Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интервью с Глазуновым
«Наш путь - вернуться к правде» (Газета «Аргументы и факты» №23, 2006 г.) К Илье Глазунову относятся неоднозначно, у него - миллионы поклонников и тысячи врагов. Но все признают его заслугу: он в одиночку воссоздал из руин Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. КАКИЕ художники и их творения нужны сегодня людям? За ответом корреспондент «АиФ» отправился в академию к ректору. - Ваш любимый поэт Пушкин с иронией писал о либералах-материалистах, что для них нет никакой пользы в статуе античного бога Аполлона Бельведерского, «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь». Именно эти слова и стали девизом художников-авангардистов, которых вы так ненавидите. — У них был ещё другой девиз: «Сапоги превыше Пушкина». Они хотели сбросить Поэта с «порта современности». Они избавлялись от сильных и талантливых конкурентов - старых мастеров. Отсюда чудовищные крики Малевича: «Уничтожим музеи - гробницы искусства». Я вообще с большим сомнением отношу Кандинского и Малевича к художникам. «Черный квадрат»- это хулиганство, профанация. Не понимаю, как может директор Русского музея Гусев утверждать, что Малевич - чуть ли не лучший художник всех времён и народов?! Можно взять в раму и знак дорожного движения «кирпич», обозначающий «проезда нет», и писать огромные монографии о зове космоса, о том, что красное - это кровь. Словоблудничать, возможно, даже получать премии в разных номинациях... А это просто «кирпич». Король-то гол! В Швейцарии психиатры диагностируют «Синдром Кандинского». Если человек мыслит абстрактно, то есть «зашторивается» от реального мира, ему назначают уколы. Когда больной начинает рисовать домик и солнышко, значит, дело пошло на выздоровление.
Безумец Дали задавал шарады без ответов. Помните его картины - сидит Ленин в кепке, козырёк которой подпирают две палки, или горящую жирафу? Там нет мысли! Я бы назвал это формой шизофрении.
- Но почему тогда картины и Малевича, и Дали стоят ТАКИХ денег?
Реклама и биржа сегодня решают всё. Авангард завоевал весь мир. Это свидетельство глубокой душевной болезни общества нашего времени. Тот, кто любит живопись, не может её приобрести - слишком дорого. Покупают картины только так называемые новые русские, которые следят за конъюнктурой рынка. Они не заплачут от картины молодого художника, даже если она прекрасна. Скажут: "Ну, Пупкин! Ну и что? Нет бренда". Сегодня в моде и в цене русская классическая живопись - Шишкин, Айвазовский, мирискусники. Бизнесмены вкладывают деньги.
С моей точки зрения, сегодня торгуют не картинами, а бумажками - заключениями экспертов. Невооруженным глазом видно: на многих аукционах если не половина, так уж треть точно - подделки.
Всё сводится к чистогану. Если бы любили искусство, то помогали бы СОВРЕМЕННЫМ молодым художникам, как делали Третьяков, Мамонтов. Они не спрашивали никаких брендов-мендов. Понятие искусства сегодня убито, этим самым открыты настежь ворота для шарлатанства, мошенничества и голых королей во всех сферах культуры. Свои взгляды я изложил в книге "Россия распятая", второй том которой выйдет в сентябре.
Сегодняшнее искусство демократии – это возвращение военного коммунизма. Я был возмущён, когда по Телевидению показали, как голый 35-летний идиот бегает по Москве, трясет своими причиндалами и хватает людей за пятки. Это называется "современная инсталляция". Разве это не гаже "Черного квадрата"?!
Вот я сейчас разденусь и улягусь на столе. А нос накрашу вашей губной помадой. И это будет инсталляция. Это будет современно. Таких "мастеров", я считаю, надо или в дурдом сажать, или наказывать.
Большевики добились главного: свели всё к чёрному квадрату, к мнимому пролетарскому искусству. Даже Сталин сказал: "Народу это не понятно". Это правда - никто ведь до сих пор не понимает ни этих кубиков, ни шариков, ни коробочек. Авангард был сменен ложью соцреализма.
- В одном из учебников по живописи сказано: Соцреализм - правдивое отражение жизни в революционном её развитии". Это как?
- Нужно было представлять то, чего нет. Мне говорили, когда был студентом: "Если ты в деревне увидишь керосиновые лампы в избах, что будешь рисовать?" "Правду". - "Неверно! Ты должен написать лампочку Ильича, потому что через несколько лет наступит электрификация всей страны. А если будешь свои церквушки да всякое старьё рисовать – то ты не советский художник. У нас от завода по производству шарикоподшипников есть заявка на портреты лучших людей. Вот и шпарь по списку ударников труда".
Я возвратил России Академию живописи, ваяния и зодчества, где учат всех БЕСПЛАТНО. У нас строго догматическая программа Императорской академии, которая дала миру Врубеля, Сурикова, Иванова, Брюллова. Наш путь - вернуться к правде в живописи, которую прервал залп "Авроры". Сегодня все европейские академии прекратили своё славное существование - их задавил авангард. Я убеждён, что только тот, кто пройдёт столь трудную школу высокого реализма, станет художником. Школа - это крылья. Работа над натурой, изучение великих старых мастеров лежали и должны лежать в основе воспитания каждого будущего мастера.
Мои ученики ценятся во всём мире. Можно привести очень много примеров. Алёша Стиль возглавляет Союз реалистов Лос-Анджелеса. Окончивший несколько лет назад основанную мной академию, Олег Супереко гремит в Венеции, где его называют "русский Тинторетто". А прекрасная художница Царькова, не изменив православию, стала главным художником Ватикана.
- А ведь вы скептически настроены по отношению к женщинам - художницам.
- Я всегда по-рыцарски относился к женщинам и, как грешный раб божий, не мог устоять перед их красотой. Но всегда этому предшествовало волнение души. Честно говоря, думаю, назначение прекрасного пола - вдохновлять мужчин на великие подвиги и рожать детей. Но не всем женщинам это дано. И потому были Жанна д'Арк, Шарлотта Корде, боярыня Морозова. Если имён великих художников-мужчин не счесть, как колосьев в поле, то женщин- раз, два и обчёлся. Ангелика Кауфман, Серебрякова, Остроумова - Лебедева...
- А Мухина? - Сомнительно. Ведь она взяла идею "Рабочего и колхозницы" из римской скульптуры "Тираноубийцы".
Должен отметить: сегодня наши девушки-студентки работают порою гораздо сильнее и целеустремлённее многих молодых мужчин - их сверстников. Я радуюсь их успехам и таланту.
- Ваши студенты сказали мне, что один известный художник покупает у них за бесценок курсовые работы, пририсовывает женщинам, например, кошачьи морды и продает за баснословные деньги. Вам об этом известно?
- Каждый художник выбирает свой путь. Я знаю гораздо больше, чем вы думаете. Мои студенты обычно говорят правду. Но отвечать на ваш вопрос не стану. Всегда
- Что скажете насчёт мнения "Не признан - не гений"?
- В наше время "фабрик звёзд" любят поговорить на эту тему. Я не верю в непризнанных гениев. Настоящий творец напишет картину даже в тюрьме. Обычно до XX века всех гениев ценили при жизни. И эхо их величия множилось с веками. - Микеланджело, Рембрандт, Тициан, Cyриков, навсегда oстались в искусстве. Как вы думаете, Илья Глазунов уже вошёл в историю? - А разве кто-нибудь сомневается в этом? Даже мои враги — нет. Почему ЮНЕСКО наградила меня за вклад в мировую культуру и цивилизацию? Тамбовский волк я этой ЮНЕСКО, у меня нет там ни дяди, ни тёти. Но объясните мне, пожалуйста, почему ни одно средство массовой информации России не рассказывает о том, что я все свои работы подарил государству? Моя галерея - на сегодняшний момент самая посещаемая. Но это умалчивается. Недавно была выставка Ильи Глазунова в Омске по инициативе любящего искусство человека - губернатора Полежаева. Музей имени Врубеля, в котором шла моя экспозиция, работал без выходных и допоздна.
В настоящее время я намереваюсь благодаря поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова создать из личного собрания икон, лубков, шедевров итальянской, русской живописи, мебели московскую усадьбу - дом-музей Ильи Глазунова.
- Ходят слухи о ваших баснословных заработках...
- На зарплату ректора можно купить 3 рулона грунтованного холста.. А государственных заказов у меня нет.
За границей часто спрашивают, зачем я на своих студентов трачу столько душевных сил. Я чувствую великую ответственность за всех, кто был уничтожен во время геноцида моего народа. Именно поэтому я расцениваю свою работу художника как Служение, Долг Отечеству. Гениальный Васнецов сказал: "Я хотел бы, чтобы мое искусство было свечой, зажжённой перед ликом Божиим". И я, Илья Глазунов, мечтаю быть достойным повторить эти великие слова.
* * * Илья Сергеевич Глазунов - уникальный художник, судьба которого вобрала в себя почти весь XX век. Его искания, страдания, обретения и открытия. Илья Сергеевич воплотил их не только в своих картинах, многим открывших глаза на отечественную историю, но и в книге «Россия распятая», над которой продолжает работать. В этой исповеди художника пульсируют Время и Мысль - боль за Россию и оживают люди, отдавшие ей свой талант и любовь. Роль Глазунова в возрождении национального самосознания русских огромна. Художник открывает несправедливо забытые страницы трудов русских учёных, один из них - Василий Маркович Флоринский...
«Особо жгучий интерес представляет для нас трагическая история и судьба балтийских славян, противостоявших германскому натиску на протяжении более тысячи лет. Сегодня как никогда важно осмыслить и увязать исторические уроки порабощения балтийских славян - наших прямых предков - с нынешней судьбой славянского племени. Каким образом, - ставил вопрос русский ученый Флоринский, - эта многочисленная и сильная ветвь славянской народности могла так быстро ослабеть (в X—XI веках) и так легко уступить своё место немецкому племени (в XII- XIV веках)? Обыкновенно это объясняют, с одной стороны, недостатком у славян национального самосознания и единства, с другой стороны - бесцеремонной настойчивостью и бессердечной суровостью немцев при насильственной германизации славянских земель. Германская политика в этом отношении весьма любопытна и поучительна. Меры, направленные к уничтожению славянства, состояли: 1) в лишении славян земельной собственности под разными предлогами; 2) в насильственной германизации, шедшей рука об руку с таким же водворением католицизма; 3) в ограничении прав славян сравнительно с немцами и 4) в систематическом заселении немецким народом отнятых или запустевших славянских земель». Иными словами, это была политика беспощадно и умело проводимого геноцида славянских племён, не собранных тогда в кулак единого государства. Только Русь - Россия, благодаря политической мудрости наших правителей-царей, сумела создать великое государство - хранителя славянской идеи, которое не раз давало сокрушительный отпор разноплемённым завоевателям. Но так было до 1917 года... Невольно сравниваешь судьбу балтийских славян с судьбой русского народа после распада СССР, когда азиатские народы заселяют и колонизируют опустевшие после большевистского геноцида и войны 1941-1945 годов наши земли, города и сёла. И будут историки будущего времени рядить и объяснять, как это всё случилось и стало возможным и как исчез с карты мира многомиллионный русский народ. Сегодня со скорбной улыбкой вспоминается национально-патриотический подъём 70-80-х годов XIX века, вызванный близким, казалось, объединением славян и освобождением Константинополя, над минаретами которого должен был вновь засиять православный крест. Но, увы, после долгого господства коминтерновцев, завоевавших Россию, мы вновь оказались под угрозой исторического небытия. Всемогущие силы мировой тайной политики, растоптав и отринув навязанную России идею коммунизма, заменили её идеалом «рыночной» демократии. Только называют нас теперь не кличкой «советские», а «россияне», хотя мы были, есть и останемся русскими. Но как унижен сегодня русский человек, создатель и творец великого государства Российского… Вот почему сегодня особенно важно помнить, как и отчего погибли, растворились в чужом германском племени бывшие хозяева балтийских земель, наши славянские предки. Тогда меченосцы Тевтонского ордена, которых инструктировали небезызвестные храмовники-тамплиеры, столь чтимые мировым масонством, развернули геноцид под лозунгом обращения славян-язычников в христианство, точнее, в католицизм. Флоринский пишет: «...Почему славяне Х-ХII веков так ослабели, что почти сразу потеряли способность противодействовать германским вожделениям? Этого нельзя объяснить ни духом принятого ими христианства, ни преклонением перед немецкою культурою... Чтобы сломить и искоренить народность, нужно прежде ослабить её численно и духовно и после того уже принимать меры к насильственной ассимиляции. В этом роде должен был происходить и процесс обезличения балтийских славян».
Какое верное и современное наблюдение! Разве подобное совсем недавно не произошло на Балканах? Разве не то же грозит России?» «Ни в одном музее нет подобного собрания, в котором были бы так последовательно представлены особенности и своеобразие русской иконной живописи последнего пятисотлетия». Таково мнение выдающегося художника-реставратора Виктора Васильевича Филатова об уникальной коллекции, каждый раритет которой мог погибнуть или оказаться за границей, но теперь доступен для духовного любования в Московской картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова. Галерея эта - результат многолетних и подвижнических трудов. Коллекция формировалась в основном из спасённых художником икон - тех, что чудом сохранились на чердаках, в подвалах и других потаённых местах при погроме храмов в послереволюционные годы, и тех, которые были обречены оказаться на кострах в хрущёвские времена. Тогда, по утверждению историков, было уничтожено больше храмов и икон, чем за весь довоенный период большевистского богоборчества.
Что же побудило Илью Глазунова собирать произведения русской иконописи? В послевоенные годы, будучи студентом художественного института имени И. Е. Репина, Илья самозабвенно погружался в изучение отечественной истории и культуры. Особой вехой стала поездка в древний волжский город Углич. «С Угличем у меня связаны чистые и светлые воспоминания, - пишет в своей книге «Россия распятая» Глазунов, - когда впервые в жизни красота древнего лика России поразила и навсегда вошла в сознание великим и волнующим чувством Родины».
А открытие духовности и красоты русской иконы пришло к нему в сибирском городе Минусинске, куда он приехал писать этюды для будущей дипломной работы. Испытанное при этом потрясение во многом определило его дальнейшую жизнь. Сначала он был поражён видом церкви, на древних стенах которой висели старинные иконы. А потом состоялся разговор с обитавшим в Минусинске ссыльным потомком древнего княжеского рода Леонидом Леонидовичем Оболенским, человеком огромной культуры и эрудиции, бесконечно влюблённым в творчество Достоевского и русскую иконопись. «Древнерусское искусство - это тот мир, который должен открыть для себя каждый художник, тем более русский, - наставлял молодого живописца Леонид Леонидович. - Матисс приезжал в Россию, чтобы поучиться у наших иконописцев. Я помню, как он в Москве сказал, что Италия для современного художника даёт меньше, чем живописные памятники Древней Руси». Далее, разъясняя Глазунову сущность иконописи, которую тот тогда считал для себя слишком условной, Оболенский говорил, что от иконы нельзя ждать реализма в его понимании. «Это то же самое, если вы будете, придя в балет, удивляться, почему люди не ходят, «как в жизни», а почему в опере не говорят, а поют... Задачей иконы не было изображать повседневную жизнь - мускулы, землю, леса, дома... Условность языка проистекает не от неумения, а от стиля - тогда художник не живописал материальный мир, а создавал мир духовных понятий, нравственных категорий. Символов, если хотите, точнее - Евангельской Истины». Возвратившись из Сибири, Глазунов сразу же направился в Эрмитаж, чтобы встретиться с самым большим знатоком русской иконописи и опытным реставратором Фёдором Антоновичем Каликиным и показать ему несколько икон, три из которых были подарены Минусинским священником. Именно Фёдор Антонович преподал ему первые уроки по реставрации икон, их датировке, исходя из характерных признаков разных школ русской иконописи. А кроме того, под руководством мастера художник сам отреставрировал две иконы. Поэтому в области реставрации он считает Ф. А. Каликина своим учителем. После окончания института, преодолевая различные препоны, обусловленные бурной общественной реакцией на его первую персональную выставку в ЦДРИ, Глазунов наконец обосновался в Москве. Здесь он ещё глубже вникает в захвативший его мир русской иконописи, чему способствуют регулярные поездки на Русский Север, в древние города - Суздаль, Ростов Великий, Псков, Владимир, откуда он возвращается с новыми пополнениями для своей коллекции. Но доставались они ему нелегко. Например, в одном из сёл Архангельской области у председателя колхоза, которому было приказано спалить местную церковь к утру, удалось выпросить икону с изображением Георгия Победоносца. И поскольку вывезти её было не на чем, пришлось нести икону на спине десять километров до. ближайшего шоссе. Потом, когда она была отреставрирована, её вешали на стену трое рабочих... В другой раз, будучи в северных краях близ Сольвычегодска, в разорённой церкви, переоборудованной под машинно-тракторную станцию, он заметил под тарахтящим движком старую доску - икону. Пришлось склонять механика извлечь её из-под движка. И тот сам подсказал, что заменить «доску» можно двумя штакетинами из забора, а его самого надо уважить бутылочкой. Так Глазунов стал обладателем иконы XVI века «Святитель Николай в житии»... И подобных случаев вызволения отеческих святынь было немало. Но коллекция пополнялась и за счёт покупок в антикварных магазинах, на развале икон и всевозможных предметов церковной утвари Измайловского рынка столицы, в других местах. Поначалу обретённые художником иконы реставрировал он сам вместе со своей женой Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа. Только потом уже, когда его захлестнуло нараставшее обилие общественных забот, стал привлекать к этому делу знакомых реставраторов. Своей увлечённостью русской иконописью Глазунов заражал друзей. А друзья у него были замечательные. Среди них - легендарный основатель журнала «Чудеса и приключения» Василий Дмитриевич Захарченко. «Он был высокий, красивый мужчина с вьющимися волосами и элегантно подстриженными усами над выдающимся вперёд подбородком», - вспоминал о нём Илья Глазунов в книге «Россия распятая», рассказывая о том, как в шестидесятые годы прошлого столетия задумали они с Василием Дмитриевичем создать Общество охраны памятников истории и культуры. Однако «после того как Хрущёв публично разорвал переданное ему Михалковым наше прошение о создании общества... секретарь советского Комитета защиты мира Михаил Иванович Котов и Захарченко не побоялись создать секцию по охране памятников, из которой, но уже при Брежневе, был сформирован знаменитый ВОО-ПИК». Сколько сил они потратили на это! О галерее художника, где будет выставлено всё сотворенное и собранное им, тогда и не мечтал... Велика ценность иконописного собрания Ильи Сергеевича Глазунова. Она не измеряется рублями или долларами и заключается не в качественном и количественном составе. Уникальные творения православного духа наглядно свидетельствуют о непрерывности традиций, идущих от творчества первых иконописцев, начиная от знаменитого Алипия, работавшего в древнем Киеве, до нашего времени - невзирая на все катаклизмы и потрясения отечественной жизни.
Date: 2015-07-22; view: 781; Нарушение авторских прав |