Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной средеСтр 1 из 39Следующая ⇒
Оглавление.
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде 5 Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения. 8 Психологический компонент методологической культуры современного учителя. 14 Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях. 18 Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения ФГОС. 18 Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения. 21 Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии 26 Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу. 30 Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации ФГОС нового поколения.. 32 Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии 37 Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов ОУ. 40 Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении. 43 Взаимодействие специалистов ППМС-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе. 50 Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба). 57 Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 62 Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания. 67 Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе 70 О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры.. 73 Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов. 76 Активные формы работы с родителями. 79 Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 83 Проблемы образовательной интеграции. 83 Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования 85 Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. 88 Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика. 92 Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме 96 Методические рекомендации по логопедической диагностике. 101 Школа равных возможностей: ППМС-сопровождение инклюзивного образования…... 107 Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии. 109 Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания 112 Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет. 117 Список авторов. 121
С.В. Тарасов Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
Динамичные социокультурные условия сегодняшнего дня побуждают к постановке комплексных задач, направленных на адекватное современной психолого-педагогической ситуации развитие личности в процессе образования. Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение его качества, доступности, индивидуализации и дифференциации, что предполагает: - создание психологически безопасной образовательной среды - осуществление квалифицированной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста, психологической помощи семьям детей групп особого внимания; - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного и профессионального маршрута; - профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы; - помощь в разрешении проблем во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Особое значение приобретают вышеназванные позиции в контексте обозначенных направлений развития образования, сформулированных в рамках национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа». В частности, в данной стратегии речь идет о «создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Более того, одной из первостепенных задач в национальной стратегии определена необходимость выстраивания «разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.). Актуальной задачей современного этапа является реализация принципиально нового подхода к деятельности существующих ППМС-центров, которые сегодня зачастую играют роль «скорой помощи», корректируя проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка в образовательном учреждении. В условиях обновления содержания образования в соответствии с основными положениями ФГОС сфера ответственности ППС (психолого-педагогического сопровождения) не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она должна включать в себя задачи обеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, формирования установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактики поведенческих факторов риска. При этом в поле зрения таких центров должны находиться все категории детей, в том числе, талантливые (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, поддержка при социализации которых требует особого внимания. В связи с этим перспективным направлением является создание комплексной модели сопровождения процессов развития ребенка, которая, с одной стороны, интегрировала бы зачастую несогласованные диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны – объединила бы усилия всех субъектов: учащихся, учителей, родителей. Данная модель призвана способствовать профессиональному выбору и обеспечивать формирование самой способности к сознательному ответственному самоопределению. Предметом внимания помимо способности к планированию учебной и профессиональной карьеры становится более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути. Особое место в деятельности такой модели отводится психологической поддержке педагога в процессе его профессиональной деятельности. Психологическая комфортность учащихся непосредственно зависит от психологического здоровья педагога и уровня его психолого-педагогической компетентности, личностной регуляции, которая дает возможность не только управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться в личностной сфере. К сожалению, на сегодняшний день эффективных моделей поддержки педагогов, предупреждения проблем их профессионального выгорания и деформации разработано и реализуется недостаточно. Вместе с тем, не менее значимыми для современной школы, требующими профессионального решения остаются вопросы психологической безопасности образовательной среды, принципами проектирования которой являются: - защищенность личности, через развитие и реализацию ее индивидуального потенциала, и устранение психологического насилия; - опора на развивающее образование, целью которого является не обучение, а личностное развитие; - помощь в становлении социально-психологической умелости. Необходимость проектирования такого рода среды делает актуальным поиск технологий, способствующих расширению и углублению компетентности педагога в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации. Обозначенный подход предполагает, что специалист сферы психолого-педагогического сопровождения, помимо владения методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, обеспечению эффективного взаимодействия в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). В связи с этим актуальной и востребованной становится разработка комплексной модели психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка в условиях образовательной среды как интеграции педагогических, психологических, управленческих и общественных составляющих процесса обучения, воспитания и социализации личности. Под развитием при этом следует понимать именно качественное изменение человека. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в современном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реал изация которой предполагает достижение комплекса задач: - предупреждение возникновения проблем развития ребенка; - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; - психологическое обеспечение образовательных программ; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления: - профилактика; - диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); - консультирование (индивидуальное и групповое); - развивающая работа (индивидуальная и групповая); - коррекционная работа (индивидуальная и групповая); - психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; - экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). Главным итогом деятельности по обеспечению психолого-педагогического сопровождения, согласующегося с социальными запросами населения и требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является адаптация детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, обеспечение организации образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка. Обозначенный результат достигается посредством создания условий для формирования не только определенных личностных качеств (активность, коммуникабельность, ответственность, социально-психологическая умелость), но и адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного человека личностных установок, способных обеспечить качество жизни. Таким образом, эффективное психолого-педагогическое сопровождение в современных социокульурных условиях является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Е.И.Казакова, И.В.Серебрякова Date: 2015-07-23; view: 798; Нарушение авторских прав |