Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 14. Дыхательные упражнения в современных психотехнологиях
Краткое психологическое вступление Отбирая материал для этой главы, автор совершенно случайно натолкнулся на фразу: «личностное развитие – это величайшее увлечение в мире». И увлекаются им миллионы! Но несмотря на то, что цель саморазвития кажется очевидной для сторонников этого подхода, здесь все далеко не так просто. Казалось бы, цель саморазвития проста, как апельсин: стать более счастливым и сильным, сконцентрировать свое внимание на тех сторонах личности, которые приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности. Увлекаться можно чем угодно – от творчества до самолюбования. Все здорово, все увлекательно и ново. Кроме одного – не было еще случая, чтобы слепец слепцов хоть куда‑нибудь довел благополучно. Человек может изменить и улучшить что‑то только тогда, когда у него есть ясное понимание – что и как он желает улучшить. Но, как писал великий сказочник, король по‑прежнему голый, а на обывателя потоком хлынули «психологические технологии», которые используются в индивидуальной и групповой формах психотерапевтической работы с клиентами: это NLP, психосинтез, пневмосинтез, дианетика, психодрама, гештальттерапия, позитивная психотерапия, ребефинг, вайвейшн и т. д., и т. п. В их многообразии давно уже путаются даже профессиональные психологи. Здесь, кстати говоря, наблюдается та же грустная история, что и с различными направлениями дыхательных гимнастик – выбор велик, а вот куда податься простому человеку с его проблемами, никто сказать не может. Как повезет, как карта ляжет.
... Не было еще случая, чтобы слепец слепцов хоть куда‑нибудь довел благополучно…
Многие приверженцы «психотехнологий» используют в своей работе дыхательные упражнения в явном виде – о них мы и будем говорить в рамках данной книги: мы рассмотрим сами техники дыхательных упражнений, которые, совпадая с теми или иными дыхательными комплексами, описанными в предыдущих главах, могут вызвать те или иные психические явления. Кто предупрежден – тот вооружен: из этих соображений автор посчитал необходимым рассмотреть воздействие дыхательных упражнений на психику. Чтобы рассортировать распространенные психотехнологии по «технологическому подходу» к дыхательным упражнениям, мы разделим их на методики, использующие дыхательные упражнения в ясном (бодрствующем) состоянии сознания, и на методики, «работающие» в измененном состоянии сознания [41]. Дыхательные психотехники в ясном состоянии сознания Общие принципы использования дыхания для создания «требуемого» эмоционального или психологического настроя изложены в руководствах по широко и давно известной аутогенной тренировке (АТ). Само по себе это направление создало целую библиотеку руководств по использованию приемов аутогенной тренировки в различных жизненных ситуациях, и пересказать все нюансы этого метода в одной книге нет никакой возможности. В принципиальной основе АТ лежит сознательное усилие по мобилизации или успокоению психических процессов путем использования приемов релаксации (расслабления) тела, формул самовнушения и дыхательных упражнений. Современная АТ имеет, как и следовало ожидать, массу модификаций, но мы опишем только общий принцип, который можно использовать в обычной жизни и в полном отрыве от остальных техник аутогенной тренировки. «Мобилизующее» и «успокаивающее» дыхание Дыхательный раздел АТ рассматривает всего два варианта дыхательных упражнений: успокаивающее («вечернее») дыхание и мобилизующее («утреннее»). И то, и другое упражнения имеют в своей основе либо брюшное, либо полное дыхание, поэтому их использование возможно только после полного усвоения данных типов дыхательных движений. Вечернее дыхание Сокращенная формула [42] вечернего дыхания выглядит следующим образом: 1 этап Фвечер = П4:0:4:2С > П4:0:5:2С> П4:0:6:2С >П4:0:7:2С > П4:0:8:2С 2 этап Фвечер = П4:0:8:2С > П5:0:8:2С > П6:0:8:ЗС >П7:0:8:ЗС > П8:0:8:4С 3 этап Фвечер = П8:0:8:4С > П7:0:8:ЗС > П6:0:7:ЗС >П5:0:6:2С > П4:0:5:2С Дыхательные упражнения регулируются мысленным счетом самого тренирующегося. Каждый счет равен примерно одному удару пульса (субъективный счет, обозначаемый в формуле буквой «С») или одной секунде (объективный счет, отображаемый в формуле буквой «О»). Если предлагаемый ритм затруднителен, можно ускорять или замедлять его, изменяя не сам ритм, а темп дыхания. «Вечерний» тип дыхания характеризуется постепенным удлинением ВЫДОХА до продолжительности удвоенного вдоха. В дальнейшем вдохи удлиняются, пока не станут равны выдохам, затем все фазы дыхательного цикла вновь укорачиваются, возвращаясь к исходной продолжительности, но все же вдох укорачивается быстрее. Продолжительность паузы после выдоха во всех случаях равна половине вдоха. Утреннее дыхание Сокращенная формула утреннего дыхания выглядит следующим образом: 1 этап Футро = П4:2:4:0С > П5:2:4:0С > П6:3:4:0С > П7:3:4:0С > П8:4:4:0С 2 этап Футро = П8:4:4:0С > П8:4:5:0С > П8:4:6:0С > П8:4:7:0С > П8:4:8:0С 3 этап Футро = П8:4:8:0С > П8:4:7:0С > П7:3:6:0С > П6:3:5:0С > П5:2:4:0С «Утреннее» дыхание как бы «отзеркаливает» «вечернее» – идет нарастание не выдоха, а вдоха, задержка происходит не после выдоха, а после вдоха. Использование утреннего и вечернего дыхания «Утреннее» и «вечернее» дыхание можно использовать с практическими целями. «Вечернее» дыхание используется для того, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, мешающее, например, засыпанию. «Утреннее» помогает преодолеть вялость и сонливость при чрезмерном общем утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания. Несмотря на то, что ритмика этих видов дыхания в «формульном» виде выглядит достаточно сложной, при изучении оба типа практикуются достаточно легко – этот процесс схож с тем, когда мы начинаем запоминать мелодию, не задумываясь об отдельных нотах, ее образующих.
Дыхательные психотехники в измененном состоянии сознания Примерно с середины 60‑х годов XX века в обществе возник большой интерес к психоделическим экспериментам – особым переживаниям, вызванным приемом различных веществ: от классических галлюциногенов (ЛСД, псилоцибин, мескалин) до больших доз внешне безобидных препаратов (вроде витаминов группы В). Возникнув вначале в среде хиппи, эта мода по сути была построена на особом внимании к психоделическим переживаниям, происходящим в особом, измененном состоянии сознания (ни сон, ни явь), им придавалось особое значение, сравнимое с религиозным озарением. Рано или поздно подобное явление должно было привлечь и внимание науки. Поэтому неудивительно, что достаточно быстро возникли целые психологические школы, которые пытались направить переживания пациента, находящегося в измененном состоянии сознания (обычно после приема ЛСД), в нужном им направлении. На этом фундаменте строились теории, объясняющие, как избавить пациента от глубоких психологических конфликтов. Однако руководить пациентом, находящимся под действием наркотика, очень непросто, да и общество постепенно стало посматривать на эксперименты с наркотиками все более и более критически. И тут, как нельзя более ко времени, Станислав Гроф, активно работающий с ЛСД, публикует работу, в которой сообщает, что, применяя особую технику дыхания, можно достичь тех же состояний, что и принимая ЛСД. Так появился метод холотропного дыхания. После выхода в свет книг Станислава Грофа многие пробуют экспериментировать с дыханием самостоятельно. Это приводит к тому, что люди путают холотропное дыхание с кислородным отравлением. Это классический пример того, как использование интенсивных технологий без специального обучения и наблюдения специалиста может (и начинает) приводить к негативным последствиям. Но ящик Пандоры уже распахнут, и психотехники, использующие измененные состояния сознания, начинают рождаться одна за другой. С точки зрения дыхательных техник, достижение измененных состояний сознания может происходить двумя путями: либо с использованием перенасыщения организма кислородом [43] (состояния гипервентиляции), либо с использованием повышения концентрации углекислого газа (состояния гиперкапнии и гипооксигенации). И тот, и другой способы достаточно эффективно вызывают «нужное» состояние. В основе методик, использующих гипервентиляцию, лежат техники связанного дыхания, о котором мы будем говорить дальше. Техники, построенные на кислородном голодании, используют либо його‑тантрическую практику задержек дыхания, либо различные вариации дыхания «в мешок» и поверхностного дыхания («а la Бутейко [44]»). С психологической точки зрения, в области техник, использующих расширенные и измененные состояния сознания, условно можно выделить два основных подхода: трансцендентный и интегративный. Трансцендентный подход (от лат. transcendere – выходить за пределы, проходить сквозь) понимает материальный мир как иллюзорный. При этом ментальные усилия человека сосредоточиваются на прохождении сквозь иллюзию к Реальности. Благодаря этому Йога, «Трансцендентальная медитация (ТМ)» и другие мистические учения используются как методы ухода от трудностей «мира материальных объектов» в мир собственных фантазий. Кроме того, трансцендентные пути трансформации и развития личности зыбки и небезопасны. Чтобы избежать различных неприятностей и неожиданностей, необходим постоянный контакт с опытным наставником (не важно, как он будет называться, – гуру, учитель, Отец – важно, что он будет делать). Для получения явственных результатов на пути трансцендентального изменения личности требуются месяцы и годы регулярных занятий, желательно ограничение взаимодействия с внешним миром. Поэтому на протяжении всей истории человечества создавались различные эзотерические сообщества и закрытые религиозные учреждения (ашрамы, монастыри, ордена, братства, общины), чтобы породить определенную групповую субкультуру вне пределов «мирской» жизни. Интегративный подход (от лат. integratio – восстановление) принимает тотальную реальность материального мира объективной и предлагает не бороться с материальным миром, проявляя фрагментарность сознания, а принять его полностью, тем самым достигая целостности осознания всего сущего. При этом усилия человека должны быть направлены на понимание конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. Интегративные психотехнологии не уводят человека от материального мира, а повышают его адаптационные возможности и эффективность действий в каждой конкретной ситуации. Применение интенсивных интегративных психотехнологий в современной практической психологии и психотерапии продиктовано несколькими объективными предпосылками: • ускорение «темпа жизни» порождает дефицит психотехник, которые соответствуют «духу времени», обладают высокой эффективностью и быстротой действия; • интегративные психотехнологии не отрывают человека от реальной жизни, а способствуют большей погруженности в деятельность, повышению его творческого потенциала, личностной самоактуализации; • интегративные психотехнологии обладают «высокой мерой свободы клиента» – любой человек или малая группа, освоившие навыки применения психотехник в этом направлении, могут применять их в своей жизни, деятельности без помощи специалиста (исключением является холотропное дыхание). Специалисты и тренеры этого психотерапевтического направления (зарабатывающие на нем деньги) часто приводят и еще один довод – «интегративные психотехнологии обладают качеством безопасности для психики и тела человека» – но в этом они немного лукавят. Занятия по интегративным психотехнологиям, проводимые под руководством специалиста, менее опасны, чем самостоятельные опыты, но не всегда безопасны для психического здоровья. И здесь «медленные» трансцендентальные подходы могут «дать фору» интегративным – они как раз более безопасны для психического здоровья. Итак, во всем многообразии дыхательных психотехник можно выделить две группы: • методики на основе техники связного дыхания, работающие в режиме гипервентиляции, среди которых можно выделить пять четко определившихся направлений [45]: • Вайвейшн (основатели – Джим Леонард и Фил Лаут); • Ребефинг (основатель – Леонард Орр); • Свободное дыхание (Сергей Всехсвятский); • Тренинг Любящих Взаимоотношений – LRT (основатели – Сандра Рэй и Боб Мандел); • Холотропное дыхание (основатель – Станислав Г роф); • методики на основе тантрических (йогических) дыхательных техник с задержкой дыхания или поверхностным дыханием (с развитием гипоксии). Описывать эту группу психотехник мы не будем – с точки зрения особенностей дыхания она ничем не примечательна (задержка дыхания на 60 и более секунд провоцирует запуск стрессогенных механизмов, что и используется в терапии), а психологическая подоплека этого процесса лежит в стороне от темы данной книги. Интегративные психотехники на основе гипервентиляции Наибольшее распространение получили интегративные дыхательные психотехники, основанные на технике связного дыхания. Поэтому мы рассмотрим собственно технику связного дыхания, а затем коротко охарактеризуем каждое из наиболее распространенных направлений. Техника связного дыхания Связное дыхание технологически представляет собой дыхание открытым ртом без пауз между вдохом и выдохом и выдохом и вдохом. Оно включает в себя два типа: Первый тип предназначен для достижения состояния гипервентиляции и условно разделен на два класса: • первый класс – глубокое учащенное дыхание с активным, несколько форсированным вдохом и пассивным расслабленным выдохом. Этот «класс» является основным «инструментом» достижения измененного состояния сознания; • второй класс – характеризуется менее глубоким, чем предыдущий класс, дыханием, которое все же глубже, чем обыкновенное, и совершается со значительно большей частотой. Этот «класс» является «двигателем» интегративного процесса в измененном состоянии сознания. Второй тип дыхания принципиально отличается от первого: он не направлен на достижение состояния гипервентиляции, скорее наоборот. В нем также выделяется два класса (для удобства назовем их третьим и четвертым классами): • Третий класс (образное название «собачка» – так дышит в жару собака) – поверхностное и очень частое дыхание. Реализуется этот класс дыхания двумя способами – либо за счет поверхностных и частых движений грудной клетки (верхушечное дыхание), либо за счет таких же частых и ограниченных движений диафрагмы – в зависимости от того, какой тип дыхания преобладает у клиента – грудной или брюшной. Частота «собачьего» дыхания ограничена только частотой импульсации дыхательного центра – около 50 дыхательных движений в минуту. Дыхание третьего класса является техническим приемом, своего рода «спасательным кругом», позволяющим быстро выйти из потока переживаний, ставших чрезмерно интенсивными и травмирующими. Этому приему специально обучают пациентов, однако применяется он не всегда; • Четвертый класс – так называемое инжекционное дыхание, остановка дыхания (задержка на длительное время) в ходе сеансов не допускается. Дыхание четвертого класса возникает в ходе занятия спонтанно, оно допустимо только в одной‑единственной ситуации: когда дыхание автоматически подавляется, чтобы оно не мешало глубинному потоку личностно очень значимых переживаний. Первый и второй классы дыхания доводятся до автоматизма, когда дыхание в заданном режиме уже не требует сознательного контроля. Относительно небольшой набор дыхательных техник тем не менее позволяет достичь постепенного «входа» в измененное состояние сознания, управление ИИС и плавного мягкого выхода. Специалисты в области интегративных дыхательных методик часто говорят об ошибочной «модели гипервентиляции», которая установилась в медицинской науке. В учебниках по физиологии дыхания так называемый синдром гипервентиляции описывается как стандартный и обязательный физиологический отклик на учащенное дыхание. К его признакам прежде всего относится знаменитый «карпопедальный спазм» – непроизвольное подергивание рук и ног. В медицинской практике (больше на Западе, чем в России) при появлении признаков гипервентиляции начинают давать транквилизаторы, делать внутривенные вливания хлористого кальция, рекомендуют дыхание «в мешок» [46], чтобы сбалансировать количество углекислого газа в альвеолярном воздухе. Исходя из собственного опыта, результатов и практики проведения сеансов, специалисты по связному дыханию считают такое понимание неверным. По их мнению, существует множество людей, у которых классический синдром гипервентиляции не развивается даже после продолжительных сеансов; наоборот, они испытывают ощущение возрастающей релаксации, интенсивное сексуальное возбуждение, могут иметь место мистические переживания. У некоторых из них появляется напряжение в различных частях тела, но характер этих напряжений сильно отличается от карпопедального спазма. Более того, продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но и приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. По характеру это явление вполне сопоставимо с сексуальным возбуждением и оргазмом. Достижение такой реакции некоторые авторы склонны приравнивать к катарсису – освобождению от глубинного психологического переживания. Но это уже вопросы психологической методики. Вайвейшн Вайвейшн (от лат. vivation, vivo – жить, vividus – полный жизни, живой, пламенный, сильный), другое название метода – интегративный ребефинг, что указывает на его происхождение от классического ребефинга. В «изначальной» методике ребефинга Леонарда Орра существовало понятие «высвобождение», это высвобождение «подавленного материала» (психическихтравм и переживаний) считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. Создатели методики вайвейшна, Джим Леонард и Фил Лаут, соединили в своей методике опыт применения практик йоги и цигуна, а также психологический инструментарий развивающегося ребефинга. Они считали, что необходимо не только высвобождение, но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие «Пяти элементов процесса», которые позволяют быстро и эффективно приблизиться к результату процесса – интеграции. Этими элементами являются: • связное дыхание; • полное расслабление; • детальное осознание; • интеграция в экстаз; • делай то, что ты делаешь, – желания достаточно. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания. Существуют различные ступени обучения интеграции: • «сухой» вайвейшн; • «водный» вайвейшн; • «амбулаторный» вайвейшн – закрепление навыка интеграции в повседневной жизни (во время еды, за рулем автомобиля и т. д.). Вайвейшн – скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет громкой музыки и умопомрачительных «странствий духа». Целью вайвейшн является не изменение реальности, не открытие новой реальности и даже не «откапывание» глубинных воспоминаний о поворотных моментах биографии, а дружеские и партнерские отношения с окружающим миром без ухода от реальности. Ребефинг Ребефинг (от англ. rebirthing – возрождение, духовное воскрешение, дословно – «второе рождение») – система связного осознанного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего – травмы рождения. Основные задачи ребефинга это: • научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух; • разгадать тайну рождения‑смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа. В ребефинге особое внимание уделяется следующим аспектам: • высвобождению дыхания и высвобождению энергии; • проработке «Пяти Великих Проблем»: 1) травмы рождения; 2) синдрома родительского неодобрения; 3) специфических негативных идей («Жизнь плоха», «Мир жесток, в нем царит закон джунглей» и т. д.); 4) неосознанного стремления к смерти; 5) прошлых жизней. • концепции «Мысли творят реальность». Мысли типа «Я не могу…», «Это не для меня…» и т. п. сужают сферу возможных решений и ограничивают жизнь. Цель этого аспекта ребефинга – «переделать все минусы в плюсы». Как видно из сказанного, ребефинг имеет яркий мистический оттенок и является частью более широкой системы, которую Леонард Орр называл «Йогой вечной жизни». Система включает 9 основных принципов: очищение Водой, Огнем, Воздухом, Землей, Карма‑йогу, Мантра‑йогу, Любовь, Милость и Уважение. Свободное дыхание «Свободное дыхание» – более технологизированный, теоретически разработанный российский вариант использования связного дыхания. Эта техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов, запускает механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности, и обеспечивает готовность решать проблемы. На методическом уровне «свободное дыхание» выражается в пяти элементах, два из которых аналогичны соответствующим в вайвейшне, три других отличаются по смыслу и содержанию. Этими элементами являются: • полное расслабление; • связное дыхание; объемное внимание; гибкость контекста; активное доверие. Каждый элемент имеет теоретическое обоснование, а их сочетание носит системный характер. Большое внимание уделяется технике дыхания и контекстуальному использованию различных классов дыхания. Тренинг Любящих Взаимоотношений (LRT) LRT – подробно разработанная психотехнология, основанная на методике связного дыхания и элементах тренингов общения. Автор методики – Сандра Рей, девиз – отношения это все. Акцент делается на концепции «Мысли творят реальность». Система состоит из множества упражнений, техник и процессов, позволяющих прояснить «негативные мысли» и начать улучшать отношения к себе, своему телу, родителям, сексу, деньгам, работе, Богу и т. д. Холотропное дыхание Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику, названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ею индивидуально, без помощи опытного инструктора. Слово «холотропный» буквально означает «стремящийся к целостности» (от греч. holos – целое и trepein – движущийся в определенном направлении). Основными элементами холотропного дыхания являются: • глубокое и быстрое связное дыхание; специально подобранная музыка, которая создает «несущую волну» и способствует высвобождению подавленного эмоционального материала; • помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом. Эти элементы дополняются приемами творческого самовыражения личности – рисование мандал, свободные танцы, лепка из глины и пр. Предпочтение отдается групповой форме работы. Краткое заключение Использование дыхательных упражнений в психотехнологиях стоит несколько особняком от общей темы данной книги, однако сказать о нем несколько слов в заключение необходимо. Автор не видит никаких препятствий для использования любых дыхательных техник в состоянии ясного сознания, однако измененные состояния сознания – территория совершенно непознанная, таящая и открытия, и опасности. На карту науки только начинают наноситься общие очертания этого материка.
... Любые самостоятельные эксперименты над собственной психикой нежелательны. Но если уж они проводятся, то должны, во‑первых, преследовать ясно осознаваемую цель, а во‑вторых, не проводиться скуки ради: это все равно, что от нечего делать «дернуть косячок»– путь, который может завести очень и очень далеко…
|