Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 15. Дыхательные упражнения для развития голоса
Краткие сведения о голосовом аппарате Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый звукопроизводящий аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной стенки. В голосообразовании принимают непосредственное участие центральная нервная система (ЦНС), соответствующие нервные центры головного мозга. По сути, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов ЦНС. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый процесс звуковоспроизведения, являющийся сложнейшим психофизиологическим актом. Органы голосового аппарата Гортань– орган, в котором происходит зарождение голоса. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, подвижно соединенные между собой.
Рис. 32. Сагиттальный разрез органов голосового аппарата: 1 – лобная пазуха; 2 – верхняя раковина; 3 – средняя раковина; 4 – нижняя раковина; 5 – твердое небо; 6 – мягкое небо; 7 – подъязычковая кость; 8 – надгортанник; 9 – щитовидный хрящ; 10 – истинная голосовая складка; 11 – трахея; 12 – основная пазуха; 13 – глоточное отверстие евстахиевой трубы; 14 – небная миндалина; 15 – шейный позвонок; 16 – перстеневидный хрящ; 17 – пищевод Внутренняя поверхность гортани, как и всех полостных органов нашего тела, выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани – щитовидный – определяет величину гортани. Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань, имеет овальную форму, образуется спереди подвижным гортанным хрящом – надгортанником. В процессе дыхания вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. При разговоре и пении вход в гортань суживается и прикрывается надгортанником. Это явление имеет большое значение для образования певческого звука – для «певческой опоры». Если посмотреть в гортань сверху, то с двух сторон видны симметрично расположенные по два выступы слизистой оболочки, находящиеся один над другим. Между ними имеются небольшие симметричные углубления – морганиевые желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а нижние – голосовыми складками. Ложные складки состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц, сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в стенках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет. Эта функция особенно важна при певческом голосообразовании. Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью. При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью. Внутри них находятся внешние и внутренние щиточерпаловые мышцы. Внутренние мышцы называются вокальными. Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или фрагментарно, что обусловливает богатство красок певческого звука. Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы. Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мышцы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование (являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани соединяют ее с лежащей выше, под нижней челюстью, подъязычной костью, а внизу – с грудной костью. Эти мышцы опускают и поднимают всю гортань, а также фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразования. Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло, или трахею. Разбирать повторно строение и функции остальных отделов дыхательной системы смысла нет. Единственное дополнение – требуется более подробное рассмотрение роли диафрагмы в голосообразовании. Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы. Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани, – называются надставной трубой. Верхняя часть этой трубы – носовая полость. Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой. В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными пазухами носа. Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дном – язык, переднюю стенку образуют губы. Верхняя стенка ротовой полости – твердое нёбо, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской. Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба посередине имеет выступ – язычок. Мягкое нёбо продолжается, переходя в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками: передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое нёбо с языком и гортанью. Твердое и мягкое нёба вместе с передними зубами составляют нёбный свод.
Рис. 33. Проекция придаточных пазух носа на лицо: 1 – лобная пазуха; 2 – пазухи решетчатого лабиринта; 3 – гайморова полость; 4 – щель верхнего отдела носовой полости Сзади ротовая полость широким отверстием – зевом – открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков – небными дужками и снизу – спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба. Во время пения зев расширяется: это происходит при поднятии мягкого нёба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке. Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается под сводом черепа. Книзу, суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади – в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев. Глотка условно разделяется на три части: верхнюю– носоглотку, среднюю– ротоглотку и нижнюю – гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлениях. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свои форму и объем, резонаторные свойства. Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.
Механизм образования голосового звука Любое упругое тело, совершая колебания, приводит в движение молекулы воздуха, организованное движение которых образует звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. В человеческом организме таким «упругим телом» являются голосовые складки. При желании человека говорить или петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия. Процесс звукопроизведения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается в легкие. Затем под действием импульсов из ЦНС голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху. Воздух в подскпадочном пространстве под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное (подсвязочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки. Упругие голосовые связки начинают колебаться, пропуская воздушную струю. Возникает звук. При пении происходит «чудо» перерождения воздушной струи в звуковой поток, когда колебания голосовых связок передаются воздушной струе, выдыхаемой певцом, а сам певец, как хороший оператор, контролирует этот процесс с помощью уха и внимания. Колебания связок нельзя рассматривать как результат серии обычных смыканий и размыканий, следующих с большой частотой под напором воздушной струи. Само дыхание к частоте образующихся колебаний (т. е. высоте звука) не имеет никакого отношения: это явление обусловливается тем, какие части голосовой складки и с каким напряжением модулируют прохождение воздушного потока. Механизм дыхания с точки зрения голосообразования Фундаментом, «основой» владения голосом является дыхание. Считается, что владение голосом – это «мастерство выдоха», но чтобы «мастерски выдыхать» надо научиться вдыхать. Для того чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, непрерывной струей через голосовые связки, как смычок по струнам, заставит «голосовой инструмент» звучать. С точки зрения владения голосом (хоть для пения, хоть для публичного выступления), дыхание должно быть активным, целенаправленным, собранным в упругий «пучок» – «смычок». Для мастерского владения голосом надо так «брать дыхание», чтобы грудная клетка «раскрывалась», наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой. Для этого надо учиться набирать в легкие воздух, в чем вам и поможет описанный ниже комплекс упражнений. Дыхательные упражнения для развития дыхательного аппарата № 1. Кладем руки ладонями на нижние ребра так, чтобы центр каждой ладони пришелся на вертикальную линию, идущую вниз от подмышки (среднюю подмышечную линию), а пальцы были расположены горизонтально и направлены к центру груди. Плечи опущены и расслаблены. Делаем глубокий вдох, ощущая движение воздуха «к пупку». Почувствуйте, как нижние ребра расходятся в стороны – это признак того, что вы «взяли» нужный объем воздуха. Выдохните и ощутите, как «опадают» поднявшиеся ребра. № 2. Проведите кончиком языка у основания верхних резцов, затем вверх по твердому небу. Если нужно, повторите движение, чтобы создалось четкое ощущение объема, представление об этой области. Теперь на вдохе (руки по‑прежнему контролируют нижние ребра) вновь стараемся «прощупать» объем «взятого» воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом («раз», «два», «три», «четыре»…), стараясь при этом почувствовать напряжение той зоны у корней резцов, к которой прикасались языком. В эту же зону направляем поток воздуха при выдохе, произнесенные слова должны звучать именно в ней (в представляемой зоне). Этому процессу должно помочь образное представление об «очень высоком» твердом нёбе, куполе, зонте или парашюте. У преподавателей вокала такая речь на контролируемых и вдохе и выдохе называется «поставленной». Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, как плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произведение звуков. № 3. Очень глубоко, резко и быстро делаем вдох через нос (по‑прежнему контролируем нижние ребра и следим, чтобы плечи не приподнимались). Так же резко, активно выдыхаем через рот. Это упражнение развивает и тренирует дыхательный аппарат. № 4. Активно вдыхаем через рот и без паузы проговариваем на выдохе слог «да»: «да‑да‑да‑да…». Проговаривая слог, ощущаем корни передних зубов, особенно «щелочку» между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка звука». Нижняя челюсть расслаблена, но не «отваливается». Следим, чтобы дыхание было плавным, не сбивалось. № 5. Ложимся на спину, правая рука контролирует ребра с левой стороны, левая рука на животе. Делаем глубокий вдох: руки ощущают, как раздвигаются ребра и выпячивается живот. На выдохе считаем «раз», «два», «три», «четыре»…. Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. «Выжимать» воздух из легких до ощущения пустоты не надо. «Ощущение звуков» – как в упражнении № 4. № 6. Лежа, как и при выполнении упражнения № 5, осуществляем контроль вдоха и выдоха, добиваясь круглого, протяжного звука счета. Разница в том, что счет ведется двузначными цифрами: 21, 22, 23…. Главное – не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха. № 7. Делаем ртом глубокий вдох, выдох – через нос, очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро вышел весь объем воздуха из груди. Звук «стона» упирается в верхние резцы, губы ощущают вибрацию (или хотя бы слабую щекотку). № 8. Делаем ртом глубокий вдох, на выдохе – протягиваем, «мычим» звук «М». Губы сомкнуты, но не сжаты. Руки контролируют ребра и живот. Звук должен отозваться в груди, в голове, «заполнить тело» своим объемом. Повторяем это же упражнение на звуки «Н», «В», «3». № 9. Выполняется аналогично упражнению № 8, только к согласной нужно присоединить гласную: «М‑А‑А…», «В‑А‑А…». Внимательно следите, чтобы форма звука не менялась, а дыхание «не рвалось». № 10. Усложняем упражнение № 9. На контроле вдоха и выдоха произносим теперь два слога. Ударение делаем на втором слоге, гласную второго слога тянем: «МА‑М‑А‑А‑А…». Все время контролируем дыхание, слушаем звук, который «наполняет тело» от твердого нёба до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. Между слогами пауз не делаем, дыхание берем по мере того, как заканчивается воздух в легких. Следим, чтобы смена слога, смена гласной не меняла характера звука, его объема и силы.
... МА‑МА НА‑НА ВА‑ВА ЗА‑ЗА МА‑МО НА‑НО ВА‑ВО ЗА‑ЗО МА‑МИ НА‑НУ ВА‑ВУ ЗА‑ЗУ МА‑МУ НА‑НИ ВА‑ВИ ЗА‑ЗИ МА‑МЭ НА‑НЭ ВА‑ВЭ ЗА‑ЗЭ
№ 11. Кладем руки на ребра. Вдыхаем и начинаем «задувать свечу». Обратите внимание, как замечательно природа координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания воздуха. Чтобы достичь совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь к этому простому упражнению. Говорят, что «искусство пения – это искусство выдоха», и любой, кто хочет научиться говорить и петь красиво, должен постепенно им овладевать. «Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание. Когда вы добьетесь стабильности в ощущениях реберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике. Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит начинающего «дергать» мышцами живота, «тужиться», что не ускорит процесс обучения, дай от новых зажатий потом нелегко избавиться. Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы. Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки. Пение – это мастерство выдоха, но далеко не все профессионалы овладевают этим мастерством» [47]. У начинающих певцов и ораторов одинаково часто встречаются две ошибки: дыхание или слишком вялое, или форсированное. Вялое дыхание обусловлено неразвитыми дыхательными мышцами, недостаточным вдохом, вялым выдохом. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активностью дыхательных мышц, вдох при этом шумный, с «перебором» дыхания, выдох с излишним напором. Итак, какие же навыки на начальном этапе подготовки должен освоить начинающий певец или оратор? «1. Стойте удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела; 2. Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, «подпирает» ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением была пауза не меньше часа; 3. Дыхание не должно быть шумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы; 4. Для начинающих дыхание лучше брать одновременно носом и ртом или через нос с открытым ртом, это дает лучшее раскрытие. И, кроме того, этот вид дыхания (рот + нос) менее шумный. В паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать слизистым, которые сохнут при дыхании ртом, увлажниться; 5. Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так как перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерности; 6. Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и естественность. От умения расходовать дыхание зависят красота звука, полноценность художественного воплощения, долговечность голоса. Следует с самого начала обучения усвоить два правила: не перебирать при вдохе, не «выжимать» при выдохе; 7. Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или расслаблять диафрагму, т. е. следует сохранять «вокальную форму» тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и опорность звука; 8. Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что эта мгновенная «задержка» дыхания чрезвычайно важна: а) она организует выдох; б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука; в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух с призвуком «X»; г) устраняет потерю дыхания в начале фразы; д) мгновенная задержка перед выдохом – это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования. 9. Никогда не тренируйте певческий выдох без начала звука, хотя бы скажите слово, спойте один звук; 10. Вдох производить не в последний момент, а чуть‑чуть раньше; 11. Вдыхать по возможности незаметно для глаз и слуха слушателей; 12. Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями; 13. Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно не противоречит музыкальному или литературному тексту; 14. Не надо забывать, что дыхание – это еще и средство выразительности; 15. Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе); 16. Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание» [48]. Дыхательные упражнения для укрепления голосового аппарата Тем, кто быстро устает от речевой и певческой нагрузки, можно рекомендовать дыхательные упражнения именно для укрепления голосового аппарата. Эти и подобные упражнения применяют и как лечебную гимнастику при восстановлении деятельности голосового аппарата в послеоперационный период – настолько они эффективны. Заниматься надо в спокойной обстановке и сосредоточенно. Перед выполнением упражнений – проветрить комнату. Упражнения выполняются сидя на стуле. 1. Активный вдох‑выдох через нос – 10 раз; 2. Энергичный вдох через нос, выдох через рот – 10 раз; 3. Вдох через рот, выдох через нос – 10 раз; 4. Вдох через одну ноздрю, выдох через другую, зажимая то большим, то средним пальцем ноздрю (10 + 10 раз); 5. Вдох через нос, выдох через плотно сжатые губы: воздух с усилием проталкивается через напряженные губы – 10 раз; 6. На выдохе беззвучно протянуть «ы‑ы‑ы». Произносить этот звук надо не глубоко, а чувствуя легкую вибрацию у корней верхних резцов; 7. «Мычание» на выдохе (до 30 секунд). Мычать близко, «на зубах», чтобы ощущалась вибрация на губах. Хорошо перед «мычанием» открыть нешироко рот, а потом сомкнуть губы, не смыкая зубов, – 10 раз; 8. После «мычания» потянуть на хорошем продыхе, через свободное горло следующие звуки:
... М–3– Н–В–;
9. Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: «ох, ах». Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом. Упражнения для снятия напряжения с голосового аппарата После длительной речевой или певческой нагрузки может возникнуть усталость голосового аппарата, сопровождающаяся затруднением артикуляции, жжением в горле, снижением звучности голоса. Не ждите, что эти явления пройдут сами по себе – надо помочь своему голосовому аппарату, особенно если он вас «кормит». Принести облегчение может комплекс упражнений, аналогичный приведенному ниже. 1. Громко и быстро «поцокать» языком в течение 10–30 секунд; 2. Смотря в зеркало, произнести «Ка‑аа‑аа‑ар»: при этом обратите внимание на свое горло – постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и нёбный язычок. Повторите 6–8 раз; 3. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу и, напряженно скользя и сворачивая язык колечком, постарайтесь дотянуться до нёбной занавески. Упражнение делается с закрытым ртом – 10 раз; 4. «Синха‑мудра» – «поза льва». Встаньте на четвереньки, вдохните и задержите дыхание. Раскройте рот максимально широко и высуньте до предела язык, стараясь достать им до подбородка. Глаза широко раскрыты. Тянитесь языком три‑четыре секунды – выдох. Повторить 5‑10 раз; 5. Сложите губы трубочкой. Вращайте «трубочкой» по часовой стрелке и против нее, потянитесь попеременно к носу и подбородку – 10 раз; 6. Засмейтесь, положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается и при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц, не имеет никакого значения, смеетесь вы или просто произносите «ха‑ха‑ха».
Date: 2015-07-23; view: 1207; Нарушение авторских прав |