять мужчин на великие подвиги и рожать детей. Но не всем женщинам это дано. И потому были Жанна д'Арк, Шарлотта Корде, боярыня Морозова. Если имён великих художников-мужчин не счесть, как колосьев в поле, то женщин- раз, два и обчёлся. Ангелика Кауфман, Серебрякова, Остроумова - Лебедева...

 

- А Мухина?

- Сомнительно. Ведь она взяла идею "Рабочего и колхозницы" из римской скульптуры "Тираноубийцы".

 

Должен отметить: сегодня наши девушки-студентки работают порою гораздо сильнее и целеустремлённее многих молодых мужчин - их сверстников. Я радуюсь их успехам и таланту.

 

- Ваши студенты сказали мне, что один известный художник покупает у них за бесценок курсовые работы, пририсовывает женщинам, например, кошачьи морды и продает за баснословные деньги. Вам об этом известно?

 

- Каждый художник выбирает свой путь. Я знаю гораздо больше, чем вы думаете. Мои студенты обычно говорят правду. Но отвечать на ваш вопрос не стану. Всегда
относился к коллегам с уважением. Жду от них того же.

 

- Что скажете насчёт мнения "Не признан - не гений"?

 

- В наше время "фабрик звёзд" любят поговорить на эту тему. Я не верю в непризнанных гениев. Настоящий творец напишет картину даже в тюрьме. Обычно до XX века всех гениев ценили при жизни. И эхо их величия множилось с веками.

- Микеланджело, Рембрандт, Тициан, Cyриков, навсегда oстались в искусстве. Как вы думаете, Илья Глазунов уже вошёл в историю?

- А разве кто-нибудь сомневается в этом? Даже мои враги — нет. Почему ЮНЕСКО наградила меня за вклад в мировую культуру и цивилизацию? Тамбовский волк я этой ЮНЕСКО, у меня нет там ни дяди, ни тёти. Но объясните мне, пожалуйста, почему ни одно средство массовой информации России не рассказывает о том, что я все свои работы подарил государству? Моя галерея - на сегодняшний момент самая посещаемая. Но это умалчивается. Недавно была выставка Ильи Глазунова в Омске по инициативе любящего искусство человека - губернатора Полежаева. Музей имени Врубеля, в котором шла моя экспозиция, работал без выходных и допоздна.


 

В настоящее время я намереваюсь благодаря поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова создать из личного собрания икон, лубков, шедевров итальянской, русской живописи, мебели московскую усадьбу - дом-музей Ильи Глазунова.

 

- Ходят слухи о ваших баснословных заработках...

 

- На зарплату ректора можно купить 3 рулона грунтованного холста.. А государственных заказов у меня нет.

 

За границей часто спрашивают, зачем я на своих студентов трачу столько душевных сил. Я чувствую великую ответственность за всех, кто был уничтожен во время геноцида моего народа. Именно поэтому я расцениваю свою работу художника как Служение, Долг Отечеству. Гениальный Васнецов сказал: "Я хотел бы, чтобы мое искусство было свечой, зажжённой перед ликом Божиим". И я, Илья Глазунов, мечтаю быть достойным повторить эти великие слова.

 

 

* * *

Илья Сергеевич Глазунов - уникальный художник, судьба которого вобрала в себя почти весь XX век. Его искания, страдания, обретения и открытия. Илья Сергеевич воплотил их не только в своих картинах, многим открывших глаза на отечественную историю, но и в книге «Россия распятая», над которой продолжает работать. В этой исповеди художника пульсируют Время и Мысль - боль за Россию и оживают люди, отдавшие ей свой талант и любовь. Роль Глазунова в возрождении национального самосознания русских огромна. Художник открывает несправедливо забытые страницы трудов русских учёных, один из них - Василий Маркович Флоринский...

 

«Особо жгучий интерес представля­ет для нас трагическая история и судь­ба балтийских славян, противостоявших германскому натиску на протяжении бо­лее тысячи лет. Сегодня как никогда важ­но осмыслить и увязать исторические уроки порабощения балтийских славян - наших прямых предков - с нынешней судьбой славянского племени.

Каким образом, - ставил вопрос русский ученый Флоринский, - эта многочисленная и сильная ветвь славянской народности могла так быстро ослабеть (в X—XI веках) и так лег­ко уступить своё место немецкому пле­мени (в XII- XIV веках)? Обыкновенно это объясняют, с одной стороны, недостатком у славян национального самосознания и единства, с другой стороны - бесцере­монной настойчивостью и бессердечной суровостью немцев при насильствен­ной германизации славянских земель. Германская политика в этом отношении весьма любопытна и поучительна. Меры, направленные к унич­тожению славянства, состояли: 1) в лише­нии славян земельной собственности под раз­ными предлогами; 2) в насильственной герма­низации, шедшей рука об руку с таким же вод­ворением католицизма; 3) в ограничении прав славян сравнительно с немцами и 4) в систе­матическом заселении немецким народом от­нятых или запустевших славянских земель».


Иными словами, это была политика беспо­щадно и умело прово­димого геноцида сла­вянских племён, не собранных тогда в кулак единого государства. Только Русь - Россия, благодаря политичес­кой мудрости наших правителей-царей, су­мела создать великое государство - храни­теля славянской идеи, которое не раз давало сокрушительный отпор разноплемённым заво­евателям. Но так было до 1917 года...

Невольно сравнива­ешь судьбу балтийских славян с судьбой русско­го народа после распада СССР, когда ази­атские народы заселяют и колонизируют опустевшие после большевистского гено­цида и войны 1941-1945 годов наши земли, города и сёла. И будут историки будущего времени рядить и объяснять, как это всё случилось и стало возможным и как исчез с карты мира многомиллионный русский народ. Сегодня со скорбной улыбкой вспо­минается национально-патриотический подъём 70-80-х годов XIX века, вызванный близким, казалось, объединением славян и освобождением Константинополя, над минаретами которого должен был вновь засиять православный крест. Но, увы, пос­ле долгого господства коминтерновцев, завоевавших Россию, мы вновь оказались под угрозой исторического небытия. Все­могущие силы мировой тайной политики, растоптав и отринув навязанную России идею коммунизма, заменили её идеалом «рыночной» демократии. Только называют нас теперь не кличкой «советские», а «рос­сияне», хотя мы были, есть и останемся русскими. Но как унижен сегодня русский человек, создатель и творец великого го­сударства Российского…

Вот почему сегодня особенно важно помнить, как и отчего погибли, раство­рились в чужом германском племени быв­шие хозяева балтийских земель, наши славянские предки. Тогда меченосцы Тев­тонского ордена, которых инструктирова­ли небезызвестные храмовники-тампли­еры, столь чтимые мировым масонством, развернули геноцид под лозунгом обра­щения славян-язычников в христианство, точнее, в католицизм.

Флоринский пишет: «...Почему славяне Х-ХII веков так ослабели, что почти сразу потеряли способность противодейство­вать германским вожделениям? Этого не­льзя объяснить ни духом принятого ими христианства, ни преклонением перед немецкою культурою... Чтобы сломить и искоренить народность, нужно прежде ослабить её численно и духовно и после того уже принимать меры к насильствен­ной ассимиляции. В этом роде должен был происходить и процесс обезличе­ния балтийских славян».

 

Какое верное и современное наблюде­ние! Разве подобное совсем недавно не произошло на Балканах? Разве не то же грозит России?»

«Ни в одном музее нет подобного собрания, в котором были бы так последовательно представлены особенности и своеобразие русской иконной живописи последнего пя­тисотлетия». Таково мнение выдающе­гося художника-реставратора Виктора Васильевича Филатова об уникальной коллекции, каждый раритет которой мог погибнуть или оказаться за границей, но теперь доступен для духовного любо­вания в Московской картинной галерее народного художника СССР Ильи Гла­зунова. Галерея эта - результат многолетних и подвижнических трудов. Коллекция фор­мировалась в основном из спасённых ху­дожником икон - тех, что чудом сохрани­лись на чердаках, в подвалах и других потаённых местах при погроме храмов в послереволюционные годы, и тех, ко­торые были обречены оказаться на кос­трах в хрущёвские времена. Тогда, по ут­верждению историков, было уничтожено больше храмов и икон, чем за весь до­военный период большевистского бо­гоборчества.

 

Что же побудило Илью Глазунова соби­рать произведения русской иконописи? В послевоенные годы, будучи студентом художественного института имени И. Е. Репина, Илья самозабвенно погружался в изучение отечественной истории и куль­туры. Особой вехой стала поездка в древ­ний волжский город Углич. «С Угличем у меня связаны чистые и светлые воспоми­нания, - пишет в своей книге «Россия рас­пятая» Глазунов, - когда впервые в жизни красота древнего лика России поразила и навсегда вошла в сознание великим и волнующим чувством Родины».

 

А открытие духовности и красоты рус­ской иконы пришло к нему в сибирском городе Минусинске, куда он приехал пи­сать этюды для будущей дипломной ра­боты. Испытанное при этом потрясение во многом определило его дальнейшую жизнь. Сначала он был поражён видом церкви, на древних стенах которой ви­сели старинные иконы. А потом состоялся разговор с обитавшим в Минусинске ссыльным потомком древнего княжеско­го рода Леонидом Леонидовичем Обо­ленским, человеком огромной культуры и эрудиции, бесконечно влюблённым в творчество Достоевского и русскую ико­нопись.

«Древнерусское искусство - это тот мир, который должен открыть для себя каждый художник, тем более русский, - наставлял молодого живописца Леонид Леонидович. - Матисс приезжал в Рос­сию, чтобы поучиться у наших иконопис­цев. Я помню, как он в Москве сказал, что Италия для современного художника даёт меньше, чем живописные памятни­ки Древней Руси». Далее, разъясняя Гла­зунову сущность иконописи, которую тот тогда считал для себя слишком условной, Оболенский говорил, что от иконы нельзя ждать реализма в его понимании. «Это то же самое, если вы будете, придя в балет, удивляться, почему люди не ходят, «как в жизни», а почему в опере не говорят, а поют... Задачей иконы не было изобра­жать повседневную жизнь - мускулы, зем­лю, леса, дома... Условность языка проис­текает не от неумения, а от стиля - тогда художник не живописал материальный мир, а создавал мир духовных понятий, нравственных категорий. Символов, если хотите, точнее - Евангельской Истины».

Возвратившись из Сибири, Глазунов сразу же направился в Эрмитаж, чтобы встретиться с самым большим знатоком русской иконописи и опытным рестав­ратором Фёдором Антоновичем Каликиным и показать ему несколько икон, три из которых были подарены Минусинским священником. Именно Фёдор Антонович преподал ему первые уроки по реставра­ции икон, их датировке, исходя из харак­терных признаков разных школ русской иконописи. А кроме того, под руководс­твом мастера художник сам отреставри­ровал две иконы. Поэтому в области рес­таврации он считает Ф. А. Каликина своим учителем.

После окончания института, преодоле­вая различные препоны, обусловленные бурной общественной реакцией на его первую персональную выставку в ЦДРИ, Глазунов наконец обосновался в Мос­кве. Здесь он ещё глубже вникает в за­хвативший его мир русской иконописи, чему способствуют регулярные поезд­ки на Русский Север, в древние города - Суздаль, Ростов Великий, Псков, Вла­димир, откуда он возвращается с новы­ми пополнениями для своей коллекции. Но доставались они ему нелегко. Напри­мер, в одном из сёл Архангельской об­ласти у председателя колхоза, которому было приказано спалить местную церковь к утру, удалось выпросить икону с изобра­жением Георгия Победоносца. И посколь­ку вывезти её было не на чем, пришлось нести икону на спине десять километров до. ближайшего шоссе. Потом, когда она была отреставрирована, её вешали на стену трое рабочих...

В другой раз, будучи в северных кра­ях близ Сольвычегодска, в разорённой церкви, переоборудованной под машин­но-тракторную станцию, он заметил под тарахтящим движком старую доску - ико­ну. Пришлось склонять механика извлечь её из-под движка. И тот сам подсказал, что заменить «доску» можно двумя шта­кетинами из забора, а его самого надо уважить бутылочкой. Так Глазунов стал обладателем иконы XVI века «Святитель Николай в житии»... И подобных случа­ев вызволения отеческих святынь было немало. Но коллекция пополнялась и за счёт покупок в антикварных магазинах, на развале икон и всевозможных предметов церковной утвари Измайловского рынка столицы, в других местах.

Поначалу обретённые художником ико­ны реставрировал он сам вместе со своей женой Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа. Только потом уже, когда его захлестнуло нараставшее обилие обще­ственных забот, стал привлекать к этому делу знакомых реставраторов. Своей ув­лечённостью русской иконописью Глазу­нов заражал друзей. А друзья у него были замечательные. Среди них - легендарный основатель журнала «Чудеса и приключе­ния» Василий Дмитриевич Захарченко. «Он был высокий, красивый мужчина с вью­щимися волосами и элегантно подстри­женными усами над выдающимся вперёд подбородком», - вспоминал о нём Илья Глазунов в книге «Россия распятая», рас­сказывая о том, как в шестидесятые годы прошлого столетия задумали они с Васи­лием Дмитриевичем создать Общество охраны памятников истории и культуры. Однако «после того как Хрущёв публично разорвал переданное ему Михалковым наше прошение о создании общества... секретарь советского Комитета защиты мира Михаил Иванович Котов и Захарчен­ко не побоялись создать секцию по охране памятников, из которой, но уже при Бреж­неве, был сформирован знаменитый ВОО-ПИК». Сколько сил они потратили на это! О галерее художника, где будет выставлено всё сотворенное и собранное им, тогда и не мечтал...

Велика ценность иконописного собра­ния Ильи Сергеевича Глазунова. Она не измеряется рублями или долларами и за­ключается не в качественном и количес­твенном составе. Уникальные творения православного духа наглядно свидетель­ствуют о непрерывности традиций, иду­щих от творчества первых иконописцев, начиная от знаменитого Алипия, работав­шего в древнем Киеве, до нашего време­ни - невзирая на все катаклизмы и потря­сения отечественной жизни.

 

 







Date: 2015-07-22; view: 781; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию