Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Состояние атмосферы
(«Корма уже под водой…») За последние два столетия влияние человека на биосферу резко возросло и по существу превратило ее в техносферу. Экологи сравнивают современное состояние биосферы с тонущим океанским лайнером, корма которого уже ушла под воду, но наиболее состоятельные пассажиры стараются не замечать этого и продолжают веселиться в салонах носовой части корабля. Атмосфера обладает невысокой буферностью и потому не способна противостоять тем потокам загрязняющих веществ, которые выбрасываются из труб промышленных комбинатов и двигателей автомобилей. Наиболее опасными следствиями загрязнения атмосферы являются: усилениепарникового эффекта. Сам по себе парниковый эффект не есть следствие хозяйственной деятельности. Это естественный процесс разогрева приземного слоя воздуха, вызванный тем, что атмосфера поглощает длинноволновое (тепловое) излучение земной поверхности, в которое превращается большая часть достигнувшей Земли световой энергии Солнца. Однако в период бурного научно-технического прогресса и резкого повышения влияния человека на атмосферу парниковый эффект усиливается за счет повышения содержания в атмосфере парниковых газов. Вследствие этого меняется климат, он становится более теплым. Вклад в загрязнение атмосферы дополнительным диоксидом углерода вносят не только промышленность и транспорт, сжигающие углеродистое топливо, но и процессы разрушения гумуса при сельскохозяйственном использовании почв, а также минерализация торфа при осушении болот. Дополнительный метан поступает в атмосферу из разрушающейся органики свалок твердых бытовых отходов, с рисовых полей и от сельскохозяйственных животных. Эти дестабилизирующие атмосферу процессы развиваются на фоне сокращения площади лесов, в которых происходит сток избыточного диоксида углерода. Потепление климата уже дало ощутимые результаты. Ледовый покров Северного Ледовитого океана за последние 30 лет стал тоньше на 40%. Тают ледники Гренландии, Альп, Кавказа, Килиманджаро. За последнее столетие уровень Мирового океана поднялся на 20 см, к 2100 г. ожидается его повышение на 60 см. В результате могут быть затоплены равнинные приморские страны (в том числе такие густонаселенные, как Бангладеш). Впрочем, некоторые экологи не исключают, что дальнейшее потепление ускорит таяние ледников Гренландии и Антарктиды и это вызовет изменение направления морских течений (например, теплого Гольфстрима). Тогда в некоторых районах мира, включая европейскую часть России, в недалеком будущем климат изменится в сторону похолодания. Может сказаться и увеличение облачности, которая снизит поступление солнечных лучей на поверхность планеты. Очевидно, что при любом сценарии ничего хорошего планету не ожидает. Изменения климата стали причиной сильнейших засух и наводнений, число которых год от года растет. Разрушение озонового слоя. Этот спасительный слой атмосферы расположен на высоте 20 – 45 км и защищает поверхность планеты от избытка ультрафиолетовых лучей, неблагоприятно влияющих на живые организмы. Под влиянием загрязнения атмосферы в озоновом слое образовались «дыры» (области с пониженным содержанием озона) над полюсами Земли. Временные «дыры» возникают над обширными районами вне полюсов. Считается, что причина этих явлений – попадание в озоновый слой хлора промышленного происхождения (от холодильных установок, аэрозольных баллонов и др.) и оксидов азота, которые образуются в почве из минеральных удобрений при их разрушении микроорганизмами, а также содержатся в выхлопных газах автомобилей. Эти вещества разрушают озон с более высокой скоростью, чем он может образовываться из кислорода под влиянием ультрафиолетовых лучей. Однако есть мнение, что на озоновый слой атмосферы влияет извержение вулканов: самая большая озоновая «дыра» образовалась над Антарктидой, однако промышленности в Южном полушарии несравненно меньше, чем в Северном. Кислотные дожди. Это – осадки, в которых содержатся серная и азотная кислоты. Они образуются в результате выбросов в атмосферу оксидов серы и азота предприятиями топливно-энергетического комплекса, металлургическими и химическими заводами, а также транспортом. Кислотные дожди вызывают подкисление почв, снижение прироста леса и урожайности сельскохозяйственных культур, обедняют состав биоты водоемов. Кроме того, они переводят в растворимое состояние соединения тяжелых металлов в почве, которые усваиваются растениями, а затем с пищей попадают в организм животных и человека, вызывая у них болезни. Кислотные дожди разрушают памятники архитектуры. Список жертв достаточно велик: мраморные античные храмы Афин, построенный из известняка Собор Святого Павла в Риме, королевский дворец в Амстердаме, Вестминстерское аббатство и Тауэр в Лондоне, величественный архитектурный комплекс Тадж-Махал в Индии и многие другие. Впрочем, в ряде случаев кислотные дожди могут быть полезными: в районах распространения карбонатных, а особенно щелочных почв они снижают щелочность, увеличивая подвижность элементов питания, их доступность для растений. Азот, содержащийся в осадках, в этих условиях становится удобрением. Никто не знает, сколько новых сюрпризов преподнесет человеку нарушаемая им природа. (Б.М.Миркин) 4.1 Ответьте на вопросы: 1) Почему происходит усиление парникового эффекта? 2) Что такое озоновый слой атмосферы и почему происходит его разрушение? 3) Что такое кислотные дожди и как они влияют на экологию планеты? 4) К какому подстилю научной речи относится данный текст? 5) Какие образно-экспрессивные средства использует автор, которые участвуют в оформлении данного жанра. 4.2 Передайте содержание текста, сохранив лишь научную информацию без элементов научно-популярного жанра. Date: 2015-07-22; view: 578; Нарушение авторских прав |